Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / РЕЗИЛЬЕНТНАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМАНДЫ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЖИМ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивоварова Анна Викторовна

Анализируются современные требования к сельской общеобразовательной организации, актуализирующие необходимость социокультурной модернизации, а также возможности сельских школ соответствовать этим требованиям. Обозначена потребность в новых способах повышения качества образования в сельских школах с учетом их особенностей. Выявлены и описаны содержание резильентности современных образовательных организаций, а также критерии резильентности (доступность, качество, эффективность). Обосновано понятие технологий формирования резильентности как совокупности механизмов организации образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с учетом специфики конкретной школы в целях эффективной реализации качественных и доступных образовательных услуг. Доказана необходимость решения конкретных задач, связанных с модернизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; формированием необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса; созданием кадровых условий реализации образовательного процесса; организацией проектирования и реализации стратегии управления школой и ее взаимодействия с внешней средой. Представлены технологии развития резильентности сельских школ (проектирования и реализации управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой; организации образовательного процесса; формирования управленческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивоварова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR FORMING RESILIENCE IN A MODERN RURAL SCHOOL

The article analyzes the modern requirements for the rural educational organization, which actualize the need for socio-cultural modernization, as well as the ability of rural schools to meet these requirements. The need for new ways to improve the quality of education in rural schools, taking into account their characteristics, has been actualized. Revealed and described the content of resilience of modern educational organizations, as well as the criteria of resilience (availability, quality, efficiency). The technologies for the formation of resilience are presented as a set of mechanisms for organizing the educational process and its resource provision, taking into account the specifics of a particular school in order to effectively implement high-quality and affordable educational services. The necessity of solving specific problems related to: modernization of the educational process in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of of General Education; the formation of the necessary resource support for the educational process; creation of personnel conditions for the implementation of the educational process; ensuring the design and implementation of the school management strategy and its interaction with the external environment, is substantiated. The technologies for the formation of the resilience of rural schools (design and implementation of management strategies and interaction with the external environment; organization of the educational process; formation of management and pedagogical teams for the development of the human resource of a rural school) are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.2

й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-31-40

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

А. В. Пивоварова1, Е. Е. Сартакова2

1 Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Томск

2 Томский государственный педагогический университет, Томск

Анализируются современные требования к сельской общеобразовательной организации, актуализирующие необходимость социокультурной модернизации, а также возможности сельских школ соответствовать этим требованиям. Обозначена потребность в новых способах повышения качества образования в сельских школах с учетом их особенностей. Выявлены и описаны содержание резильентности современных образовательных организаций, а также критерии резильентности (доступность, качество, эффективность). Обосновано понятие технологий формирования резильентности как совокупности механизмов организации образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с учетом специфики конкретной школы в целях эффективной реализации качественных и доступных образовательных услуг. Доказана необходимость решения конкретных задач, связанных с модернизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; формированием необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса; созданием кадровых условий реализации образовательного процесса; организацией проектирования и реализации стратегии управления школой и ее взаимодействия с внешней средой. Представлены технологии развития резильентности сельских школ (проектирования и реализации управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой; организации образовательного процесса; формирования управлен-ческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы).

Ключевые слова: сельская школа, резильентная школа, технологии формирования резильентности, внешние и внутренние факторы влияния, образовательный процесс, управленческо-педагогические команды, вовлеченность участников образовательных отношений, эффективный режим развития школы.

С начала XXI в. в России развитие системы общего образования, соответствующей запросам формирующегося информационного общества, в условиях сельской местности осуществляется в процессе реализации различных концепций и программ (реструктуризации, введения профильного обучения, комплексного проекта модернизации образования, модернизации региональных образовательных систем, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и др.), что обусловило развитие инновационных процессов не только в области содержания образования, способов его реализации, но и организации процессов обучения и воспитания.

Процесс модернизации сопровождался существенным снижением количества сельских школ при одновременном увеличении числа малокомплектных; ростом социально-экономических проблем в сельской местности, действующих разрушающе на функционирование сельской школы и села в целом. Существенное влияние оказали процессы распада сельскохозяйственных предприятий, быстрый рост уровня безработицы, повлекшие за собой переезд трудоспособных жителей, в том числе имеющих детей школьного возраста, в

другие более крупные села или города. Совместно с процессами реструктуризации школ и уменьшения численности сельского населения запустились процессы депопуляции сельских школ, что сказалось на социально-экономическом состоянии сельских поселений. Оставшиеся жители таких поселений, в большинстве своем, утратили духовные и ценностные ориентиры и нередко ведут маргинальный образ жизни, в результате которого рождаются дети с отклонениями и особенностями здоровья, что сказывается на контингенте обучающихся сельских школ.

