Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / СТАЖИРОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Инна Сергеевна

У многих школьников и студентов сложились представления о пищевой промышленности как об отрасли с низким уровнем инноваций, наличием неудовлетворительных условий труда, отсутствием возможностей роста. Работники пищевых предприятий говорят о том, что многие молодые специалисты и выпускники не имеют даже представления о том, как организованы процессы производства. В статье рассмотрены основные направления, которые позволят повысить престиж отрасли пищевой промышленности для будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапова Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION AT FOOD INDUSTRY ENTERPRISES VOCATIONAL GUIDANCE WORK AND PRACTICAL TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

Many schoolchildren and students think about the food industry as an industry with a low level of innovation, poor working conditions, and lack of growth opportunities. Employees of food enterprises say that many young specialists and graduates do not even have an idea of how production processes are organized. The article discusses the main directions that will increase the prestige of the food industry for future specialists.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№5 / 2022

(сертификационного) экзамена и представляют методически целесообразно организованного языкового и речевого материала определенного уровня владения РКИ. В содержание теста каждого уровня в качестве компонентов входят субтесты «Лексика. Грамматика», «Чтение», «Аудирование», «Письмо», «Говорение», позволяющие в баллах и процентном выражении измерить владение иностранными обучающимися всеми видами речевой деятельности, а также уровень их языковой компетенции.

В заключении следует отметить, что несмотря на достаточно высокую степень разработанности стандартизированной контрольно-оценочной деятельности в обучении РКИ «сформулированные в стандартах общие методические посылки не нашли пока своего прямого отражения в отобранных для тестирования фрагментах содержания обучения» [3, с. 193]. В связи с этим задача преодоления разрыва между требованиями стандартов и системы тестирования остается актуальной для методики преподавания РКИ.

Список использованной литературы:

1. Балыхина Т.М., Румянцева Н.М., Челышкова М.Б. Педагогический контроль и тестирование по русскому языку как иностранному: история, опыт, проблемы // Тестирование в обучении русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы. Научно-методические очерки. Терминологический словарь. М.: Московский государственный университет печати, 2003. С. 18-34.

2. Коккота В.А. Лингводидактические тестирования. М.: Высшая школа, 1989.

3. Фарисенкова Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии Гуманитарных Исследований, 2000. 268 с.

© Пашков Е.С., 2022

Потапова Инна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»

г. Москва, РФ

Научный руководитель: Ирина Алексеевна Ковалева

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Аннотация

У многих школьников и студентов сложились представления о пищевой промышленности как об отрасли с низким уровнем инноваций, наличием неудовлетворительных условий труда, отсутствием возможностей роста. Работники пищевых предприятий говорят о том, что многие молодые специалисты и выпускники не имеют даже представления о том, как организованы процессы производства. В статье рассмотрены основные направления, которые позволят повысить престиж отрасли пищевой промышленности для будущих специалистов.

Ключевые слова

трудоустройство, стажировка, профориентация, пищевая промышленность, производство, школьники, студенты.

Potapova Inna Sergeevna

Moscow State University of Food Production

Moscow, Russia Supervisor: Irina Alekseevna Kovaleva

State University of Management Moscow, Russia

FEATURES OF ORGANIZATION AT FOOD INDUSTRY ENTERPRISES VOCATIONAL GUIDANCE WORK AND PRACTICAL TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

Abstract

Many schoolchildren and students think about the food industry as an industry with a low level of innovation, poor working conditions, and lack of growth opportunities. Employees of food enterprises say that many young specialists and graduates do not even have an idea of how production processes are organized. The article discusses the main directions that will increase the prestige of the food industry for future specialists.

Keywords

employment, internship, career guidance, food industry, production, schoolchildren, students

Будущие специалисты всегда хотят увидеть свою будущую профессию «в работе» и понять, подходит ли им выбранная специальность. Профориентация давно вышла за рамки теории. Для школьников и будущих абитуриентов в Москве 8 лет существует проект «Субботы московского школьника», который помогает понять, чем они действительно хотят заниматься в будущем [8]. Есть и другие проекты: «Дополнительное образование Москвы Онлайн», Предпрофессиональное образование», «Московская наука». Участие в мероприятиях абсолютно бесплатное. Требуется только регистрация. Встречи проводятся в очном и дистанционном формате, на которых можно получить новые знания и задать интересующие вопросы. Мастер-классы имеют разные тематики: встречи с предпринимателями, приготовление блюд, знакомство с профессией или предприятием. Современным компаниям целесообразно организовывать встречи со школьниками и студентами, тем самым реализуя цель формирования и продвижения бренда работодателя. В рамках таких встреч участникам следует предоставить информацию об отрасли, рассказать о возможностях развития, перспективах реализации программ практик и стажировок. Подобные мероприятия, как правило, интересуют и привлекают молодые кадры.

