УДК 373.24 + 377.111 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-81-86
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Ставцева Юлия Гафурьяновна
МБДОУ «Детский сад № 92», Россия, г. Орел, e-mail: [email protected]
В статье раскрывается сущность и структура системы методической работы с педагогами в детском образовательном учреждении. Рассмотрены цели, задачи и три группы функций методической работы: функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту; функции по отношению к педагогическому коллективу и функции по отношению к конкретному педагогу. Подробно проанализированы источники содержания и основные направления методической работы с педагогами ДОУ. Определены основные критерии оптимальности результатов методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ.
Ключевые слова: модернизация дошкольного образования, методическая работа, педагогическое кадры, профессиональное мастерство и компетентность, детское образовательное учреждение
Модернизация современного образования предполагает его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает на дошкольной ступени решение следующих задач:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Решение данных задач в системе дошкольного образования связано с реформированием и модернизацией традиционных мето-
дов обучения и воспитания ребенка, что напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов [1]. Методическая работа с педагогическими кадрами в детском образовательном учреждении (ДОУ) последнее время чрезвычайно усложняется в силу заметного социального напряжения, увеличения психических нагрузок, падающих на личность воспитателя, снижения престижности педагогического труда. Именно поэтому проблема методической работы в ДОУ на сегодняшний день является актуальной.
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность и основное назначение. По мнению К. Ю. Белой, «методическая работа в ДОУ -это часть системы непрерывного образования педагогов. Мы рассматриваем ее как специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Методическая работа в ДОУ осуществляется в течение
учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов» [2].
Целью методической работы является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом.
Методическую работу в ДОУ следует рассматривать как фактор постоянного повышения уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы - оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного воспитателя свойств и качеств личности. Следует подчеркнуть, что проводимая методическая работа с педагогическими кадрами в ДОУ оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания детей, на конечные результаты работы дошкольного образовательного учреждения в целом.
А. Н. Прохорова выделяет три группы взаимосвязанных функций методической работы в ДОУ [3].
1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту:
- осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства
к ДОУ;
- внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
- внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.
2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:
- консолидация, сплочение педагогического коллектива;
- выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
- анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
- анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
- предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
- выявление, обобщение и распространение передового опыта педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
- предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
- стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам
ДОУ.
3. Функции по отношению к конкретному педагогу:
- совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
- развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
- развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности;
- развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность);
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
- развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
- формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.
Знание основных задач и функций методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ необходимо для ее правильного планирования и организации. Также важно, считает А. Н. Прохорова, довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой [4].
Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач - содержание методиче-
ской работы в ДОУ. Содержание методической работы в ДОУ, утверждает П. Н. Лосев, следует формировать из различных источников [5]:
- государственно-правительственных документов о социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, модернизации ДОУ, дающих общую целевую ориентацию для всей методической работы;
- новых и усовершенствованных учебных программ, учебных пособий, помогающих расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;
- достижений научно-технического прогресса, новых результатов психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ;
- инструктивно-методических документов органов образования по вопросам методической работы в ДОУ, дающих конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями;
- информации о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающей образцы работы по-новому, а также информации, нацеленной на скорейшее преодоление имеющихся недостатков;
- данных конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данных о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что выбор содержания методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ - дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. И. В. Никишина считает необходимым рассматривать в современных условиях следующие направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении [6]:
Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов включает следующие аспекты:
- сущность и содержание социального, экономического, профессионально-педагогического мышления;
- содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей
на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
- философско-методологические основы модернизации образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
- проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и толерантности;
- место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.
В частнометодической подготовке педагогов выделяют три взаимосвязанных фактора:
- повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
- повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
- повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.
В дидактической подготовке педагогов ДОУ необходимо обеспечить:
- изучение современных дидактических концепций и идей как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
- изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидуально-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.
Воспитательная подготовка педагогов ведется с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Основными источниками содержания психолого-физиологической подготовки педагогов являются:
- знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
- знание конкретных особенностей психологического и физиологического раз-
вития воспитанников данного ДОУ или конкретной группы;
- знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
- знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива.
Этическая подготовка педагогов предполагает знание принципов педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.
Общекультурная подготовка педагогов имеет своей целью создание в ДОУ условий для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте - вопрос чести и профессионального престижа педагога.
Техническая подготовка педагогов - это организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и других технических (видеотехника) и аудиовизуальных средств.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения с другими направлениями.
Сложность и многообразие функций и задач методической работы с педагогами ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм. По мнению Н. А. Виноградовой, форма всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может поэтому оказывать влияние на содержание - на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его. Разнообразие форм методи-
ческой работы в ДОУ определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения [7].
