Научная статья на тему 'Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России'

Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ИНВАРИАНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / MODEL OF ORGANIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / RURAL SCHOOL / HISTORICAL STAGES / SOCIAL AND CULTURAL CONTEXT / INVARIANT COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказова Людмила Викторовна

Статья посвящена исследованию моделей организации образовательного процесса в сельской школе как идеальному представлению о совокупности видов управленческой деятельности в области дидактической и воспитательной систем, ресурсного обеспечения и управления качеством образования. Был проведен анализ исторического контекста развития образования на селе, выявлены основные этапы развития организации образовательного процесса в рамках становления сельских ОУ России в XIX-XX вв. и соответствующих им моделей. Автором представлены историко-педагогические этапы становления моделей организации образовательного процесса в сельских школах России: 1)дореволюционный этап (конец XVIII начало XX в.) период зарождения, становления и развития образования на селе; 2)советский этап (1917-1991 гг.) период унификации моделей организации образовательного процесса в сельских школах; 3)российский этап (1991 гг. по настоящее время) период становления типового и видового разнообразия сельских ОУ. В рамках выделенных историко-педагогических этапов был выявлен контекст развития сельской дореволюционной школы России, основу которого составляла совокупность авторских педагогических концепций, способствующих формированию различных исторических моделей организации образовательного процесса: идея народности (К. Д. Ушинский), свободного воспитания (Л. Н. Толстой), автономности педагогического процесса (П. Ф. Каптерев), бессословности, преемственности образовательного процесса (Н. И. Пирогов), функционирования современных сельских образовательных учреждений. Это позволило выявить и охарактеризовать вариативные модели организации образовательного процесса на селе: инвариантная модель (XIX в.), унификационная модель (XX в.); специфика вариативных моделей организации образовательного процесса и их эволюция в рамках исторических этапов становления образования на селе в России в ХIХ-ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE HISTORY OF FORMATION OF RURAL SCHOOL IN RUSSIA

The article investigates the models of organization of the educational process in rural schools as a perfect representation of administrative activity in the field of didactic and educational systems, resource provision and educational quality management. The analysis of the historical context of development of education in rural areas was carried out, the main stages of development of organization of educational process within formation of rural educational institutions in Russia in the XIXth Xxth centuries and models corresponding to them are revealed. The author presents historical and pedagogical stages of formation of models of the organization of educational process at rural schools of Russia: 1)Pre-revolutionary stage (ending of the XVIIIth beginning of the XXth centuries) the period of origin, formation and development of rural education; 2)Soviet stage (1917-1991) the period of unification of models of the organization of educational process at rural schools; 3)Russian stage (1991 to the present) the period of formation of the diversity of the type and sort of rural educational institutions. Within selected historical and pedagogical stages the context of development of rural pre-revolutionary schools of Russia was revealed, (which was the basis of the author’s pedagogical concepts promoting formation of various historical models of the organization of educational process: the idea of nationality (K. D. Ushinsky), free upbringing (L. N. Tolstoy), autonomy of pedagogical process (P. F. Kapterev), lack of social estates, continuity of educational process (N. I. Pirogov); functioning of modern rural educational institutions. It allowed to reveal and characterize variable models of the organization of educational process in the village: invariant model (XIXth century), unification model (XXth century); specifics of variable models of the organization of educational process and their evolution within historical stages of formation of education in the village in Russia in the XIX-XXth centuries.

Текст научной работы на тему «Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России»

УДК 37:001.127.18 (14.01.11)

Л. В. Рассказова

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ

СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РОССИИ

Статья посвящена исследованию моделей организации образовательного процесса в сельской школе как идеальному представлению о совокупности видов управленческой деятельности в области дидактической и воспитательной систем, ресурсного обеспечения и управления качеством образования. Был проведен анализ исторического контекста развития образования на селе, выявлены основные этапы развития организации образовательного процесса в рамках становления сельских ОУ России в ХІХ-ХХ вв. и соответствующих им моделей.

Автором представлены историко-педагогические этапы становления моделей организации образовательного процесса в сельских школах России:

1) дореволюционный этап (конец XVIII - начало XX в.) - период зарождения, становления и развития образования на селе;

2) советский этап (1917-1991 гг.) - период унификации моделей организации образовательного процесса в сельских школах;

3) российский этап (1991 гг. - по настоящее время) - период становления типового и видового разнообразия сельских ОУ.

