Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов в обучении студентов медицинского вуза'

Использование интерактивных методов в обучении студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЛИМПИАДА / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова О. С., Голубова Т. Н., Махкамова З. Р.

Современная высшая школа требует внедрения в образовательный процесс новых эффективных методов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных компетенций. Интерактивные формы преподавания способствуют изменению процесса усвоения материала путем перевода студента из пассивного слушателя в активного участника, что имеет особое значение в обучении студентов-медиков. В статье проанализирован опыт использования интерактивных методов обучения при преподавании гуманитарных и медицинских дисциплин на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Использование интерактивной формы обучения в виде студенческой олимпиады повышало эффективность усвоения знаний как по истории медицины, так и по другим дисциплинам, способствовало профессиональному становлению будущих врачей и формированию соответствующих компетенций. Реализация внеаудиторной работы в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, стимулирует интерес к дисциплине и будущей профессии. Олимпиады позволяют выявить студентов с неординарным подходом к решению заданий и высоким уровнем знаний для привлечения к научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Higher School needs implementation of the new effective methods of the theoretical learning and professional skills formation. Interactive teaching formats are helping to redraw information understanding and learning by making student active participant instead of being passive listener that most importantly in the medical students training. In the article the experience in the use of interactive methods in the teaching of the health and humanities sciences at the Medical Academy named after Georgievsky at the Department of Public Health and Healthcare was analyzed. The use of interactive teaching format in the forms of the student subject Olympiad had demonstrated the learning efficiency not only on the History of Medicine, but also other disciplines, as well as professional development and skills formation of medical students. The holding of extra-curricular activity in the form of intellectual game «What? Where? When?» provides achievement students` creativity and helps to keep them sort of interested in the discipline and career. These types of competitions help to identify creative and with greater knowledge students to involve in science.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов в обучении студентов медицинского вуза»

УДК: 614.23-057.875:51:62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Третьякова О. С., Голубова Т. Н., Махкамова З. Р.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия Для корреспонденции: Голубова Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». E-mail: [email protected]

For correspondence: Tatiana N. Golubova, Cand. Sci. Med., associate professor of the department of Public Health and Healthcare Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU E-mail: [email protected]

Information about authors:

Tretiakova O. S., http://orcid.org/0000-0002-2476-0624 Golubova T. N., http://orcid.org/0000-0001-5419-8612 Makhkamova Z. R., http://orcid.org/0000-0002-2765-6371

РЕЗЮМЕ

Современная высшая школа требует внедрения в образовательный процесс новых эффективных методов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных компетенций. Интерактивные формы преподавания способствуют изменению процесса усвоения материала путем перевода студента из пассивного слушателя в активного участника, что имеет особое значение в обучении студентов-медиков. В статье проанализирован опыт использования интерактивных методов обучения при преподавании гуманитарных и медицинских дисциплин на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Использование интерактивной формы обучения в виде студенческой олимпиады повышало эффективность усвоения знаний как по истории медицины, так и по другим дисциплинам, способствовало профессиональному становлению будущих врачей и формированию соответствующих компетенций. Реализация внеаудиторной работы в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, стимулирует интерес к дисциплине и будущей профессии. Олимпиады позволяют выявить студентов с неординарным подходом к решению заданий и высоким уровнем знаний для привлечения к научно-исследовательской работе.

Ключевые слова: интерактивное обучение, олимпиада, студенты-медики, профессиональные компетенции.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN THE TRAINING OF MEDICAL STUDENTS

Tretiakova O. S., Golubova T. N., Makhkamova Z. R.

Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

Modern Higher School needs implementation of the new effective methods of the theoretical learning and professional skills formation. Interactive teaching formats are helping to redraw information understanding and learning by making student active participant instead of being passive listener that most importantly in the medical students training. In the article the experience in the use of interactive methods in the teaching of the health and humanities sciences at the Medical Academy named after Georgievsky at the Department of Public Health and Healthcare was analyzed. The use of interactive teaching format in the forms of the student subject Olympiad had demonstrated the learning efficiency not only on the History of Medicine, but also other disciplines, as well as professional development and skills formation of medical students. The holding of extra-curricular activity in the form of intellectual game «What? Where? When?» provides achievement students1 creativity and helps to keep them sort of interested in the discipline and career. These types of competitions help to identify creative and with greater knowledge students to involve in science.

