Научная статья на тему 'Гуманитарный аспект экологического образования: возможности историко-географического подхода'

Гуманитарный аспект экологического образования: возможности историко-географического подхода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / HISTORICAL GEOGRAPHICAL APPROACH / THE HISTORY OF INTERACTION BETWEEN MAN AND NATURE / REGIONAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гололобов Евгений Ильич

Без историко-географического подхода невозможно глубокое понимание проблем взаимодействия природы и человека, лежащих в основе современного экологического кризиса. Экологизация образования в общеобразовательной и высшей школе настоятельное веление времени. Наиболее эффективно реализовать такую цель в рамках гуманитарного образования можно через изучения региональной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITARIAN ASPECT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION: FEATURES OF HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL APPROACH

Deep understanding of man and nature interaction underlying the current ecological crisis is impossible without the historical geographical approach. Making secondary and higher education environmental is an urgent imperative nowadays. is The most effective way of reaching this goal within the framework of humanitarian education is studying regional history.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный аспект экологического образования: возможности историко-географического подхода»

ББК 74.580.2 + 20.1р30 YAK 378.016 + 574

Е.И. ГОЛОЛОБОВ

Y.I. GOLOLOBOV

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА

THE HUMANITARIAN ASPECT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION:

FEATURES OF HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL APPROACH

Без историко-географического подхода невозможно глубокое понимание проблем взаимодействия природы и человека, лежащих в основе современного экологического кризиса. Экологизация образования в общеобразовательной и высшей школе - настоятельное веление времени. Наиболее эффективно реализовать такую цель в рамках гуманитарного образования можно через изучения региональной истории.

Deep understanding of man and nature interaction underlying the current ecological crisis is impossible without the historical geographical approach. Making secondary and higher education environmental is an urgent imperative nowadays. is The most effective way of reaching this goal within the framework of humanitarian education is studying regional history.

Ключевые слова: экологическое образование, историко-географический подход, история взаимодействия человека и природы, региональная история.

Key words: environmental education, historical geographical approach, the history of interaction between man and nature, regional history.

Взаимодействие природы и человека - одна из важнейших проблем современности. В значительной степени потому, что в этом взаимодействии у человека преобладала тенденция к покорению природы, во многом сохранившаяся до нашего времени. Развитие России по такому пути привело к потере значительного числа естественных богатств. В ряде регионов страны деятельность человека, игнорировавшего экологические знания, нарушила допустимые пределы, что привело к тяжёлым экологическим последствиям. К таким регионам можно отнести Сибирь в целом и Север Западной Сибири, в частности.

Переход современного общества к устойчивому развитию невозможен без радикальных изменений не только в экономике, технологии, культуре, но и, прежде всего, в содержании образования, в его экологической составляющей. Ибо экологический кризис - это, в первую очередь, проблема сознания людей, их мышления. Именно поэтому государственная стратегия по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития связывает вопросы обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания и развитием экологическицентрированного мышления, в первую очередь, подрастающего поколения.

О необходимости включения знаний, связанных с взаимодействием человека и природы, в содержание образования говорилось давно. Вопросы экологического воспитания активно обсуждались в 1920-е годы. В этот период издавалось большое количество популярной, научно-популярной, учебно-методической литературы, целью которой являлось распространение рациональных знаний о природе, необходимости её сбережения среди широких масс населения [3; 8; 9; 12]. На разных уровнях, но в особенности в образовательных учреждениях, подчёркивалось, что охрана природы, рациональ-

ное использование её ресурсов возможно только при массовой поддержке образованного населения. Ключевое значение в системе экологического воспитания придавалось школе. В курс природоведения было введено понятие «охрана природы». Специалисты отмечали, что это понятие можно с успехом вводить и в курсы родного языка, математики, обществоведения, бытоведе-ния и истории [12, с. 60].

Особенно плодотворно, по мнению ученых и педагогов-практиков, вопросы охраны природы можно было бы рассматривать на уроках географии и истории. «При сообщении географических представлений можно указывать на то, как изменялись географические факторы под влиянием борьбы человека с природой и его «победы» над природой, сплошь и рядом оканчивающейся обращением плодородных пространств в пустыни» [12, с. 60]. История тоже могла дать большое количество поучительных примеров. «При прохождении истории местного края или истории даже целого государства ... легко проследить, как постепенное истощение естественных богатств страны меняло исторический ход событий и, наоборот как умелое накопление их благотворно отразилось на исторической конъюнктуре той или иной народности» [12, с. 61].

