Научная статья на тему 'Особенности организации и проведения учебной практики по биологии и экологии на кафедре кормления животных и общей биологии института ветеринарной медицины и биотехнологии'

Особенности организации и проведения учебной практики по биологии и экологии на кафедре кормления животных и общей биологии института ветеринарной медицины и биотехнологии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ВЕТЕРИНАРНАЯ МЕДИЦИНА / VETERINARY MEDICINE / БИОЦЕНОЗ / BIOCENOSIS / ЭКОСИСТЕМА / AN ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Путин Андрей Викторович, Шведов Сергей Иннокентьевич, Овчинников Дмитрий Константинович

Невозможно переоценить вклад экологического образования в деле подготовки будущих ветеринарных врачей, зооинженеров, ветеринарно-санитарных экспертов, товароведов. Направления профессиональной подготовки данных специальностей согласно требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предусматривают углубленное понимание специалистами экологических закономерностей. Прежде всего, студенты познают характер взаимосвязей организмов друг с другом и с факторами окружающей среды, законы функционирования природных сообществ, анализируют влияние хозяйственной деятельности человека на природу и зависимость человека и общества от процессов, происходящих в природных сообществах в результате антропогенного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Путин Андрей Викторович, Шведов Сергей Иннокентьевич, Овчинников Дмитрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization and carrying out of educational practice in biology and ecology on chair of feeding of animals and the general biology of institute of veterinary medicine and biotechnology

It is impossible to overestimate the contribution of ecological formation to business of preparation of the future veterinary surgeons, zooengineers, veterinarno-sanitary experts, commodity researchers. Directions professional under-cooking the given specialities according to requirements of the state educational standards of the higher vocational training (GOS ВПО) provide profound understanding experts ekolo-gicheskih laws. First of all, students learn character of interrelations of organisms with each other and with environment factors, laws of functioning of natural communities, analyze influence of economic activities of the person on the nature and dependence of the person and a society from processes occurring-shchih in natural communities as a result of anthropogenous influence.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и проведения учебной практики по биологии и экологии на кафедре кормления животных и общей биологии института ветеринарной медицины и биотехнологии»

SAMMARY

G.A.Honin, V.V.Semchenko, I.I.Taskaev, S.I.Shvedov

Professor J.F.Judichev and its scientific school

In article materials about stages of a creative and professional way managing chair of anatomy of institute of veterinary medicine of Omsk state agrarian university, the honoured worker of a science of the Russian Federation of professor J.F.Judichev and its pupils are presented.

Key words: morphology, anatomy, histology, history, higher education, professor J.F.Judichev, scientific school

УДК 378 : (57+574)

А.В. Путин, С.И. Шведов, Д.К. Овчинников

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ ИНСТИТУТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Невозможно переоценить вклад экологического образования в деле подготовки будущих ветеринарных врачей, зооинженеров, ветеринарно-санитарных экспертов, товароведов. Направления профессиональной подготовки данных специальностей согласно требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предусматривают углубленное понимание специалистами экологических закономерностей. Прежде всего, студенты познают характер взаимосвязей организмов друг с другом и с факторами окружающей среды, законы функционирования природных сообществ, анализируют влияние хозяйственной деятельности человека на природу и зависимость человека и общества от процессов, происходящих в природных сообществах в результате антропогенного воздействия.

Ключевые слова: учебная практика, ветеринарная медицина, биоценоз, экосистема.

Введение

Основой биологического образования в целом и экологического компонента в частности на кафедре кормления, животных и общей биологии являются дисциплины «Биология с основами экологии», «Зоология», «Экология» и «Ботаника». Данные дисциплины предназначены для студентов первого курса, обучающихся по специальности: 111801-«Ветеринария, направлениям подготовки: 111100-«Зоотехния», 111900-«Ветеринарно-санитарная экспертиза», 221700-«Стандартизация и метрология», 100800-«Товароведение». Студенты обучаются по программам как специалитета так и бакалавриата. Знания, полученные студентами, в ходе прохождения курсов биологических и экологических дисциплин закрепляются на комплексной учебной практике, которая проводится в начале июля и занимает семь дней. Данная практика проводится на территории природного парка регионального значения «Птичья гавань», площадью 107,2 га. Парк расположен непосредственно в черте г. Омска, на левом берегу р. Иртыш в районе мемориального комплекса «Парк победы».

Обсуждение

На водоемах «Птичьей Гавани» и окружающей территории произрастают около 200 видов растений, в том числе и редкие для Омской области и занесенные в «Красную книгу». Обитают насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, встречается более 150 видов птиц, из которых около половины гнездится. Известно об обитании на территории природного парка около 10 видов млекопитающих. Видовое разнообразие и численное богатство делает «Птичью Гавань» уникальным природным оазисом среди городских построек. Нахождение водоема на городской территории сделало его экосистему доступной для наблюдения горожанами, в том числе и студентами института ветеринарной медицины.

