Научная статья на тему 'Особенности организации образовательной среды, способствующей развитию мышления обучающихся'

Особенности организации образовательной среды, способствующей развитию мышления обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF TEACHING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING (DL) / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES / АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVATION OF MENTAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барашко Елена Николаевна, Хатламаджиян Яков Акопович

Работа посвящена проблеме организации образовательной среды, способствующей развитию мышления обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены возможности дистанционного обучения для формирования и развития мышления обучающихся. Приведены примеры творческих заданий. Установлено, что применение системы дистанционного обучения в отличие от других форм и методов обучения, имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барашко Елена Николаевна, Хатламаджиян Яков Акопович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work devoted a problem of organization of educational environment conducive to the development of thinking of pupils by means of information and communication technologies. The possibilities of distance learning for the formation of the development of thinking, as well as a favorable environment for its growth. Examples of creative tasks. It was found that the use of distance learning as opposed to other forms and methods of teaching, has a number of distinctive features that enhance mental activity of students.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательной среды, способствующей развитию мышления обучающихся»

прочтения текста в их ответах наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в тексте и пониманием смысла происходящего. Поэтому, даже накопленный детьми опыт не всегда может помочь правильному усвоению смысла и содержания произведения. На основе результатов экспериментального изучения особенностей понимания прочитанного у школьников 2 класса нами разработана Программа курса «Литературное чтение» [3]. Она состоит из 13 блоков-модулей, каждый имеет свою комплексно-дидактическую цель, Согласно учебному плану Центра образования «Ступени» для индивидуального обучения отведено по 2 урока в неделю (68 часов в год).

Список литературы: 1. . Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в

развитии. - М: АСТ, Астрель, 2008. - 224 с.

2. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. :13.00.03: Урал. Гос. Пед. ун-т. -Екатеринбург, 2009, 23 с.

3. Емельянова И.А., Антипова О.А. Особенности обучения литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья //Социосфера: научно-методический и теоретический журнал. 2015. - N° 4. - С. 66-69.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - М: Просвещение, 2011. - 400 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Барашко Елена Николаевна

Старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», Донской Государственный Технический университет (ДГТУ),

г. Ростов-на-Дону Хатламаджиян Яков Акопович Студент факультета «Социально-гуманитарный», Донской Государственный Технический университет (ДГТУ),

г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена проблеме организации образовательной среды, способствующей развитию мышления обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены возможности дистанционного обучения для формирования и развития мышления обучающихся. Приведены примеры творческих заданий. Установлено, что применение системы дистанционного обучения в отличие от других форм и методов обучения, имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

ABSTRACT

The work devoted a problem of organization of educational environment conducive to the development of thinking of pupils by means of information and communication technologies. The possibilities of distance learning for the formation of the development of thinking, as well as a favorable environment for its growth. Examples of creative tasks. It was found that the use of distance learning as opposed to other forms and methods of teaching, has a number of distinctive features that enhance mental activity of students.

Ключевые слова: методы обучения, дистанционное обучение, мышление, информационно-коммуникационные технологии, активизация мыследеятельности.

Keywords: methods of teaching, distance learning (DL), thinking, information - communication technologies (ICT), activation of mental activity.

Развитие мышления обучающихся является важной задачей педагогов на всем протяжении образования, начиная с системы дошкольного образования и заканчивая образованием, получаемым в рамках высшей школы. Процесс развития мышления обучающихся должен быть направлен на развитие его скорости, глубины, свободы, эффективности и других качеств мыслительного процесса.

Указанные аспекты мышления можно развивать с использованием различных средств и методов, в том числе и информационно-коммуникационных (ИКТ). Одной из востребованных современных образовательных технологий, опирающихся на инструментарий ИКТ, является дистанционное обучение (ДО). Рассмотрим возможности системы

ДО для развития указанных выше качеств мышления.

