ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 371.21
йО! 10.23951/2307-6127-2019-5-83-89
ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Е. П. Еретнова, Е. Е. Сартакова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается выявление особенностей и этапов становления современной сельской школы - ведущего типа общеобразовательных организаций РФ. Проведенный историко-педагогический анализ позволил обосновать процесс становления современных сельских школ, а также их специфику. В условиях глобализации (информатизации, интеграции и интернационализации) общества данная группа образовательных организаций начинает функционировать в новых социально-экономических условиях. Демографическая политика государства создала условия для повышения количества обучающихся в сельских школах. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий (строительство и ремонт школ, их материально-техническое и учебно-методическое обеспечение и др.), а также формирование информационной среды организаций, развитие их кадрового потенциала способствовали нивелированию особенностей российской сельской школы, которые описывались исследователями Х1Х и ХХ вв. В этих условиях возникает вопрос о наличии специфики современной сельской школы.
Научная новизна исследования заключается в обосновании отдельных особенностей современной сельской школы, в частности: а) организационная модель школы основана на идее кластерных сетей; б) образовательный процесс носит сетевой характер; его регулирование осуществляется в условиях перехода от «школоцентристской» к смешанной модели обучения, включающей модернизированные занятия в традиционных или разновозрастных сетевых классах, группах, индивидуальные занятия согласно нелинейному расписанию, проектирование и реализацию индивидуальных стратегий обучения по учебным дисциплинам, применение специального программного обеспечения.
Теортическая значимость данной работы связана с выявлением и описанием этапов становления современной сельской школы.
Ключевые слова: сельская школа, особенности сельской школы, этапы становления сельской школы, организация образовательного процесса, сетевые механизмы.
За последнее время современная система образования в России подверглась значительным изменениям. Процесс модернизации непосредственно коснулся и сельских школ. Особенностью образовательной системы Российской Федерации является преобладание сельских школ (по отдельным источникам около 70 % от общего числа [1]). Сельские школы составляют треть от общего числа, где обучается 28,8 % учащихся. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе определяются комплексом объективных и субъективных факторов, которые и обуславливают ее специфику функционирования и развития [2].
В связи с этим вопросы становления сельских школ имеют особую значимость, что привлекает все большее внимание современных исследователей. Сельская школа - это со— 83 —
бирательное понятие, его используют для обозначения различных типов и видов деятельности, условий функционирования школы в сельской местности [3]. Школа и общество, государство и образование неразрывно связаны друг с другом. Историко-педагогический анализ позволяет рассмотреть процесс становления современных сельских школ.
Первый период становления сельской школы - дореволюционный. Под влиянием европейского Просвещения в начале XIX в. на территории Российской империи стали появляться школы для крестьянских детей при дворянских усадьбах. Выдающими деятелями стали представители дворянской элиты: князь В. В. Измайлов, князь А. А. Ширинский-Шихматов, князь С. Г. Волконский, граф М. Н. Муравьев и др. Выдающимся в своей деятельности в данный период был С. А. Рачинский, который открыл свою школу в селе Тате-во [4]. Особую роль в развитии образования сыграл К. Д. Ушинский. В его трудах были рассмотрены теоретические основы становления и развития народной школы в России. К. Д. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, научность, христианская духовность [5]. На основании этих принципов им была основана концепция народности образования, последовательно связанная с идеей демократизации образовательного процесса. Концепция народности образования была отражена и в педагогической системе С. А. Рачинского, содержание которой направлено на формирование личности средствами веры, просвещения и национального характера. По утверждению С. А. Рачинского, задача школы на селе состоит в том, чтобы развить в детях духовность и практические навыки.
Педагогическая теория Л. Н. Толстого была также основана на принципах народности, природосообразности, нравственности и гуманизма. Основу педагогической деятельности в России Л. Н. Толстой видел в традициях, языке и вере народа. Благодаря усилиям Л. Н. Толстого сельская школа закрепила за собой звание «народной» [6].
