комплекс компетенций и формируемых компетентностей». Основная задача обучающегося - в процессе овладения профессией приобрести базовые профессиональные знания, умения и навыки, а также усвоить основные моральные, нравственные и этические нормы и правила существования и развития, в первую очередь, в будущем профессиональном сообществе, и как следствие, в социуме в целом.
Воспитание личности через историю, традиции, особенности получаемой профессии - данный подход позволяет, по нашему мнению, привить не только общечеловеческие ценности и сформировать духовно-нравственную личность, но и повысить мотивацию к получаемой профессии. Мы полагаем, что, разрабатывая концепцию воспитательной деятельности в вузе, нет необходимости планировать воспитательные мероприятия по каждому направлению отдельно, они имеют общую структуру и отчасти дублируют друг друга. А если принять во внимание то условие, что студенты должны быть охвачены всеми мероприятиями, что бы заложить в них все необходимые качества разносторонне развитой и культурной личности, то у студента практически не остается свободного времени. На наш взгляд, планируя мероприятия, направленные на воспитание таких качеств как патриотизм, гражданская идентичность, нравственность, духовность и т.д., необходимо использовать все три группы мероприятий, но продумывать содержание этих мероприятий так, чтобы оно согласовывалось с профессиональным контекстом.
Список литературы / References
1. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. - Книга 2 // Материалы XII Всероссийского совещания. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2003. С.4-13.
2. Кенжаев Ш.Х., Бокиев Ф.Э., Аманов Г.А. Организация воспитательной деятельности в вузе // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 728-731.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF STUDENTS IN A FOREIGN LANGUAGE Buribayeva A.I. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Buribayeva Aziza Ismatillaevna — teacher, DEPARTMENT OF INTER-FACULTY FOREIGN LANGUAGES, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the features of the organization of research work of students in a foreign language. The development of international contacts in all areas, including education, has led to an increase in the role and importance of the skills and abilities of genuine foreign language communication. Knowledge of a foreign language allows students to use foreign sources of information, including the results of scientific research, without which the activities of a certified specialist are currently unthinkable. This article discusses the possibilities and ways of organizing research work in a foreign language.
Keywords: organization, research, student, foreign language, development.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Бурибаева А.И. (Республика Узбекистан)
Бурибаева Азиза Исматиллаевна — преподаватель, кафедра межфакультетских иностранных языков, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статьи рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы студентов на иностранном языке. Развитие международных контактов во всех сферах, включая образование, привели к росту роли и значения навыков и умений подлинного иноязычного общения. Знание иностранного языка позволяет обучающимся использовать зарубежные источники информации, в том числе результаты научных исследований, без чего в
настоящее время немыслима деятельность дипломированного специалиста. В данной статье рассматриваются возможности и способы организации научно-исследовательской работы на иностранном языке.
Ключевые слова: организация, научно-исследовательской, студент, иностранный язык, развития.
Научно-исследовательская работа является обязательным разделом (составной частью) основной образовательной программы подготовки магистров и направлена на формирование компетенций в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального и основных образовательных программ ВУЗов.
Научно-исследовательской работы обучающихся является междисциплинарный подход и совместное руководство работой обучающегося преподавателем как иностранного языка, так и преподавателем профильной дисциплины. Поскольку областью научных интересов преподавателей иностранного языка являются либо лингвистика, либо педагогика, их знания по профильным предметам являются общими, что недостаточно для определения актуальных тем исследования, предполагающих знания действующих нормативных документов и тенденций их изменения, фактического материала, что представляется важным для формирования профессиональной компетенции. Что касается самих студентов, то на начальных курсах они изучают преимущественно базовые дисциплины и только начинают знакомство с будущей профессией.
Несмотря на то, что научно-исследовательская работа является наиболее эффективной для обучающихся, имеющих достаточную языковую подготовку, требуется дальнейшее развитие основных языковых навыков: чтения, письма, говорения и аудирования.
