Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ЕЕ УПРАВЛЕНИЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ЕЕ УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОД / ОЦЕНКА / ФИНАНСЫ / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймырадова Сулгун

В данной работе рассматривается вопрос особенностей организации маркетинговой деятельности на предприятии. Проведен перекрестный и сравнительный анализ систем учета управления маркетинговой деятельности на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MARKETING ACTIVITIES AT THE ENTERPRISE AND ITS MANAGEMENT

In this paper, the question of the features of the organization of marketing activities in the enterprise is considered. A cross-sectional and comparative analysis of accounting systems for managing marketing activities at an enterprise has been carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ЕЕ УПРАВЛЕНИЕ»

УДК 339.138

Баймырадова Сулгун

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан Научный руководитель: Моллаева Огулджемал

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос особенностей организации маркетинговой деятельности на предприятии. Проведен перекрестный и сравнительный анализ систем учета управления маркетинговой деятельности на предприятии.

Ключевые слова

Анализ, метод, оценка, финансы, маркетинг, экономика.

Baymyradova Sulgun

Turkmen state institute of economics and management

Ashgabat, Turkmenistan Supervisor: Mollaeva Oguljemal

Turkmen state institute of economics and management

Ashgabat, Turkmenistan

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MARKETING ACTIVITIES AT THE ENTERPRISE AND ITS MANAGEMENT

Abstract

In this paper, the question of the features of the organization of marketing activities in the enterprise is considered. A cross-sectional and comparative analysis of accounting systems for managing marketing activities at an enterprise has been carried out.

Keywords

Analysis, method, evaluation, finance, marketing, economics.

Грамотная разработка маркетинговой программы является важнейшим элементом технико-экономической деятельности предприятия.

Маркетинговая программа включает разделы: сводка контрольных показателей; отчет о текущей маркетинговой ситуации; список опасностей и возможностей; список задач и проблем; Маркетинговая стратегия; программы действий; бюджетные и контрольные процедуры.

План основан на маркетинговых целяхи запланированные задачи. В маркетинговой программе

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

должны быть отражены: цель и ориентиры (например, увеличение доли продаж на заданном рынке, увеличение прибыли от продаж и т. д.); прогноз конъюнктуры на планируемый период; описание направлений маркетинговой работы для получения данных, необходимых для составления маркетинговых планов в будущем (исследование рынка); план действий (где, кто, когда и как должен действовать и сколько это будет стоить); ассортиментная политика предприятия; политика в области работы с поставщиками материалов и комплектующих; ценовая политика; политика в области товародвижения; политика рекламы и продвижения; характеристика бюджетов (прогноз прибылей и убытков); разбивка мероприятий по времени их осуществления; порядок контроля.

Маркетинговая программа должна стать основой для составления более детальных планов (программ) по функциональному назначению и по каждому виду продукции.

Для решения различных маркетинговых задач компания разрабатывает общую смету затрат на маркетинг. Как правило, общая сумма маркетинговых сборов определяется в процентах от предполагаемого оборота. Предприятие должно определить, как лучше распределить общую сумму отчислений на сбыт конкретного товара и на отдельные элементы сбыта: на рекламу, продвижение товара на рынке, непосредственную продажу покупателям и т. д.

Особый интерес представляет вопрос о ассигнованиях и затратах на разработку и освоение новых или усовершенствованных видов продукции и повышение их качества. Служба маркетинга изучает требования потребителей и по обратной связи с ними выявляет недостатки в конструкции и качестве выпускаемой продукции, оценивает показатели надежности продукции, формулирует задания конструкторскому, технологическому, испытательному и другим отделам завода. От выполнения этих задач зависит эффективность маркетинговой деятельности предприятия на рынке.

В план маркетинга целесообразно включать основные задачи по разработке новой или модернизации выпускаемой продукции, необходимой доработке технологий, совершенствованию испытаний продукции, контролю ее изготовления, развитию сервиса и т.п. с указанием исполнители и сроки.

Формируется маркетинговый план на ближайший год и на перспективу (2, 5 и более лет); в него могут быть внесены необходимые уточнения в ходе его реализации и изменения ситуации на рынке.

Контроль за выполнением плана маркетинга осуществляется руководством структурных подразделений предприятия, осуществляющих маркетинговую деятельность, и руководством предприятия (директором).

Отчет о выполнении маркетингового плана за каждое полугодие представляется руководителю предприятия.

Несмотря на наличие отдела маркетинга и продаж, обеспечение его соответствующей документацией по должностям, предусмотренным для штатного расписания, одной из причин нестабильного финансового положения предприятия является отсутствие постоянных рынков сбыта, как внутренних, так и внешних.

Маркетинговая программа, как и любая другая, связывает задачи, стоящие перед разными структурными подразделениями, но направленные на общий результат. При этом план маркетинга призван по большей части объединить эти разрозненные, на уровне подразделений, задачи в единое, на уровне предприятия, целое.

Проблемы в общении относительно плана негативно сказываются на его реализации. Мотивация сотрудников к выполнению плана повышается, когда они активно участвуют в его разработке.

Целесообразно назначить начальника каждого отдела или подразделения, участвующего в реализации плана, ответственного за выполнение предусмотренных мероприятий. Лицо, ответственное за разработку маркетингового плана, проводит интервью с этими лицами, чтобы убедиться в правильности понимания основных положений документа и необходимых деталей, что обеспечивает обратную связь на всех уровнях организации.

Все руководители должны быть ознакомлены с планом маркетинга коммерческой службы, экономической службы и директора по производству.

Результаты выполнения маркетингового плана за прошедший месяц, отчет о выполнении продуктовых программ, расходы в рамках маркетингового бюджета заслушиваются коллегиально. Собрание ведет коммерческий директор. По результатам совещания составляется протокол, в который вносятся мероприятия, являющиеся корректировками текущего маркетингового плана. Готовит протокол отдела маркетинга. Протокол подписывается заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. Протокол вводится во все службы, которые принимают участие в реализации плана.

Предусмотрено проведение итоговых совещаний по реализации маркетинговой программы за полгода. Подготовку материалов к встрече осуществляет отдел маркетинга. Заседание ведет заместитель директора по коммерческим вопросам. Генеральный директор знакомится с протоколом собрания по итогам полугодия.

В условиях современной рыночной экономики предприятие использует множество инструментов для достижения конкурентного преимущества, и не сразу пришло к пониманию, что именно маркетинг обеспечил четкий механизм его (конкурентного преимущества) планирования и реализации; За несколько лет маркетинг «вырос» из простого отдела продаж в важное функциональное направление деятельности компании, рассмотрим, как происходит развитие отделов маркетинга, как они организованы, как взаимодействуют с другими службами предприятия.

Список использованной литературы:

1. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 20ХХ. — 314 с.

2. Абаев, А.Л., Алексунин, В.А. Международный маркетинг. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 20ХХ. - 362 с.

3. Акканина Н. В. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Акканина [и др.] ; под редакцией Н. В. Акканиной. — Москва: Издательство Юрайт, 20ХХ. — 314 с.

4. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд. / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 20ХХ. - 232 с.

5. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд.(изд:2) / Ю.В. Безрутченко. - М.: ИТК Дашков и К, 20ХХ. - 232 с.

6. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие, 2-е изд.(изд:2) / И.И. Бутко, В.А. Ситников, Е.А. Ситников. - М.: ИТК Дашков и К, 20ХХ. - 416 с.

© Баймырадова С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.