В силу многообразия сельских населенных пунктов и национальностей на территории России, сельская школа обладает рядом специфических особенностей:

1. Пространственная изолированность школ разных ступеней.

2. Типовое и видовое многообразие сельских школ.

3. Наличие национальных школ с разным числом обучающихся, для которых русский язык - не родной.

4. Условия территориального расположения школ.

5. Разные социальные, экономические, культурные, географические условия функционирования школ [1, с. 185].

Одним из последствий реализации указанных выше федеральных программ стало становление современных типов и видов сельских образовательных учреждений (ОУ). Самоопределение сельских школ в вопросах типового и видового разнообразия, связанное, в первую очередь, с приобретением преференций при расчетах нормативно-подушевого финансирования, мало способствовало проектированию и реализации современных моделей организации образовательного процесса, которые до настоящего времени преимущественно ориентированы на ЗУНовские результаты, использование классических классно-урочных форм обучения, частичную реализацию программ воспитания и социализации; в недостаточной степени (в силу своей специфики) обеспечивали внедрение профильного обучения, предшкольного образования, ФГОС; не в полной мере создавали условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающимся, в том числе путем разработки и внедрения вариантов разновозрастных образовательных программ (ввиду отторжения данных инноваций со стороны сельского социума, сохранения традиционных стереотипов профессиональной деятельности учительства, низкой степени развития учебно-методического обеспечения).

Переход на системно-деятельный подход в рамках ФГОС актуализировал поиск новых моделей сельских образовательных организаций, создание сетевых новообразований в условиях сельской местности. Специфика организации жизнедеятельности сельских школ способствовала формированию у российского общества представлений о данной группе как об ущербных ОУ Это не всегда соответствует действительности. Сравнительный анализ результатов Основного государственного экзамена, Единого государственного экзамена, всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, демонстрируемый обучающимися городских и сельских школ, показывает, что 30 лучших школ различных регионов составляют более 50 % ОУ, располагающихся в сельской местности.

Однако при этом более трети сельских школ привычно замыкают региональные рейтинги качества образования. Очевидно, что сельские школы при одинаковых «стартовых» условиях бывают успешными и неуспешными, а последние, переходя в режим развития, становятся успешными. В условиях реализации Национального проекта «Образование», предполагающего создание системы общего образования, входящей в десятку лучших в мире, становится значимым поиск новых технологий формирования резильентности ОУ, в том числе сельских школ.

Сельская школа составляет 70 % всех школ России и является самой массовой, поэтому, безусловно, занимает особое место в системе образования. В современных условиях развития общества, экономики и технологий, сельская школа нуждается в серьезной модернизации, повышении качества образования. Осуществление комплексных структурных изменений в кластере сельских школ, в том числе направленных на резкое повышение качества образования, обусловило потребность в разработке технологий формирования их резильентности.

Обратимся к понятию «резильентность» (от англ. resilience - устойчивость, стойкость, сопротивляемость). До недавнего времени оно встречалось редко. И в английском, и в русском языках данное слово применяют в широком смысле (относительно материалов, социальных систем, живых существ, в том числе и людей).

Стоит отметить, что понятие «резильентность» более широкое, чем понятие «сопротивление», поскольку это не только противодействие сильному давлению извне и поддержание собственной целостности, но также способность «двигаться вперед», жить, осуществлять свою деятельность в трудных условиях. При этом мы говорим не об эпизодическом действии, когда необходимо однократно справится с трудной ситуацией или преодолеть один барьер и вернуться к прежнему состоянию. Речь идет о способности долгое время двигаться вперед и «строить» свой путь, несмотря на сложности. То есть можно сказать, что «резильентность» - это способность живого существа или системы успешно выстраивать свою жизненную траекторию, несмотря на существующие трудности и барьеры.