В рамках выделенных историко-педагогических этапов был выявлен контекст развития сельской дореволюционной школы России, основу которого составляла совокупность авторских педагогических концепций, способствующих формированию различных исторических моделей организации образовательного процесса: идея народности (К. Д. Ушинский), свободного воспитания (Л. Н. Толстой), автономности педагогического процесса (П. Ф. Каптерев), бессословности, преемственности образовательного процесса (Н. И. Пирогов), функционирования современных сельских образовательных учреждений. Это позволило выявить и охарактеризовать вариативные модели организации образовательного процесса на селе: инвариантная модель (XIX в.), унификационная модель (XX в.); специфика вариативных моделей организации образовательного процесса и их эволюция в рамках исторических этапов становления образования на селе в России в ХГХ-ХХ вв.

Ключевые слова: модель организации, образовательный процесс, сельская школа, исторические этапы, социокультурный контекст, инвариантные компоненты.

В настоящее время развитие системы образова- представленное различными общеобразовательны-

ния России связано с внедрением федеральных ми организациями (полнокомплектными базовыми

государственных образовательных стандартов ОУ с сетью филиалов, лицеями и гимназиями и

(ФГОС) второго поколения, что обусловило модер- др.). Самоопределение сельских школ в вопросах

низацию не только содержания образования, спо- видового разнообразия (в первую очередь для

собов его реализации, но и организацию процессов приобретения финансовых преференций при рас-

обучения и воспитания, соответствующих потреб- четах нормативно-подушевого финансирования)

ностям формирующегося информационного обще- мало способствовало проектированию и реализа-

ства российского государства. ции соответствующих моделей организации обра-

Потребность в развитии содержания образова- зовательного процесса, которые до настоящего

тельного процесса и соответствующих механизмов времени: 1) ориентированы преимущественно на

управления им в целом, безусловно, сказалась на ЗУНовские результаты, использование классносельских школах, характерных для России, педаго- урочных форм обучения, невключение в образова-

гические особенности которых обусловлены низ- тельные программы целевых программ воспита-

кой плотностью расселения, малой заселенностью, ния и социализации и др.; 2) слабо оптимизирова-

большими расстояниями между административны- ны, в том числе путем разработки и внедрения вами пунктами, слабым уровнем развития социаль- риантов разновозрастных образовательных проной инфраструктуры и др. [1]. грамм ввиду отторжения данных инноваций со

В процессе становления сельской школы Рос- стороны сельского социума, сохранения традици-

сии было сформировано и апробировано множест- онных стереотипов профессиональной деятельнос-

во ее типов и видов. В настоящее время в условиях ти учительства, низкой степени развития учебнороссийской сельской действительности функцио- методического обеспечения; 3) тормозили внедре-

нируют уже устоявшиеся типы сельских образова- ние профильного обучения, предшкольного обра-

тельных организаций (полнокомплектные, мало- зования, введения ФГОС общего образования и др.

комплектные, малочисленные), которым соответ- Переход на системно-деятельный подход в рам-

ствует и определенное видовое разнообразие, ках ФГОС общего образования, формирование но-

вых моделей ОУ в сельском социуме, создание современных сетевых новообразований обозначили ряд задач, которые определяют сущность понятия «организация» как функции управления в области образовательного процесса: определение специфики ведущих типов сельских школ, структура их образовательного процесса, управления им, определение необходимого для реализации современного образовательного процесса ресурсного обеспечения.

Совокупность данных организационных функций и связей между ними есть, с нашей точки зрения, модель организации образовательного процесса, а их проектирование и реализация в настоящее время являются особенно актуальными для сельской школы России.

Модели организации образовательного процесса в сельских школах складывались в рамках выделенных исторических этапов:

1) начальный этап зарождения сельской школы (конец XVIII - начало XIX в.) - период появления данного типа ОУ (церковных и светских) и их развитие в рамках учебных округов;

2) этап становления сельской школы (20-60-е гг. XIX в.) - период закрепления сословного характера сельского образования, нарушения преемственности, возникновение идеи «ущербности» сельской школы;

3) этап развития сельской школы в дореволюционной России (60-е годы XIX - начало XX в.) - период становления различного типа и вида тупиковых моделей образовательных учреждений на селе;

4) советский этап (1917-1991 гг.) развития сельских школ:

подэтапы: первый (1917-1930 гг.) - период унификации образовательной системы, предусматривающий единую модель организации образовательного процесса в России;

второй (1940-1950 гг.) - период апробации идей политехнической школы;

третий (1960-1991 гг.) - период внедрения идей производственного обучения и элементов дифференцированного образования;

5) российский этап (1991 гг. - по настоящее время) - период становления типового и видового разнообразия сельских ОУ.

