8. Зарипов Р.Г. Древесно-кустарниковые виды природного парка "Птичья Гавань" как объекты экологической и пейзажной ценности // Сб. науч. статей.-Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.-С.81-93.
9. Иванов А. И. Каталог птиц СССР. - Л.: Наука, 1976. - 276 с.
10. Кассал Б.Ю. Гидроморфология водоемов «Птичьей Гавани // Сб. науч. статей.-Омск:Изд-во ОмГПУ, 2003.-С.24-38.
11. Кассал Б.Ю. Календарь Птичьей Гавани.- Омск: ОмГУ, НОК "0бразованиеплюс",2000.-152с.
12. Кассал Б.Ю. Птичья Гавань // Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья / под. ред. В.Н. Русакова. - Омск,2002.-С.488-491.
13. Кассал Б.Ю. Эволюция водоемов памятника природы "Птичья Гавань" // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып. 5: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск: ОмГПУ,2000.-С.69-75.
14. Красноборов И.М., Ломоносова М.Н., Шауло Д.И. и др. Определитель растений Новосибирской области. - Новосибирск: Наука, 2000. - 429 с.
15. Кузнецов Б. А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Пособие для учителей. Ч. 2. Птицы. - М.: Просвещение, 1974. - 280 с.
16. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. - Ч. 3. Млекопитающие. - М.: Изд-во Просвещение, 1975.-208 с.
17. Малькова М. Г, Сидоров Г. Н., Богданов И. И., Крючков В. С., Станковский А. П. Млекопитающие. Справочник-определитель. - Омск: 000 «Издатель-Полиграфист», 2003.-277с.
18. Миловидов С. П. Птицы населенных пунктов Западной Сибири, их охрана и привлечение.-Томск: Изд.ТГУ, 1973.-30с.
19. Свириденко Б. Ф. Современное состояние макрофитной растительности водоемов природного парка «Птичья Гавань» // Сб. науч. статей. - Омск: Изд-во ОмГПу,2003.-С.42-57.
20. Сидоров Г.Н., Корсаков Н.Г., Вахрушев А.В. Зоолого-эпизоотологическая характеристика природного парка «Птичья Гавань» // Сб. науч. статей. -- Омск: Изд-во ОмГГ1У,2003.-С.132-137.
21. Храбрый В. М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. для учащихся.- М.:Просвещение,1988.-224с.
SAMMARY A.V.Putin, С.И. Swedes, D.K.Ovchinnikov
Features of the organization and carrying out of educational practice in biology and ecology on chair of feeding of animals and the general biology of institute of veterinary
medicine and biotechnology
It is impossible to overestimate the contribution of ecological formation to business of preparation of the future veterinary surgeons, zooengineers, veterinarno-sanitary experts, commodity researchers. Directions professional under-cooking the given specialities according to requirements of the state educational standards of the higher vocational training (GOS ВПО) provide profound understanding experts ekolo-gicheskih laws. First of all, students learn character of interrelations of organisms with each other and with environment factors, laws of functioning of natural communities, analyze influence of economic activities of the person on the nature and dependence of the person and a society from processes occurring-shchih in natural communities as a result of anthropogenous influence.
Keywords: educational practice, veterinary medicine, a biocenosis, an ecosystem.
УДК 378 : 574
А.В. Путин, С.И. Шведов, Д.К.Овчинников
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ ИНСТИТУТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ
Проблемы взаимоотношения человека и природы охватывают комплекс естественнонаучных знаний, в ряду которых как один из наиболее значимых следует выделить экологический образовательный компонент. Экологическое образование в настоящее время одно из приоритетных в системе высшего профессионального образования.
Решение многих социально-экономических вопросов тесно связано с проблемами природопользования, а значит, необходимостью научно обоснованного, разумного обращения каждого человека и общества в целом с природой. Понимание студентами масштаба экологических проблем чрезвычайно ценно для их воспитания как всесторонне развитых, гуманистически ориентированных личностей, пик профессиональной активности которых придется на время бурного развития инновационных технологий в сфере природопользования в целом и ресурсосбережения в частности.
© Путин А.В., Шведов С.И., Овчинников Д.К., 2011
Ключевые слова', учебно-методические аспекты, учебно-методический процесс, экологическое образование, биологическое образование.
