Координаты для связи
Солдаткин Павел Кузьмич, ассистент кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Долгих Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]
< GO
О
fO <
CL Ш
О
О и
УДК 378 (07)
Н.А. Ткачева
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ОБУЧЕНИЕ ДИСКУРСУ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные методы, применяемые в преподавании иностранного языка, повышают интерес к предмету, способствуют формированию и развитию как лингвистических навыков и умений, так и иноязычной профессиональной компетенции, позволяют совместить теорию с практикой, развивают творческие способности студентов. Традиционные методы, используемые в обучении иностранному языку, дают возможность применять знания, умения и навыки в искусственной среде, в то время как инновационные методики создают условия, приближенные к профессиональной среде.
Инновационные методы находят активное применение на занятиях по иностранному языку, используются организационно-деятельностные игры, метод «Дебаты», проектный метод, метод ситуационного обучения (сase-study), 1Т-методы (интернет-ресурсы, мультимедийные средства) и прочее. Все перечисленные методы меняют подход к изучению дисциплины, расширяют информационное поле, вовлекают студентов с помощью преподавателей в новую среду обучения, обогащая учебный процесс.
Рассмотрим многосторонний метод - метод, наиболее часто применяемый на занятиях по иностранному языку. Он направлен на развитие навыков устной речи, избегая зазубривания, что
Резюме В статье рассматривается применение многостороннего метода в обучении дискурсу студентов-медиков, технологии работы и возможность моделирования занятий по иностранному языку.
Ключевые слова: студенты-медики, иностранный язык.
MEDICAL STUDENTS DISCOURSE TEACHING WITH APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES
N.A. Tkacheva
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract: The article discusses the use of the multilateral method in medical students discourse teaching, work technology and the possibility of modeling foreign language classes.
toy words: medical students, foreign language.
является главным условием для свободного владения иноязычной речью. Подача грамматического материала происходит поэтапно (от простого к сложному), предлагая минимум тренировочных упражнений и максимум самостоятельной речи. Лексический запас, как и текстовый материал, рассматривается только с позиции аутентичной информации, которая направлена на изучение определенной темы с последующим увеличением ее объема и логического содержания.
Необходимым условием в работе с названным методом является использование таких видов речевой деятельности как воспроизведение текста (говорение и письмо) и восприятие текста (аудирование и чтение). Вышеперечисленные виды работы - обязательные компоненты рассматриваемого метода и применяются в работе с дискурсом. Используя многосторонний метод, преподаватель прежде всего направляет свою деятельность на развитие навыков устной речи в рамках тематического (предметного) дискурса, обучающийся должен знать содержание темы, о чем идет речь.
Дискурс занимает центральное место при изучении иностранного языка и включает в себя огромный пласт рабочего материала лингвистического характера. Именно поэтому рассмотрим новые методы в преподавании, направленные на работу с дискурсом. Несмотря на то, что понятие «дискурс» имеет широкий спектр номинаций, в лингвистике это понятие чаще используется как речь/текст (устные и письменные формы речевой деятельности).
В.И. Карасик выделяет две основные ветви изучения дискурса - социолингвистическую (к которой относятся институциональный и бытийный дискурсы) и прагмалингвистическую (юмористический и ритуальный). К институциональному дискурсу В.И. Карасик относит такие типы дискурса, как педагогический, религиозный, научный, политический и медицинский. [1]
Для введения студентов в медицинский дискурс на иностранном языке (диалог, дискуссия, высказывание, письменная речь), преподаватель проводит огромную работу по подбору информации и лексико-грамматических упражнений, сбору тематического тезауруса, составляет коммуникативные задания и вопросы, способствующие развитию того или иного вида речевой деятельности. Происходит вовлечение участников в процесс тек-стопорождения, т.е. в дискурс. Дискурс способствует доведению информации до студентов, вызывая их на обсуждение, диалог. С применением инновационных методов создаются новые речевые ситуации, позволяющие создавать языковую атмосферу максимально приближенную к аутентичной языковой среде.
В работе с дискурсом используются коммуникативные методы и технологии, которые воплощаются в прагматических языковых средствах и способствуют развитию навыков порождения иноязычного профессионально ориентированного текста. Следует отметить, что, во-первых, это новизна речевых ситуаций, лингвострановедческой информации, которая с развитием новых технологий стала носить аутентичный характер, во-вторых, это возможность моделирования, селективного
выбора информации. Итак, с одной стороны институциональный дискурс, к которому относится и медицинский дискурс, позволяет строить высказывания по проблеме шаблонно, но, с другой стороны, нельзя предугадать ситуацию в дискурсе и приходится моделировать, т.е. выходить за рамки шаблона.
Можно выделить четыре основных подхода к моделированию дискурса - тематический (предметный), агентивный (социолингвистический), инструментальный (тональностный) и пер-формативный. [2]
Социолингвистический (агентивный) помогает смоделировать коммуникативную ситуацию, определиться с методами работы в данном направлении, инструментальный направлен на определение способов коммуникации. Названные методы применяются чаще всего, но любые методы и технологии дополняют друг друга, предоставляя широкий выбор средств для достижения цели, развития коммуникативных способностей у студентов.