Безусловно, в исторической ретроспективе такого понятия, как модель организации образовательного процесса, не существовало, но сами модели присутствовали. В процессе исторического развития в сельских школах России указанные модели постепенно эволюционизировали (табл. 1).

Инвариантная модель организации образовательного процесса есть совокупность видов управленческой деятельности в области учебно-воспи-

тательного процесса, направленной: а) на формирование в рамках учебных округов многообразия различных типов и видов сельских церковных и светских школ с учетом разной степени государственной поддержки и общественного контроля; б) проектирование и реализацию сословно-религиозного образования, религиозно-нравственных и православных идеалов, элементарных знаний, навыков организации быта; в) использование вариативных методик разновозрастного обучения; г) специально подготовленный кадровый ресурс [2].

Данная модель организации образования формировалась и реализовывалась в рамках следующих этапов становления сельской школы: начального (конец XVIII - начало XIX в.), этапа становления (20-60-е гг. XIX в.), этапа развития (60-е гг. XIX - начало XX в.) сельской школы в дореволюционной России.

Формирование такой инвариантной модели осуществлялось:

1. На основе педагогических авторских кон-

цепций ученых XIX в., ведущими идеями которых являлись следующие положения: организация

управления сельским образованием на базе преемственности обучения (Н. И. Пирогов), педагогического процесса через реализацию поэтапного обучения и автономности процесса обучения (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев); использование элементов разновозрастного обучения в сельской школе (Л. Н. Толстой); национальная (народная) педагогика на основе семейного воспитания (С. А. Рачинский); систематизация теоретических концепций для модели организации сельской школы и написание учебно-методической литературы (В. И. Водовозов - центральные регионы).

2. В рамках следующих тенденций развития сельской школы:

- формирование сети ОУ вокруг учебных округов, образовательных центров (вузов);

- организация образовательных учреждений в области местного самоуправления (земства);

- финансирование начального и среднего общего образования осуществлялось по двухканальной системе: 1) государственная поддержка и поддержка местного самоуправления; 2) церковные дотации и частные пожертвования;

- содержание образования было направлено на усиление идеи государственности, воспитание преданности Отечеству в рамках государственной доктрины «Теория официальной народности» (православие, самодержавие, народность);

- вторая половина XIX - начало XX в. характеризовалась массовым развитием образовательных и воспитательных систем, что определялось появлением в сельском социуме такого явления, как пе-дагогизация.

Таблица 1

Характеристика моделей организации образовательного процесса в сельской школе в ХІХ-ХХ вв.

Элемент модели Инвариантная модель (XIX - начало XX в.) Унификационная модель (XX в.)

1917-1930 гг. классическая (40-50-е гг.) организации образовательного процесса с элементами дифференцированного обучения (60-90-е гг.)

Дидактическая система Формирование навыков элементарной грамотности Унифицирование учебных планов. Практическая сельскохозяйственная направленность Унифицирование учебных планов. Практическая сельскохозяйственная направленность Индивидуализация обучения. Факультативная предметная подготовка. Практическая сельскохозяйственная направленность и др.

Воспитательная система Направленно сть на формирование религиозно-нравственных православных идеалов Направленность на военнопатриотическое воспитание, формирование коммунистического сознания гражданина Направленность на военно-патриотическое воспитание, формирование коммунистического сознания гражданина Трудовое воспитание с сельскохозяйственным уклоном. Тесная связь воспитания и обучения. Идеологизация воспитания и обучения

Ресурсное обеспече- ние Недостаточное на местном уровне, кроме церковноприходских и частных школ Недостаточное. Кадровый состав специально не готовился Финансирование на уровне местного самоуправления. Кадровый состав специально не готовился Государственная поддержка сельских ОУ. Улучшение материально-технического обеспечения и подготовки педагогического состава