Введение
Необходимо отметить, что в настоящее время в системе высшего профессионального образования России экологическое образование играет весьма существенную роль. Как комплексная университетская, так и более специализированная институтская подготовка по всем образовательным направлениям направлена в большей или меньшей мере на изучение экологических дисциплин. Вместе с тем, если в специализированных технических и особенно в гуманитарных вузах упор делается на прикладные аспекты природопользования и охраны окружающей среды, то отличительной особенностью экологического образования в аграрных высших образовательных учреждениях является наряду с прикладным компонентом его теоретическая направленность.
Невозможно также переоценить вклад экологического образования в деле подготовки будущих ветеринарных врачей, зооинженеров, ветеринарно-санитарных экспертов, товароведов, специалистов по стандартизации и сертификации. Направления профессиональной подготовки данных специальностей согласно требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предусматривают углубленное понимание специалистами экологических закономерностей. Прежде всего, спектра взаимосвязей организмов друг с другом и с факторами окружающей среды, законов функционирования природных сообществ, влияния хозяйственной деятельности человека на природу и зависимости человека и общества от процессов, происходящих в природных сообществах в результате антропогенного воздействия.
Обсуждение
Основой биологического образования в целом и экологического компонента на кафедре кормления, животных и общей биологии является комплексная дисциплина - биология с основами экологии. Учебная дисциплина «Биология с основами экологии» читается студентам первого курса, обучающимся по специальности: 11180 ¡-«Ветеринария». Экологические закономерности изучаются также студентами, обучающимися по направлениям подготовки: 111100-«Зоотехния», 111900-«Ветеринарно-санитарная экспертиза», 221700-«Стандартизация и метрология», 100800-«Товароведение». Студенты обучаются по программам как специалитета так и бакалавриата.
Согласно требованиям ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по данной дисциплине, ГОС содержит две дидактические единицы, охватывающие вопросы теоретической и прикладной экологии. Первая-«Экосистема, биосфера и человек». В рамках указанной дидактической единицы при чтении лекционного курса и в процессе выполнения практических заданий раскрываются вопросы:
- Введение в экологию. История экологии. Экология - теоретическая основа рационального природопользования.
- Среды жизни и адаптации к ним живых организмов. Экологические факторы и закономерности их действия.
- Популяционная экология. Популяция как биологическая система. Гомеостаз и динамика популяций.
- Учение о биогеоценозах. Экологические системы. Видовая, пространственная и экологическая структура биогеоценоза.
- Понятие о биосфере. Состав и структура биосферы. Распределение жизни в биосфере.
Вторая дидактическая единица-«Экология и охрана природы, рациональное природопользование». В ее рамках рассматриваются следующие вопросы:
- Охрана растительного мира.
- Охрана животного мира.
- Особо охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки)
Учебно-методический процесс обеспечен рядом учебных пособий и методических указаний по данному курсу, которые разработаны профессорско-преподавательским составом кафедры. В их ряду следует отметить следующие издания: Зоология беспозвоночных: учебное пособие / С. И. Шведов, М.М. Шутеев, Д.К. Овчинников, Г.Н. Ерехина-Омск: Вариант-Омск, 2007,-116с., а также, Зоология позвоночных: Учебное пособие / С. И. Шведов, Д.К. Овчинников, М.М. Шутеев, А. В. Путин - Омск: Вариант-Омск, 2010.-68с. Данные издания являются базовыми для рассматриваемого курса, содержат основную информацию по вопросам экологии рассматриваемых систематических категорий позвоночных и беспозвоночных животных. Данные учебные пособия регулярно переиздаются с внесением в текст новейших данных биологической и экологической науки.
Вопросы прикладной экологии и природопользования, в т. ч. и охраны окружающей среды отражены в серии методических указаний (А.В.Путин,2008; А.В.Путин, Я. Э.Смяловская, 2008; С. И. Шведов,2009; М. М. Шутеев, 2006, 2007 и др.).
Целям наглядного изучения экологических адаптаций организмов к среде обитания служит богатейшая коллекция зоологического музея кафедры, насчитывающая более десяти тысяч экземпляров позвоночных и беспозвоночных животных основных систематических категорий. В коллекции богато представлена фауна Сибири в целом и Омской области в частности, а также основных наземных и водных биогеоценозов России и мира (представители арктической, тундряной, лесной и степной фауны, обитатели различных зон мирового Океана). Экспозиция музея составлена таким образом, чтобы наглядно знакомить студентов с адаптациями животных к среде обитания. Так, большинство экспонатов располагаются в виде экологических групп, например: «Птицы леса», « Водные и околоводные птицы», «Лесные млекопитающие», «Обитатели морского дна» и т. д. С учетом специфики института в коллекции очень подробно рассматриваются паразито-хозяинные связи. Имеется богатейшая коллекция влажных препаратов, в том числе основных классов паразитических червей и паразитических членистоногих.
Чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий сопровождается демонстрацией учебно-методических таблиц и влажных препаратов. Животные мелких размеров (простейшие, личинки паразитических червей, многие членистоногие и др.), а также отдельные органы и ткани животных изучаются студентами на практических занятиях методом микроскопирования.
Для проверки знаний студентов на кафедре разработаны аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМ), предназначенные для использования при итоговой оценке знаний по учебной дисциплине «Биология с основами экологии» в форме электронного экзамена для студентов сельскохозяйственных вузов, обучающихся по направлению подготовки 111100-«Зоотехния» и специальности 111801- «Ветеринария».
Разработанные аттестационно-педагогические измерительные материалы включают 7 дидактических единиц ГОС, каждая из которых содержит задания по 34 темам. Количество тестовых заданий в каждой теме от 5 до 10. Структура АПИМ представляет собой титульный лист, реквизиты теста, перечень дидактических единиц ГОС и соответствующих им тем заданий, перечень учебных элементов, описатель тематических заданий по дисциплине. Данные аттестационно-педагогические измерительные материалы полностью соответствуют требованиям ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы и государственному стандарту высшего профессионального образования, содержащиеся в нем тематические задания, соответствуют, современному уровню развития биологической, экологической и педагогической наук.
Необходимо отметить, что соблюдение дидактических, методических, методологических требований к определению целей и задач тестирования, отбору содержания, разработке собственно заданий, составлению готовых тестов, разработке методики их использования,
определении методических условий процесса проведения контроля является необходимым условием их успешного использования для контроля знаний студентов.
Формой оценочного контроля по данной учебной дисциплине является экзамен.
Для закрепления знаний, полученных студентами в ходе прохождения дисциплины «Биология с основами экологии» на территории природного парка регионального значения «Птичья гавань». Цель комплексной учебной практики заключается в овладении студентами навыками проведения многоуровневого экологического мониторинга, прежде всего, в ознакомлении с животным миром (зооценозом) парка, овладении комплексом методов полевой работы, умении определить степень отрицательного воздействия антропогенного фактора на биоценоз охраняемой территории и предложить комплекс мер, направленных на охрану животного и растительного мира парка. По окончании практики студентам выставляется зачет. Студентам, обучающимся по специальности 221700 - «Стандартизация и метрология», читается курс по дисциплине «Экология». Следует отметить, что экология - наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания, а в современном понимании также и о состоянии защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду.
Основная цель - познакомить студентов с закономерностями взаимодействия живой и неживой природы, негативным воздействием естественного, антропогенного и техногенного происхождения, а также со структурой и принципами работы государственных органов призванных защищать интересы личности, общества и государства в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности.
В задачи дисциплины входит изучение факторов взаимодействия в системе «живой организм - среда обитания», основных экологических законов, и принципов охраны окружающей среды. Знание основ экологического права, системы государственных органов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Знакомство с целями, объектами, принципами и методикой проведения экологической экспертизы, экологического аудита и экологического мониторинга.
Дисциплина «Экология» состоит из лекционных и практических занятий.
Согласно тематическому плану лекции читаются по следующим темам:
-Введение в экологию. История экологии. Экология - теоретическая основа рационального природопользования.
-Экологические факторы. Природная среда и закономерности действия экологических факторов. Экологическая пластичность.
-Популяционная экология. Популяция как биологическая система. Структура, гомеостаз и динамика порпуляций.
-Понятие о биогеоценозе. Видовая, пространственная и экологическая структура биогеоценоза. Жизненные формы животных и растений.
-Понятие о биосфере, ее состав и структура. Распределение жизни в биосфере.
-Понятия о загрязнении внешней среды. Виды загрязнений, их классификация. Демографические проблемы как фактор роста загрязнений. Прогнозы демографического состояния Земли.
-Загрязнение водной среды. Биологическое загрязнение, водное загрязнение, загрязнение солями тяжелых металлов, детергентами и др. Самоочистка рек. Эфтрификация озер.
-Загрязнение атмосферы и почвы. Проблемы парникового эффекта, кислотных дождей и смогов.
