Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОТРУДНИКОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

МОНИТОРИНГ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОТРУДНИКОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечипас Алина Вадимовна

Актуальность данного исследования обусловлена ростом популярности онлайн-обучения. Развитие онлайн технологий для обучения проходит в рамках цифровизации в образовании. С помощью онлайн- обучения можно получить новые знания, навыки и умения, пройти курсы повышения квалификации, переквалификации или изучить иностранный язык. Многие крупные компании предлагают своим сотрудникам пройти онлайн-обучение по различным направлениям, иногда обращаясь для этого в сторонние организации. Онлайн-обучение для сотрудников предприятий и компаний удобно, так как можно проходить обучение прямо на рабочем месте, коме того онлайн-обучение стоит значительно дешевле традиционного очного обучения. При развитии онлайн-обучения встает вопрос о его эффективности и удовлетворенности им сотрудников предприятий, которые, как правило, привыкли обучаться в традиционном формате. С целью определения удовлетворенности специалистов предприятия онлайн-обучением, а также для определения достоинств и недостатков обучения в формате онлайн, нами было разработано анкетирование для сотрудников предприятия АО «Волжский трубный завод», которые проходили онлайн-обучение английскому языку. Был проведен анализ результатов анкетирования и сделаны основные выводы по вопросу онлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF ONLINE FOREIGN LANGUAGE LEARNING FOR METALLURGICAL ENTERPRISE SPECIALISTS

The relevance of the current research is due to the growing popularity of online learning. The development of online learning technologies takes place within the framework of digitalization in educational sphere. During learning online, you can gain new knowledge, skills and abilities, take upgrade qualifications courses, requalification or learn a foreign language. Many major companies offer their specialists online learning on various fields, sometimes they apply for third-party organizations for this. Online learning for enterprises and companies specialists is convenient, since you can get learning right at the workplace, in addition, online learning is much cheaper than traditional face-to-face learning. With the development of online learning, appears the question of its effectiveness and satisfaction with it by specialists of enterprises, who, as a rule, are used to learning in a traditional face-to-face form. In order to determine the satisfaction of the company's specialists with online learning, as well as to determine the advantages and disadvantages of online learning, we developed a questionnaire for specialists of the Volzhsky Pipe Plant JSC, who underwent online English learning. The analysis of the results of the questionnaire was carried out and the main conclusions on the issue of online learning were made.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОТРУДНИКОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Мониторинг онлайн-обучения иностранному языку сотрудников металлургического

предприятия

Monitoring of online foreign language learning for metallurgical enterprise specialists

Нечипас Алина Вадимовна

Магистр,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград E-mail: alina. nechipas@gmail. com

Nechipas Alina

Master,

Volgograd social-pedagogical university Russia, Volgograd E-mail: alina. nechipas@gmail. com

Аннотация.

Актуальность данного исследования обусловлена ростом популярности онлайн-обучения. Развитие онлайн технологий для обучения проходит в рамках цифровизации в образовании. С помощью онлайн- обучения можно получить новые знания, навыки и умения, пройти курсы повышения квалификации, переквалификации или изучить иностранный язык. Многие крупные компании предлагают своим сотрудникам пройти онлайн-обучение по различным направлениям, иногда обращаясь для этого в сторонние организации. Онлайн-обучение для сотрудников предприятий и компаний удобно, так как можно проходить обучение прямо на рабочем месте, коме того онлайн-обучение стоит значительно дешевле традиционного очного обучения. При развитии онлайн -обучения встает вопрос о его эффективности и удовлетворенности им сотрудников предприятий, которые, как правило, привыкли обучаться в традиционном формате. С целью определения удовлетворенности специалистов предприятия онлайн-обучением, а также для определения достоинств и недостатков обучения в формате онлайн, нами было разработано анкетирование для сотрудников предприятия АО «Волжский трубный завод», которые проходили онлайн-обучение английскому языку. Был проведен анализ результатов анкетирования и сделаны основные выводы по вопросу онлайн-обучения.

