Научная статья на тему 'Особенности организации кастомизированного производства'

Особенности организации кастомизированного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2133
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
МАССОВАЯ КАСТОМИЗАЦИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ТОВАР / ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ / THE MASS PRODUCTION / THE PERSONIFIED GOODS / FLEXIBLE INDUSTRIAL SYSTEMS / GROUP METHODS OF PROCESSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Всякий М. А., Стрижанов И. А.

В статье показана необходимость внедрения массовой кастомизации вследствие перехода на новую стадию развития производства. Рассмотрены этапы создания кастомизированного продукта, области которых необходимо изменить для организации кастомизированного производства, а также выявлены преимущества данного типа производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF CUSTOMIZATION PRODUCTION

In article is shown necessity of introduction mass customization owing to transition to a new stage of development of production. The analysis show stages of creation and product customization, areas which are necessary for changing for the organization of customization production, and also advantages of the given type of production are revealed

Текст научной работы на тему «Особенности организации кастомизированного производства»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАСТОМИЗИРОВАННОГО

ПРОИЗВОДСТВА М.А. Всякий, студент,

И.А. Стрижанов, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье показана необходимость внедрения массовой кастомизации вследствие перехода на новую стадию развития производства. Рассмотрены этапы создания кастомизированного продукта, области которых необходимо изменить для организации кастомизированного производства, а также выявлены преимущества данного типа производства

В настоящее время всё большую популярность почтениями. Происходит развитие массового произ-

получают персонифицированные продукты, учиты- водства и трансформация его в кастомизированное.

вающие пожелания каждого потребителя. И произво- Данные тенденции необходимо учитывать как в науч-

дители вынуждены с этим считаться. Как следствие, ной, так и в практической деятельности по организа-

всё больше расширяются модельные ряды, растёт ции производства, что в свою очередь требует изуче-

число опций, входящих в продукт. Ориентиром в ния и учёта особенностей организации кастомизиро-

производстве являются уже не группы потребителей, ванного производства.

а отдельные индивиды со своими желаниями и пред-

Отличия массовой кастомизации от других принципов производства [4].

Отличительные черты Массовое производство Производство на заказ Массовая кастомизация

Конкурентная стратегия -Низкая себестоимость - Большие масштабы. Создание индивидуальной продукции, большая маржа -Уникальная продукция; - большие масштабы;

Продукция Массовая унифицированная Индивидуальная, полностью изготавливаемая на заказ Индивидуально модифицируемая

Целевой рынок Сегмент или группа сегментов массового ранка Индивидуальные потребители Индивидуальные потребители, сгруппированные по сегментам.

Во многих литературных источниках кастомизация рассматривается как изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем её комплектации дополнительными элементами или принадлежностями. Исследование данного вопроса с точки зрения машиностроительных предприятий позволили выявить следующие две особенности кастомизация - это массовое производство и направленность на удовлетворение нужд конкретного потребителя. Исходя из этого, основной задачей кастомизации является не просто создание у потребителя ощущение, того что работа делается лично для него, а предложение потребителю индивидуального товара по цене продукта массового производства. [1]

В связи с этим, можно считать кастомизацию идеалом взаимодействия по линии производитель -потребитель. Но это не только большой шаг навстречу потребителю, кастомизация также экономически выгодна производителю, поскольку обеспечивает конкурентное преимущество благодаря созданию более высокой стоимости. [2]

Рассмотрим далее особенности организации производства кастомизированного продукта по стадиям обработки заказов на предприятиях.

1. Сбор информации от заказчиков. Осуществляется через дилерские сети или непосредственно напрямую. Для сбора такой информации необходимо

развитие информационных систем связи с заказчиком. Для этой цели лучше всего подходит интернет. Так на сайтах некоторых компаний (Dell, Toyota,) [3] уже можно выбрать требуемую модель продукта со специфическими качествами. Такие заказы необходимо осуществлять on-line. Следовательно, все процедуры логистики, управления заказом, организации производства продукции должны представлять собой интегрированную систему, все элементы которой реагируют без ожидания и сбоев. Потребителю необходимо предоставить возможность самому создавать дизайн изделия. Для этого необходимо использование мультимедийных систем с интерфейсом типа drag-and-drop. Издержки и инженерные ограничения должны вычисляются автоматически - цены и все виртуальные изменения продукта по выбору клиента.