-Особо охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). Законы Российской федерации - «О животном мире» и охране окружающей среды».
Практические занятия призваны закрепить теоретические знания полученные на лекциях.
Основной формой работы на практических занятиях является анализ специальной литературы в прикладном аспекте.
По каждой теме занятий профессорско-преподавательским составом кафедры на основе данных современной науки разработаны методические указания.
Темы практических занятий следующие:
-Наземно-воздушная среда обитания.
-Водная среда обитания
-Почва как среда обитания.
-Животные организмы как среда обитания. Паразитизм (экологическое обоснование).
-Агробиоценозы. Пастбищные биоценозы и некоторые болезни сельскохозяйственных животных.
-Экологические проблемы России. Проблемы альтернативной энергетики. Гидро- и приливная энергетика. Геотермальная энергетика. Солнечная энергетика.
-Красная книга России - животные и растения.
-Охрана абиотической среды.
По окончании изучения названной дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять региональный экологический мониторинг на объектах профессиональной деятельности
- использовать методы экологического мониторинга при обследовании природных объектов и экспертизе потребительских товаров
- эффективно осуществлять экологическую экспертизу товаров
Экология изучается на 2 курсе и является одной из основных в ряду экологических и природоохранных дисциплин. Формой оценочного контроля по данной учебной дисциплине является экзамен.
Региональный компонент экологического образования представлен дисциплиной «Экология и природопользование в Сибири».
Дисциплина «Экология и природопользование в Сибири» включает сведения по основам экологии и рациональному природопользованию в Сибири в целом и Омской области в частности. Будучи тесно связана с такими науками, как зоология, общая экология, природопользование и экологическое право, в то же время имеет прямое отношение к сельскохозяйственным наукам. Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основами экологии, природопользования и охраны природы в Сибирском федеральном округе в целом и в Омской области в частности. Основной задачей дисциплины является овладение основными экологическими понятиями и законами, изучение экологических проблем Сибири в целом и Омской области в частности, получение знаний в области экологического права и охраны природы, а также освоение принципов рационального природопользования.
При изучении дисциплины студент должен знать: основы экологии, редкие виды флоры и фауны Сибири, ориентироваться в вопросах государственного и регионального экологического права, иметь представление о системе охраны окружающей среды в РФ и в Сибири, а также Омской области, знать основы рационального природопользования. Данная дисциплина состоит из теоретической и практической частей.
Темы лекций следующие:
- Экология - теоретическая основа рационального природопользования. Современные проблемы и задачи рационального природопользования и охраны окружающей среды.
-Популяционная экология. Популяция как биологическая система. Структура, гомео-стаз и динамика популяций.
-Биогеоценозы и экологические системы. Продуктивность, стабильность и динамика экосистем.
-Биосфера. Распределение жизни и круговорот веществ в биосфере.
-Охрана животного мира. Животные Сибири, занесенные в Красную книгу России.
-Охрана растительного мира. Растения Сибири, занесенные в Красную книгу России. Растения Омской области, находящиеся под охраной.
-Особо охраняемые территории Сибири и Омской области.
-Законодательные акты по охране природы. Федеральный закон России «О животном мире».
На практических занятиях студенты изучают следующие темы:
-Охрана абиотической среды в Сибири.
-Охрана водной среды в Сибири.
-Охрана растений в Сибири. Растения, находящиеся под охраной в Омской области.
-Редкие рыбы, земноводные и пресмыкающиеся в Сибири.
-Редкие птицы Сибири.
-Редкие млекопитающие в Сибири.
-Красная книга России. Животные.
-Красная книга России. Растения.
По окончании данного курса студентам выставляется зачет.
Вопросы прикладной экологии и природопользования осваиваются в процессе прохождения курса дисциплины «Экологическая безопасность». Экологическая безопасность - наука о состоянии защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду. Основная цель - познакомить студентов с негативным воздействием естественного, антропогенного и техногенного происхождения, а также со структурой и принципами работы государственных органов призванных защищать интересы личности, общества и государства в сфере экологической безопасности. В задачи дисциплины входит изучение негативных факторов в системе «человек - среда обитания», основ экотоксикологии и принципов окружающей среды. Знание основ экологического права, системы государственных органов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Знакомство с целями, объектами, принципами и методикой проведения экологической экспертизы, экологического аудита и экологического мониторинга. Изучение основ безопасности проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью. Курс состоит из ряда разделов:
-Раздел I. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»
-Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
-Раздел III. Безопасность и экологичность в специальных условиях
Данный курс читается в форме лекций или семинарских занятий, на которых рассматриваются следующие темы:
-Экологическая безопасность - общие понятия и термины. Цели, объекты и критерии ЭБ. Жизненная среда человека. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Классификация негативных факторов.