Продолжаются активно строится Детские Технопарки на базе Высших учебных заведений [7]. Преимущества таких образовательных площадок состоят в том, что можно познакомится с детальной информацией о конкретной профессии и даже поработать на современном оборудовании. Не все школы имеют такие возможности. Впоследствии ученики подготавливают и защищают исследовательские индивидуальные или командные проекты. В случае успешной защиты можно получить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в соответствующий ВУЗ.

Таким образом выстраивается новая модель образования, организуется преемственность: Школа - (СПО) - ВУЗ - Работа. Необходимо улучшать систему профориентации еще на стадии получения образования [5, с. 74].

На наш взгляд, есть необходимость организации и проведения экскурсий на предприятия пищевой отрасли как для школьников, так и для студентов. Это должно обеспечить повышение интереса к отрасли. Сегодня существует городской проект Открой #МОСПРОМ, но не все институты

еще приняли участие в данных программа. Регистрация на экскурсии индивидуальная. Поэтому также необходима государственная программа экскурсий для будущих специалистов. Пока не многие предприятия и институты принимают активное участие в данных проектах.

Школы, ВУЗы и предприятия должны активно сотрудничать, заключать договоры и разрабатывать совместные программы, а также развивать программы параллельного обучения: теория и практика. Таким образом можно организовать профессиональные и качественные кадры. Внедрение практик в учебный процесс возможно согласно ФГОС 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124 (ред. от 08.02.2021), организация вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик [1].

Однако, проведение учебных и производственных практик во многих учебных заведениях на данный момент является проблемой для участников образовательного процесса. Это в первую очередь связано с тем, что большинство предприятий не готовы к сотрудничеству и не проявляют инициативу заключать договора на прохождение практик обучающихся на своих территориях.

Поэтому рекомендуется реализовать следующие действия:

1) Привлечение специалистов с предприятий для проведения мастер-классов.

2) Внедрение в систему образования практических предметов, посвящённых пищевой и другим отраслям.

3) Разработка программы преемственности: ВУЗ - Предприятие;

4) Передача актуальных практических знаний по программе «Специалисты предприятий -преподавателям».

5) Разработка собственных программ практик и стажировок на предприятии совместно с учебными заведениями.

6) Открытие соответствующего отдела на предприятиях по работе со студентами для обеспечения компаний молодыми квалифицированными специалистами. Отдел должен обладать такими функциями, как адаптация новых сотрудников в компаниях, оказание помощи в решении проблем на этапах стажировки и начала работы.

Конечно же, будущим выпускникам просто необходимо получать практические навыки еще в процессе обучения. Ведь отсутствие опыта является основным препятствием при последующем трудоустройстве. Одно из актуальных предложений - это передача теоретических и практических знаний, обмен опытом. Например, работники производства могут делится профессиональным опытом с преподавательским составом, чтобы преподаватели в свою очередь включили эти знания в учебный материал по изучаемым дисциплинам. Кроме того, для работающих специалистов для совершенствования производственных процессов важны и новые знание, которые могут предоставить преподаватели учебных заведений. Этот вариант может стать одним из элементов системы управления званиями [2, с. 839].

Предприятия не всегда с особым желанием принимают студентов на практику, и зачастую дело совсем не в том, что не разработаны соответствующие программы для обучающихся. Нехватка работников в компании иногда просто не позволяет закрепить за студентом конкретного специалиста, который бы осуществлял функцию наставника в процессе прохождения практики, передаст ему необходимые знания и поделится опыт. Следует также отметить, что пандемия COVID-19 не могла не отразиться на организации прохождения практики студентами, обучающимся по направлениям, связных с производственными процессами. Многие специалисты были переведены на дистанционный формат работы. Большинство учебных заведений, тоже имели возможность направлять на практику студентов только в дистанционном формате, и в основном объектами, на которых проходили практику студенты были сами учебные заведения [9, с. 10]. Эти меры, предпринятые руководством учебных

заведений, не могло не сказаться на качестве получаемых знаний обучающимися. Также сложившаяся ситуации не лучшим образом повлияла и на формирование и развитие производственных связей учебных заведений с профильными предприятиями.

Кроме того, далеко не у всех компаний есть возможность выделить финансы для практикантов и стажеров.

На наш взгляд, необходимо оптимизировать ежедневные процессы таким образом, чтобы студенты параллельно со знакомством с деятельностью компании, ее положением на рынке, могли выполнять и рутинные производственные задачи, ведь на предприятиях, особенно крупных, непрерывный поток работы. Естественно, что не всегда хватает времени на своевременное выполнение основных задач. А вот практикантам и стажерам вполне можно поручать часть работы, не требующей высокого профессионализма.

Результаты исследования существующих программ практик и стажировок на пищевых предприятиях на 2021 год, представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Практики и стажировки в различных компаниях в 2021 году

Компания Программы практик и стажировок

MARS Лидерская программа Mars (Mars Leadership Experience Program) - ускоренный путь развития для выпускников до руководящей должности. Направления: Business (Ротации в отделах продаж, маркетинга, финансов, управления новыми запусками, HR), Supply (Ротации в отделах производства, логистики, закупок и научных исследований).

