Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛА / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / МАЛЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Статья рассматривает особенности организации образовательного процесса в школах сельской местности и в малых городах. Особое внимание уделено проблеме кадрового обеспечения сельских школ. Целью исследования является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается администрация сельских школ и педагоги, при организации образовательного процесса. Практическая значимость исследования состоит в описании механизмов и путей решений рассматриваемых в статье проблем, а именно: сокращение числа обучающихся, отсутствие специалистов дополнительного образования, кадровый дефицит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN RURAL SCHOOLS AND SMALL TOWNS

The article examines the features of the organization of the educational process in rural schools and in small towns. Special attention is paid to the problem of staffing rural schools. The purpose of the study is to consider the main problems faced by the administration of rural schools and teachers in the organization of the educational process. The practical significance of the study consists in describing the mechanisms and ways of solving the problems considered in the article, namely: reduction in the number of students, lack of additional education specialists, personnel shortage.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ»

8. The Games of the Xth Olympiad, Los Angeles, 1932, Official Report // olympics.com : [сайт] : https://olympics.com/en/olympic-games/los-angeles-1932 (дата обращения 6.01.2022).

9. The Official Report of the 1908 London Olympic // Olympic-museum: [сайт]. -URL: https://olympic-museum.de/o-reports/olympic-games-official-report-1908.php (дата обращения 24.12.2021).

10. The Official Report of the Olympic Games of Stockholm 1912 // Olympic-museum : [сайт]. -URL : https://olympic-museum.de/o-reports/olympic-games-official-report-1912.php (дата обращения 24.12.2021).

11. Wilcock, B. This Flag Dips to No Earthly King ... The 1908 Olympic Opening Ceremony: Fresh Evidence /, B. Wilcock // Journal of Olympic History. - 2012. - vol. 19. - 11 March. - P. 39-44.

REFERENCES

1. Bakhtin, M. (2021), Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance, Azbuka, St. Petersburg.

2. Coubertin, P. (2011), Olympic memoirs, Reed Group, Moscow.

3. The International Olympic Committee (2020), Olympic Charter, IOC, Maison Olympique, Lausanne, available at: URL: https://olympic.ru/wp-content/uploads/2021/09/charter-17.07.2020-rus.pdf (accessed 10.12.2021).

4. Coubertin, P. (2000), Olympism: Selected Writings, International Olympic Committee, Lausanne.

5. The Olympic Studies Centre (2021), Factsheet. The opening ceremony of the Games of the Olympiad, available at: https://stillmed.olympics.com/media/Documents/Olympic-Games/Factsheets/The-opening-ceremony-of-the-Games-of-the-Olympiad.pdf (accessed 20.01.2022).

6. Giessen, H. (2017), "Saarland: The 'new' Olympic nation which appeared only once", Journal of Olympic History, vol. 25, No. 2, pp.40-44,

7. Paauw, R. and Sanders-van Waning Bolt, P. (2007), "How Amsterdam Opened the Games in 1928: The Delicacy of Games will Banish All Coarseness", Journal of Olympic History, vol. 1, pp. 27-30,

8. The Xth Olympiade Committee of the Games of Los Angeles (1932), Official Report, available at: https://olympics.com/en/olympic-games/los-angeles-1932 (accessed 6.01.2022).

9. The British Olympic Association (1908), The Official Report of the 1908, available at: https://olympic-museum.de/o-reports/olympic-games-official-report-1908.php(accessed 22.12.2021).

10. The Swedish Olympic Committee (1912), The Official Report of the Olympic Games of Stockholm 1912, available at: https://olympic-museum.de/o-reports/olympic-games-official-report-1912.php (accessed 24.12.2021).

11. Wilcock, B. (2011), "This Flag Dips to No Earthly King. The 1908 Olympic Opening Ceremony: Fresh Evidence», Journal of Olympic History, vol. 19, pp. 39-44.