Понятие резильентности, по сути, феноменологическое, оно обозначает скорее наблюдаемый результат, чем процессы и механизмы, поэтому хорошо подходит на роль обобщающего понятия, охватывающего разные аспекты и уровни сохранения и восстановления целостности. Получается, что «быть резильентным» - это обладать потенциалом сохранения в ситуации внешних воздействий [2].

Резильентность представляется как длительный процесс развития «к лучшему», по восходящей линии. Речь не идет просто о линейном развитии, без «перепадов». В ходе своего движения по восходящей резильентность может столкнуться с барьерами, взлетами и падениями. Однако результат этого трудного пути, положительных изменений - это рези-льентность как констатация факта [3, с. 28]. Таким образом, резильентность - это изменчивое состояние, которое может приобретаться и утрачиваться.

В теории образования существует определение «резильентные школы» - это школы, обладающие способностью «преодолевать заданные ограничения и демонстрировать более высокие результаты» [4]. Под ограничениями мы будем понимать барьеры, которые формируются факторами разного происхождения (семейные, факторы среды, социально-экономические, исторические, культурные и т. д.). Школы, способные преодолевать возникающие барьеры и показывать образовательные результаты учеников не ниже более благополучных школ, по-другому называют эффективными (М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий, И. Д. Фрумин) [5].

В данной работе мы рассмотрим резильентность школы с точки зрения трех составляющих: доступности, качества и эффективности. Рассмотрим каждое из приведенных понятий. Доступность обучения есть «принцип обучения, а также соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющихся у них знаниям и представлениям, условиям обучения» [6, с. 77]. Согласно отечественной дидактике, доступность обучения -это «мера трудности, границы которой постоянно меняются и которая ориентируется на зону ближайшего развития (расхождение между уровнем актуального развития и уровнем

потенциального развития)» [6, с. 77]. Зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. «Зона ближайшего развития выявляется не только при изучении личности ребенка и его познавательных процессов, а выявляется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий» [6, с. 97].

Таким образом, доступность обучения, в свою очередь, складывается из нескольких составляющих: нормативно-законодательного, методического, возрастного, психологического, дидактического соответствия образовательных требований возможностям обучающихся. Если нормативно-законодательные требования (ФГОС, ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7] и другие нормативные документы разных уровней) относятся к внешним факторам влияния, то остальные напрямую зависят от учителя, от взаимодействия ученика с педагогом, характера внутришкольной атмосферы [8, с. 152; 9].

Понятие «эффективность образования» - «это оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию их соответствия поставленным целям» [8, с. 689]. Говоря о резильентных школах, это такие образовательные организации, которые отвечают требованиям современного общества и даже при неблагоприятных внешних условиях показывают результаты в соответствии с поставленными целями.

Третий критерий, входящий в состав понятия «резильентость» с точки зрения теории образования, - это качество образования. Понятие «качество образования» очень широкое и многоаспектное, поэтому разные специалисты по-разному оценивают качество образования, выделяя различные факторы и показатели в качестве приоритетных. Обратимся к определениям, приведенным В. А. Болотовым и Н. Ф. Ефремовой в работе «Системы оценки качества образования» [10]: 1. «Это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники»; 2. «Это результат использования всего потенциала образовательного учреждения как системы обеспечения качества для подготовки и всестороннего развития выпускников» [10, с. 17]. Под обеспечением качества авторы понимают потенциал образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности, включающий факторы, условия и ресурсы [10, с. 17; 11, с. 21; 12, с. 26].

Таким образом, доступность, качество и эффективность - это три оценочных категории, которые зависят от внешних требований, поставленных целей, а также других факторов, что, соответственно, описывает их как категории, способные к изменениям. Поскольку доступность, качество и эффективность мы рассматриваем как составляющие понятия «ре-зильентность», снова приходим к выводу о том, что это непостоянная характеристика, она может теряться и приобретаться в зависимости от разных факторов, влияющих на нее.

На основании проведенного историко-педагогического анализа нами установлено, что для повышения уровня доступности обучения, качества и эффективности обучения необходимо применение определенных технологий.

С нашей точки зрения, технологии формирования резильентности - это совокупность механизмов организации образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с учетом специфики конкретной школы в целях эффективной реализации качественных и доступных образовательных услуг.

В рамках формирования резильентности необходимо решение следующих задач: модернизация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО; формирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса; создание ка-

дровых условий реализации образовательного процесса; обеспечение проектирования и реализации стратегии управления школой и ее взаимодействия с внешней средой.

