Литература
1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика. 2012. № 5 (120). С. 3-14.
2. Ефремова Н.Н., Медведева О.А., Мухина А.Ю. Особенности методологических подходов в преподавании микробиологии на международном факультете // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28118 (дата обращения: 3 февраля 2020).
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009. 191 с.
4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.
References
1. Aleeva YU.V. Uchenie kak specificheskaya forma poznavatel'noj aktivnosti studentov. [Teaching as a specific form of cognitive activity of students]. Vestnik TGPU Pedagogika vysshej shkoly: teoriya i praktika. [Vestnik TSPU Pedagogy of higher education: theory and practice]. 2012, no.5 (120), p. 3-14. (In Russ.).
2. Efremova N.N., Medvedeva O.A., Muhina A.YU. Osobennosti metodologicheskih podhodov v prepodavanii mikrobiologii na mezhdunarodnom fakul'tete. [Elektronnyj resurs]. [Features of methodological approaches in teaching microbiology at the international faculty]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2018, no. 5. URL: http://science-education.ru/en/article/view?id=28118 (accessed February 3, 2020). (In Russ.).
3. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie. [Innovative pedagogical technologies: active learning]. Moscow: Academy, 2009, 191 p.
4. Stupina S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole. [Interactive learning technologies in high school]. Saratov: Publishing. 2009, 52 p. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 10.02.2020
Координаты для связи
Прокопенко Алексей Владимирович, к. м. н., ассистент кафедры микробиологии, вирусологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Е-mail: [email protected]
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 95.
<
со О
(10 <
а. ш
О
О se и
УДК 378.147:616.9 - 053.2
П.К. Солдаткин, Т.А. Долгих
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
г. Благовещенск
ОЛИМПИАДА
ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ У ДЕТЕЙ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Современные активные и интерактивные методы преподавания с использованием различных технологий влияют на повышение качества подготовки выпускников медицинских вузов. Участие студентов в олимпиадном движении способствует формированию у выпускника многих качеств, необходимых для него как для всесторонне развитой высококвалифицированной личности.
Первопроходцами олимпиадного
движения были студенты Ленинградского университета (1934) и МГУ им. М.В. Ломоносова (1935), принявшие участие в олимпиадах по математике. С шестидесятых годов прошлого столетия проведение профильных олимпиад было утверждено на государственном уровне.
Олимпиадное движение в медицинской сфере образования началось в 1988 году с ежегодного проведения олимпиад по хирургии. Организатором этих олимпиад была профессор кафедры госпитальной хирургии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Наталья Сергеевна Королева, дочь генерального конструктора С.П. Королева. В настоящее время данная хирургическая олимпиада имеет статус всероссийской, ежегодно в ней принимают участие студенты российских и зарубежных медицинских вузов. Куратором
Резюме В Российской Федерации шире и шире внедряется олимпиадное движение, которое часто носит не локальный внутривузовский характер, а реализуется в виде межвузовских профильных олимпиад по принципу командного участия. В практической жизни выпускник медицинского вуза чаще всего встречается с больным один на один. Никакой объем теоретических знаний не будет достаточным, если мы не смогли научить выпускника применять свои знания и умения при решении практических задач, используя освоенные практические навыки, приобретенные профессиональные компетенции и сформированное у выпускника клиническое профессиональное мышление. Авторы
предлагают свое видение проведения олимпиады как одного из вариантов интерактивного обучения с целью повышения качества подготовки выпускников медицинского вуза.
Ключевые слова: медицинский вуз, олимпиада, интерактивное обучение.
и президентом оргкомитета этих олимпиад был всемирно известный хирург, академик Михаил Израилевич Перельман, чье имя присвоено данной студенческой олимпиаде по хирургии [11, 3]. Успех олимпиад хирургического профиля закладывается в плодотворном функционировании студенческого научного кружка по хирургии. За одним хирургическим столом старшекурсники передают начинающим кружковцам приобретенный опыт работы скальпелем, иглодержателем и т.д., который они получили от кураторов кружка - профессорско-преподавательского коллектива кафедры [2] или старшекурсников, когда сами пришли впервые на заседание студенческого научного кружка. Спустя десятилетие олимпиады стали проводиться и на других клинических кафедрах медицинских вузов России.
