Литература
1.Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под общей ред. В.А. Сластенина, В.П. Каши-рина. М.: Издательство Юрайт, 2015. 609 с.
2. Официальный сайт Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. minobrnauki.gov.ru/
References
1.Psihologiya i pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov / pod obshchej red. V.A. Slastenina, V.P. Kashirina. [Psychology and Pedagogy: Textbook for Bachelors / Ed. V.A. Slastenin, V.P. Kashirin]. Izdatel'stvo YUrajt . [Yurayt Publishing House] Moscow, 2015, 609 p.
2. Oficial'nyj sajt Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. [Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. Access mode: www.minobrnauki.gov.ru
Статья поступила в редакцию 17.01.2020
Координаты для связи
Пеков Денис Борисович, к. тех. н., доцент кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Матющенко Виктория Сергеевна, к.ф.н., доцент кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
<
во О
(10 <
а. ш
О ш
О SC U
УДК 579.61
А.В. Прокопенко, Г.И. Чубенко, О.В. Бубинец
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ
МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ
Свободный доступ ко всем информационным ресурсам позволяет расширить полноценный учебный процесс на внеаудиторное время. В настоящее время взаимодействие студента и
преподавателя опосредуется продуктами информационных и телекоммуникационных технологий. Используемые в медицинском вузе дистанционные образовательные приёмы обеспечивают не только обучающие этапы, но и разрешают самостоятельный контроль студентами своих знаний.
Цель исследования. Для анализа и систематизации опыта применения инновационных технологий в преподавании микробиологии, вирусологии рассмотрен опыт обучения с использованием обучающе-контролирующей системы Моо^е через интернет как информационно-телекоммуникационного ресурса аккредитационно-симуляционного
центра (АСЦ) ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]
Материалы и методы
Используя данные о современных инновационных методах обучения, были рассмотрены результаты собственного
применения электронных версий всех учебно-
Резюме Обобщены результаты использования широкого распространения информатизации в повседневной жизни, которое дало возможность видоизменить учебный процесс на кафедре микробиологии, вирусологии в сторону интенсификации обучения и совершенствования контроля полученных знаний. Продукты телекоммуникационных технологий разрешают использовать дистанционные образовательные приёмы в самостоятельном контроле своих знаний студентами. Доступ к обучающе-контролирующей системе Моо^е в аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России позволил студентам использовать электронные версии всех учебно-методических комплексов, созданных коллективом кафедры для отдалённого ознакомления, обучения и контроля.
Ключевые слова: методика преподавания, микробиология, вирусология.
методических комплексов, созданных
коллективом кафедры для отдалённого ознакомления с учебным материалом, обучения компетенционным квалификациям и самостоятельного контроля полученных знаний и навыков.
Результаты исследования
Аккредитационно-симуляционный центр ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России предоставляет отдалённый доступ к обучающе-контролирующей системе Моо^е. С 2016 года эта электронная информационно-образовательная среда помогает решать задачи усиления личностной направленности процесса обучения и интенсификации самостоятельной работы студентов. В соответствии с этим, коллективом кафедры создавались электронные версии учебно-методических комплексов для их отдалённого использования студентами. Были созданы рабочие учебные программы по изучаемой дисциплине, учебные материалы, методические указания для лабораторных занятий, методические пособия для самоподготовки и самостоятельной работы студентов, дидактический материал для преподавателей. Такие дополнительные возможности ознакомления с учебно-методическими материалами в
электронной форме были привлечены, чтобы обеспечить повышение общеобразовательного уровня студентов и стимуляцию их мобильности. Подключаясь через интернет, студент приобретает возможность работы с интерактивными учебниками и учебно-методическими
материалами, с сетевыми или автономными мультимедийными электронными практикумами и базами данных. Помимо знакомства с
INNOVATIVE METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF MICROBIOLOGY, VIROLOGY
A. V. Prokopenko, G. I. Chubenko, A. V. Bubinets
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract The results of the widespread use of informatization in everyday life, which made it possible to modify the educational process at the Department of Microbiology, Virology towards the intensification of training and improving the control of acquired knowledge, are summarized. Telecommunication technology products allow the use of distance learning methods in the independent control of their knowledge by the students. Access to the Moodle training and monitoring system at the Accreditation and Simulation Certification Center of the Amur State Medical Academia allowed students to use electronic versions of all the educational and methodological complexes created by the department staff for remote getting, training and monitoring.
Key words: teaching methodology, microbiology, virology.
учебными материалами, студенты приобретают дополнительные возможности для подготовки тематических докладов, рефератов, эссе и презентаций. Обычно полученные знания и навыки закрепляются непосредственно в ходе аудиторной работы или иных учебных мероприятий с формированием компетенций для применения на практике в лечебно-профилактических организациях. Традиционно полученные знания и компетенции контролируются устными опросами, выполнением контрольных работ и оценкой демонстрации практических навыков по предметам «Микробиология», «Вирусология». Но теперь виртуальная обучающая среда Моо-^е дополняет эти мероприятия возможностью выполнения текущих и рубежных тестовых заданий, решения ситуационных задач, пользуясь сетевым доступом.