В 1930 - 1940-е гг. многие из представленных выше положений были, к сожалению, прочно забыты. В ходе теоретического анализа нами выявлено, что возвращение экологической тематики в образование происходит только в 1950-е годы. В 1957 году профессор В.Н. Скалон издал первое в нашей стране учебное пособие по охране природы, в котором был дан очерк истории взаимодействия человека и природы. Особое внимание уделялось проблемам развития охоты и пушного промысла в Сибири [13].

В 1964 году профессором И.П. Лаптевым был опубликован курс лекций по охране природы, в котором содержался полный очерк истории природоохранного дела, охватывающий весь период развития человеческого общества. Рассматривая историю природопользования в СССР, автор отметил не только мероприятия по охране природы, но и указал на проблемы природопользования в Сибири, в частности, загрязнение окружающей среды и хищническую эксплуатацию природных ресурсов [11], которые актуальны и сегодня.

В 1970 - 1980-е гг. появляются учебные пособия для общеобразовательной и высшей школы, посвящённые вопросам охраны окружающей среды на Севере Западной Сибири [1; 2]. Несмотря на то, что в данных работах говорилось о той большой роли, которую играет государство в охране окружающей среды и в организации рационального природопользования, само появление таких учебных изданий, необходимость дополнения профессионального образования экологической тематикой, становились яркой иллюстрацией необходимости постановки вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования на новый качественный уровень. Одним из актуальных вопросов в рассматриваемом контексте выступала подготовка специалистов, прежде всего, педагогов, понимающих важность решения экологических проблем.

Современные условия потребовали создания новых пособий, обеспечивающих непрерывное экологическое образование, рассматривающих весь спектр экологических проблем [14].

Совершенно очевидным становится тот факт, что экологическое образование в контексте устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Поэтому экологизация образования, на наш взгляд, не должна быть механической «добавкой» к общему или высшему образованию, она должна стать органической частью системы образования, формирующей общественное экологическое сознание [6, с. 54].

Экологическое образование в школе и вузе, по нашему мнению, должно являться звеньями системы непрерывного экологического образования. Наиболее эффективным способом, формирующим экологическое сознание,

как представляется, может выступать междисциплинарный подход. Он диктуется самой проблемой, выходящей за рамки какой-либо одной предметной области. Междисциплинарный подход многовариантен, одной из его составляющих является историко-географический подход. В связи со всем вышеизложенным, включение в сферу непрерывного экологического образования таких дисциплин, как «История ХМАО», «История Сибири», «Источниковедение», «Историческая география» естественно и целесообразно, так как позволяет раскрыть гуманитарный аспект экологического образования с позиций историко-географического подхода, без которого невозможно глубокое понимание проблем взаимодействия природы и человека, лежащих в основе современного экологического кризиса.

Прежде всего, необходимо отметить, что проблемы взаимодействия природы и человека имеют глубокие исторические корни. Человечество всегда, на всех этапах своего развития воздействовало на природу, что приводило к необратимым изменениям в ней. Древний человек, как и современный, столь же губительно воздействовал на природу, вырубая леса, уничтожая животных, изменяя климат ирригацией и т. д. Разница лишь в масштабах этого воздействия. Это неизбежно, неуничтожимо и необходимо заложено в самом существовании человеческого общества. Все, что нужно для жизнедеятельности человека, он может непосредственно или путём обработки получить лишь у природы, начиная от воздуха, тепла и света и заканчивая сложными искусственными тканями и материалами. Именно эти вопросы есть возможность рассмотреть достаточно разносторонне в рамках названных выше дисциплин с позиций историко-географического подхода.

Во-вторых, в результате такого длительного взаимодействия человек накопил огромный как положительный, так и отрицательный опыт «общения» с природой, который требует исторического осмысления. Ценность традиционного опыта для современного природопользования заключается в его природообусловленности, способности содержательно дополнить индустриальные технологии, отличающиеся стандартизацией и недостаточной приспособленностью к локальным (региональным) особенностям. Формирование у школьников и студентов опыта решения названных и аналогичных задач также представляется реальным в рамках таких дисциплин, как «История ХМАО», «История Сибири», «Источниковедение», «Историческая география».