Annotation.

The relevance of the current research is due to the growing popularity of online learning. The development of online learning technologies takes place within the framework of digitalization in educational sphere. During learning online, you can gain new knowledge, skills and abilities, take upgrade qualifications courses, requalification or learn a foreign language. Many major companies offer their specialists online learning on various fields, sometimes they apply for third-party organizations for this. Online learning for enterprises and companies specialists is convenient, since you can get learning right at the workplace, in addition, online learning is much cheaper than traditional face-to-face learning. With the development of online learning, appears the question of its effectiveness and satisfaction with it by specialists of enterprises, who, as a rule, are used to learning in a traditional face-to-face form. In order to determine the satisfaction of the company's specialists with online learning, as well as to determine the advantages and disadvantages of online learning, we developed a questionnaire for specialists of the Volzhsky Pipe Plant JSC, who underwent online English learning. The analysis of the results of the questionnaire was carried out and the main conclusions on the issue of online learning were made.

Ключевые слова: цифровизация, онлайн-обучение, корпоративное обучение, иностранный язык, иноязычная компетенция.

Key words: digitalization, online-learning, corporate training, foreign language, linguistic competence.

Мы живем в век четвертой индустриальной революции (Индустриализация 4.0), которая вобрала в себя черты уже сложившегося производства (автоматизация проектирования и производства), но и приобрела свои отличительные особенности - информатизацию и цифровизацию. В современном мире цифровизация затрагивает практически все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования [9].

В широком понимании «цифровизация» представляет собой трансформацию информации в цифровую форму, а также создание цифрового канала связи, обработки и передачи данных [8]. Актуальность цифровизации объясняется появлением новых цифровых и коммуникативных технологий, которые значительно облегчают

нашу повседневную жизнь, например, доступ в Интернет с мобильных телефонов, возможность выхода на видеосвязь из любой точки мира, доступ к учебным материалам с любого девайса.

Цифровизация в образовании является одним из приоритетных направлений. Авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования» отмечают необходимость цифровой трансформации образования и выделяют следующие задачи цифровизации: создание условий для использования новых каналов связи и учебно-методологических материалов, внедрение цифровых программ, развитие онлайн-обучения, разработка систем управления образованием [9]. Введение цифровизации отражено во многих государственных проектах и стратегиях развития для разных уровней образования: школьного, вузовского, а также дополнительного образования. Доказательством важности цифровизации в сфере образования служит Национальный проект «Образование» в состав которого входит федеральный проект «Цифровая образовательная среда». В рамках данного проекта предусмотрено оснащение образовательных организаций оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды, обучения педагогов для работы на платформе цифровой образовательной среды, введение верифицированного образовательного контента, соответствующего ФГОС общего образования. Также существуют локальные проекты цифровизации образования, такие как Московская электронная школа (МЭШ), в которой размещены электронные материалы для уроков, есть доступ к видеоурокам и электронным дневникам. Ученики через планшет или мобильный телефон могут подключиться к интерактивной доске, играть в обучающие компьютерные игры и пользоваться виртуальными лабораториями [10]. В сфере высшего образования цифровизация проявляется в создании и применении в учебном процессе учебных материалов и дидактических пособий в цифровом формате. На базе многих вузов создаются электронные библиотеки, доступ к которым предоставляется только студентам этих вузов (Например, электронно-библиотечная система IPRbooks на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета) [1].

Одним из продуктов цифровизации является онлайн-обучение. Под онлайн обучением принято понимать несколько видов обучения: обучение онлайн в школе или вузе, иными словами: дистанционное обучение. Также выделяют курсы повышения квалификации, которые перешли в формат онлайн и онлайн-курсы по получению новых знаний, умений и навыков в сфере дополнительного образования. Каждый из этих видов онлайн-обучения имеет свои характерные черты, в рамках данного исследования мы остановимся на изучении онлайн-курсов дополнительного образования. Развитие онлайн-обучения в Российской Федерации обусловлено государственной программой «Современная цифровая образовательная среда». Проанализировав нормативную документацию данной программы, мы можем прийти к выводу, что государство заинтересовано в развитии онлайн-обучения, так как выделяет средства на создание, разработку и экспертизу онлайн курсов [7].