Перфетти Ван Мелле (Perfetti Van Melle) Программа «Career Kitchen» для студентов старших курсов или выпускников. Направления: аналитика данных, HR, исследования и разработки.

Unilever Unilever Internship Programme - стажировка для студентов 3-6 курсов бакалавриата и специалитета, 1 и 2 курса магистратуры. Направления: исследования и разработка, управление цепями поставок, управление персоналом, развитие клиентов.

Coca-Cola HBC Russia RISE Management Trainee Program - Стажировка для выпускников. Полугодовая стажировка - для студентов последних курсов с возможностью продления договора, 20-25 часов в неделю.

Kraft Heinz International Management Trainee Program - стажировка для студентов последнего курса бакалавриата/магистратуры и выпускника очной формы обучения.

PEPSICO PepsiCo GO - годовая программа стажировок для выпускников.

FERRERO Стажировка для студентов 3-4 курса бакалавриата или 1-2 курса магистратуры.

МИРАТОРГ Стажировка для студентов и выпускников различных направлений.

DANONE SURF DANONE: программа развития для студентов для старших курсов и выпускников.

NESTLE Программа Nestle needs YOUth - стажировка на полный рабочий день или на 20-25 часов в неделю.

ЧЕРКИЗОВО Практика для студентов 2-го и 4-го курсов. Стажировки для молодых специалистов, которые готовы выйти на работу [4].

Как мы видим, в основном, программы стажировок разрабатывают международные компании. Отечественным предприятиям следует перенять опят и серьезно заняться разработкой подобных программ. Некоторые предприятия уже начали внедрять программы непрерывного технологического образования, с возможностью выбора специальности и дальнейшего развития уже внутри компании.

Прежде чем устроить студента на практику или стажировку руководство компании организует собеседование, ему интересно, чтобы кандидат обладал знаниями современного документооборота, был знаком с актуальными электронными программами, например, Меркурий или Цербер.

Перечислим основные причины, диктующие необходимость реализации проектов по работе с молодежью [6, с. 77]:

7) Увеличение среднего возраста сотрудников компании: наблюдается тренд увеличения

количества сотрудников в возрасте больше 50 лет и уменьшения количества сотрудников моложе 25. 53 % сотрудников технической дирекции старше 50 лет;

8) Низкий престиж отрасли: малый процент выпускников трудоустраиваются по специальности. Например, отсутствует необходимого уровня приток молодых специалистов на пищевые предприятия.

9) Дефицит квалифицированных кадров: сегодня на аграрном рынке существует дефицит кадров во всех регионах по направлениям переработки, выращивания и других. На работу принимаются специалисты из соседних стран.

Компании приходят к следующему очевидному решению: необходимо работать с будущими специалистами [3, с. 21].

Отметим, что обучение не должно прекращаться после получения диплома. У многих работодателей разработаны собственные программы дополнительного обучения и развития. Это минимизирует процент текучести кадров. Список использованной литературы:

1. ФГОС 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124 (ред. от 08.02.2021) - URL: https://base.garant.ru/71897862/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 07.10.2021).

2. Kovaleva I.A., Eremina T.N., Roos A.B.D. ORGANIZATIONAL TRANSFORMATION OF CULTURE OF THE "SMART" ENTERPRISE. Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2021. Т. 155. С. 832-841.

3. Беляев А.М. Ковалева И.А. Современные тенденции организации труда и управления персоналом для повышения производительности труда на промышленных предприятиях // Путеводитель предпринимателя. - 2019. - № 44, С. 17-29. ISSN: 2073-9885.

4. Группа «Черкизово» [Электронный ресурс]. - Работа с молодежью: - URL: https://cherkiz0v0.c0m/career/#/career/internship/ (дата обращения: 07.03.2022).

5. Демин Д.А. Проблема профориентации и трудоустройства студентов после окончания вузов // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 янв. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. - С. 174-175. - ISBN 978-5-6042142-8-2.

6. Ковалева И.А., Канке А.А., Мозговой А.И. Управление человеческими ресурсами через призму глобальных трансформационных изменений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2021. № 1 (27). С. 71-86.

7. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. - Сергей Собянин: В Москве создано 16 детских технопарков: - https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/5894050/ (дата обращения: 01.03.2022).

8. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. - Спортивные, финансовые, научные: все о «Субботах московского школьника»: - URL: https://www.mos.ru/news/item/65074073/ (дата обращения: 01.03.2022).

9. Свистунов В.М., Ковалева И.А., Лобачев В.В., Голышкова И.Н. Устойчивое развитие и образование: трудности и риски // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2021. Т. 10. № 5. С. 5-12.

© Потапова И.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.