Решение перечисленных задач в городских и сельских школах реализуется по-разному. Перечислим особенности сельских школ: малочисленность; территориальная отдаленность (от городов и райцентров); маргинализация сельского социума; низкая выраженность местного социального заказа; полифункциональность сельских педагогов; сложный контингент обучающихся; ограниченность финансовых ресурсов и материально-технической базы; отсутствие стабильности образовательных стандартов и невозможность следовать им; отсутствие работы или недостаточная работа с результатами мониторинговых исследований; проблема кадрового обеспечения; труднодоступность или отсутствие досуговых мест, организаций дополнительного образования на селе.

Таким образом, каждая сельская образовательная организация обладает рядом специфических особенностей. Поскольку в настоящее время российское образование переживает период обновления и активного внедрения инноваций, для которого характерны интенсивные нововведения, развитие образовательной организации должно осуществляться посредством этих нововведений с учетом ее индивидуальных особенностей как в педагогической, так и в управленческой деятельности.

Для выявления трудностей и пробелов в деятельности образовательной организации перед ее руководителем стоит задача проведения диагностики (для решения этой задачи более всего подходит выявление «проблемного поля»). На основании проведенной диагностики руководитель образовательной организации совместно с командой единомышленников выявляет пробелы функционирования школы и запускает работу по развитию школы и устранению проблем. В этих целях руководителями сельских школ используются технологии формирования резильентности: 1) технология формирования управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой в условиях функционирования сельской школы; 2) технология организации образовательного процесса; 3) технология формирования управ-ленческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы.

Рассмотрим каждую технологию отдельно.

1. Технология формирования управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой в условиях функционирования сельской школы.

Безусловно, образование должно в полной мере отвечать запросам всех субъектов, в первую очередь запросам потребителей образовательных услуг. Поэтому основополагающую и определяющую роль играют стратегии руководителей сельских школ, то, как они оценивают свой ресурсный потенциал, какие действия предпринимают для решения обозначенных проблем и достижения поставленных целей.

Согласно работе И. В. Зиминой [13], для перевода школы в эффективный режим функционирования руководителям рекомендовано создать модель развития, которая включает несколько этапов (зарождение модели, планирование, реализация модели, подведение итогов). Нередко в процессе развития ОУ или устранения проблем, выявленных в ходе диагностики образовательной организации, возникает необходимость использования технологии взаимодействия с внешней средой.

Под взаимодействием с внешней средой мы понимаем взаимодействие с такими участниками образовательных отношений, как родители; органы муниципального самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; органы исполнительной власти субъекта Российской Федераций, осуществляющие государственное самоуправление в сфере образования; органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в сфере образования; образовательные организации, осуществляю-

щие дополнительное образование детей и педагогических работников; социально ориентированные некоммерческие организации. При этом необходимо учитывать факторы внешней среды, влияющие на образовательные достижения учеников школ: формирующие особенности организации образовательного процесса; территориально-географические характеристики местности и социально-экономические показатели населенного пункта и семей школьников; степень вовлеченности основных участников образовательных отношений (педагогов, школьников и их родителей).

2. Технология организации образовательного процесса в современной сельской школе.

Анализ современных подходов к организации образовательного процесса современной сельской школы позволил выделить ряд этапов, на основании которых, а также современных требований руководитель образовательной организации выстраивает модель организации образовательного процесса в конкретной школе с учетом ее особенностей (таблица). Выбор конкретной технологии организации образовательного процесса напрямую зависит от особенностей сельских образовательных организаций, внешних и внутренних условий организации образовательного процесса. После выявления существующих проблем и барьеров, образовательный процесс организуется с точки зрения управленческих критериев: целеполагания, планирования, проектирования, ресурсного обеспечения, регулирования и контроля.

Этапы реализации модели организации образовательного процесса в сельской школе

с учетом ее особенностей

Этап Содержание этапа

Проектирование и планирование Проектирование модели и содержания основных и дополнительных образовательных программ и способов ее реализации (комплексные планы по реализации, программы кадрового и ресурсного обеспечения)

Ресурсное обеспечение Проектирование и формирование кадрового ресурса, материально-технической и учебно-методической базы для реализации образовательных программ (создание и реализация программы кадрового обеспечения и программы ресурсного обеспечения)

Координация Оперативная деятельность по организации процесса реализации основных и дополнительных образовательных программ

Контроль Мониторинг качества организации образовательного процесса (сравнительный анализ качества реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе образовательных услуг, образовательных потребностей; результаты мониторингов качества образования разных уровней; оценка степени доступности основных и дополнительных образовательных программ; качество кадрового ресурса)

3. Технология формирования управленческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы.