Развитию скорости мышления способствует решение учащимися в дистанционном режиме нестандартных задач и выполнение тестов. Так как время тестирования на компьютере строго ограниченно, то учащиеся обучаются рациональному планированию своего времени, получают опыт действовать в режиме его ограничения, а если речь идет о блиц-тестах, то и в ситуации его нехватки.

Применение системы ДО позволяет формировать и развивать у учащихся осмысленность своей деятельности и свободу мышления. Этому способствует использование творческих индивидуальных заданий:

- Продолжение повествования различных текстов. Такие задания направлены на разрыв привычных шаблонов и развивают свободу мышления, творческие способности.

- Использование различных игр и стратегий. В данном случае возможна разработка игровых кве-стов, с применением математических, физических, биологических и т.п. знаний. Компьютерные игры являются не просто реальностью, но и важной частью жизни современных детей и подростков. ДО позволяет сделать среду компьютерных игр развивающей, способствующей формированию мышления обучающихся. Игра может быть предложена в качестве домашнего задания и будет способствовать развитию интереса к данному предмету и мотивации к его изучению. Учащийся при этом максимально будет использовать все свои возможности, знания и умения.

- Разноуровневые задания, позволяющие выбирать учащимся посильный уровень задания и в перспективе стремиться к повышению его сложности. Если в системе ДО предусмотрен определенный рейтинг или статусы, которые видны всем участникам, то это способствует мотивации обучающихся к выполнению более сложных заданий, к повышению своего уровня знаний по предмету. Следовательно, активизация мыслительных процессов и повышение учебной мотивации будет способствовать эффективному развитию мышления.

ДО в отличие от других методов обучения обладает существенными положительными возможностями для активизации мыслительной деятельности обучающихся:

- обучение в индивидуальном темпе - учащийся сам организовывает и планирует свою деятельность, т.е. при интенсивном погружении в предметную область происходит активизация мыслительной деятельности;

- отсутствие прямой связи ученика и педагога - отчетность осуществляется через рецензию педагога на работу;

- свобода и гибкость образовательного процесса - учащийся выбирает любой курс обучения под свои мыслительные потребности, опыт и возможности;

- предоставление возможности для проявления творчества и нешаблонного решения заданий-один из аспектов, способствующий развитию самовыражения обучаемого;

- возможность обучаться в любое время ив любом месте - индивидуальный график обучения, стимулирование самообразования.

Система ДО позволяет использовать целый комплекс программных средств и информационных технологий, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческих способностей, росту мотивации к самообразованию и саморазвитию.

Список литературы:

1. Барашко Е.Н. Современные тенденции совершенствования образовательного процесса в условиях информационного общества. Роль информатики в формировании мышления школьников // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: материалы международной научно-практической конференции (8 ноября 2013). Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2013.

2. Барашко Е.Н., Рашидова Е.В. Особенности развития математического мышления школьников в информационном обществе // Гуманизация образования. № 4. 2012.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2013. - 188 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОММЕРЧЕСКИХ _ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ_

Григорьев Артем Павлович,

ст. преподаватель, Казанский Федеральный университет, г. Казань

Лихачев Владислав Эдуардович ст. преподаватель, Казанский Федеральный университет, г. Казань

Залялова Эльвира Равилевна преподаватель, Казанский Федеральный университет, г. Казань

Лифанов Евгений Валерьевич преподаватель, Казанский Федеральный университет, г. Казань

Данилов Вадим Александрович преподаватель, Казанский Федеральный университет, г. Казань

АННОТАЦИЯ

В данной статье мы раскроем, как формируется профессиональная компетенция средствами физической культуры в коммерческих образовательных учреждениях. Для того, чтобы это понять мы определим значение термина «компетенция». И выделим важные аспекты формирования компетенции в коммерческих учреждениях.

ABSTRACT

In this article, we will reveal the formation of professional competence by means of physical culture in the commercial educational institutions. In order to understand this, we will define the meaning of the term "competence". In addition, highlight the important aspects of competence in commercial establishments.

Ключевые слова: компетенция, педагогическая компетенция, профессиональная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.