На сегодняшний день данный вид обучения становится популярным, спрос на онлайн-обучение вырос в два раза в период пандемии COVID-19 . К преимуществам онлайн-обучения относят возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, большое разнообразие тематики курсов, сравнительно низкая стоимость и получение сертификата после прохождения курса, подтверждающего получение новых навыков и умений. Онлайн-обучение дает слушателям курсов мобильность, они могут назначать занятие в удобное для них время и заниматься дома, что значительно экономит личное время, а также средства на проезд. Помимо сокращения расходов на проезд, слушатель также не вкладывает средства в учебные материалы, так как в рамках обучения онлайн происходит отказ от бумажных носителей информации [2].

Сегодня на рынке существует множество предложений по обучению онлайн: можно пройти курсы повышения квалификации, обучиться новой профессии или пройти краткий курс для получения конкретного

навыка. На таких платформах как Skillbox, Универсариум, Лекториум, Нетология, Coursera, можно найти программу обучения в любой сфере деятельности и приобрести новые знания. В 2015 году при участии ведущих вузов страны (МГУ, СпбГУ, НИУ ВШЭ, НИТУ МИСиС) был создан образовательный проект «Национальная платформа открытого образования», на котором размещены 979 курсов по разным направлениям подготовки, после прохождения курса на данной платформе, обучающийся получает официальный сертификат об освоении курса от вуза [6].

Согласно отчету Нетологии, в 2021 году на онлайн-образование только в сфере IT-профессий и маркетинга было потрачено 46,6 миллиардов рублей, что почти в 2 раза больше, чем на обучение в этой же сфере офлайн (26,9 миллиардов рублей). Все чаще (60%) слушатели курсов отдают предпочтение обучению в формате онлайн [3].

К обучению в формате онлайн прибегают не только отдельные слушатели, но и целые компании. Формат, предназначенный для обучения группы сотрудников организации по необходимой теме с учетом стоящей перед ними задачи или комплекса задач, называется корпоративным обучением [4]. Переподготовка специалистов стала популярна в последние несколько лет в связи с быстрым устареванием знание и изменениями на рынке труда, при которых специалистам необходимо овладевать новыми компетенциями. Согласно опросу компании TalentTech, 57% сотрудников крупных компаний вовлечены в корпоративное обучение. 30% всех компаний намерены активно обучать и переобучать сотрудников и в дальнейшем, причем 66% компаний намерены обучать своих сотрудников в формате онлайн [3]. Обучение сотрудников в формате онлайн имеет ряд достоинств: возможность обучения, не покидая рабочего места или в то время, когда удобно сотруднику.

Чаще всего (72%) руководство компаний отдает предпочтение онлайн-курсам для повышения профессиональных компетенций, многие компании создают свои корпоративные университеты для обучения персонала компании [3]. Обучение сотрудников внутри компании принято называть внутренним, при обращении к сторонним организациям для обучения называется внешним обучением. Однако одним из востребованных направлений для обучения является иностранный язык. Изучение иностранного языка занимает третье место в списке самых популярных направлений онлайн-обучения [3].

В современных реалиях владение хотя бы одним иностранным языком становится необходимой компетенцией, поэтому компании заинтересованы в обучении своих сотрудников иностранному языку. Иностранные языки в формате онлайн планируют изучать 28,9% респондентов, что подчеркивает востребованность и важность овладения хотя бы одним иностранным языков.