Большим шагом в развитии олимпиадного движения является не только индивидуальная, но и коллективная работа в симуляционных центрах. Отработка навыков оказания неотложной помощи на манекенах позволяет приблизить ситуационную задачу к реальной практической ситуации. Проведение олимпиад в симуляционных классах по принципу работы в группе, когда каждый участник отвечает за свой конкретный этап (раздел), а в случае необходимости может заменить любого члена группы, способствует приобретению навыков работы в коллективе. Постоянная работа в симуляционных классах на манекенах, тренажерах позволяет оттачивать отработку навыков [4, 6, 8]. Совершенствование отработки практических навыков и умений с использованием симуляционных технологий в олимпиадном движении, учебном процессе и
THE OLYMPIAD ON INFECTIOUS DISEASES IN CHILDREN FOR UNDERGRADUATE STUDENTS OF PEDIATRIC FACULTY
P.K. Soldatkin, T.A. Dolgikh
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract Olympic movement is getting widely rooted in Russian Federation, which is often not local in-tra-university, but it is being realized as interuniversity profile Olympiads according to the principles of team participation. A graduate of a higher medical school will be often with patients "face to face" in his practical life. No amount of theoretical knowledge would be enough, if he wasn't taught to use his knowledge and ability to solve practical problems putting into requisition the elaborated practical skills, the acquired professional competencies and formed clinical professional thinking of a graduate. The authors offer their manual to improve the quality of training graduates of the higher medical school through participation in the Olympiad, as one of the options for interactive learning.
Key words: medical university, olympiad, interactive training.
на последующих этапах аттестаций позволяет получить более конкретное представление при оценке качества сформированных профессиональных компетенций [9].
Студенческие олимпиады призваны способствовать повышению качества высшего профессионального образования в интересах развития личности и ее способностей. Участие в олимпиадном движении дает студентам массу возможностей применения своих знаний, умений, навыков и личностных качеств в формировании общекультурных и профессиональных
компетенций [1, 5]. Необходимо помнить, что участие в олимпиадах так же носит и воспитательный характер в формировании навыков общения как между участниками олимпиад, так и при общении с преподавателями, профессорами профильных кафедр,
которые проводят олимпиады. Привлечение руководителей кафедр и руководителей лечебно-профилактических учреждений в жюри или конкурсные комиссии при проведении олимпиад позволяет предопределить будущую трудовую деятельность (научную, практическую) наиболее одаренных участников олимпиадного движения [11]. Интересен тот факт, что среди участников олимпиадного движения лидируют студенты, а не интерны, ординаторы и аспиранты [7]. Данное обстоятельство требует доработки определения качества мотивации участия в олимпиадах.
Качество и структура проведения олимпиад на начальных и выпускных курсах в медицинских вузах не может преследовать одинаковые цели и решать одни и те же задачи. На начальных курсах олимпиады носят в большей степени теоретический характер и проводятся по принципу «вопрос - ответ». Проведение олимпиад на выпускных кафедрах пятого, а особенно шестого курсов должно преследовать другие цели. Знание чисто теоретического материала даже на 5.0 баллов для выпускника является недостаточным. Выпускники должны показать умение использовать полученные теоретические знания в решении поставленных перед ними клинических задач, используя для этого приобретенные профессиональные компетенции. В данном случае отдается приоритет оценке качества сформированных навыков профессионального клинического мышления. Большое значение имеет мотивация участия в олимпиаде. Если главным мотивом участия студента в предметной олимпиаде является победа с целью получения только автоматического экзамена по предмету, то кандидатов для участия в олимпиаде будет мало из-за ограниченного количества призовых мест. Здесь большое значение имеют ещё и условия допуска к участию в олимпиаде. Главным или основным требованием для регистрации участника олимпиады является проходной балл по текущей успеваемости не менее 4,5 - 4,75 баллов и выше. В данном случае мы не получим достоверного (объективного) представления о качестве подготовки выпускников. Выпадает основная масса выпускников, занимающихся на «хорошо», т.е., со средним баллом успеваемости
от 4.0 до 4.75. Мы оцениваем знания только теоретического материала выпускников или все-таки ещё и умения, навыки и т.д.? Всегда ли имеется прямая связь между теоретическими знаниями и приобретенными или сформированными умениями и навыками? В данном случае мы определим только кандидатов на автоматическое выставление экзамена по предмету, но не получим достаточно полного представления о качестве подготовки выпускника к самостоятельной практической врачебной деятельности. Планку проходного балла нельзя опускать до 4,0 баллов даже при условии 100% посещаемости практических занятий, а особенно лекций, что пока не удается ни деканату, ни кафедрам. Если расширенные условия предложенного допуска для участия в олимпиаде будут известны студентам с начала учебного года, это позитивно скажется уже к концу первого года эксперимента, начиная с первого курса, что в любом случае отразится на качестве успеваемости студентов вуза, а, следовательно, повысится качество подготовки выпускников. Современный квалифицированный врач должен не только владеть определенным набором знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, находя оптимальные варианты их решения. Кроме этого, выпускника вуза должны отличать дисциплинированность, воспитанность,
коммуникативность, инициативность, способность творчески мыслить, умение владеть собой в сложных ситуациях [10]. «Уровень качества подготовки выпускников - это критерий качества преподавания в вузе» (авт.).
