Научная статья на тему 'Региональный аспект экологизации исторического образования в вузе'

Региональный аспект экологизации исторического образования в вузе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / REGIONAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гололобов Евгений Ильич

Рассматривается проблема экологического образования. Экологизация исторического образования, по мнению автора, настоятельное веление времени. Наиболее эффективно реализовать такую цель можно в рамках изучения региональной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problem of ecological education. The author argues that ecologisation of historical education is the imperative of our times. The most efficient way to reach this objective is through the studies of regional history.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект экологизации исторического образования в вузе»

Е.И. Гололобов

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Рассматривается проблема экологического образования. Экологизация исторического образования, по мнению автора, - настоятельное веление времени. Наиболее эффективно реализовать такую цель можно в рамках изучения региональной истории. Ключевые слова: экологическое образование; региональная история.

Переход современного общества к устойчивому развитию невозможен без радикальных изменений не только в экономике, технологии, культуре, но и, прежде всего, в содержании образования. Ибо экологический кризис - это, в первую очередь, проблема сознания. Именно поэтому государственная стратегия по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития связывает вопросы обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания. Таким образом, совершенно очевидным становится тот факт, что экологическое образование в контексте устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Экологические знания, мышление и сознание в XXI в. превращаются в необходимую и обязательную составляющую культуры общества. Поэтому экологизация образования не должна быть механической «добавкой» к общему образованию, она должна стать органической частью системы образования, формирующей общественное экологическое сознание [1. С. 54].

Одно из ведущих мест в осуществлении непрерывного экологического образования принадлежит университетам. Специалисты отмечают, что недостатками современного экологического образования в университетах являются узкая специализация ряда учебных дисциплин и отсутствие интегрирующей связи между ними. При таком положении дел нарушается системность образования и выпускник вуза не обладает способностью решать экологические проблемы, требующие фундаментального научного подхода и системности мышления [2]. Экологическое образование должно строиться в двух главных направлениях: во-первых, оно должно быть по своей сути мировоззренческим, комплексным и базироваться на знании законов взаимодействия общества и биосферы, формировать у студентов экологическое мышление; во-вторых, оно должно быть практически ориентированным и вооружать выпускника вуза передовыми технологиями управления природопользованием и умением принимать экологически обоснованные решения с учетом действующих нормативно-правовых и законодательных актов РФ.

Экологическое образование требует комплексного, междисциплинарного подхода, который включает формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, воспитание гуманистического мировоззрения личности, реализацию знаний в практической деятельности. Он диктуется самой проблемой, выходящей за рамки какой-либо одной предметной области. Свою роль в междисциплинарном синтезе должны сыграть гуманитарные дисци-

плины. Без гуманитарной составляющей в вузовском образовании невозможно глубокое понимание проблем взаимодействия природы и человека, лежащих в основе современного экологического кризиса. В первую очередь отметим большое значение истории и географии в формировании экологического сознания.

Во-первых, проблемы взаимодействия природы и человека имеют глубокие исторические корни. Человечество всегда, на всех этапах своего развития воздействовало на природу, что приводило к необратимым изменениям в ней. Древний человек, как и современный, вырубал и выжигал леса, уничтожал животных, изменял климат ирригацией и т. д. Разница лишь в масштабах этого воздействия. Это неизбежно, неуничтожимо и необходимо заложено в самом существовании человеческого общества. Все, что нужно для жизнедеятельности человека, он может непосредственно или путем обработки получить лишь у природы, начиная от воздуха, тепла и света и заканчивая сложными искусственными тканями и материалами.

Во-вторых, в результате такого длительного взаимодействия человек накопил огромный, как положительный, так и отрицательный, опыт «общения» с природой, который требует исторического осмысления. Ценность традиционного опыта для современного природопользования заключается в его природообуслов-ленности, способности содержательно дополнить индустриальные технологии, отличающиеся стандартизацией и недостаточной приспособленностью к локальным (региональным) особенностям.