Начиная с 30-х гг. Х1Х в. начинается процесс создания сети школ в сельской местности. Основным типом школы была начальная школа. Самыми распространенными были одноклассные и двуклассные училища, церковно-приходские школы, доступные для крестьян и простонародья [5].
После революции 1917 г. наступает новый этап развития сельской школы - советский период. Становление и развитие новой советской школы в период с 1917 по 1930-е гг. осуществлялось в сложных постреволюционных условиях. Коммунистическая идеология и тоталитарный режим привели к полному отрицанию прежней системы организации образования и созданию новой социалистической школы.
Процесс организации образования стал носить исключительно классово-партийный характер. В истории педагогики период 20-х гг. связывают с многочисленными экспериментами и инновационными поисками ГУСа, экспериментальных площадок Наркомпро-сов и др. Одной из главных идей формирования советской системы образования была идея о всеобщности и обязательности начального обучения [7].
Вопросы модернизации сельской школы стали подниматься сразу после Гражданской войны. В этот период стали возникать школы с сельскохозяйственным уклоном - школы крестьянской молодежи с трехлетним сроком обучения. Содержание образования было тесно связано с существующими проблемами сельской местности, реализовывалось «обучение в деятельности». Сельские школы являлись культурными центрами села. Кроме того, на уровне федерации осуществлялось и финансирование деятельности образовательных учреждений на селе.
В период Великой Отечественной войны деятельность сельских школ была связана с приобщением школьников к практическим делам в сельском хозяйстве, что создало основу
для широкого распространения идей политехнизма и производительного труда [5]. В 50-х гг. еще одним нововведением в сельских школах стало введение новой формы трудового воспитания школьников - ученическая производственная бригада, которая на практике доказала эффективность связи школы и производства [3].
Реформы 60-х гг. способствовали массовому оттоку сельской молодежи в город, а процесс унификации деятельности городских и сельских школ не способствовал развитию последних. Однако потребности сельскохозяйственного производства обусловили в 70-80-х гг. возникновение таких феноменов, как «базовое предприятие», «закрепление сельской молодежи на селе» и др. [8].
Третий этап становления современной сельской школы связан с формированием России как самостоятельного государства. Кризис постсоветского периода определил дальнейшее развитие образовательной системы. Это период становления типового и видового разнообразия сельских образовательных учреждений. Модернизация образовательной системы повлекла развитие и внедрение новых различных подходов и методов в организации образовательного процесса в системе сельских школ, появились различные организационно-педагогические модели сельских школ, вариативные способы организации образовательного процесса (разновозрастные, сетевые, смешанные и др.) [9].
В условиях оптимизации и реструктуризации сети школ, расположенных в сельской местности (90-е гг. ХХ в. - начало ХХ1 в.) М. П. Гурьяновой были теоретически обоснованы современные (на тот период) модели сельских школ [1], включая хорошо известные типы сельских школ (малочисленные, малокомплектные, полнокомплектные). В настоящее время их характеристики очень размыты, зачастую официально представлены только в рамках регионального законодательства.
Однако с середины 10-х гг. нашего века в РФ все большую роль играет цифровая экономика, все большее значение в нашей жизни приобретает процесс информатизации. В условиях глобализации (соответственно информатизации, интеграции и интернационализации) сельская школа начинает функционировать в новых социально-экономических условиях [10].
Демографическая политика государства помогла повысить количество обучающихся в сельских школах [2], а эффект отдаленности был нивелирован через развитие инфраструктуры, а именно строительство дорог, благоустройство сел, газификацию, доступ к скоростному Интернету.
Более того, такая особенность сельской школы, как «слабая степень развития материально-технической и учебно-методической баз», почти ликвидирована в процессе реализации Комплексного проекта модернизации образования. Проект «Цифровая школа» способствовал информатизации сельских образовательных учреждений. Современная сельская школа постепенно становится единым центром для обучения, воспитания и развития учащихся разного уровня психофизического развития, разных условий проживания и воспитания. Зачастую сельская школа более успешна (т. е. резильентна [11]), чем массовые городские образовательные учреждения.