Мы предлагаем проведение олимпиады для студентов педиатрического факультета по инфекционным болезням у детей разбить на два (как минимум) самостоятельных этапа. Первый этап - это тестирование в виде тестового контроля по сто тестов в предлагаемом варианте. Тесты составляются ежегодно только сотрудниками кафедры без помощи студентов и ординаторов на основе теоретического материала учебников, учебных пособий и лекционного курса по дисциплине. Как показывает опыт, при проведении тестирования с использованием новых тестов, результаты многообещающие. К следующему основному этапу олимпиады допускаются участники, набравшие от 91 до 100 баллов. В случае не преодоления проходного балла, к следующему этапу допускаются, набравшие не ниже 85 (ориентировочно) баллов.
Основной этап олимпиады включает два билетапоодномуиздвухпредложенныхвариантов. Вариант А: участник олимпиады должен составить клиническую задачу по предлагаемому инфекционному заболеванию у вымышленного больного ребенка при первичном обращении к врачу включая жалобы, анамнез заболевания, эпидемиологический анамнез и объективные данные. Каждый раздел оценивается по 5-балльной системе (максимальное число баллов - 20.0). Далее участник олимпиады должен дать исчерпывающие ответы на следующие вопросы: обосновать предварительный диагноз, выделить
патогномоничные симптомы, обосновать вариант течения заболевания, назначить конкретную лабораторную диагностику, назначить комплексную терапию данному больному, спланировать профилактику и мероприятия в очаге. Оценивается отдельно каждый ответ на каждый вопрос по пятибалльной системе (максимальное число баллов - 30.0). Вариант Б - участник олимпиады должен составить 10 тестов тестового контроля с одним из четырех правильным ответом по предлагаемому другому инфекционному заболеванию. Оценивается отдельно качество каждого вопроса и вариантов ответов на него по пятибалльной системе (максимальное число баллов - 50.0). Суммарное максимальное количество баллов - 100.0. Победителями олимпиады считаются участники, набравшие 91 и более баллов.
Победителям олимпиады и наиболее одаренным участникам вручаются дипломы и сертификаты, которые должны учитываться при выставлении автоматического экзамена по предмету, а также при распределении выпускников в ординатуру, аспирантуру и т.д.
Важно, чтобы качество проводимых олимпиад не отставало от интерактивных технологий учебного процесса, а, может быть, и явилось стимулом или генератором новых технологий.
Литература
1.Волков О.В. Олимпиадное движение на кафедре ЛОР - болезней - взгляд студента на необходимость проведения олимпиад по узким врачебным специальностям. //От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи. Матер. Всерос. научно-практ. конф. Екатеринбург. 2016. С. 87-90.
2.Дыдыкин С.С., Усов И.А. Студенческая хирургическая олимпиада. Роль в образовательной траектории студента, выбравшего хирургический профиль подготовки. //Медицинское образование и вузовская наука. 2015. №1. С. 14-16.