Виды чтения подразделяются на поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее. Поисковое чтение является важным навыком для отбора релевантной информации к теме исследования. Просмотровое чтение используется для улавливания основной идеи текста, что в ракурсе научно-исследовательской работы помогает понять точку зрения авторов и основную идею изучаемых статей для формирования собственного представления о теме исследования. Ознакомительное или экстенсивное чтение предполагает работу с большим объемом информации. Данный тип чтения важен для формирования кругозора и глубины понимания материала исследования, так как от этого во многом зависит успешность доклада на конференции. Очень часто бывает, что окончательное определение победителя осуществляется не по результатам представления доклада, а его последующего обсуждения, где участник может продемонстрировать дополнительные знания. И, наконец, изучающее или интенсивное чтение, то есть чтение с детальным разбором фраз и грамматических конструкций используется непосредственно для развития языковых навыков.
Безусловно, важно использовать упражнения на все виды чтения в ходе изучения самой дисциплины, однако, в силу ограниченности времени преподаватели отдают предпочтения последнему типу чтения, интенсивному, как наиболее эффективному для изучения определённой лексики и грамматических конструкций. Следовательно, при подготовке научного доклада необходимо делать упор на остальные виды чтения, более эффективные для формирования понимания темы исследования и владения фактическим материалом.
Развитие навыков письма происходит в совершенно новом русле. В отличие от школьной программы по иностранному языку, которая сосредоточена преимущественно на социально-бытовых темах, исследовательская работа в вузе строится вокруг анализа научных данных различных дисциплин. Для научного стиля характерны обобщенность, точность, логичность, однозначность, строгая аргументация положений. Научные тексты стандартны, системны, они должны быть оценочно- нейтральны, должны содержать понятийный аппарат. Выводы должны строиться на базе представленного фактического материала, а не на собственных убеждениях и моральных принципах [1].
Навыки аудирования необходимы для ведения дискуссии при участии в конференции. Непонимание заданного вопроса может серьезно испортить впечатление от доклада. Аудирование, по мнению многих изучающих иностранный язык, является наиболее проблемным видом деятельности. При работе с аудиоматериалом важно подбирать упражнения так, чтобы обучающие могли различать границы слов на слух.
Таким образом, организация научно- исследовательской работы обучающихся на иностранном языке имеет ряд особенностей.
Во-первых, она требует определённой базовой языковой подготовки начинающего исследователя, поскольку степень самостоятельности выполнения работы по поиску
Еигореап Баепсе № 3 (52) ■ 90
необходимого материала и написанию самой работы влияет на эффективность формирования навыков ведения научной работы, так как находится в зоне ближайшего развития обучающегося.
Во- вторых, руководство такой работой должно осуществляться преподавателем по иностранному языку в тандеме с преподавателем профильной дисциплины, в связи с тем, что на начальных курсах обучения, на которых преподается иностранный язык, студенты ещё не обладают профессиональным кругозором и испытывают значительные трудности при выборе темы, формулировке проблемы и выводов исследования. И наконец, подготовка к участию в конференции или написание статьи требует дальнейшее, более углубленное развитие языковых навыков.
Список литературы / References
1. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. 1991г. Издательство: Москва «Просвещение». 20-34стр.
THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE TECHNOLOGY IN THE TEACHING OF MATHEMATICS Zhumanova N.B. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Zhumanova Nafisa Bobodustanovna - Teacher of Mathematic, SCHOOL № 179, CHILANZAR DISTRICT, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the effectiveness of innovative technologies in the teaching of mathematics. The use of new information technologies is dictated, first of all, by pedagogical needs in improving the effectiveness of developing education, in particular, in developing skills for independent educational activities, critical thinking, and a research, creative approach to learning. The most effective at present is the combination of traditional forms of learning and innovative technologies in the process of teaching mathematics.
Keywords: effect, innovation, technology, teaching, mathematics, learning.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ Жуманова Н.Б. (Республика Узбекистан)
Жуманова Нафиса Бободустановна — учитель математики, Школа № 179, Чиланзарский район, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрыта эффективность инновационных технологий в преподавании математики. Применение новых информационных технологий продиктовано, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, исследовательского, креативного подхода к обучению. Наиболее эффективным в настоящее время является сочетание традиционных форм обучения и инновационных технологий в процессе обучения математике.
Ключевые слова: эффект, инновация, технология, преподавания, математика, обучения.
Сегодня уже нет сомнения в том, что XXI век - это век информации и научных знаний. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, исследовательского, креативного подхода к обучению.