2. Обработка поступивших данных. Вся собранная информация должна обрабатываться, классифицироваться, выстраиваться в порядке очерёдности выполнения заказов, и используемого при этом оборудования. В настоящее время основой для этих целей применяется системы класса CRM (Customer Relationship Management System — система управления взаимодействием с клиентами), которые переориентируют производственное планирование от производства к покупателю (конечному потребителю). Продукты этого класса не являются совершенными в

части связи с потребителем, и более гибкого учёта его пожеланий и должны совершенствоваться по мере развития кастомизированного производства.

3. Непосредственно производство кастомизированного продукта. Осуществляется на многопредметной поточной линии, при этом, технологически сходные изделия должны обрабатываться без переналадки оборудования. Это реализуется путём применения гибких производственных систем, групповой обработки изделий и роботизации производства. Основные требование к производству: сокращение времени

на переналадку оборудования, установление издержек производства наравне с массовым, уменьшение длительности производственного цикла.

4. Гарантийное и постгарантийное обслуживание. На этом этапе нужно учитывать все желания потребителя по изменению продукта или комплектование его дополнительными частями (модулями). Для реализации целей этого этапа необходима развитая сеть гарантийных центров, тесно интегрированных с производством.

Цепочка производства кастомизированного продукта.

Сбор информации от заказчиков

- быстрота связи;

- оперативность;

- скорость обратной связи;

Обработка поступивших данных

- скорость обработки данных - рациональность подачи данных для производства;

Производство

- гибкость;

- поддержание издержек на уровне массового производства;

Г арантийное и постгарантийное обслуживание

- тесная взаимосвязь со всеми звеньями цепочки;

- возможность учёт всех претензий и предложений потребителя.

Исследование кастомизированного производства позволяет выявить следующие его преимущества:

-Уменьшение складских запасов. При этом стоит отметить, что полное исчезновение складских запасов, как считают некоторые исследователи, невозможно, так как это противоречит принципу гибкости, особо важному для кастомизированного производства. Уменьшается незавершённое производство, как следствие увеличивается оборачиваемость капитала, повышается его рентабельность;

- производитель кастомизированного продукта получает оплату за продукт или услугу до того, как оплатить счета поставщиков. Таким образом, снижается риск не оплаты перед поставщиками.

- снижается риск не реализации произведённой продукции, так как она изготавливается под конкретный заказ;

- возможен отказ от большого количества посредников между производителем и покупателем. Некоторые исследователи данной проблемы даже говорят о полном отказе от внешних дилеров и дистрибьюторов, фокусируясь на прямых продажах и постоянной двухсторонней связи с клиентом [3].

При массовой кастомизации производство находиться в тесной интеграции с другими областями производственной деятельности, поэтому при изучении организации кастомизированного производства необходимо изучение каждой из них. Рассмотрим изменения, необходимы в следующих областях:

•Система управления персоналом;

Внедрение ГПС, роботизации и автоматизации позволяет снизить общую потребность в производственном персонале. Вместе с тем, повышаются требования к квалификации работников. Некоторые исследователи считают, что применение ГПС напротив, позволяет снизить потребность в квалифицированных работниках. Однако данные доводы можно считать

безосновательными, так как использование высокоавтоматизированного производства влечёт наделение рабочих дополнительными функциями в наладке сложной техники, для чего и требуется высокая квалификация. Таким образом, система управления персоналом должна быть переориентирована с поиска дешёвой рабочей силы на набор и подготовку специалистов соответствующей квалификации.

•производственная система;

Как уже отмечалось выше, производство должно быть организованно на основе технологии групповой обработки. Особенно важным здесь является синхронизация всех процессов производства. Благодаря этому постоянные издержки на единицу продукции должны находиться на уровне массового производства. Это уравновесит повышение издержек, которое накладывает индивидуальная модификация изделий.

• логистика;

При переходе к массовой кастомизации увеличивается разнообразие конечных продуктов и как следствие, растёт номенклатура закупаемых предприятием изделий у поставщиков. В то же время меняется не только разнообразие, но и объёмы закупаемых изделий в зависимости от потребностей потребителей. Из этого следует, что необходимо создать такие партнёрские взаимоотношения с поставщиками, которые будут стимулировать их гибкость и заинтересованность в осуществлении постоянно меняющихся в объемах и ассортименте поставок. Стимулировать поставщиков можно также заключая договора о закупках больших объемов продукции, но при этом малыми партиями. [4]

• система продвижения продукта;

Новая стратегия предполагает фокусирование на прямых продажах и постоянной двухсторонней связи с клиентом. При такой организации центры продаж должны стать больше, чем просто место, куда покупа-

тель приходит забрать готовый продукт. Они должны превратиться в постоянный источник новых идей для компании, а для потребителя место, где он сам «создаёт» нужный ему товар.