В-третьих, проблема сбалансированного развития, основанного на рациональном использовании природных ресурсов, охране природы в стране с разительно контрастными природно-географическими условиями носит преимущественно региональный характер. Каждый регион, обладая неповторимой географической, климатической, экологической характеристикой, требует адекватной системы правового регулирования, использования природных ресурсов и охраны природной среды, управления её качеством. В связи с этим важно не допустить механического перенесения методов использования природных ресурсов и охраны природной среды, выработанных и проверенных на практике в одних регионах, в специфические природные условия других [7, с. 4 - 5]. Формирование умений рационального и осознанного использования природных ресурсов и охраны природной среды региона очень результативно может происходить в процессе изучения школьниками и студентами таких дисциплин, как «История ХМАО», «Историческая география» и др.

Для продуманной обоснованной образовательной политики в этом направлении важно знакомство обучающихся с разными типами экологичности человека и механизмами их регуляции, с традиционными нормами и формами природопользования, социальными институтами, обычным правом и государственными юридическими нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды. Делать это необходимо с широких историко-географических позиций, учитывая специфику региона и возрастные особенности обучающихся.

Как уже отмечалось в начале статьи, экологические проблемы очень остро стоят перед северными территориями (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в данном случае не исключение). Проблемы эти имеют давнюю историю и появились задолго до начала освоения месторождений нефти и газа. На протяжении столетий социально-экономическое развитие северных территорий Западной Сибири неразрывно было связано с природно-географическими условиями региона. Суровый климат, многоводность и мощные весенние паводки, обширные, заболоченные, труднопроходимые пространства в тайге, сезонная доступность промысловых ресурсов являлись теми факторами, которые издавна определяли хозяйственную деятельность населения региона.

Рассматривая гуманитарный аспект экологического образования с позиций историко-географического подхода в общеобразовательной и высшей школе, следует выделить определённые исторические этапы взаимодействия природы и человека на Севере Западной Сибири, увязав их с сугубо исторической периодизацией. Целесообразно представить их краткую характеристику, которая позволит убедить читателя в значимости предлагаемой информации для решения задач экологического образования в школе и в вузе.

Общепринято выделять четыре стадии взаимоотношений общества и природы: присваивающее хозяйство, традиционная аграрная экономика, индустриальное и постиндустриальное общество. Для каждой стадии исторического развития выделяют характерные соотношения собственной экологической системы человека и природных экосистем, разные формы преобразования среды обитания и восстановления нарушенного равновесия. С точки зрения технологии освоения природных ресурсов все указанные стадии можно свести к трём: доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной.

В процессе освоения природных ресурсов Обь-Иртышского Севера на данный момент можно выделить две стадии - доиндустриальную и индустриальную. Доиндустриальная стадия, являясь однородной с точки зрения технологии освоения природных ресурсов, не была таковой по другим параметрам (социально-экономические отношения, политика государства в области природопользования, роль социальных институтов).

Доиндустриальную стадию взаимодействия общества и природы на Обь-Иртышском Севере можно разделить на ряд этапов.

В древности, до включения в состав Русского государства, Обь-Иртышский Север входил в ареал присваивающей экономики. Суровые природно-климатические условия, ограниченность таёжной биомассы очерчивали строгий предел объёма промысловой добычи, следовательно, и численности населения. Охотничий быт в тайге заставлял человека вырабатывать лишь самые оптимальные стратегии жизнеобеспечения, отсекать все варианты «избыточного» поведения в адаптации к природе. Эти стратегии можно свести к трём основным:

1) комплексное ведение хозяйства, что в суровых природно-климатических условиях даёт возможность максимального использования доступных ресурсов;

2) сезонная направленность промыслово-хозяйственной деятельности в соответствии с заданными природой ритмами;

3) мобильный характер ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, в период до присоединения к Русскому государству процесс взаимодействия общества и природы на Обь-Иртышском Севере был обусловлен эколого-экономической сбалансированностью жизнедеятельности коренного населения, натуральностью циклов производства и потребления.