В-третьих, проблема сбалансированного развития, основанного на рациональном использовании природных ресурсов, охране природы, в стране с разительно контрастными природно-географическими условиями носит преимущественно региональный характер. Каждый регион, обладая неповторимой географической, климатической, экологической характеристикой, требует адекватной системы правового регулирования использования природных ресурсов и охраны природной среды, управления ее качеством. В связи с этим важно не допустить механического перенесения методов использования природных ресурсов и охраны природной среды, выработанных и проверенных на практике в одних регионах, в специфические природные условия других [3. С. 4-5].

Для продуманной обоснованной политики в этом направлении необходимо знакомство с разными типами экологичности человека и механизмом их регуляции, с традиционными нормами и формами природопользования, социальными институтами, обычным правом и государственными юридическими нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды. Делать это необходимо с широких историко-географических позиций, учитывая специфику региона. Приоритет ре-

гиональной составляющей в реализации экологической политики РФ осуществляется в различных проектах [4]. Экологические проблемы очень остро стоят перед северными территориями. Ханты-Мансийский автономный округ в данном случае не исключение. Одним из главных факторов, влияющих на экологическую обстановку начиная с 60-х гг. XX в., является нефтегазодобывающая промышленность. Нефтегазовый комплекс оказывает негативное воздействие на все элементы экосистем, и воздействие это постоянно увеличивается [5. С. 14-15; 6; 7. С. 719-721; 8. С. 145]. В целом экологические проблемы имеют давнюю историю и появились задолго до начала освоения месторождений нефти и газа [9. С. 3-28].

Для значительной части жителей ХМАО экологическая подготовка остается пока лишь в рамках познавательного восприятия, что, безусловно, отражается на экологическом сознании населения. Приведем интересный факт. В целях изучения экологического сознания специалистов предприятий города Сургута был проведен социологический опрос. Большинство из опрошенного населения (77%) оценили состояние окружающей среды в городе как весьма плохое. Примечательно, что неблагоприятную обстановку респонденты связывают, прежде всего, с отсутствием чувства ответственности за состояние окружающей среды у рядовых граждан [10. С. 58]. Этот факт заставляет задуматься. Надежная позитивная программа «сосуществования» человека и природы на севере Западной Сибири может быть выработана лишь профессионально и на достаточно широком географическом, естественно-историческом и социально-экономическом фоне.

Необходимы адекватные методы формирования экологического сознания в рамках всеобщего непрерывного экологического образования населения. Для формирования экологического императива в обществе необходимы подходы, основанные на историческом анализе. Необходимо скорректировать предметное содержание и методику преподавания региональной, локальной истории в сторону усиления акцента на изучении проблем взаимодействия природы и общества в разные исторические периоды. Во-первых, изучение общих проблем истории взаимодействия природы и человека создает условия для осмысления экологического опыта народов севера Западной Сибири. Во-вторых, роли природы в историческом процессе всегда уделялось большое внимание в российской исторической науке. Накоплен богатый опыт изучения теоретико-методологических и конкретно-исторических проблем взаимодействия общества и природы [1114], в том числе применительно к северным территориям [15-19]. В-третьих, региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления экологических проблем. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» делает обучение личностноориентированным, студенты начинают активно участвовать в процессе обучения, становясь его субъектом. В-четвертых, региональная история обеспечивает наи-

лучшую основу для применения исследовательских методов обучения (работа с документами, анализ источников из местных архивов, сбор материалов личного происхождения и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение студентов к учебно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов, посвященных экологической тематике, способствует формированию экологически ориентированной личности. В связи с вышеизложенным включение в сферу непрерывного экологического образования таких дисциплин, как «История ХМАО», «История Сибири», «Краеведческая работа в школе» естественно и целесообразно. Качественное развитие экологического образования невозможно без соответствующей научной и учебной литературы. Для реализации историко-экологического подхода в региональном образовании есть необходимая справочная литература, публикации исследователей, имеет место первый опыт разработки учебного пособия.