Управление качеством образова- ния На уровне ОУ, ориентация на качество обучения (знаниевый компонент); уровень духовно-нравствен-ного развития На уровне ОУ, переход на государственное, программно-методическое. Ориентация на уровень сформированности ЗУНов, сформированности коммунистической личности Общественно-государ- ственное. Ориентация на знание-вый компонент. Формирование сельскохозяйственного мышления Общественно-государственное. Ориентация на личностное развитие и знаниевый компонент. Концепция жизнеспособной личности (М. П. Гурьянова)

Унификационная модель организации образовательного процесса была представлена в классической форме, а также унификационной моделью с элементами дифференцированного обучения, складывалась в рамках следующих этапов советского периода становления сельской школы: этап унификации образовательной системы (1917-1930 гг.), период апробации идей политехнической школы (1940-1950-е гг.), период внедрения идей производственного обучения и элементов дифференцированного образования (1960-1991 гг.). Она представлена совокупностью видов управленческой деятельности в области учебно-образовательного процесса, направленной на использование идеи единой трудовой школы, типового программно-методического сопровождения подготовки сельского работника, коммунистического воспитания личности в рамках недостаточного ресурсного обеспечения и малоэффективной единообразной кадровой политики.

В данной работе был исследован социокультурный контекст функционирования современных сельских образовательных учреждений, характеристика современных моделей организации образовательного процесса, программа и содержание опытно-экспериментальной работы по апробации

моделей организации образовательного процесса в современных сельских школах.

В процессе анализа современных исследований по сельской проблематике установлено, что социокультурный контекст функционирования современных ОУ в условиях глобализации и развивающегося информационного общества обусловлен (Г. Силасте и др.):

а) формированием «деформационного» общества на селе (показатели: социальная дифференциация сельского социума, «неперспективность» жизни на селе в глазах молодежи);

б) разрушением сельского образа жизни (показатели: обнищание села, расслоение на бедных и богатых, тесное переплетение традиций и морально-этических черт сельского жителя (скромность в запросах и потребностях) с кризисом семьи как социальной формы; ослабление приверженности к работе на земле, низкая мотивация на активную деятельность; критическое отношение к частной собственности на землю, сохранение положительного отношения к коллективной форме хозяйствования; сокращение объемов обработки земли, развитие собирательства (так называемый сбор дикоросов), охоты и др.; изоляция от культурной жизни страны, характерная для ряда отдаленных сельских

поселений; нивелирование сельских черт жизни как открытость людей, их дружественный настрой; верность культурным традициям; высокие требования к нравственности человека) и др. [3].

В данных условиях сельская школа становится зачастую единственным механизмом развития местного социума, ориентированным на формирование социальных качеств личности и высокой степени ее адаптации через использование нового образовательного стандарта (ФГОС), реализации системно-деятельностного подхода, механизма профориентационной и профильной подготовки обучающихся.

Опираясь на типологию сельских школ по М. П. Гурьяновой, выделили следующие типовые для России и Сибирского федерального округа сельские школы: полнокомплектные, малокомплектные, малочисленные, отдаленные.

1. Сельская малочисленная школа (МЧШ) - ОУ с небольшим числом учащихся, без параллельных классов, функционирующие в небольших сельских населенных пунктах с целью осуществления конституционного права граждан на образование, обеспечения доступности общего образования гражданам независимо от их места жительства.

2. Сельская малокомплектная школа (МКШ) -школа с малым контингентом учащихся, без параллельных классов, находящаяся в сельском поселении, где становится возможным создание разновозрастных классов-комплектов путем объединения учащихся сельских школ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами и правилами.

3. Полнокомплектная сельская школа (ПКШ) -это ОУ, расположенное в сельских поселениях с численностью жителей свыше 3000 человек, укомплектованное всеми классами, численность которых равна или превышает 25 человек.

4. Отдаленная сельская школа (ОСШ) - это ОУ, расположенное в сельском поселении, находящемся в труднодоступной местности на расстоянии от 15 км от центральных усадьб.

В 70 % признак отдаленности совпадает с другими тремя признаками. В 95 % современные сельские «малые» образовательные учреждения соединяют в себе признаки малочисленности и малоком-плектности. Все это позволяет минимизировать классификацию сельских школ, сведя их к следующим: малокомплектная сельская школа (МКШ), полнокомплектная сельская школа (ПКШ), отдаленная сельская школа (ОСШ). Исходя из этого, необходимо разработать для каждого типа ОУ свои оптимальные модели организации образовательного процесса.