Особенности сельских школ, перечисленные нами выше, порождают ряд кадровых проблем: недостаточная укомплектованность многих сельских школ кадрами, высокий уровень текучести молодых специалистов, старение кадров, профессиональное выгорание педагогов с большим стажем работы, полифункциональность учителей в малокомплектных и малочисленных сельских школах, профессиональное одиночество педагогов.

Согласно проведенному историко-педагогическому анализу, изменения в области кадровой политики должны быть направлены на повышение скорости реагирования на внешние и внутренние изменения образовательной организации; повышение оперативности принятия решений; повышение вовлеченности исполнителей на наиболее важных направлениях деятельности школы, а также повышения уровня их ответственности; формирова-

ние наиболее продуктивных сочетаний линейных и функциональных связей; создание и рационализацию горизонтальных связей.

Изменения в области кадровой политики с учетом специфики функционирования сельских школ необходимо реализовывать посредством технологии формирования управленче-ско-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы.

Выделяют пять стадий существования управленческо-педагогической команды: образование; интенсивное формирование самой команды; нормализация деятельности команды; исполнение планов по развитию сельской школы; трансформация команды или ее расформирование [14]. На практике все эти стадии проявляются в разных формах, что обусловлено общим уровнем управленческой профессиональной культуры в организации.

Процесс командообразования состоит: 1) из анализа деятельности школы; 2) разработки плана курсов повышения квалификации и тренингов командообразования; 3) научно-методического сопровождения дальнейшей деятельности организации [14].

1. Анализ деятельности образовательной организации: определение целей и задач формирования управленческо-педагогических команд в организации; выявление уровня психологического климата; развитость межличностной коммуникации учителей; диагностика эмоциональной системы взаимоотношений; выявление местных норм и правил. Этот этап подразделяется на два: диагностический и подготовительный. Диагностический реализуется посредством техники анкетирования (определение уровня психологического климата) и интервью (выявление уже сформированных или формирующихся норм и правил); методике «Генограмма» (выявление эмоциональной системы взаимоотношений). Подготовительный этап реализуется посредством техники интервьюирования (уточнение понимания таких понятий, как «команда» и «командообразование», определения мотивов командообра-зования); методики «Логические уровни командообразования» (уточнение целей и задач формирования команды).

2. По результатам проведенной диагностики разрабатывается план курсов повышения квалификации и тренинга командообразования. Последнее представляет собой поэтапный алгоритм работы над сплоченностью коллектива и совместной разработке критериев группового сотрудничества. На этом этапе используют педагогические технологии формирования и деятельности команды; методики проектирования и реализации образовательных программ и проектов, в том числе сетевых; также информационно-коммуникативные технологии в рамках перехода на ФГОС ОО; модульные практико-ориентированные технологии [15]. На этом этапе важно сотрудничество образовательной организации с организациями дополнительного профессионального образования в целях квалифицированной поддержки и сопровождения. При этом взаимодействие с отдаленными сельскими школами может организовываться в рамках не только реального, но и онлайн-взаимодействия с элементами вариативных технологий обучения.

3. Научно-методическое сопровождение дальнейшей деятельности сельской образовательной организации представляет собой психолого-педагогическое сопровождение результатов научных исследований по технологиям развития ОУ на этапах организации, апробации, распространения, а также управленческое сопровождение нормативных разработок.

Все этапы формирования управленческо-педагогических команд могут реализовывать-ся в различных формах сетевой активности педагогов, например создание специальных образовательных сайтов, совместное создание курсов повышения квалификации педагогами из разных образовательных организаций, онлайн-общение и др. [16]. Технологии и способы взаимодействия зависят от поставленных целей и задач формирования управленче-ско-педагогических команд: для разработки и осуществления проектов развития ОО; повы-

шения квалификации и обмена опытом; проектирования и реализации содержания программ профессионального роста педагогов; развитие информационно-технологической компетентности и т. д.