Начиная с XVII в. освоение территорий Сибири осуществлялось стремительными темпами. В первую очередь, это было связано с погоней за «мягким золотом» - пушниной. «Подобно тому, как блеск золота служил путеводной звездой западноевропейским конкистодорам в деле открытия Америки,

так след соболя на снежной равнине Сибири вёл за собой поморского охотника и «государева ясачного сборщика» все глубже в неведомые страны Азии» [5, с. 5].

Активный промысел, а точнее перепромысел, привёл к истощению соболиных запасов в большинстве уездов Западной Сибири уже в середине XVII века. К концу века были значительно подорваны и запасы бобра. В связи с этим на рубеже XVII - XVIII вв. на первый план в качестве промысловых объектов в тайге выходит белка, а в тундре песец. В XIX - начале XX вв. население продолжало практиковать варварские способы охоты, которые приводили к массовому истреблению животных.

Быстрое истощение промысловых ресурсов заставляло власти обращать на это внимание. Первые нормативные документы, регулирующие эту сферу появились уже в XVII в.

В начале XIX в. приходит понимание того, что хищническое истребление промысловых ресурсов не в интересах государства. В 1892 г. был принят первый общероссийский закон об охоте. Однако он не распространялся на Сибирь. На рубеже XIX - XX вв., до Первой Мировой войны, царское правительство продолжало предпринимать попытки регулирования природоохранной сферы. Был создан «Природоохранительный Комитет» при Русском географическом обществе. В рамках этого комитета разрабатывались проекты по организации сети заповедников по всей стране. Россия делегировала своих представителей на первую международную конференцию по охране природы в Берн.

Революция и гражданская война несколько затормозили этот процесс, но не остановили полностью. В 1920 г. был создан «Государственный Комитет по охране памятников природы», в состав которого вошли учёные и специалисты по всем отраслям естествознания. В 1921 г. СНК был принят и утверждён декрет по «Охране памятников природы, садов и парков», разработанный Комитетом. В дальнейшем был принят ещё целый ряд важных декретов и постановлений природоохранного характера.

Декларировалось изменение отношения и к природе северных территорий. На протяжении столетий Сибирь в целом и Обь-Иртышский Север в частности представляли собой пример систематического «ограбления природы», «... триста лет из него выкачивались богатства в виде мехов, дичи, рыбы и т. п.». Представители новой власти заявляли, что этот «трёхсотлетний период безудержной эксплуатации Севера» закончился. Предполагалось, что освоение региона должно строиться на рациональном использовании природных ресурсов [5, с. 63].

Однако жизнь вносила свои коррективы. В условиях хозяйственной разрухи, явившейся прямым следствием революции и гражданской войны, усилия советской власти были направлены, прежде всего, на поиск путей экономического выживания страны. Сталинская модель индустриализации была сориентирована на стратегию покорения природы. Мичуринское «нечего ждать милостей от природы... » стало своеобразным кредо идеологов того времени. В реальности это привело к процветанию экстенсивных методов использования природных ресурсов. С экологической точки зрения претворение сталинской модели индустриализации в жизнь «оказалось не менее опасным, чем тысячу раз заклейменный период первоначального накопления капитала в западных странах» [5, с. 139].

Настоящее индустриальное освоение Северо-Западной Сибири началось во второй половине XX в., что привело к новым конфликтам природы и человека в регионе. Уникальный характер послевоенного индустриального освоения в северном сибирском исполнении заключался в том, что индустриальное развитие края в значительной мере носило, как говорят экономисты, характер пионерного освоения: в процессе строительства объектов здесь создавались транспортная сеть, производственная и социально-бытовая инфраструктура, возводились города.

XX съезд партии, вошедший в историю развенчанием культа личности И.В. Сталина, принял решение «ускорить освоение богатых природных ресурсов восточных районов». Речь шла о кардинальном изменении места Сибири в экономике страны. В последующие десятилетия на востоке страны реализовывались такие экономические программы, как сооружение крупнейших электростанций, создание металлургической и нефтедобывающей базы, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.

Освоение Сибири было не только экономической задачей - оно отражало психологический настрой общества. «Оттепель» породила своего рода сибирский миф. В сознании целого поколения утвердился образ бескрайней Сибири с её несметными богатствами, трудное освоение которых станет школой мужества для молодёжи и сделает страну более могучей, а людей более счастливыми.