В этих условиях возникает вопрос о наличии специфики сельской школы как таковой, включая полифункциональность педагогического состава, профессиональное одиночество учителя, отсутствие вариативности реализуемых образовательных программ, зависимость обучающихся от личности конкретного учителя и т. д.
Наряду с городскими образовательными учреждениями, современные сельские школы вынуждены решать множество задач [12]: введение ФГОС, инклюзивного образования, реализация допрофессиональной подготовки и предпрофессиональных образовательных программ, профориентации. Все это возможно реализовать при помощи средств сетевого
взаимодействия, где центром сети становится сама школа. При этих условиях сельская школа становится «сетевой» и теряет определенные отличия, но при этом приобретает новые качества. Сельская школа начинает выполнять следующие функции (по М. П. Гурьяновой): культурно-просветительской (просвещение населения, развитие культуры, воспитания, образования); информационно-консультативной (обеспечение доступа населения к информации); организационно-педагогической (организация педагогической деятельности на селе).
До настоящего времени в Российской Федерации не решены определенные проблемы сельского социума: люмпенизация населения, низкий уровень образованности, алкоголизм, разрушение уклада традиционной сельской семьи, низкий уровень заработной платы, безработица, наркомания и т. д. [12]. Все это напрямую отражается на деятельности сельской школы. Но стоит отметить, что основные признаки сельской школы в условиях информатизации и становления сетевой экономики, содержание и направления ее деятельности значительно меняются. Особенно остро это касается вопросов организации образовательного процесса как целенаправленной деятельности по формированию и дальнейшего оформления образовательных учреждений и программ в единую систему с целью удовлетворить разнообразные образовательные потребности [13].
В настоящее время существует ряд моделей сетевой организации образовательного процесса. Одной из ведущих моделей является модель А. А. Филимонова [14]. Автор описывает опыт организации профильного обучения в четырех муниципалитетах Омской области. Он констатирует, что обучение ведется по индивидуальным учебным планам, реализуются профильные, базовые, элективные курсы и др. Образовательный процесс организуется в сетевых классах и с переменным составом обучающихся. Соответственно, сетевое обучение представляет собой процесс актуализации образовательных потребностей учащихся и профессиональных запросов педагогов, способствующих становлению коммуникации через взаимодействие.
Мы поддерживаем точку зрения А. А. Веряева о том, что дидактическая система сетевого обучения - это аутопоэтическая система. Определяющим фактором является совпадение целей субъектов образовательного процесса.
Соответственно, сетевая организация образовательного процесса, по А. А. Филимонову [14], - это объединение независимых индивидов и организаций, действующих в рамках самоорганизации для достижения согласованных образовательных целей на долгосрочной основе. Такая система обладает определенной инфраструктурой. Сетевые механизмы организации образовательного процесса представлены индивидуальными и сетевыми учебными планами. На их основе формируются сетевые классы с переменным составом детей, обучающихся по предложенным рабочим программам педагогов.
Более ранней работой, где характеризуется еще одна модель сетевой организации образовательного процесса, является диссертация А. Ф. Мазник [15]. В процессе исследования автор пытается обосновать принципы и процедуры проектирования модели сетевой организации профильного обучения. Исследователь предлагает структуру сетевой организации профильного обучения: 1) полицентричная структура управления с лигимитизацией власти; 2) вертикально и горизонтально направленные организационные связи и коммуникации; 3) координация сотрудничества; 4) оценка результатов. Эта «организационно-функциональная модель» включает образовательные услуги, матрицу распределения функций сетевой организации и ее субъектов.
Кроме этого, автором выделяется и «модель технологии основных процессов сетевой организации профильного обучения», представленная совокупностью базовых процессов
управления, маркетинга и видом предоставляемых услуг. Автор также описывает кадровое ресурное обеспечение, связанное с формированием навыков по реализации сетевых образовательных услуг. Эта модель нам более близка, так как она представляет описание организации образовательного процесса в двух плоскостях: как характеристики самой структуры, так и процесса организации.