3.Макаров А.И., Макарова В.И. Концепция развития студенческих олимпиад в СГМУ // Основные направления обеспечения качества профессионального образования. Матер. учебно-метод.конф. Архангельск. 2017. С.11-12.
4.Медицинское образование и профессиональное развитие /Найговзина Н.Б., Филатов Б.В., Горшков М.Д. и др.//Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. 2014. №4. С.122-123.
5.Миндеева С.В., Толстых О.Д. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов//Сге^ Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. №4. С. 174-181.
6.ПоповА.И., РакитинаА.И.Олимпиадыкакэлемент
формирования творческих общекультурных компетенций специалистов и оценивания уровня их сформированности //Alma Mater (вестник высшей школы). 2016. №1. С. 71-75.
7.Решетников В.А., Трегубов В.Н., Переверзина
H.О. Организация межвузовского сотрудничества студентов //Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. №3. Т.10. С. 90-99.
8.Совместное использование командного и пропорционального мышления с внешними робототехническими устройствами на основе электромиографических сигналов. /Лобов С.А., Миронов В.И., Катальский И.А. и др. //Современные технологии в медицине. 2015. Т. 7. №4. С. 3038.
9.Татыгина Е.В. Формирование и контроль профессиональных компетенций у выпускников медицинских факультетов // Alma Mater (вестник высшей школы). 2017. №11. С. 46-50.
10.Формирование компетенций выпускника медицинского вуза /Бучнева Н.В., Кузьмин О.Б., Жежа В.В. и др. //Основные направления обеспечения качества профессионального образования. Матер. учебно-метод. конф. Архангельск. 2017. С. 59-60.
11.Цыбусов С.Н., Терентьева И.Г., Святозарский С.Н. Медицинское олимпиадное движение как путь в специальность //Мед.альманах. 2013. №1. С. 25-27.
References
I.Volkov O.V. Olimpiadnoe dvizhenie na kafedre LOR
- boleznej - vzglyad studenta na neobhodimost' pro-vedeniya olimpiad po uzkim vrachebnym special'nos-tyam. [Olympiad movement at the Department of ENT
- Diseases - the student's view on the need for olympiads in narrow medical specialties]. Ot kachestva medicinskogo obrazovaniya - k kachestvu medicinskoj pomoshchi. Mater. Vseros. nauchno-prakt. konf. [From the quality of medical education to the quality of medical care. Mater. Vseros. scientific and practical. conf.] Ekaterinburg. 2016, pp. 87-90.
2.Dydykin S.S., Usov I.A. Studencheskaya hirurgich-eskaya olimpiada. Rol' v obrazovatel'noj traektorii studenta, vybravshego hirurgicheskij profil' podgot-ovki. [Student Surgical Olympiad. The role in the educational trajectory of a student who has chosen a surgical preparation profile]. Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka. [Medical education and university science]. 2015, no. 1, pp. 14-16.
3.Makarov A.I., Makarova V.I. Koncepciya razvitiya studencheskih olimpiad v SGMU. [The concept of development of student olympiads in SSMU]. Os-novnye napravleniya obespecheniya kachestva pro-fessional'nogo obrazovaniya. Mater. uchebno-metod. konf. [The main directions of ensuring the quality of professional education Mater. educational method]. Arkhangelsk. 2017, pp.11-12.
4.Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvi-
tie. Najgovzina N.B., Filatov B.V., Gorshkov M.D. i dr. [Medical education and professional development. Naygovzina N.B., Filatov B.V., Gorshkov M.D. et al.] Obshcherossijskaya sistema simulyacionnogo obu-cheniya, testirovaniya i attestacii v zdravoohranenii. The All-Russian system of simulation training, testing and certification in healthcare. 2014, no. 4, pp.122123.
5.Mindeeva S.V., Tolstyh O.D. Olimpiadnoe dvizhenie kak forma aktivizacii uchebno-poznavatel'noj deya-tel'nosti studentov. [Olympiad movement as a form of activating the educational and cognitive activity of students]. Credo Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. [Credo Experto: transport, society, education, language]. 2016, no. 4, pp. 174-181.