Keywords: interactive training, Olympiad, medical students, professional competences.

В современных условиях роль высшего образования приобретает особое значение, как для общества, так и для государства в целом. Рынок труда сегодня нуждается в квалифицированных специалистах, обладающих не только теоретическими знаниями, но и умениями применять их на практике. В связи с этим, перед институтом высшего профессионального образования стоит важная задача совершенствования системы преподавания с целью повышения качества профессиональной под-

готовки выпускников [1]. Традиционный учебный процесс, в ходе которого предполагается передача преподавателем информации, которую должен в последующем воспроизвести студент, играющий, как правило, в этой цепочке пассивную роль, сегодня себя исчерпал [2]. Современный мир и его запросы требуют внедрения в образовательный процесс новых методов приобретения профессиональных знаний и формирования компетенций [3].

Для повышения интереса к изучаемой информации и учебной активности студентов, применения индивидуально ориентированной формы обучения и формирования профессиональных компетенций используют инновационные технологии, которые не только способствуют эффективному усвоению материала обучающимися, но и влекут за собой изменение образа мышления как педагога, так и студентов [4].

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (не менее 10% учебного времени) [5]. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение: в ходе него происходит взаимодействие и налаживание диалога не только преподавателя с учениками, но и между самими студентами [6]. Такие формы преподавания способствуют изменению процесса усвоения материала путем перевода студента из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса.

Особое значение это приобретает при обучении в медицинском вузе. ФГОС ВПО последнего поколения требует от студентов медицинских вузов освоения общекультурных и профессиональных компетенций, таких как уважительное и бережное отношение к историческому наследию и традициям, готовность и способность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи и ведению дискуссии [7,8]. Приобретению этих компетенций способствует изучение дисциплины «история медицины», входящей в цикл обязательных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Активная позиция врача, умение убеждать, вести дискуссию и отстаивать свое мнения наряду с клиническими знаниями являются важными компетенциями для осуществления врачебной практики [9]. В связи с этим обучающие игры (ролевые, имитационные), внеаудиторные методы обучения (олимпиады), творческие задания, особенно выполняемые в команде, позволяют эффективно запоминать пройденный материал и активно использовать в определенной практической ситуации. Одновременно происходит обмен опытом, развиваются профессиональные качества, умение работать в паре и в команде [10]. Как известно, деловые игры обладают большими обучающими, контролирующими и воспитательными возможностями. Динамика игры порождает высокую творческую активность участников, вызывает эмоциональный подъем, способствующий лучшему осмыслению и усвоению информации, развивает мышление.

Деловые игры дают навык коллективных действий, необходимых в практической профессиональной деятельности врача. Они повышают мотивацию обучения, требуя действий, связанных с практической реализацией приобретенных знаний и умений (анализ исторического события, чтение исторических документов, участие в научной дискуссии, и т. д.). В результате студенты получают достаточно широкое представление о мире медицины, взаимосвязи исторических эпох и явлений, разнообразии и единстве медицинских систем [7]. В процессе игры, как и в жизни, неизбежны ошибочные решения, которые быстро выявляются самими студентами. Подобный контроль естественен, не вызывает отрицательных эмоций, объективен, поскольку отражает коллективное мышление. Одновременно деловая игра способствует развитию интеллекта и творческих способностей студентов, умения работать командой в условиях ограниченного времени, интереса к изучению истории своей будущей профессии.

Одной из форм внеаудиторной работы в медицинских вузах является студенческая олимпиада. Цель данной интерактивной методики повышение качества подготовки будущих врачей, развитие творческих способностей и выявление талантливой и перспективной молодёжи. В ходе олимпиады раскрывается профессионально-личностный и творческий потенциал студентов, стимулируется интерес к будущей профессии. Одаренные и талантливые студенты приобретают опыт интеллектуального общения и практической работы со сверстниками и преподавателями, получают возможность определить и развить способности, расширить интересы, а также, овладеть навыками самостоятельной работы [11].

Особое значение приобретает проведение предметной или тематической олимпиады на первом курсе обучения студентов-медиков. Ведь первый год учебы студента в любом вузе считается по праву самым сложным как для студентов, так и для педагогов, из-за адаптационных процессов к новым условиям обучения вчерашних школьников. Применение внеаудиторной формы обучения в виде олимпиады и привлечение студентов не только к участию, но и к подготовке к ней, является одним из способов решения проблемы адаптации в высшей школе [12].