Таким образом, формирование временных или постоянных управленческо-педагогиче-ских команд ориентировано на решение индивидуальных проблем отдельной сельской школы, с учетом ее внешних и внутренних особенностей, а также решение или профилактику кадровых проблем, возникающих из-за особенностей сельских образовательных организаций (профессиональное одиночество педагогов, быстрое профессиональное выгорание и т. д.).

Резюмируя, отметим, что для формирования резильентности в современной сельской школе на начальном этапе руководителем проводится диагностика, в результате которой выявляются проблемы, препятствующие эффективному функционированию ОУ Для решения выявленных проблем используются технологии развития резильентности: проектирование управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой в условиях функционирования сельской школы, организации образовательного процесса, формирования управ-ленческо-педагогических команд. На основании результатов, полученных в ходе диагностики, в соответствии с поставленными задачами, руководитель образовательной организации может использовать как отдельную технологию, так и всю совокупность технологий формирования резильентности.

Список литературы

1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М.,

2001. 412 с.

2. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 11-15.

3. Ваништендаль С. Резильентность на практике. Касита - простой инструмент работы для решения сложной задачи. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/bice-cahier-casita_web_russe-2019-v3_3_derniere_ version.pdf (дата обращения: 25.06.2020).

4. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58-95.

5. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148-177.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия,

2002. 527 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Российская газета. № 303. 31.12.2012.

8. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово, 2005. 720 с.

9. Брунер Д. С. Психология познания: За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

10. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 192 с.

11. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 21-26.

12. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.

13. Проектное управление как механизм перевода школ в эффективный режим функционирования: метод. рекомендации / И. В. Зимина; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Коми республиканский институт развития образования. Электрон. текстовые дан. (2,7 МБ). Сыктывкар: КРИРО, 2018.

14. Курикова Н. В., Сартакова Е. Е. К вопросу о формировании управленческо-педагогических команд как механизма развития современной сельской школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 378.

15. Чернилевский Д. Б. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования. М.: Юнити, 2002. 43б с.

16. Викторова З. С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений: дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 13б с.

Пивоварова Анна Викторовна, старший научный сотрудник, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, б34034). E-mail: anya.karm@yandex.ru

Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, б0, Томск, Россия, 634061). E-mail: sartakova@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 26.08.2020

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-31-40

TECHNOLOGIES FOR FORMING RESILIENCE IN A MODERN RURAL SCHOOL

A. V. Pivovarova1, E. E. Sartakova2

1 Tomsk Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators, Tomsk, Russian Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article analyzes the modern requirements for the rural educational organization, which actualize the need for socio-cultural modernization, as well as the ability of rural schools to meet these requirements. The need for new ways to improve the quality of education in rural schools, taking into account their characteristics, has been actualized. Revealed and described the content of resilience of modern educational organizations, as well as the criteria of resilience (availability, quality, efficiency). The technologies for the formation of resilience are presented as a set of mechanisms for organizing the educational process and its resource provision, taking into account the specifics of a particular school in order to effectively implement high-quality and affordable educational services. The necessity of solving specific problems related to: modernization of the educational process in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of of General Education; the formation of the necessary resource support for the educational process; creation of personnel conditions for the implementation of the educational process; ensuring the design and implementation of the school management strategy and its interaction with the external environment, is substantiated. The technologies for the formation of the resilience of rural schools (design and implementation of management strategies and interaction with the external environment; organization of the educational process; formation of management and pedagogical teams for the development of the human resource of a rural school) are presented.

Keywords: rural school, resilient school, resilience formation technologies, external and internal factors of influence, educational process, management and pedagogical teams, involvement of participants in educational relations, effective mode of school development.

References

1. Gur'yanova M. P. Teoreticheskiye osnovy modernizatsii sel'skoy shkoly Rossii. Dis. dokt. ped. nauk [Theoretical foundations of modernization of rural schools in Russia. Diss. doct. of ped. sci.]. Moscow, 2001. 412 p. (in Russian).

2. Leont'ev A.N. Kategoriya deyatel'nosti v sovremennoy psikhologii [Category of activity in modern psychology]. Voprosypsihologii - Voprosypsychologii, 1979, no. 3, pp. 32-42 (in Russian).