-Основы экотоксикологии. Классификация, агрегатное состояние, пути поступления вредных веществ (ВВ) в организм человека. Допустимые уровни воздействия ВВ на живую природу человека.
-Охрана окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Особо охраняемые территории. Системы стандартов «Охрана природы». Расчет сбросов (ПДС) и выбросов (ПДВ, ВСВ), ПДВ энергетического воздействия, НРБ радиационной безопасности.
-Основы экологического права. Административно-правовой и экономико-правовой механизм охраны ОС. Государственные органы охраны ОС и рационального природопользования.
-Общая характеристика опасных техногенных воздействий. Классификация отраслей промышленности по степени экологической опасности. Экологический паспорт предприятия.
-Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Цели, объекты, принципы экологической экспертизы. Экологический аудит, экологический мониторинг.
-Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью.
После изучения курса экологической безопасности жизнедеятельности студенты должны знать:
- негативные факторы в системе «человек - среда обитания», классификацию негативных факторов;
- наиболее распространенные вредные вещества, поступающие в биосферу в результате техногенной деятельности, их классификацию, пути поступления в организм человека, а также допустимые уровни воздействия вредных веществ, нормирование качества окружающей среды и виды особо охраняемых территорий;
- основы экологического права, административно-правовой и экономике, правовой механизм охраны ОС, структуру государственных органов охраны ОС и рационального природопользования;
- цели, объекты, принципы экологической экспертизы;
- экологический аудит и экологический мониторинг;
- основы безопасности при проведении особо опасных работ. уметь:
- по симптомам отравления определить, каким веществом отравился человек;
- произвести расчет сбросов (ПДС) и выбросов (ПДВ, ВСВ);
- соблюдать и применять в практической деятельности нормы экологического права;
- произвести экологическую экспертизу техники, технологии и материалов;
- заполнить бланк экологического паспорта предприятия;
- организовать и провести экологический мониторинг;
- соблюсти меры безопасности при проведении особо опасных работ.
Экологическая безопасность жизнедеятельности является одной из основных в ряду
экологических и природоохранных дисциплин.
По окончании данного курса студентам выставляется зачет.
Вывод
Осуществление комплексного, непрерывного экологического образования, интегрированного со всем комплексом биологических и ветеринарных дисциплин, является актуальной проблемой, охватывающей весь учебно-методический процесс профессиональной подготовки: начиная с первого курса и до защиты молодым специалистом выпускной квалификационной работы. Совокупное изучение на кафедре экологических дисциплин охватывающих широкий спектр вопросов как теоретической, так и прикладной экологии, составляет основу экологического образования в институте ветеринарной медицины. Развитие данного подхода также является одной из приоритетных задач работы кафедры.
Список литературы
1. Громов, И. М. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий: Зайцеобразные и грызуны / И.М. Громов, М.А. Ербаева. — СПб., 1995. - 522 с.
2. Жизнь животных. Т. 6. — М.: Просвещение, 1986. — 527 с.
SAMMARY
A.V.Putin, С.И. Swedes, D.K.Ovchinnikov
Uchebno-methodical aspects of the organization and carrying out lecture, laboratory and the practical training on the general and applied ecology on
chair of feeding, animals and the general biology of institute of veterinary medicine
and biotechnology
Problems of mutual relation of the person and the nature cover a complex of natural-science knowledge among which as one of the most significant it is necessary to allocate an ecological educational component. The ecological formation, now one of priority in system of the higher vocational training. The decision of many social and economic problems is closely connected with problems prirodopolzo-vanija, so, necessity of scientifically well-founded, reasonable reference of each person and a society as a whole with the nature. The understanding students of scale of environmental problems, is extremely valuable to them vospi-tanija as comprehensively developed, humanistically focused persons, peak which professional the active-nosti is necessary for the period of rapid development of innovative technologies in wildlife management sphere as a whole and ресурсосбережения in particular.
Key words: uchebno-methodical aspects, uchebno-methodical process, ecological obrazo-vanie, biological formation.