6.Popov A.I., Rakitina A.I. Olimpiady kak element formirovaniya tvorcheskih obshchekul'turnyh kompe-tencij specialistov i ocenivaniya urovnya ih sformiro-vannosti^ [Olympiads as an element of the formation of creative general cultural competencies of specialists and assessment of the level of their formation]. Alma Mater (vestnik vysshej shkoly). [Alma Mater (Bulletin of Higher Education)]. 2016, no. 1, pp. 71-75.
7.Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Pereverzina N.O. Organizaciya mezhvuzovskogo sotrudnichestva stu-dentov. [Organization of inter-university cooperation of students]. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. [Medical education and professional development]. 2019, no.3, vol. 10, pp. 90-99.
8.Sovmestnoe ispol'zovanie komandnogo i propor-cional'nogo myshleniya s vneshnimi robototekhnich-eskimi ustrojstvami na osnove elektromiograficheskih signalov. Lobov S.A., Mironov V.I., Katal'skij I.A. i dr. [Joint use of team and proportional thinking with external robotic devices based on electromyographic signals. Lobov S.A., Mironov V.I., Katalsky I.A. et al.] Sovremennye tekhnologii v medicine. [Modern technologies in medicine]. 2015, vol. 7, no. 4, pp. 30-38.
9.Tatygina E.V. Formirovanie i kontrol' professional'nyh kompetencij u vypusknikov medicinskih fakul'tetov. [Formation and control of professional competencies among graduates of medical faculties]. Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). [Alma Mater (Bulletin of higher education)]. 2017, no. 11, pp. 46-50.
10.Formirovanie kompetencij vypusknika medicinsk-ogo VUZa /Buchneva N.V., Kuz'min O.B., ZHezha V.V. i dr. [Formation of competencies of a graduate of a medical university / Buchneva N.V., Kuzmin O. B., Zhezha V.V. and others]. Osnovnye napravleniya obespecheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Mater. uchebno-metod. konf. [The main directions of ensuring the quality of vocational education. Mater. training method. conf. Arkhangelsk]. Arhangel'sk. 2017, pp. 59-60.
11.Cybusov S.N., Terent'eva I.G., Svyatozarskij S.N. Medicinskoe olimpiadnoe dvizhenie kak put' v spe-cial'nost'. [Medical Olympiad movement as a path to the specialty. Med.al'manah. [Medical almanac]. 2013, no. 1, pp. 25-27.
Статья поступила в редакцию 11.01.2020
Координаты для связи
Солдаткин Павел Кузьмич, ассистент кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Долгих Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]
< GO
О
fO <
CL Ш
О
О и
УДК 378 (07)
Н.А. Ткачева
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ОБУЧЕНИЕ ДИСКУРСУ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные методы, применяемые в преподавании иностранного языка, повышают интерес к предмету, способствуют формированию и развитию как лингвистических навыков и умений, так и иноязычной профессиональной компетенции, позволяют совместить теорию с практикой, развивают творческие способности студентов. Традиционные методы, используемые в обучении иностранному языку, дают возможность применять знания, умения и навыки в искусственной среде, в то время как инновационные методики создают условия, приближенные к профессиональной среде.
Инновационные методы находят активное применение на занятиях по иностранному языку, используются организационно-деятельностные игры, метод «Дебаты», проектный метод, метод ситуационного обучения (сase-study), 1Т-методы (интернет-ресурсы, мультимедийные средства) и прочее. Все перечисленные методы меняют подход к изучению дисциплины, расширяют информационное поле, вовлекают студентов с помощью преподавателей в новую среду обучения, обогащая учебный процесс.
Рассмотрим многосторонний метод - метод, наиболее часто применяемый на занятиях по иностранному языку. Он направлен на развитие навыков устной речи, избегая зазубривания, что
Резюме В статье рассматривается применение многостороннего метода в обучении дискурсу студентов-медиков, технологии работы и возможность моделирования занятий по иностранному языку.
Ключевые слова: студенты-медики, иностранный язык.
MEDICAL STUDENTS DISCOURSE TEACHING WITH APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES
N.A. Tkacheva
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract: The article discusses the use of the multilateral method in medical students discourse teaching, work technology and the possibility of modeling foreign language classes.
toy words: medical students, foreign language.