3. Vanishtendal' S. Rezil'entnost'na praktike. Kasita -prostoy instrument raboty dlya resheniya slozhnoy zadachi [Resilience in practice. Kasita is a simple tool for solving a complex problem] (in Russian). URL: https://www. osoboedetstvo.ru/files/book/file/bice-cahier-casita_web_russe-2019-v3_3_derniere_version.pdf (accessed 25 June 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yastrebov G. A., Pinskaya M. A., Kosaretskiy S. G. Ispol'zovaniye kontekstnykh dannykh v sisteme otsenki kachestva obrazovaniya [Using contextual data in the education quality assessment system]. Voprosy obrazova-niya - Educational Studies Moscow, 2014, no. 4, pp. 58-95 (in Russian).

5. Pinskaya M. A., Kosaretskiy S. G., Frumin I. D. Shkoly, effektivno rabotayushchiye v slozhnykh sotsial'nykh kontekstakh [Schools that perform effectively in complex social contexts]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2011, no. 4, pp. 148-177 (in Russian).

6. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. Grlavnyy redaktor B. M. Bim-Bad [Pedagogical encyclopedic dictionary. Ed. by B.M. Bim-Bad]. Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 2002. 527 p. (in Russian).

7. Federal'nyy Zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoy Federatsii" (redaktsiya ot 31.07.2020; s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupilo v silu s 01.09.2020) [Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended on July 31, 2020; with amendments and additions, entered into force on September 1, 2020)]. Rossiyskaya Gazeta, no. 303, 31 December 2012.

8. Rapatsevich E. S. Pedagogika: bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: big modern encyclopedia]. Minsk, Sovremennoye Slovo Publ., 2005. 720 p. (in Russian).

9. Bruner D. S. Psikhologiyapoznaniya: Zapredelami neposredstvennoy informatsii [The Psychology of Cognition: Beyond Immediate Information]. Moscow, Progress Publ., 1997. 412 p. (in Russian).

10. Bolotov V. A., Efremova N. F. Sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: uchebnoyeposobiye [Systems for assessing the quality of education: a textbook]. Moscow, Universitetskaya kniga; Logos Publ., 2007. 192 p. (in Russian).

11. Avdashkin A. A., Pass A. A. Podkhody k opredeleniyu ponyatiya "kachestvo obrazovaniya" [Approaches to the definition of "quality of education"]. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye otsenki kachestva obrazovaniya, 2018, no. 2 (5), рp. 21-26 (in Russian).

12. Bakhmutskiy A. E. Otsenka kachestva shkol'nogo obrazovaniya [Assessment of the quality of school education]. Saint Petersburg, BAN Publ., 2003. 132 p. (in Russian).

13. Proyektnoye upravleniye kak mekhanizm perevoda shkol v effektivnyy rezhim funktsionirovaniya: metodicheskiye rekomendatsii [Project management as a mechanism for transferring schools to an efficient mode of functioning: methodological recommendations]. Syktyvkar, KRIRO Publ., 2018, 117 p. (in Russian).

14. Kurikova N. V., Sartakova E. E. K voprosu o formirovanii upravlenchesko-pedagogicheskikh komand kak mekha-nizma razvitiya sovremennoy sel'skoy shkoly [On the question of the formation of management and pedagogical teams as a mechanism for the development of a modern rural school]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no. 3, рp. 378 (in Russian).

15. Chernilevskiy D. B. Didakticheskiye tekhnologii v vysshey shkole: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov, obu-chayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial 'nostyam, magistrantov, aspirantov i slushateley sistemy dopolnitel'nogoproffessional'nogo obrazovaniya [Didactic technologies in higher education: a textbook for university students enrolled in pedagogical specialties, undergraduates, graduate students and students of the system of additional proffessional education]. Moscow, Yuniti Publ., 2002. 436 p. (in Russian).

16. Viktorova Z. S. Setevoypodkhodkakmetodologiya issledovaniyaprotsessaprinyatiya gosudarstvennykh resheniy. Dis. kand. polit. nauk [The network approach as a methodology for studying the process of making government decisions. Diss. cand. of polit. sci.]. Moscow, 2009. 136 p. (in Russian).

Pivovarova A. V., Senior Researcher, Tomsk Regional Institute for Advanced Studies and

Retraining of Educators (ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russian Federation, 634034).

E-mail: anya.karm@yandex.ru

Sartakova E. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical

University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation). E-mail: sartakova@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.