Примером реализации обучения сотрудников в формате онлайн является АО «Волжский трубный завод» (ВТЗ). АО «ВТЗ» одно из крупнейших трубных предприятий в России, входит в состав Трубной металлургической компании. На АО «ВТЗ» обеспечивается обучение персонала в соответствии с требованиями производства и реализуемых инвестиционных проектов. Так как АО «ВТЗ» входит в состав ТМК, его работники имеют доступ к Корпоративному университету ТМК2^ На базе Корпоративного университета ТМК2U создаются современные образовательные продукты на основе цифровых технологий, которые уже доказали свою эффективность, а также выстраивается целая система обучения персонала [5]. Любой сотрудник может выбрать курс по выбору и повысить свои профессиональные компетенции в формате онлайн, не отходя от рабочего места.

Предприятие АО «ВТЗ» организовывает обучение иностранному языку (английскому) с привлечением сторонней организации для повышения иноязычной компетенций сотрудников, входящих в кадровый резерв. Обучение проходило с июля 2021 по март 2022 года в смешанном формате, в том числе и в онлайн формате. Сотрудников разделили на учебные группы в зависимости от их уровня подготовки по английскому языку.

Мы провели исследование для определения удовлетворенности сотрудников предприятия онлайн-обучением, а также для определения сильных и слабых сторон обучения в формате онлайн. Необходимо было определить, насколько отличается онлайн-обучение от очного (face-to-face) обучения, так как невозможность реализовать один из стандартных аспектов процесса обучения (принцип наглядности, осуществление контроля, получение обратной связи) может повлиять на качество обучения.

Для выяснения уровня удовлетворенности онлайн-обучением было разработано анкетирование, в котором приняли участие 20 сотрудников АО «ВТЗ». Анкета состоит из 16 вопросов, 13 из которых обязательные. Вопросы затронули следующие темы: техническая сторона проведения занятий в формате онлайн, особенности организации онлайн-обучения, оценка формата онлайн-обучения.

При анализе первого вопроса «Оцените степень удобства платформы, на которой проходило Ваше обучение в формате онлайн» можно сделать вывод о том, что платформы видеосвязи не являются универсальными для проведения онлайн-обучения. Так, 10% опрошенных оценили платформу на «неудовлетворительно», 40% на «удовлетворительно», 20% опрошенных оценили платформу на «отлично» и 30% на «хорошо».

Как говорилось выше, одним из признаков цифровизации является отказ от бумажных носителей, поэтому важно было выяснить как предоставляются учебные материалы при организации онлайн-обучения. На вопрос «Предоставлялись ли учебные материалы в электронном формате для занятий онлайн?» 10% респондентов ответили отрицательно, то есть им не были предоставлены учебные материалы в электронном формате, что понижает качества такого онлайн-обучения и затрудняет его организацию. 90% опрошенных рассказали, что на их занятиях онлайн применялись учебные материалы в электронной форме и отметили, что чаще всего использовались аудио-и видеоматериалы. Также одним из популярных способов передачи информации является рассылка отсканированных учебников. Менее популярный способ - использование ссылок на обучающие программы и использование образовательных платформ для изучения иностранного языка.

На традиционных занятиях (face-to-face) в классе учитель имеет возможность применить индивидуальный подход к каждому ученику для более подробного разъяснения материала. Применение индивидуального подхода является одним из факторов повышения эффективности изучения любого предмета, в том числе и иностранного языка. В ответе на вопрос «Применялся ли индивидуальный подход к каждому ученику во время занятий онлайн?» мнения разделились пополам. Половина респондентов отметили, что к ним применялся индивидуальный подход каждое занятие, другая половина сказала о применении индивидуального дохода, но не на каждом занятии. На основе этих данных мы можем предположить, что при онлайн-обучении возможно применение индивидуального подхода, но не всегда есть соответствующие условия для его реализации.