В последние десятилетия в медицинском образовательном сообществе сформировалось более четкое видение обучения студентов-медиков, основанное на тесной интеграции базовых и клинических дисциплин. Базовые медицинские дисциплины лучше интегрируют возможности клинических наук в процессе обучения, предоставляя студентам не только основную информацию, но и клинические перспективы, которые они смогут осознать в

последующие годы обучения [13]. Важность преподавания истории медицины на первом курсе обучения на кафедре общественного здоровья и здравоохранения заключается не только в изучении дисциплины в эволюционном аспекте, но и в освещении клинических перспектив для студентов-медиков на последующих курсах обучения.

Цель настоящей статьи - поделиться опытом и проанализировать практику применения интерактивной формы внеаудиторной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского».

Обсуждение

Для проведения олимпиады по истории медицины на кафедре общественного здоровья и здравоохранения была избрана форма интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с тематическим названием «Эскулап вызывает на дуэль...» (Рис.1).

Рисунок 1. Начало интеллектуально игры «Что? Где? Когда?»

При разработке методики проведения олимпиады поставлены следующие цели и задачи:

- активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов,

- оценка уровня компетентности обучающихся по дисциплине,

- раскрытие профессионально-личностных и творческих способностей студенческой молодёжи,

- формирование чувства уважения и гордости к будущей профессии.

Методика проведения олимпиады на кафедре основывалась на следующих организационных принципах: массовость и доступность для всех желающих, независимо от текущей успеваемости студента; равноправное и добровольное участие студентов всех курсов и факультетов, независимо от формы обучения.

Исходя из этого, студенты имели возможность создать команду из 6 человек, в которую могли входить учащиеся разных курсов и факультетов, что представляло интерес с позиции выживаемости знаний и понимания значимости предмета в формировании будущего врача (Рис. 2). Важнейшими условиями проведения олимпиады стало равенство условий для каждого участника, честность каждого из них и объективность судейства.

Рисунок 2. Участники игры: команда 1 курса «У штурвала»

Олимпиада проходила в два тура. Первый тур предусматривал поочередное решение командами задания, которое каждая из них выбирала, исходя из интересующей их рубрики, а также выбора порядкового номера вопроса (командам-участницам предлагалось 5 рубрик по 5 вопросов в каждой). Каждый правильный ответ оценивался в 5 баллов. Во втором туре участникам было предложен разбор конкретной ситуации (на бумажном носителе), предусматривающей описание исторической эпохи, открытий или вклада выдающихся философов и ученых-медиков. Правильные ответы оценивались в 2 балла. Дополнительно в «копилку» каждой команды могли внести свой вклад группы поддержки: правильное решение заданий группами поддержки прибавляло каждой команде 2 балла.

В качестве членов жюри выступали сотрудники кафедры (Рис. 3). Применение системы на-

числения баллов (от 2 до 5) гарантировало объективность оценки. Участники команд заранее были ознакомлены с критериями оценивания (системой начисления баллов и формой подведения итогов), что обеспечивало прозрачность судейства для всех участников олимпиады, а наиболее активным болельщикам отдельных команд позволяло вести альтернативный подсчет баллов. Команды, набравшие большее число баллов, получили дипломы и призы. Также, студенты-первокурсники, участники олимпиады, в качестве поощрения получили возможность повысить свой рейтинг по истории медицины, а победители - получить зачет автоматом по изучаемой дисциплине.

Рисунок 3. Рабочие моменты жюри: подведение итогов

Проведённая на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии, студенческая олимпиада по истории медицины выявила огромный интерес студентов к такой форме обучения (в 2016 году в игре приняло участие 12 команд, в том числе 3 команды старшекурсников и команда Медицинского лицея) и высокую эффективность подобной интерактивной технологии. В ходе интеллектуальной игры студенты отрабатывали навыки самостоятельного мышления, опыт работы в команде, развивали умение вести продуктивный диалог внутри команды и с другими участниками в групповой дискуссии (Рис. 4). Степень сложности заданий потребовала от студентов не только применения знаний, приобретенных во время лекций и семинарских занятий, но и владения материалом из дополнительных источников, что, безусловно, позволило развить предметные умения и навыки, расширить научный и культурный кругозор. Успешное участие в игре «Что? Где? Когда?» требует, кроме высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, умения быстро оценивать новую информацию, молниеносно ориентироваться в незнакомой обстановке. Ограничение времени для обсуждения каждого вопроса стимулирует максимальную направленность членов