• организационное построение;

В целом организационная структура компании, производящей кастомизированную продукцию, должна быть сориентирована на гибкость и постоянное совершенствование. Поэтому в таких компаниях необходимо использовать матричное построение. При этом необходимо сориентировать организационную структуру не просто на управление проектами, а на мультипроектное управление.

Таким образом, можно сказать, что массовая кастомизация является высшим этапом развития организации производства. Её внедрение предполагает развитие таких сфер как маркетинг, менеджмент, логистика, управление персоналом, реализуя при этом научно-технический, инновационный и кадровый потенциал предприятия.

Литература

1.Старостин В.С. Вовлечение потребителей в создание персонализированного продукта / В.С. Старостин // Проблемы управления - 2008: материалы 16-го Всерос. студенческого семинара. М.: ГУУ 2008.

2. Тамберг В.Р., Бадьин А.О. Как кастомизировать продукт и не остаться при этом у разбитого корыта// "Продвижение Продовольствия. Prod&Prod''.-2009.- №6(8)

3. The Challenge of Customization: Bringing Operations and Marketing Together/strategy+business. -07.09.2006. -Пер.ст.

4. Массовая кастомизация / Хотяшева О.М. // Инновационный менеджмент. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 50 с.

® 89081414168

Ключевые слова: массовая кастомизация, персонифицированный товар, гибкие производственные системы, групповые методы обработки

Это интересно

ХОББИ И ПРОФЕССИЯ НЕРЕДКО СОВПАДАЮТ

Не секрет, что увлечения не только помогают в борьбе со стрессом, расширяют кругозор и круг общения, но и характеризуют личность человека в глазах окружающих. Недаром графа «хобби» часто присутствует в анкетах работодателей. Исследование, проведённое рекрутинговым порталом Superjob.ru, подтверждает наличие связи между профессией человека и его увлечениями. Хобби нередко является продолжением профессиональной деятельности. Это и неудивительно, ведь выбор профессии у многих основан на увлечениях, формирующихся ещё в детские годы. Как показал опрос, российские менеджеры по туризму любят посвящать досуг путешествиям (14%), дизайнеры - рисованию (25%) и фотосъёмке (22%), а водители - всему, что связано с автомобилями (17%). Специалисты сферы ГГ посвящают свободное время компьютерам и Интернету (16%), журналисты и редакторы - чтению (16%), а переводчики (10%) - изучению иностранных языков.

Неудивительно, что выбор хобби зависит и от пола опрошенных. К примеру, исконно мужское занятие - охота - популярно в основном у представителей тех профессий, где доминирует сильный пол: у охранников (5%) и водителей (4%). Так же обстоят дела и с рыбалкой: ей особенно увлечены водители (16%), охранники, квалифицированные рабочие и прорабы (по 13%). Рукоделие же популярно у представителей «женских» профессий: бухгалтеров (22%), медсестер (20%), сметчиков (19%). Танцами чаще остальных увлекаются секретари (11%).

Самым же популярным хобби среди представителей различных профессий и специальностей является спорт. Заядлыми спортсменами являются охранни-

ки, среди которых спортом увлечён каждый третий (33%), менеджеры по ВЭД (27%), архитекторы, региональные представители и налоговые инспекторы (по 26%).

Любопытно, насколько похожими бывают интересы начальства и подчинённых. К примеру, инженеры и квалифицированные рабочие в свободное от работы время предпочитают рыбачить (7% и 13% соответственно) и изучать компьютерные программы (8% и 11% соответственно).

Схожесть увлечений характерна и для офисных работников. Так, офис-менеджеры и кадровики неравнодушны к рукоделию и литературе. Читать книги и создавать милые вещицы своими руками любят бухгалтеры и экономисты, аудиторы и налоговые инспекторы.

Следующие способы проведения досуга, хотя и не вошли в список самых популярных, но всё же имеют значительный круг почитателей. Такое увлечение, как игра на музыкальных инструментах, наиболее популярно среди ГТ-специалистов и PR-менеджеров (по 5%). Коллекционированием увлечены 5% инженеров ОТК, столько же госслужащих (5%) назвали своим хобби кулинарию. Слушать музыкальные произведения любят по 7% переводчиков и event-менеджеров. Садоводство - хобби 5% инженеров по ОТ и ТБ, в свою очередь по 5% бухгалтеров и разнорабочих увлечены цветоводством.

О том, что у них нет хобби, чаще других сообщают начальники склада (18%), бухгалтеры (17%), операционисты банков и прорабы (по 15%).

Источник: Информационно-развлекательный

портал «РИаеШоп»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.