Нельзя не отметить, что в основе оптимизации любой деятельности, в том числе, и методической работы в ДОУ, лежат три принципа:
- принцип системности: только применение системы мер позволит добиться максимального использования всех имеющихся резервов;
- принцип конкретности: каждый педагогический коллектив может добиться оптимальных результатов только с помощью своего, учитывающего особенности конкретных педагогов и руководителей, т. е. отличного от других, варианта системы;
- принцип меры: каждый элемент содержания методической работы, каждая форма должны быть представлены в конкретной системе по-своему, в «своей мере».
Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.
Основными критериями оптимальности результатов методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ, по мнению П. Н. Лосева, являются:
- критерий результативности, который достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки;
- критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
- критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда пе-
дагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта - важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.
Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать следующие вывод: чтобы целостная система методической работа в ДОУ была эффективной, она должна развиваться в соответствии с рядом важнейших принципиальных требований, а именно:
- связь с жизнью, практической реализацией задач по модернизации системы образования в детском саду, актуальность, что обязывает организаторов методической работы полностью учитывать современный социальный заказ общества в условиях изменений в стране;
- научность, чтобы вся система повышения квалификации педагогов соответствовала современным научным достижениям в самых различных областях. При этом научность методической работы не следует превращать в нарочитое наукообразие, что подчас вызывает у педагогов негативное отношение к самому понятию «научность»;
- системность, т. е. планомерность всей методической работы;
- комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения квалификации;
- систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методической работы в период всего учебного года;
- единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;
- оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошкольной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на нее изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы;
- коллективный характер при разумном сочетании общедошкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования педагогов;
- создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.
Литература
1. Макарова Л. H., Шаршов И. А. Компе-тентностно-развивающая модель повышения квалификации педагогических кадров // Образование и общество. 2011. № 4. С. 14-17.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М., 2008.
3. Прохорова Л. H. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников». М., 2007.
4. Прохорова Л. H. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ. М., 2007.
5. Лосев П. H. Управление методической работой в современном ДОУ. М., 2005.
6. ^кишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград, 2009.
7. Виноградова H. А., Микляева H. В., Родионова Ю. H. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. М., 2008.
References
1. Makarova L. N., Sharshov I. А. Kompetent-nostno-razvivayushchaya model' povysheniya kvalifi-katsii pedagogicheskikh kadrov [The competence-based developing model of professional development of pedagogical staff] // Obrazovaniye i obshchestvo. 2011. № 4. S. 14-17.
2. Belaya K. Yu. Metodicheskaya rabota v DOU: Änaliz, planirovaniye, formy i metody [Methodical work at the preschool educational institution: Analysis, planning, forms and methods]. M., 2008.
3. Prokhorova L. N. Opyt metodicheskoj raboty v DOU po razvitiyu kreativnosti doshkol'nikov [Experience of methodical work at the preschool educational institution on development of creativity of preschool children]. M., 2007.
4. Prokhorova L. N. Master-klass po sozdaniyu tvorcheskogo kollektiva v DOU [Master class in creation of on-stage performance group at the preschool educational institution]. M., 2007.
5. Losev P. N. Upravleniye metodicheskoj rabo-toj v sovremennom DOU [Management of methodical work at the modern preschool educational institution]. M., 2005.
6. Nikishina I. V. Diagnosticheskaya i metodicheskaya rabota v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uch-rezhdeniyakh [Diagnostic and methodical work at the preschool educational institutions]. Volgograd, 2009.
7. Vinogradova N. А., Miklyaeva N. V., Rodio-nova Yu. N. Metodicheskaya rabota v DOU. Effektiv-nye formy i metody [Methodical work at the preschool educational institution. Effective forms and methods]. M., 2008.
* * *
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF METHODICAL WORK WITH PEDAGOGICAL STAFF AT THE CHILDREN'S EDUCATIONAL
INSTITUTION
Stavtseva Yuliya Gafuryanovna
MBPEI «Kindergarten № 92», Russia, Oryol, e-mail: [email protected]
In article the author reveals the essence and structure of system of methodical work with teachers at the child care educational institution, considers the purposes, tasks and three groups of functions of methodical work: functions in relation to a nation-wide education system, pedagogical science and advanced pedagogical to experience; functions in relation to pedagogical collective and function in relation to the specific teacher, analyzes sources of contents and the main directions of methodical work with teachers of preschool educational institution in detail and defines the main criteria of an optimality of results of methodical work with pedagogical staff at the preschool educational institution.
Key words: modernization of preschool education, methodical work, pedagogical staff, professional skill and competence, child care educational institution
Об авторе :
Ставцева Юлия Гафурьяновна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 92», г. Орел
About the author:
Stavtseva Yuliya Gafuryanovna, Senior Tutor of MBPEI «Kindergarten № 92», Oryol