команды на выполнение поставленной задачи и становится своеобразным тестом готовности студентов к быстрому и правильному принятию решения в стрессовой ситуации. Последнее особенно важно для студентов-медиков в связи со специфичностью практической деятельности медицинских работников при оказании помощи пациентам. В ходе олимпиады участники должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, творческий подход, владение профессиональной лексикой, умение на практике применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Это способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций. Проведение олимпиады позволяет выявить студентов, показавших наибольшую активность и заинтересованность, неординарный подход к решению заданий, высокий уровень знаний, и в дальнейшем привлечь их к научно-исследовательской работе на кафедре в рамках студенческого научного кружка.

Рисунок 4. «Мозговой штурм»: работа в команде

Проведение подобного мероприятия требуется слаженной и четкой работы всех сотрудников кафедры, студентов-участников игры и волонтеров, помогающих в ходе олимпиады. С этой целью на заседании кафедры заранее обговаривается и четко прописывается методика проведения интерактивного внеаудиторного занятия. Проведение студенческой олимпиады способствует и объединению сотрудников кафедры в команду. В отличие от каждодневной индивидуальной педагогической деятельности (лекции, практические и семинарские занятия) преподаватели в ходе олимпиады совершенствуют навыки совместной работы, опытные педагоги имеют возможность передать, а молодые преподаватели - перенять опыт.

Проведение студенческих олимпиад в таком формате способствует укреплению института наставничества и формированию профессиональной идентичности студента, что поможет противо-

стоять возможному негативному влиянию среды обучения в медицинском вузе. Ведь, по мнению преподавателей клинических дисциплин, именно поддержка развития профессионального формирования идентичности студентов-медиков является главной целью медицинского образования, и образовательные стратегии должны быть сосредоточены на этом [14, 15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение студенческой олимпиады по истории медицины в виде игры «Что? Где? Когда?» продемонстрировало эффективность данной интерактивной формы внеаудиторного обучения в усвоении полученных знаний не только по истории медицины, но и по другим дисциплинам, преподаваемых на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Такой метод преподавания позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, стимулирует интерес к дисциплине и будущей профессии, способствует формированию профессиональной идентичности будущих врачей и приобретению соответствующих как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. Authors disclose no potential conflicts of interest.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чертухина О.Б., Шишин Г.Г., Есина М.В. Опыт применения интерактивных образовательных форм обучения в дополнительном профессиональном образовании. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015;17,5(3):1055-57.

2. Зайцева О.Е., Рахманова Р.Т., Биккинина Г.М. Интерактивные методы обучения в процессе подготовки специалистов на курсе клинической фармакологии. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2016;5:246-249.

3. Русина Н.А., Алексеева С.В. Компетентност-ный подход в деятельности врача-преподавателя. Медицина и образование в Сибири. 2008;2. Доступно по: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full. php?id=231 Ссылка активна на 4.11.2016.

4. Безродная Г.В., Севостьянов Д.А., Шпикс Т.А. Принципы компетентностного подхода в медицинском ВУЗе. Медицина и образование в Сибири. 2008;2. Доступно по: http://www.ngmu.ru/cozo/ mos/article/text_full.php?id=251 Ссылка активна на 4.11.2016.

5. Хохлов А.Л., Ершова Т.С., Русина Н.А. Новые технологии образовательного процесса в преддверии государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования нового поколения. Медицина и образование в Сибири 2008;2. Доступно по: http://www.ngmu.ru/cozo/ mos/article/text_full.php?id=250 Ссылка активна на 4.11.2016.

6. Вахитова Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов. Научно-педагогическое обозрение. 2013;1(1):36-39.

7. Коноплева Е.Л, Остапенко В.М. Деловая игра как форма организации компетентностного подхода в преподавании истории медицины. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015;23(1):51-52.

8. Козлов С.Н., Данилов А.И. Интерактивные методы преподавания на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета. Смоленский медицинский альманах. 2016;2:27-31.

9. Давыдова А.В., Смолькова Л.Г. Деловая игра как метод активного обучения студентов старших курсов медицинского Вуза. Сибирский медицинский журнал. 2010;98:7:25-27.

10. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе. Психологический журнал университета «Дубна». 2012;2:1-18.