Индустриальное освоение севера Западной Сибири в первую очередь связано с развёртыванием широкомасштабной добычи нефти и газа. Предки нынешних ненцев, ханты, манси на протяжении столетий приспосабливались к природным условиям Севера, в течение двадцати поколений адаптировались в северных широтах потомки первых русских переселенцев. Несмотря на это они не избежали конфликтов с природой. Адаптация же покорителей нефтяных и газовых недр произошла в пределах одного поколения. Конфликты с природой в таких условиях были неизбежны. О результатах освоения нефти и газа уже упоминалось, что привело на современном этапе к поискам оптимальных форм взаимодействия человека и природы на севере.

Представленные выше положения позволяют утверждать, что региональная история взаимодействия природы и человека даёт богатый материал для образовательного процесса как в общеобразовательной, так и в высшей школе, нацеливает на формирование экологического сознания у обучающихся. На сегодняшний день имеется положительный опыт внедрения экологической проблематики в процесс вузовской подготовки на гуманитарных специальностях. В частности, на социально-гуманитарном факультете Сургутского государственного педагогического университета в профессиональной подготовке историков используется пособие по экологическому источниковедению, образовательную и воспитательную направленность которого представим ниже [4].

Прежде всего, следует отметить, что в пособии «История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.)» актуализируются вопросы выявления исторических источников по проблемам экологического характера на севере Западной Сибири. Названное издание существенным образом содержательно и методически дополняет темы курса «История Сибири», посвящённые хозяйственному освоению Сибири в конце XIX - начале XX веков. В пособии собран достаточный массив материалов и заданий, которые ориентируют обучающихся на самостоятельную практическую деятельность (работа с библиографией, со справочно-информационным аппаратом архива, с фондами, выявление документов в рамках фонда, извлечение из них информации и её фиксация и т. д.).

При создании теоретического блока авторы пособия опирались на нормативный курс «Источниковедение отечественной истории», в рамках которого студенты или школьники имеют возможность ознакомиться с корпусом письменных источников российской истории, рассматривают важнейшие методологические аспекты источниковедения экологической направленности: понятие исторического источника, классификацию исторических источников, основные этапы источниковедческого анализа, историографию отечественного источниковедения.

В рассматриваемом пособии представлен содержательный блок, позволяющий обучающимся самостоятельно осуществлять поиск и сбор необходимой информации, приобретать комплекс достаточно универсальных умений (поиск и выявление архивных документов по экологической тематике,

анализ и интерпретация полученной самостоятельно информации по проблемам взаимодействия человека и природы и т. д.). Структуризация материала пособия осуществлена по технологическому принципу. В нем представлены все этапы работы в архиве, начиная от подготовки и первого его посещения, заканчивая оформлением ссылок на выявленные архивные материалы. Реализация названного принципа позволяет использовать материалы пособия в школе для организации краеведческой работы, исследовательской деятельности обучающихся. В этом направлении у нас уже имеются первые положительные результаты.

Структурирование пособия по разделам предоставляет возможность поэтапного проведения системы занятий экологической направленности, многие из которых могут быть организованы в форме лекции вдвоём, совместно с коллегами, преподающими географию, экологию и т. п. На первом этапе осуществляется первичное знакомство с историко-экологической тематикой, работа с библиографией и опубликованными источниками. На втором этапе рассматривается подготовка к работе в архиве: поиск архивов, необходимых для изучения темы, определение основных фондообразователей, так или иначе имевших отношение к проблемам взаимодействия общества и природы на севере Западной Сибири. На третьем этапе речь идёт непосредственно о работе в архиве. Студенты учатся выявлять архивные фонды, которые необходимы для изучения историко-экологической тематики, документы в пределах фондов, осуществлять первичный анализ архивных документов, вести записи и ссылаться на архивные материалы.

После каждого раздела (этапа) пособия обучающимся предлагается серия практических заданий разной степени сложности для закрепления приобретённых знаний и умений. Существенную помощь в выполнении практических заданий окажут представленные в названном пособии справочные материалы. Например, после главы «Краткий очерк взаимодействия природы и человека на севере Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.», студентам предлагается выполнить следующие задания. Опираясь на текст главы, определить основные экологические проблемы севера Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв., сравнить экологические проблемы севера Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. с современными экологическими проблемами, дать свою оценку произошедшим изменениям в этой сфере и т. д.