Для работы с дискурсом важно учитывать основные моделирующие моменты и не забывать об обратной связи с участниками дискурса, это позволяет увидеть плюсы и минусы в проведенной работе, оценить результат. Преподаватель направляет студентов на творческий поиск, создает благоприятную, свободную для развития устной речи среду, способствующую максимальному проявлению лингвистических и когнитивных способностей обучающихся. Следует отметить, что освоение письменного дискурса вызывает больше затруднений у студентов, в связи с чем преподаватель должен строить занятия с учетом норм и правил письменной коммуникации, с учетом структурных и языковых особенностей дискурса. Тщательная работа со средствами выражения аргументированного дискурса позволит студентам достичь определенных успехов в овладении устно/письменным дискурсом.
Медицинский дискурс направлен на информирование адресата и побуждение его к дис-кутированию по предложенной проблеме. Для побуждения к высказыванию преподаватель вместе со студентами создает обстановку на занятиях, максимально приближенную к аутентичной среде, для этого существует ряд приемов и методов: цитаты известных ученых или просто специалистов, компетентных в изучаемой сфере, оригинальный аудиовизуальный или печатный материал, реалии и все, что создает новизну, стимулирует к овладению материалом. Студентам предлагаются задания, направленные на догадку и способствующие дальнейшему поиску, обработке информации, взаимодействию с дискурсом. Работа с дополнительными информационными источниками может происходить и во внеаудиторное время, что существенно расширяет временные рамки.
Медицинский дискурс обладает свойствами, присущими дискурсу любой разновидности. К таким признакам относятся деятельностная природа (динамизм, процессуальность), открытость, интерактивность, интенциональность, информативность, связность, целостность, структурированность, дискретность (членимость). [3]
В.Б. Куриленко отмечает, что медицин-
ский дискурс - это сфера профессионально-коммуникативного взаимодействия медицинских работников, поэтому он обладает такими признаками, как деонтологическая ориентированность, толерантность, персуазивность (от англ. persuade - убедить, склонить, уговорить). [4]
Следовательно, преподаватель иностранного языка ориентирует студентов-медиков на дискурс с учетом профессиональной направленности, обучая речевой деятельности с применением языковых единиц, характерных для той или иной области медицины и медицинской этики. Студентам объясняются методологические принципы общения, предлагаются лексические единицы, способствующие конструктивному диалогу в рамках «врач-врач», «врач-пациент» (реплики одобрения, поощрения, эмпатии, снижения категоричности) и прочее.
От умения врача владеть словом, от уровня его речевой культуры зависит его профессиональная компетенция. В связи с этим язык медиков (прежде всего врачей-профессионалов), их речевое поведение является важным объектом лингвистических исследований. [5]
Многосторонний метод развивает самостоятельность, творческий подход к поставленной задаче, активизирует мышление, создает новизну на занятиях, позволяет избегать стереотипного мышления и зазубренных фраз, что, несомненно, помогает проводить учебные занятия на новом уровне с применением современных методов. Многосторонний метод нашел успешное применение в работе с дискурсом, в частности, медицинским.
Литература
1. Карасик В.И. «Языковой круг: личность, концепты, дискурс», Волгоград, Перемена. 2002. 477 с.
2. Карасик В.И. Энциклопедия «Дискурсология». 2014. С.147.
3. Куриленко В.Б., Макарова М.А., Логинова Л.Д. «Лингвотерапевтическая направленность как базовая категория медицинского дискурса». 2012. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2012/01/6431
4. Куриленко В.Б. и др. «Лингвотерапевтическая направленность как базовая категория медицинского дискурса» [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6431
5. Барсукова М.И. «Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача». Саратов. 2007. С. 21.
References
1. Karasik V.I. YAzykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. [The language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd, Change.Volgograd, Peremena. 2002, 477 p.
2. Karasik V.I. Enciklopediya Diskursologiya.
[Encyclopedia Discour]. 2014, p.147.
3. Kurilenko V.B., Makarova M.A., Loginova L.D. Lingvoterapevticheskaya napravlen-nost' kak bazovaya kategoriya medicinskogo diskursa. [Elektronnyj resurs]. [Linguotherapy focus as a basic category of medical discourse]. 2012, no. 1 URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6431
4. Kurilenko V.B. i dr. Lingvoterapevticheskaya napravlennost' kakbazovaya kategoriya medicin-skogo diskursa [Elektronnyj resurs]. [Linguotherapeutic orientation as a basic category of medical discourse]. Sovremen-nye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific re-search and innovation]. Access mode: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6431
5. Barsukova M.I. Medicinskij diskurs: strategii i taktiki rechevogo povedeniya vracha. [Medical discourse: strategies and tactics of a doctor's speech behavior]. Saratov, 2007, p. 21.
Статья поступила в редакцию 11.02.2020
Координаты для связи
Ткачева Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]