Особое значение в активизации контроля качества образования придаётся фондам оценочных средств в виде возможности дистанционного выполнения тестовых заданий и решения ситуационныхзадач. Для промежуточных аттестаций в системе обучения Моо^е действовал созданный ранее курс по частной микробиологии, вирусологии, включавший в себя разделы «Возбудители воздушно-капельных инфекций», «Возбудители бактериальных кишечных инфекций» и «Возбудители вирусных инфекций». Результат трёх разрешённых попыток дистанционного тестирования учитывается в рамках итогового испытания студента и оценивается числом набранных баллов с учётом количества правильных решений предложенных задач.
За прошедший семестр на кафедре микробиологии, вирусологии в электронные формы учебно-методических материалов системы управления курсами Моо^е внесены дополнения с учётом результатов прошедшей сессии и актуализирована имеющаяся информация. В частности, в среде Моо^е дополнительно созданы папки занятий с методическими указаниями для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы как по общей, так и по частной микробиологии, вирусологии. Созданы входные, промежуточные и итоговые контроли по всем разделам как общей, так и частной микробиологии, вирусологии. Созданный обучающий и контролирующий ресурс позволяет использовать его для отработки теоретической части пропущенных лабораторных занятий.
Заключение
Таким образом, внедрение и применение инновационных методов
преподавания в медицинском вузе расширяет границы самостоятельной работы студентов. Дополнительные возможности в системе электронного обучения Моо^е поднимают уровень знаний и компетенций студентов по предметам «Микробиология», «Вирусология» и стимулируют познавательную активность.
Литература
1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика. 2012. № 5 (120). С. 3-14.
2. Ефремова Н.Н., Медведева О.А., Мухина А.Ю. Особенности методологических подходов в преподавании микробиологии на международном факультете // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28118 (дата обращения: 3 февраля 2020).
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009. 191 с.
4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.
References
1. Aleeva YU.V. Uchenie kak specificheskaya forma poznavatel'noj aktivnosti studentov. [Teaching as a specific form of cognitive activity of students]. Vestnik TGPU Pedagogika vysshej shkoly: teoriya i praktika. [Vestnik TSPU Pedagogy of higher education: theory and practice]. 2012, no.5 (120), p. 3-14. (In Russ.).
2. Efremova N.N., Medvedeva O.A., Muhina A.YU. Osobennosti metodologicheskih podhodov v prepodavanii mikrobiologii na mezhdunarodnom fakul'tete. [Elektronnyj resurs]. [Features of methodological approaches in teaching microbiology at the international faculty]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2018, no. 5. URL: http://science-education.ru/en/article/view?id=28118 (accessed February 3, 2020). (In Russ.).
3. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie. [Innovative pedagogical technologies: active learning]. Moscow: Academy, 2009, 191 p.
4. Stupina S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole. [Interactive learning technologies in high school]. Saratov: Publishing. 2009, 52 p. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 10.02.2020
Координаты для связи
Прокопенко Алексей Владимирович, к. м. н., ассистент кафедры микробиологии, вирусологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 95.
<
со О
(10 <
а. ш
О
О se и
УДК 378.147:616.9 - 053.2
П.К. Солдаткин, Т.А. Долгих
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
г. Благовещенск
ОЛИМПИАДА
ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ У ДЕТЕЙ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Современные активные и интерактивные методы преподавания с использованием различных технологий влияют на повышение качества подготовки выпускников медицинских вузов. Участие студентов в олимпиадном движении способствует формированию у выпускника многих качеств, необходимых для него как для всесторонне развитой высококвалифицированной личности.
Первопроходцами олимпиадного
движения были студенты Ленинградского университета (1934) и МГУ им. М.В. Ломоносова (1935), принявшие участие в олимпиадах по математике. С шестидесятых годов прошлого столетия проведение профильных олимпиад было утверждено на государственном уровне.
Олимпиадное движение в медицинской сфере образования началось в 1988 году с ежегодного проведения олимпиад по хирургии. Организатором этих олимпиад была профессор кафедры госпитальной хирургии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Наталья Сергеевна Королева, дочь генерального конструктора С.П. Королева. В настоящее время данная хирургическая олимпиада имеет статус всероссийской, ежегодно в ней принимают участие студенты российских и зарубежных медицинских вузов. Куратором
Резюме В Российской Федерации шире и шире внедряется олимпиадное движение, которое часто носит не локальный внутривузовский характер, а реализуется в виде межвузовских профильных олимпиад по принципу командного участия. В практической жизни выпускник медицинского вуза чаще всего встречается с больным один на один. Никакой объем теоретических знаний не будет достаточным, если мы не смогли научить выпускника применять свои знания и умения при решении практических задач, используя освоенные практические навыки, приобретенные профессиональные компетенции и сформированное у выпускника клиническое профессиональное мышление. Авторы
предлагают свое видение проведения олимпиады как одного из вариантов интерактивного обучения с целью повышения качества подготовки выпускников медицинского вуза.
Ключевые слова: медицинский вуз, олимпиада, интерактивное обучение.