11. Скотникова А.М. Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе. Педагогическое образование в России. 2013;4:229-237.

12. Авдеюк О.А., Асеева Е.Н., Павлова Е.С. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по техническим предметам в этом процессе. Молодой ученый. 2011;4;27(2):72-73.

13. Myers S.R. The Changing Face of Medical Education. Journal of Medical Education and Curricular Development. 2014;1:1-3 Available at: http://www.la-press.com/the-changing-face-of-medical-education-article-a4228 Accessed November 5, 2016. DOI: 10.4137/JMECD.S17270

14. Osterberg L.G, Goldstein E., Hatem D.S, Moynahan K., Shochet R. Back to the Future: What Learning Communities Offer to Medical Education. Journal of Medical Education and Curricular Development. 2016;3:67-70 Available at: http://www. la-press.com/back-to-the-future-what-learning-communities-offer-to-medical-educatio-article-a5622 Accessed November 5, 2016. DOI: 10.4137/JMECD. S39420

15. Латуха О.А. Формирование кадрового резерва для здравоохранения: вузовский аспект. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2015;4(26):77-81. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.

REFERENCES

1. Chertuhina O, Shishin G, Esina M. Experience of interactive educational forms of training in additional

professional education. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2015;17,5(3):1055-57. (In Russ).

2. Zaytseva O, Rakhamanova R, Bikkinina G. Interactive teaching methods for the purpose of preparing experts for the instruction of clinical pharmacology courses. Sistema menedzhmenta kachestva: opyit i perspektivyi. 2016;5:246-249. (In Russ).

3. Rousina N, Alexeeva S. Competency building approach in the activity of a phisician-teacher. Medicina i obrasovanie v Sibire. 2008;2. Available at: http:// www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=231 Accessed November 4, 2016. (In Russ).

4. Bezrodnaya G, Sevostyanov D. Competency approach principls in medical university Medicina i obrasovanie v Sibire 2008;2. Available at: http:// www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=251 Accessed November 4, 2016. (In Russ).

5. Khokhlov A, Ershova T, Rusina N. New technologies of educational process prior to the state educational standard of the new generation Medicina i obrasovanie v Sibire 2008;2. Avalable at: http://www. ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=250 Accessed November 4, 2016. (In Russ).

6. Vakhitova G. Subject Olympiads as a way to improve the quality of pedagogical universities students4 education. Scientific-pedagogical survey. Pedagogical Review. 2013;1(1):36-39. (In Russ).

7. Konopleva E, Ostapenko V. The business game as a form of organization of competent approach in teaching of history of medicine. Problems of social hygiene, public health and history of medicine 2015;23(1): 51-52. (In Russ).

8. Kozlov S, Danilov A. Interactive methods of teaching at the department of clinical pharmacology

of the SSMU. Smolenskiy meditsinskiy almanah. 2016;2:27-31. (In Russ).

9. Davydova A, Smolkova L. Business game as the active training method of medical high school graduate. Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). 2010;98:7:25-27. (In Russ).

10. Gushchin U. Interactive methods of teaching in graduate school. Psychological Journal «Dubna». 2012;2:1-18 (In Russ)

11. Skotnikova A. Olympiad as a psychological pedagogical technology of higher school education. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013;4:229-237. (In Russ).

12. Avdeyuk O, Aseeva E, Pavlova E. The adaptation of first-year students to higher school learning and importance of olympiads on technical disciplines in this process. Molodoj uchenyj. 2011;4;27(2):72-73. (In Russ).

13. Myers S. The Changing Face of Medical Education. Journal of Medical Education and Curricular Development. 2014;1:1-3 Available at: http://www.la-press.com/the-changing-face-of-medical-education-article-a4228 Accessed November 5, 2016. DOI: 10.4137/JMECD.S17270.

14. Osterberg L, Goldstein E, Hatem D, Moynahan K, Shochet R. Back to the Future: What Learning Communities Offer to Medical Education. Journal of Medical Education and Curricular Development. 2016;3:67-70 Available at: http://www.la-press.com/ back-to-the-future-what-learning-communities-offer-to-medical-educatio-article-a5622 Accessed November 5, 2016. DOI: 10.4137/JMECD.S39420

15. Latuha O. The formation of personnel reserve for health care: university aspect. Vestnik nspu. 2015.4(26).77-81. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365 (In Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.