Контактная информация: lagutinmar@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2022

УДК 373.51

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Статья рассматривает особенности организации образовательного процесса в школах сельской местности и в малых городах. Особое внимание уделено проблеме кадрового обеспечения сельских школ. Целью исследования является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается администрация сельских школ и педагоги, при организации образовательного процесса. Практическая значимость исследования состоит в описании механизмов и путей решений рассматриваемых в статье проблем, а именно: сокращение числа обучающихся, отсутствие специалистов дополнительного образования, кадровый дефицит.

Ключевые слова: образовательный процесс, школа, сельская территория, малые города. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p262-265

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN RURAL SCHOOLS AND SMALL TOWNS

Svetlana Yurievna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University

Abstract

The article examines the features of the organization of the educational process in rural schools and in small towns. Special attention is paid to the problem of staffing rural schools. The purpose of the study is to consider the main problems faced by the administration of rural schools and teachers in the organization of the educational process. The practical significance of the study consists in describing the mechanisms and ways of solving the problems considered in the article, namely: reduction in the number of students, lack of additional education specialists, personnel shortage.

Keywords: educational process, school, rural area, small towns.

ВВЕДЕНИЕ

На территории России школы, расположенные в сельской местности, составляют около 70 процентов от всех общеобразовательных школ. Одна треть всех детей, получающих общее образование, это дети, обучающиеся в сельских школах. Если рассматривать сельские школы в целом, то они существенным образом отличаются от школ города, прежде всего тем, что они все различны: яркие, колоритные, имеющие свое неповторимое «лицо». Но каждая из них сталкивается с рядом трудностей: организационно-педагогическими, кадровыми, материальными и т.д. И каждая из них по-своему их преодолевает.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современная сельская школа, на сегодняшний день является «центом» культурной, образовательной жизни села, которая помимо основных функций принимает на себя ряд дополнительных, а именно защиты детей в экономическом, социальном и моральном аспекте. Также школа оказывает значительное влияние на сохранение и дальнейшее развитие села.

В рамках исследования были рассмотрены наиболее крупные проблемы и трудно -сти, с которыми встречается администрация школы и сами педагоги при организации образовательного процесса в сельской школе и описаны основные механизмы и пути решения этих проблем.

Во-первых, уменьшение количества обучающихся, и как следствие, переход ряда школ из разряда полнокомплектных, в разряд малокомплектных и малочисленных. Конечно, решить эту проблему не по силам педагогам и администрации села, но организации образовательного процесса в таких школах имеет свои преимущества:

- проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся;

- индивидуализация образовательного процесса;

- возможность обучающимся проявить себя как в общем деле, так и индивидуально;

- возможность организовывать совместную деятельности, совместное творчеств педагогов и обучающихся;

- организация образовательной деятельности охватывающих обучающихся разных возрастов в рамках одного предмета, мероприятия.

Во-вторых - осложнение удовлетворения образовательных потребностей, обучающихся и родителей, в дополнительном образования, так как в большинстве образователь-

ных учреждениях сел недостаточно педагогов дополнительного образования. Выделим возможные решения данной проблемы:

- создание мобильных педагогических коллективов, из педагогов данного или соседних районов, которые бы в порядке очереди выезжали в сельские школы для организации дополнительного образования и организации внеурочной деятельности обучающихся;

- организация приезда студенческих отрядов педагогических вузов, которые занимаются организацией подобного вида мероприятий. Так в Благовещенском педагогическом университете активно работают в этом направлении два студенческих отряда «Мастера добра», «Мастерская цвета». Помимо выше указанного, администрация школы и педагоги могут эффективно использовать интернет-ресурсов, организовывая работу специалистов по отдельным видам дополнительного образования онлайн.

В-третьих - кадровое обеспечение школ, расположенных на сельских территориях и в малых городах. Это проблема многосторонняя.