© Путин А.В., Шведов С.И., Овчинников Д.К., 2011

Цель комплексной учебной практики заключается в овладении студентами навыками проведения многоуровневого экологического мониторинга, прежде всего, в ознакомлении с животным миром (зооценозом) и растительным сообществом (фитоценозом) парка. Овладении комплексом методов полевой работы, умении определить степень негативного воздействия антропогенного фактора на биоценоз охраняемой территории и предложить комплекс мер, направленных на охрану животного и растительного мира парка.

Учебно-методические задачи учебной практики заключаются в том, чтобы:

• ознакомить студентов с трофическими и топическими взаимосвязями организмов в экосистеме;

• ознакомить с видовым разнообразием и особенностями биологии животных и растений населяющих экосистему парка;

• ознакомить с комплексом методов полевых фаунистических исследований;

• привить навыки работы с полевыми определителями позвоночных и беспозвоночных животных, а также растений.

• научить использовать специальное исследовательское оборудование (гидрологические и энтомологические сачки), оптические приборы (бинокли, увеличительные стекла), грамотно применять фототехнику

• научить методам регистрации результатов исследований в дневнике полевых наблюдений

В процессе подготовки к проведению экологического мониторинга за состоянием окружающей среды «Птичьей Гавани» перед студентами также ставится ряд задач:

1. Изучить фауну и флору «Птичьей Гавани», определить ее видовой состав.

2. Оценить степень негативного воздействия деятельности человека на биоценоз «Птичьей Гавани».

3. Предложить систему природоохранных мероприятий, направленных на защиту экосистемы парка.

Организационными формами проведения учебной практики являются: 1) предварительная теоретическая подготовка, состоящая из ознакомления с определителями животных разных систематических категорий, и ознакомления с фауной природного парка по данным библиографического анализа; 2) зоологические и ботанические экскурсии с преподавателем; 3) самостоятельная исследовательская работа студентов (наблюдения и регистрация их результатов в «дневник полевых наблюдений»); 4) подведение итогов исследовательской работы.

Особое внимание при прохождении практики уделяется комплексности изучения экосистемы природного парка. Студенты должны подробно ознакомиться с позвоночными и беспозвоночными животными всех систематических категорий, обитающих в данном биоценозе. Изучить растительный мир данной территории.

Изучаются методы полевой зоологической и ботанической работы.

При планировании полевых и лабораторных исследований наблюдений мы, прежде всего, ориентировались на знания, полученные в процессе изучения биологии и экологии, которые можно закрепить в природно-климатических условиях лесостепной зоны Западной Сибири. В качестве тем занятий, которые были положены в основу проведения полевых экскурсий, следует выделить следующие:

- Класс млекопитающие. Видовой состав млекопитающих экосистемы природного парка «Птичья гавань».

- Класс птицы. Видовой состав птиц экосистемы природного парка «Птичья гавань»

- Экологические группы - птицы водных и околоводных экосистем (отряды гусеобразные, ржанкообразные, соколообразные, голубеобразные, воробьиные.). Видовой состав, образ жизни.

-Земноводные экосистемы природного парка «Птичья гавань» (отряды бесхвостые и хвостатые). Видовой состав, образ жизни.

-Рептилии экосистемы природного парка «Птичья гавань» (отряды ящерицы и змеи). Видовой состав, образ жизни.

-Ихтиофауна экосистемы природного парка «Птичья гавань».

-Экологические группы: рыбы рек, озер, прудов и болот (стоячих вод). Видовой состав, образ жизни.

-Беспозвоночные животные экосистемы природного парка «Птичья гавань»

.Общий систематический обзор.

-Насекомые экосистемы природного парка «Птичья гавань» . Фаунистический обзор.

-«Полезные» и «вредные» насекомые. Видовой состав, образ жизни и значение для человека и окружающей среды.

- Планктонные организмы-важное звено в трофических цепях и сетях водных экосистем. Видовой состав планктонных организмов водоемов природного парка.

- Определение видов высших сосудистых растений, доминирующих на обследованной территории.

-Животный и растительный мир - неотъемлемые составляющие природных сообществ. Взаимосвязь животного и растительного мира.

-Использование справочников и определителей как инструмента теоретического изучения животного мира.

- Использование научно-исследовательского оборудования как инструмента практического изучения животного мира.

-Человек - неотъемлемая часть животного мира и вершина его эволюции. Роль в трансформации природной среды.

-Подведение итогов практических полевых исследований. Проводится анализ полученных данных, преподаватель объясняет характер биоценотических связей, сложившихся в данной экосистеме, акцентирует внимание на важности каждого организма для целостности природного сообщества, говорит о необходимости его строгой охраны.

По окончании практики студентам выставляется зачет.

Вывод

В процессе прохождения учебной практики в основном решаются образовательные и развивающие задачи, заложенные в образовательные стандарты по биологическим и экологическим дисциплинам для студентов сельскохозяйственных высших образовательных заведений. У студентов расширяется кругозор об окружающем мире, они учатся наблюдать, сравнивать собственные данные с литературными источниками, систематизировать полученные данные, а многие студенты приобщаются к научно-исследовательской работе. Следует отметить и положительный эмоциональный аспект, полученный от непосредственного общения с неизмененной человеком природой.