Онлайн-обучение в первую очередь связано с процессом технического развития и во многом от него зависит. 60% сотрудников ВТЗ отметили наличие технических проблем во время занятий. В основном это проблемы со скоростью интернета, из-за чего происходит задержка кадра. Менее распространенными техническими проблемами считаются технические перебои в процессе воспроизведения материала и проблемы со звуком. Также одной из проблем является задержка при загрузке презентации преподавателем. Одним из респондентов был отмечен обрыв связи каждые 30 минут, что скорее является особенностью платформ видеосвязи, так как бесплатный период проведения онлайн занятия часто составляет 40 минут. Все эти проблемы говорят о наличии некоего дискомфорта при обучении онлайн, так как из-за них становится сложнее сосредоточиться на материале, и ученик вынужден решать технические проблемы вместо изучения материала урока.

Одним из достоинств онлайн-обучения считается возможность заниматься из дома. Но это может стать также и недостатком, так как в домашних условиях существует множество отвлекающих факторов, которые могут повлиять на концентрации на занятии. Только 20% специалистов отметили наличие отвлекающих факторов на занятии. Они отмечают сложность концентрации внимания, проблемы с интернетом и программным обеспечением, а также посторонний шум на заднем плане, вызванный домочадцами или питомцами, если занятие проходит дома, или коллегами, если занятие проходит на работе. Отсюда следует вывод, что для эффективного занятия в формате онлайн необходимо заранее подготовить место, откуда будет проходить занятие, а именно: проверить на исправность технику, скорость интернета и по возможности остаться одному в комнате во избежание посторонних шумов за кадром.

При обучении иностранному языку используется коммуникативный подход, то есть всем учащимся группы необходимо установить контакт с преподаваем и друг с другом для наиболее эффективной реализации данного подхода. 90% респондентов отметили, что даже в условиях онлайн-обучения имеется возможность установления контакта между всеми участниками группы, от чего мы можем судить о максимальном приближении к условиям традиционных занятий.

Важным пунктом при организации онлайн-обучения является реализация одного из ключевых принципов дидактики - это принцип наглядности. Все участники анкетирования отметили демонстрацию экрана и использование презентаций PowerPoint, как одного из методов наглядности. 90% респондентов запомнили наглядные картинки и схемы при обучении, а 60% отметили применение интерактивной доски на занятиях онлайн. Современные технологии предоставляют широкий выбор возможностей для реализации принципа наглядности на онлайн занятиях, можно предположить, что с каждым годом их количество будет увеличиваться, что поспособствует повышению эффективности занятий в онлайн формате.

Осуществление своевременного контроля является одним из факторов, способствующих повышению качества образования, поэтому даже при онлайн-обучении необходимо своевременно контролировать прогресс учеников. Согласно проведенному анкетированию, на занятиях по иностранному языку применялись различные формы контроля. Чаще всего респонденты проходили тестирование на платформе Google Forms, отправляли преподавателю фото с выполненными заданиями для контроля, а также во время занятий отвечали на вопросы преподавателя и выполняли поочередно упражнения и получали обратную связь (feedback). Отмечается применение интерактивных заданий на различных платформах для проверки знаний.

Любой образовательный процесс должен быть эффективен, в том числе и обучение в формате онлайн. На вопрос «Оцените эффективность онлайн занятий по иностранному языку» 30% респондентов ответили «отлично», 60% - «хорошо», 10% - «удовлетворительно». Таким образом, мы можем судить об эффективности онлайн-обучения, а также о том, что онлайн-обучение не уступает по качеству традиционному обучению в очном формате (face-to-face). Данный вывод подтверждает статистика ответов на вопрос «На Ваш взгляд, какие занятия были эффективнее: онлайн или офлайн?». Ответы разделились 50 на 50.

Также, если бы специалистам предложили выбрать только одну форму занятий (онлайн или офлайн), 50% респондентов выбрали бы занятия в онлайн формате, 40% - занятия в очно и 10% - затруднились ответить.