Содержание глав и параграфов не даёт прямых ответов на задания. Авторами сознательно ставилась цель создания условий для самостоятельного поиска обучающимися правильных ответов и их обоснования.

Поиск, анализ и введение в научный оборот источников по проблеме взаимодействия природы и человека на севере Западной Сибири - задача совершенно необходимая. И этому надо учить и школьников, и студентов. Исторический источник, в частности, архивный документ, по справедливому замечанию О.М. Медушевской, обладает своей уникальной природой. Это не только средство для выполнения информационных, обучающих или управленческих функций. Источник выступает не только как фрагмент прошлого, но и как компонент настоящего, способный воздействовать на общественное сознание [10, с. 9]. Источники дают возможность сравнительно-исторического анализа, который необходим для выбора как общественной (личной) позиции, так и соответствующего типа поведения. Игнорируя прошлое, общество лишает себя необходимой информации.

Без историко-географического осмысления модные слова «экология», «регион» лишены смысла. Пространственная слепота, потребительское отношение к природе и историческая неграмотность населения - вот причины деградации среды обитания. При изучении прошлого севера Западной Сибири связь истории и географии становится естественной, а её экологизация очевидной.

Решение гуманитарных задач экологического образования в общеобразовательной и высшей школе в контексте историко-географического подхода позволит сформировать у молодого поколения экологическое мышление и сознание, приобщить его к историко-культурному наследию округа, что, в свою очередь, будет существенно влиять на формирование гражданственности, патриотизма молодых людей.

Литература

1. Барбаков, М.М. Социально-экономические проблемы охраны окружающей среды и их специфика в северных районах Западной Сибири [Текст] / М.М. Барбаков, С.Т. Будьков. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 1987. - 114 с.

2. Будьков, С.Т. Север Западной Сибири. (Проблемы хозяйственного освоения и охраны окружающей среды) [Текст] / С.Т. Будьков, В.Б. Нефедова. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 1977. - 88 с.

3. Васильевский, Н. Охрана природы и краеведы [Текст] / Н. Васильевский. -М. ; Л. : ГИЗ, 1927. - 35 с.

4. Гололобов, Е.И. История Сибири : экологическое источниковедение СевероЗападной Сибири (конец XIX - начало XX вв.) [Текст] / Е.И. Гололобов. - Сургут : РИО СурГПИ, 2005. - 122 с.

5. Гололобов, Е.И. Человек и природа на Обь-Иртышском Севере (1917 - 1930) : исторические корни современных экологических проблем [Текст] / Е.И. Гололобов. - Ханты-Мансийск : Редакционно-издательский отдел БУ «Институт развития образования», 2009. - 224 с.

6. Зарецкая, С.Л. Проблемы экологического образования в странах Запада [Текст] / С.Л. Зарецкая // Актуальные проблемы Европы. Экология и общество. - М. : Сб. ИНИОН РАН, 1999. - С. 51 - 88.

7. Казанник, А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России [Текст] / А.И. Казанник. - Омск : ГУИПП «Омский дом печати», 1998. - 260 с.

8. Кожевников, Г.А. Школьный учитель и охрана природы [Текст] / Г.А. Кожевников. - М. : Главнаука, 1926. - 34 с.

9. Кулагин, Н.М. Охрана пушных животных [Текст] / Н.М. Кулагин. - М. : ГИЗ, 1926. - 93 с.

10. Медушевская, О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего [Текст] / О.М. Медушевская // Отечественные архивы. -1995. - № 2. - С. 9 - 11.

11. Лаптев, И.П. Научные основы охраны природы : курс лекций [Текст] / И.П. Лаптев. - Томск : Изд-во Томского университета, 1964. - 286 с.

12. Подъяпольский, Н. Роль школы в деле охраны природы [Текст] / Н. Подъя-польский - М. : Новая Москва, 1925. - 96 с.

13. Скалон, В.Н. Охраняйте природу [Текст] / В.Н. Скалон. - Иркутск : Иркутское книжное изд-во, 1957. - 108 с.

14. Физическая география и экология региона / Югор. отд-ние рус. геогр. о-ва, Югор. гос. ун-т, Ин-т доп. образования ; [под ред. : В.И. Булатова, Б.П. Ткачева]. - Ханты-Мансийск : Информ.-издат. центр, 2006. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.