Подобные модели организации профильного обучения представлены в работах: Л. В. Байбородовой, Н. А. Криволаповой, Л. В. Лисова, И. Б. Медведева и др. В большинстве моделей представлены два компонента: структура сетевой организации и организация как сам процесс. Они направлены на координацию процессов целеполагания, проектирования и планирования программ, ресурсного обеспечения и оценки результатов. Выявление данных элементов позволяет констатировать тот факт, что сетевой образовательный процесс постепенно становится ведущей особенностью современной сельской школы.
К основным предпосылкам формирования сетевого образовательного процесса стоит отнести: формирование сети образовательных учреждений и сетевого взаимодействия в рамках этой сети, проектирование и реализация образовательных программ, особенности образовательного процесса, сформированного на основе системно-деятельностного подхода [16].
Организация образовательного процесса сельских школ связана с ограниченным ресурсным обеспечением и частично закрытым образовательным пространством, сложной разноуровневой системой координации образовательного процесса в рамках взаимодействия в данной сети, наличием множества разнообразных и разнонаправленных образовательных задач, обеспечивающих повышение качества и доступности образования. При проектировании и реализации образовательных услуг широко используются ресурсы других ведомств и социальных институтов, образовательный потенциал местного сообщества и родителей. Фактически, с одной стороны, осуществляется постепенное разрушение «школоцентрической» модели организации общего образования на селе. С другой стороны, использование смешанного обучения (совокупности модернизированных классно-урочных моделей с элементами проблемного, развивающего, разновозрастного обучения, внеклассными, внеурочными моделями занятий, базирующимися на технологии коллективного способа обучения) позволяет сельской школе результативно решать задачи повышения качества, доступности образования.
Список литературы
1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. С. 89-174.
2. Статистика в образовании. 11^: https://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya (дата обращения: 01.05.2019 г.).
3. Андрейко А. З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. С. 11-13.
4. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах Санкт-Петербурга. СПб.: Синод. тип, 1883. 123 с.
5. Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 400 с.
7. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1987. Т. 4. 547 с.
8. Комплексная программа «Сельская школа РСФСР». М., 1984. 46 с.
9. Комплексная программа «Сельская школа». М.: РАО, 1993. 23 с.
10. Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / под ред. А. М. Моисеева; Ин-т «Открытое общество»; Фонд Сороса - Россия. М.: РОССПЕН, 2002. 284 с.
11. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях / сост.: С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская, Н. В. Бысик, А. Б. Милкус. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 214 c.
12. Силласте Г. Г. Сельская молодежь в лабиринте средств массовой информации. М.: ИСПС РАО, 2005. 287 c.
13. Рассказова Л. В. Модели организации процесса в становления школы России: автореф. дис. ... пед. наук. Томск, 2014. С. 11-15.
14. Филимонов А. А. Сетевая организация образовательного процесса // Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). С. 108-116.
15. Мазник А. Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2004. 22 с.
16. Сартакова Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских ОУ в условиях социокультурной модернизации образования: дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2015. C. 156-174.
Еретнова Евгения Павловна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.06.2019.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-83-89
FEATURES AND STAGES OF MODERN RURAL SCHOOL FORMATION
Ye. P. Yeretnova, E. E. Sartakova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
This article is dedicated to identification of features and stages of formation of modern rural school which is the leading type of the general education organizations of the Russian Federation. Recently, the process of modernization of the modern educational system of Russia has also affected rural schools. The main feature of the educational system of the Russian Federation is the prevalence of rural schools. The rural school is a collective concept, it is used for designation of various types and types of activity, operating conditions of school in rural areas. The school and society, the state and the educational process are inseparably linked with each other. The historical and pedagogical analysis allows considering the process of formation of modern rural schools and also stages and specifics. However from the middle of the 10th of our century in the Russian Federation the increasing role is played by digital economy, the informatization process plays the main role. In the context of globalization (informatization, integration and internationalization), the rural school begins to function in the new socio-economic conditions. The implemented Digital School project promoted informatization of schools located in rural areas. The modern rural school is gradually becoming a single center for training, education and development of students of various categories, different levels of psychophysical development, different living conditions and education. The scientific novelty of the article consists in justification of separate features of modern rural school: a) the organizational model of school is based on the idea of cluster networks; b) educational process has network character and its regulation is carried out in the conditions of transition of the school system to the mixed model of training including the upgraded occupations in traditional or uneven-age network classes, groups, individual
occupations according to the nonlinear schedule, design and implementation of individual strategy of training in subject matters, application of the special software.