Список литературы

1. Байтенов М.С., Васильева АЯ., Гамаюнова А.П. и др. Иллюстрированный определитель растений Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1972. 2. Беме Р. Л., Кузнецов А. А. Птицы лесов и гор СССР:

2. Полевой определитель. Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 223с.

3. Бобринский НА., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР. - М: Изд-во Просвещение. - 1965. - 380 с.

4. Виноградов Б.С., Громов И.М. Краткий определитель грызунов фауны СССР.-Л.:Изд-во Наука.-1984.-

140с.

5. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Определитель птиц фауны СССР. - М.: Просвещение,1980.-256с.

6. Громов И. М., Ербаева М. А. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий: Зайцеобразные и грызуны. - СПб., 1995. - 522 с.

7. Жизнь животных. Т. 6. - М.: Просвещение, 1986. - 527 с.

8. Зарипов Р.Г. Древесно-кустарниковые виды природного парка "Птичья Гавань" как объекты экологической и пейзажной ценности // Сб. науч. статей.-Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.-С.81-93.

9. Иванов А. И. Каталог птиц СССР. - Л.: Наука, 1976. - 276 с.

10. Кассал Б.Ю. Гидроморфология водоемов «Птичьей Гавани // Сб. науч. статей.-Омск:Изд-во ОмГПУ, 2003.-С.24-38.

11. Кассал Б.Ю. Календарь Птичьей Гавани.- Омск: ОмГУ, НОК "Образованиеплюс",2000.-152с.

12. Кассал Б.Ю. Птичья Гавань // Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья / под. ред. В.Н. Русакова. - Омск,2002.-С.488-491.

13. Кассал Б.Ю. Эволюция водоемов памятника природы "Птичья Гавань" // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып. 5: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск: ОмГПУ,2000.-С.69-75.

14. Красноборов И.М., Ломоносова М.Н., Шауло Д.И. и др. Определитель растений Новосибирской области. - Новосибирск: Наука, 2000. - 429 с.

15. Кузнецов Б. А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Пособие для учителей. Ч. 2. Птицы. - М.: Просвещение, 1974. - 280 с.

16. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. - Ч. 3. Млекопитающие. - М.: Изд-во Просвещение, 1975.-208 с.

17. Малькова М. Г, Сидоров Г. Н., Богданов И. И., Крючков В. С., Станковский А. П. Млекопитающие. Справочник-определитель. - Омск: 000 «Издатель-Полиграфист», 2003.-277с.

18. Миловидов С. П. Птицы населенных пунктов Западной Сибири, их охрана и привлечение.-Томск: Изд.ТГУ, 1973.-30с.

19. Свириденко Б. Ф. Современное состояние макрофитной растительности водоемов природного парка «Птичья Гавань» // Сб. науч. статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ,2003.-С.42-57.

20. Сидоров Г.Н., Корсаков Н.Г., Вахрушев А.В. Зоолого-эпизоотологическая характеристика природного парка «Птичья Гавань» // Сб. науч. статей. -- Омск: Изд-во ОмГГ1У,2003.-С.132-137.

21. Храбрый В. М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. для учащихся.- М.:Просвещение,1988.-224с.

SAMMARY A.V.Putin, С.И. Swedes, D.K.Ovchinnikov

Features of the organization and carrying out of educational practice in biology and ecology on chair of feeding of animals and the general biology of institute of veterinary

medicine and biotechnology

It is impossible to overestimate the contribution of ecological formation to business of preparation of the future veterinary surgeons, zooengineers, veterinarno-sanitary experts, commodity researchers. Directions professional under-cooking the given specialities according to requirements of the state educational standards of the higher vocational training (GOS ВПО) provide profound understanding experts ekolo-gicheskih laws. First of all, students learn character of interrelations of organisms with each other and with environment factors, laws of functioning of natural communities, analyze influence of economic activities of the person on the nature and dependence of the person and a society from processes occurring-shchih in natural communities as a result of anthropogenous influence.

Keywords: educational practice, veterinary medicine, a biocenosis, an ecosystem.

УДК 378 : 574

А.В. Путин, С.И. Шведов, Д.К.Овчинников

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ ИНСТИТУТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Проблемы взаимоотношения человека и природы охватывают комплекс естественнонаучных знаний, в ряду которых как один из наиболее значимых следует выделить экологический образовательный компонент. Экологическое образование в настоящее время одно из приоритетных в системе высшего профессионального образования.

Решение многих социально-экономических вопросов тесно связано с проблемами природопользования, а значит, необходимостью научно обоснованного, разумного обращения каждого человека и общества в целом с природой. Понимание студентами масштаба экологических проблем чрезвычайно ценно для их воспитания как всесторонне развитых, гуманистически ориентированных личностей, пик профессиональной активности которых придется на время бурного развития инновационных технологий в сфере природопользования в целом и ресурсосбережения в частности.

© Путин А.В., Шведов С.И., Овчинников Д.К., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.