На основе выделенных особенностей сельских школ Томской области разработали обобщенную универсальную модель организации образовательного процесса в сельской школе. Такая модель охватывает все важные аспекты обучения и воспитания, ресурсного и нормативного обеспечения, контроля за качество образования и раскрывает фундаментальные основы содержания образования и воспитания (табл. 2).

Мы выделили основные элементы (дидактическая, воспитательная системы и ресурсное обеспечение) модели организации образовательного

Таблица 2

Характеристика компонентов модели организации образовательного процесса в современной сельской

школе

Элемент модели Специфика основных образовательных программ общего образования (ООП ОО) Педагогические/воспитательные технологии Управление качеством обучения/воспитания

Воспитательная система Ориентация на формирование социальной компетентности Методика социально-культурной анимации (в том числе по Т. Г. Пушкаревой). Проектные методики Ориентация на выявление уровня сформированности личностных УУД и социальной компетентности

Дидактическая система Ориентация на метапредметные результаты при использовании личностно ориентированного подхода Использование индивидуальных и групповых технологий. Разновозрастное обучение. Технологии сетевого взаимодействия Внутренняя и внешняя оценка качества образования (в совокупности предметных и метапредметных результатов) в рамках личностно ориентированного образования

Ресурсное обеспечение 1. Кадровое обеспечение ориентировано на формирование личности ребенка, его социальной компетентности (успешности). 2. Материально-техническое обеспечение, учебно-методическая база и информационно-образовательная среда - на обеспечение современной материальной инфраструктуры. 3. Управление - общественно-государственная модель в рамках сетевого взаимодействия ОУ и других организаций. 4. Финансирование нормативно-подушевое с соответствующими коэффициентами. 5. Проектирование современных образовательных комплексов для различного вида сельских школ

— ss —

процесса в сельской школе и способы реализации этих элементов в современных условиях сельского социума. Жирным шрифтом обозначили инвариантные для всех типов сельских ОУ направления и механизмы реализации элементов модели организации образовательного процесса в сельской школе. Рассмотрим их подробнее.

Воспитательная система в рамках основных образовательных программ общего образования (ООП ОО) направлена на формирование социальной компетентности сельских школьников. Социальную компетентность, вслед за Т. Г. Пушкаревой, определяем как качество личности, с помощью которого возможны социальные и межличностные контакты, способность анализировать, оценивать разные ситуации и принимать адекватные решения.

Для успешного формирования социальной компетентности и личностных универсальных учебных действий (УУД) у сельских школьников считаем необходимым применять методику социально-культурной анимации (Т. Г. Пушкарева), содержание которой состоит во взаимодействии социального творчества и процесса воспитания. Использование данной технологии становится возможным из-за набора определенных ценностных установок, которые составляют основу социальной компетентности, и компонента социально-культурной анимации, направленного на преобразование этих ценностей и коррекцию межличностных отношений.

Дидактическая система ориентирована на достижение преимущественно метапредметных результатов в рамках личностно ориентированного подхода. К метапредметным результатам относим в первую очередь способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к сотрудничеству и коммуникации, решению личност-но и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику, особенно применительно к использованию ИКТ в целях обучения и развития и способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Наиболее эффективными для достижения мета-предметных результатов в сельских ОУ являются индивидуально-групповые методики разновозрастного обучения, технологии сетевого взаимодействия ОУ, обеспечивающих максимальную свободу для выбора образовательной траектории, подготовку к продолжению учебы и будущей профессиональной деятельности.

Разновозрастное обучение организуется на основе различных классов-комплектов, разновозрастных групп одного сельского ОУ. Его содержание заключается в крупноблочном планировании содержания образования и создания на этой основе вариативных программ, реализация которых по-

зволяет достичь баланса во временном аспекте обучения между традиционными и профильными курсами. Технология разновозрастного обучения (по А. А. Остапенко, М. Батербиеву и др.) заключается в регулярном чередовании обучения, взаимо-обучения и самообучения (учения), контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки, взаимооцен-ки и самооценки. Также предполагается чередование индивидуального обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного с фронтальным.

Ресурсное обеспечение такой модели организации образовательного процесса предполагает проектирование современных образовательных комплексов для различного вида сельских школ, которое выражается в ориентации кадрового состава на личную и социальную успешность учащихся. Материальная инфраструктура реализуется в рамках сформированной информационно-образовательной среды, комплексных учебных кабинетов.