Keywords: rural school, features of rural school, stages of formation of rural school, organization of educational process, network mechanisms.
References
1. Gur'yanova M. P. Teoreticheskiye osnovy modernizatsii sel'skoy shkoly Rossii. Dis. dokt. ped. nauk [Theoretical basis of modernization of rural schools in Russia. Diss. doct. of ped. sci.]. Moscow, 2001. 412 p. (in Russian).
2. Statistika v obrazovanii [Statistics of education] (in Russian). URL: https://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya (accessed 1 May 2019).
3. Andreyko A. Z. Sel'skiy sotsiokul'turnyy kompleks kak faktor razvitiya obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Rural socio-cultural complex as a factor in the development of education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 1996. 24 p. (in Russian).
4. Rachinskiy S. A. Zametki o sel'skikh shkolakh Sankt-Peterburga [Notes about rural schools]. Saint Petersburg, Sinod. tip. Publ., 1883. 123 p. (in Russian).
5. Dzhurinskiy A. N. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik dlya bakalavrov [The history of pedagogy and education: textbook for bachelors]. Moscow, Yurayt Publ., 2013. 676 p. (in Russian).
6. Vygotskiy L. S. Sobraniye sochineniy [Collected works]. Ed. A. V. Zaporozhets. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 400 p. (in Russian).
7. Makarenko A. S. Sobraniye sochineniy [Collected works]. Moscow, Pravda Publ., 1987. 547 p. (in Russian).
8. Kompleksnaya programma "Sel'skaya shkola RSFSR" [Complex program "Rural school of RSFSR"]. Moscow, 1984. 46 p. (in Russian).
9. Kompleksnaya programma "Sel'skaya shkola" [Complex program "Rural school"]. Moscow, RAO Publ., 1993. 23 p. (in Russian).
10. Klyuchevye problemy regional'nykh obrazovatel'nykh sistem: opyt analiza [Key problems of regional educational systems: experience of the analysis]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2002. 284 p. (in Russian).
11. Poverkh bar'yerov: istorii shkol, rabotayushchikh v slozhnykh sotsial'nykh usloviyakh [Over barriers: the history of the schools working in difficult social conditions]. Moscow, NIU VshE Publ., 2019. 214 p. (in Russian).
12. Sillaste G. G. Sel'skaya molodezh v labirinte sredstv massovoy informatsii [The rural youth in a labyrinth of mass media]. Moscow, ISPS RAO Publ., 2005. 287 p. (in Russian).
13. Rasskazova L. V. Modeli organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v istorii stanovleniya sel'skoy shkoly Rossii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Models of the organization of the educational process in the history of the formation of the rural school in Russia. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2014. 24 p. (in Russian).
14. Filimonov A. A. Setevaya organizatsiya obrazovatel'nogo protsessa [The network organization of the educational process]. Gumanitarnyie issledovaniya - Humanitarian Researches, 2017, no. 1 (14), pp. 108-116 (in Russian).
15. Maznik A. F. Setevaya organizatsiya profil'nogo obucheniya na osnove vzaimodeystviya uchrezhdeniy obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The network organization of profile training at a basis of interaction of institutions of the general and additional education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Sochi, 2004. 22 p. (in Russian).
16. Sartakova E. E. Setevoye vzaimodeystviye sel'skikh OU v usloviyakh sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya. Dis. dokt. of ped. nauk [Network interaction of rural educational institutions in the context of socio-cultural modernization of education. Diss. doct. of ped. sci.]. Tomsk, 2015. 461 p. (in Russian).
Yeretnova Ye. P., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Sartakova E. E., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]