Специалисты АО «ВТЗ» отметили следующие преимущества онлайн-обучения:

— Доступность из любой точки мира, с любого устройства и в любое время;

— Экономия времени;

— Разнообразие заданий, что вызывает интерес к изучению предмета;

— Выбор индивидуальной образовательной траектории;

— Психологический комфорт во время занятия, так как урок проходит в привычной обстановке;

— Удобство восприятия: использование презентации, настройка звука. Отмечается, что при занятиях в офлайн формате (face-to-face) не всегда есть возможность сесть близко к экрану и преподавателю;

— Есть возможность сделать полную запись урока для последующего воспроизведения и повторения материала;

— Нет физического контакта с преподавателем, что снимает психологическое напряжение во время занятия, способствует самовыражению и упрощает усвоение информации.

К недостаткам относят следующее:

— Отсутствие самодисциплины;

— Проблемы с Интернет-соединением, звуком (помехи, эхо);

— Привязка к конкретному времени занятия;

— Отвлекающие факторы;

— Сложность восприятия особенностей фонетики языка, особенно для учеников начального уровня;

— Возможность списывания на онлайн-экзамене или намеренно не вовлекаться в урок, что снижает качество обучения;

— Невозможность реального взаимодействия с преподавателя и ученика, что мешает следить за способом выполнения заданий;

— Необходимость наличия оборудования (компьютер, интернет, микрофон, наушники/колонки, веб-

камера);

— Задержка обратной связи от преподавателя (feedback);

— Сложность при усвоении материала;

— Потеря времени на настройку ПО, потеря времени из-за участников с плохим Интернет-соединением;

— Сложность работы на занятии при количестве участников более 5 человек.

Основные причины неудовлетворённости таким видом обучения заключаются в технических проблемах, индивидуальных особенностях восприятия информации, психологическом дискомфорте, что также объясняется индивидуальными особенностями обучающихся. Избежать проблемы с технической стороной обучения можно заранее подготовив рабочее место, проверить ПО и, при возможности, находиться в месте проведения занятия одному.

Несмотря на то, что представленное в данной статье исследование не может проверить фактическую эффективность онлайн-обучения, так как обучение проходило в смешанном формате, мы можем прийти к выводу, что онлайн-обучение максимально приближено к условиям традиционного очного обучения (face-to-face). При обучении в формате онлайн также можно применить индивидуальный подход, принцип наглядности, контролировать процесс обучения, давать обратную связь, изучать учебный материал по тому же УМК, что и при очном обучении. По итогам анализа результатов анкетирования, можно сказать, что в целом, специалисты АО «ВТЗ» удовлетворены обучением иностранному языку в онлайн формате, хотя были также и существенные нарекания. На примере обучения сотрудников АО «ВТЗ» мы убедились, что онлайн-обучение является эффективным способом обучения, в том числе и иностранному языку, однако есть и области улучшения, над которыми необходимо работать в ближайшем будущем для повышения качества онлайн-обучения и его распространения на российском рынке образования.

Список используемой литературы:

1. IPR Smart Весь контент ЭБС IPR Books. — Текст : электронный // IPR Smart : [сайт]. — URL: https ://www. iprbookshop.ru

2. Дюбанова, Н. В. Цифровизация профессионального образования: проблемы и перспективы / Н. В. Дюбанова. — Текст : непосредственный // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции : в 2 т.. Екатеринбург. — 2019. — № . — С. 49 - 54.

3. Исследование российского рынка онлайн-образования. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://netology.ru/edtech_research_2022

4. Корпоративное обучение. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php

5. Корпоративный университет ТМК2и. — Текст : электронный // ТМК : [сайт]. — URL: https://www.tmk-group.ru/tmk2u-about-us

6. Курсы ведущих вузов страны. — Текст : электронный // Открытое образование : [сайт]. — URL: https ://openedu. ru

7. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» в редакции протокола от 25 октября 2016 года №9. — Текст : электронный // Правительство России : [сайт]. — URL: http://government.ru/projects/selection/643/25682

8. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. (2020) Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели. Вестник СанктПетербургского университета. Экономика. Т. 36. Вып. 3. С. 390-420.

9. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А. Ю. Уваров; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 108 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 16(46)).

10. Цифровое образование в школах Москвы. — Текст : электронный // МЭШ : [сайт]. — URL: https://school.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.