Рассмотрим особенности организации образовательного процесса в различных типах сельских школ:

1. Для полнокомплектной сельской школы (ПКШ) наиболее характерны: организация процесса обучения в рамках системно-деятельностного подхода; использование ресурсов сельского поселения, механизма сетевого взаимодействия в рамках учебной и внеурочной деятельности во внутри-, межшкольной, муниципальной, региональной, федеральной структурах.

2. Для малокомплектной сельской школы (МКШ) наиболее характерны: использование механизма метапредметности при формировании содержания образования; организация процесса обучения в рамках системно-деятельностного подхода; процесс воспитания направлен на адаптацию ребенка в обществе, трудовое, духовно-нравственное развитие в рамках разновозрастного коллектива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Для отдаленной сельской школы (ОСШ) наиболее характерны: использование совокупности реального и онлайн-взаимодействия с элементами вариативных технологий обучения; направленность содержания воспитания на личную успешность в рамках школьного коллектива и сетевых, социальных, предметных и других сообществах учащихся.

Таким образом, были рассмотрены основные модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России, исследован исторический и социокультурный контекст формирования данных моделей, выявлены инвариантные компоненты модели организации образовательного процесса, с помощью которых разработаны вариативные модели организации образовательного процесса для разных типов сельских ОУ на примере профильного обучения (ступень - полное среднее общее образование).

Список литературы

1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 412 с.

2. Сидоров С. В. Инновации в развитии сельской школы в России второй половины XVIII - начала XX века // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Педагогика. Психология. 2010. № 2. URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2010/2/Sidorov_ Innovations/ (дата обращения: 25.06.2010).

3. Сартакова Е. Е. Тенденции реализации идей модернизации сельских муниципальных образовательных систем // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12. С. 22-26.

Рассказова Л. В., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: liudmilarasskazova@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 18.06.2014.

L. V. Rasskazova

MODELS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE HISTORY OF FORMATION

OF RURAL SCHOOL IN RUSSIA

The article investigates the models of organization of the educational process in rural schools as a perfect representation of administrative activity in the field of didactic and educational systems, resource provision and educational quality management. The analysis of the historical context of development of education in rural areas was carried out, the main stages of development of organization of educational process within formation of rural educational institutions in Russia in the XlXth - Xxth centuries and models corresponding to them are revealed.

The author presents historical and pedagogical stages of formation of models of the organization of educational process at rural schools of Russia:

1) Pre-revolutionary stage (ending of the XVIIIth - beginning of the XXth centuries) - the period of origin, formation and development of rural education;

2) Soviet stage (1917-1991) - the period of unification of models of the organization of educational process at rural schools;

3) Russian stage (1991 - to the present) - the period of formation of the diversity of the type and sort of rural educational institutions.

Within selected historical and pedagogical stages the context of development of rural pre-revolutionary schools of Russia was revealed, (which was the basis of the author’s pedagogical concepts promoting formation of various historical models of the organization of educational process: the idea of nationality (K. D. Ushinsky), free upbringing (L. N. Tolstoy), autonomy of pedagogical process (P. F. Kapterev), lack of social estates, continuity of educational process (N. I. Pirogov); functioning of modern rural educational institutions. It allowed to reveal and characterize variable models of the organization of educational process in the village: invariant model (XIXth century), unification model (XXth century); specifics of variable models of the organization of educational process and their evolution within historical stages of formation of education in the village in Russia in the XIX-XXth centuries.

Key words: model of organization, educational process, rural school, historical stages, social and cultural context, invariant components.

References

1. Guryanova M. P. Theoretical bases of modernization of rural school of Russia. Dis. dr. ped. sci. Moscow, 2001. 412 p. (in Russian).

2. Sidorov S. V. Innovation in development of rural school in Russia of the second half XVIII - the beginning of the XX century. Information humanitarian portal «Knowledge. Understanding. Ability». Pedagogy and Psychology, 2010, no. 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/ Sidorov_Innovations/ (accessed 25 June 2010) (in Russian).

3. Sartakova E. E. Tendencies of realization of ideas of rural municipal educational systems modernization. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol. 12, pp. 22-26 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: liudmilarasskazova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.