1. В принципе острый дефицит педагогов. Решением этой проблемы занимаются на уровне правительства. С 2020 года в нашей стране начала реализовываться программа «Земский учитель», направленная решения проблемы дефицита учителей, самых разных предметов, в сельской местности. В рамках данного проекта, те педагоги, которые захотят переехать в сельскую местность, смогут получить единовременную выплату. Реализация этого проекта в Амурской области дала неплохие результаты. В 2020 году было подано на конкурс более 200 заявок, по итогам конкурса трудоустроено 47 педагогов, из них: 20 учителей иностранного языка, 14 учителей физико-математических дисциплин, 6 учителей русского языка и литературы, 2 учителя химии и биологии, 3 учителя начальных классов, 2 учителя физической культуры. В 2021 году было подано на конкурс более 150 заявок, по итогам конкурса трудоустроено 41 педагогов, из них: 16 учителей иностранного языка, 16 учителей физико-математических дисциплин, 6 учителей русского языка и литературы, 1 учитель истории и обществознания, 2 учителя химии и биологии. В 2022 году планируется трудоустроить еще 38 педагогов. Единовременная выплата в Амурской области составляет два миллиона рублей.

Решением данной проблемы, также может быть заключение целевых договоров с абитуриентами и студентами педагогических вузов, о дальнейшем трудоустройстве. При подписании таких договоров, администрация сельских территорий берет на себя обязательства оплаты обучение студентов, и выплаты им стипендий.

Организация выездных педагогической практики в сельских школах на предвы-пускных и выпускных курсах студентов педагогических вузов также способствует решению кадровой проблемы. В Благовещенском педагогическом университете уже более 5 лет студенты пятых курсов в рамках педагогических практик выезжают на сельские территории для закрытия вакансий учителей.

По определенным предметам можно организовывать обмен учителями-предметниками для обучения детей с «погружением», также позволяет уменьшить кадровый дефицит.

2. Работа в условиях малочисленных и малокомплектных школ имеет свои особенности, а выпускники педагогических вузов и колледжей, чаще всего, неподготовлены в такой работе. Решение этой проблемы видится в следующем:

- организация педагогической практики в сельских школах;

- выполнение целевых выпускных квалификационных работ по темам предложенным администрацией и педагогами сельской школы;

- организация базовых школ из числа сельских школ;

- организация эффективной работы методических предметных объединений педагогов для оказания посильной помощи молодым учителям.

3. Ограниченные возможности и ресурсы для организации повышения квалификации педагогам сельской школы. Преодолению этих трудностей способствуют следующие мероприятия:

- разработка специальных программ, модулей для повышения квалификации педагогов;

- разработка многовариантных форм организации курсов повышения квалификации и курсов переподготовки;

- активное использование дистанционных и онлайн-курсов.

4. Неподготовленность педагогических кадров к выполнению должностных обязанностей в связи с введением новых ФГОС. Для облегчения этой работы необходимо разработать примерные ООП, а также примерные рабочие программы по учебным дисциплинам. Педагогом нужно будет доработать эти программы с учетом региональных и иных особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционно школы сельских местностей и малых городов испытывают ряд трудностей, но несмотря на это продолжают развиваться, обеспечивая качественное образование. Дальнейшее развитие этих школ, успешность реализации новых ФГОС, организация самого образовательного процесса, во многом зависит от использования ресурсов школы, ее особенностей и социального окружения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова, Л. В. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта "образование" / Л.В. Байбородова, Д.А. Зеленова, О. В. Пополитова // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 2(30). - С. 149-160.

2. Шергина, Т. А. Подготовка тьютора для основной малокомплектной и кочевой школы Севера / Т. А. Шергина, А. А. Кожурова718// Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4(83). - С. 168-170.

REFERENCES

1. Bayborodova L.V., Zelenjva D.A. and Popolitova O.V. (2020), "Development of rural educational organizations in the conditions of implementation of the national project 'education", Lifelong education: XXI century, No 2 (30), pp. 149-160.

2. Shergina T.A., Kozhurova A.A. (2020,) "Preparing a tutor for the main small and nomadic school in the north", World of science, culture, education, No 4 (83), pp. 168-170.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2022

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ В

ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ

Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, ВРИО директора, Институт возрастной физиологии РАО», директор НИИ Спорта и спортивной медицины, г. Москва; Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации, Самарский государственный аграрный

университет, г. Самара

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа влияния двигательных режимов различной направленности на общую физическую подготовленность школьников и школьниц 7-17 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.