Справочная литература представлена достаточно полно. Это энциклопедии, библиографические словари и указатели, справочники, обзоры, картографические материалы. В энциклопедию Ханты-Мансийского автономного округа включены обзорные статьи о природе, историко-культурном, социально-экономическом, общественно-политическом развитии региона. Она также содержит информацию о системах природопользования, административно-территориальном устройстве, персоналиях и многом другом. После каждой статьи есть список литературы для более глубокого знакомства с темой [20. Т. 1-3]. Обширный фактический материал, связанный, в том числе, и с проблемами взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере, обобщен в издании «Экология Ханты-Мансийского автономного округа» [21]. Эта книга фактически представляет собой региональную экологическую энциклопедию. В ней можно найти исчерпывающую информацию о природных условиях, ресурсах, экологических проблемах округа. Основное содержание монографии предваряет краткий естественно-исторический очерк, который охватывает весь исторический период существования территории и населения.

Для выявления персоналий, связанных с историкоэкологической проблематикой, можно обратиться к био-библиографическому словарю «Ученые и краеведы Юг-ры» [22]. В нем представлено более 270 местных ученых и краеведов, живущих в Ханты-Мансийском автономном округе либо живших в XIX-XX вв. на территории, занимаемой ныне округом. Каждая биографическая справка снабжена списком литературы, в котором представлены работы автора и публикации о нем.

Во всем многообразии публикаций в региональных периодических изданиях второй половины XIX - первой половины XX в. поможет разобраться библиографический указатель «Обь-Иртышский Север в западносибирской и уральской периодике» [23]. В нем отражена информация за период с 1857 г., когда на территории Севера появились первые периодические издания до 1944 г., когда была образована Тюменская область в ее современных административно-территориальных границах.

Указатель построен по тематическому принципу, в нем есть разделы, посвященные природе, природным ресурсам, охране окружающей среды и т.д. Также можно использовать библиографический указатель, посвященный Сургуту

[24]. В нем, наряду с другими, представлены разделы «Природа и природные ресурсы» и «Охрана природы».

В 2003 г. вышел в свет «Обзор состояния окружающей среды города Сургута 1993-2003 гг.». Он содержит в себе весь спектр экологической информации от природно -географических условий до экологического образования и системы управления и охраны окружающей среды города

[25]. Большое практическое значение имеет второй том комплексного Атласа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Он включает более 250 карт, сгруппированных в тринадцать разделов. В совокупности карты образуют природную составляющую экологической, экономической и социальной характеристики округа.

Современная экологическая обстановка, сложившаяся на территории округа в последние десятилетия, представлена в отдельном разделе [26. Т. 2]. Много полезной информации по проблемам взаимодействия природы и человека есть в справочной литературе, которая издавалась в конце XIX - первой трети XX в.

В конце XIX - начале XX в. выходило достаточно много справочных изданий: памятные книжки, списки населенных мест, обзоры губерний [27]. Из них можно почерпнуть интересную информацию о различных сторонах жизни местного населения на Севере, о его нуждах и проблемах. Целостную картину развития северных территорий поможет представить фундаментальное исследование «Азиатская Россия», отдельные разделы которого посвящены охотничьему промыслу и рыболовству [28. Т. 2]. Нельзя обойти молчанием энциклопедический труд А. А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север», в котором содержится очень много информации о различных аспектах затрагиваемой нами темы [29. Т. 1-3].

Историко-экологической тематикой начинают активно заниматься исследователи [9. С. 3-28; 30. Вып. 3. С. 76-81; 31. Вып. 4. С. 119-126]. Публикуются источники. Это, прежде всего, два сборника документов «Об охране окружающей среды» [32] и «Экология и власть» [33].

Первое издание представляет собой практически исчерпывающую публикацию советского природоохранного законодательства, второе - уникальный комплекс недавно рассекреченных архивных документов, связанных с экологической проблематикой.

Наряду с публикациями отдельных документов, непосредственно касающихся Обь-Иртышского Севера [34. С. 158-168; 35. Вып. 3. С. 170-171; 36. Вып. 5. С. 163-170], вышел в свет сборник документов по проблемам взаимодействия природы и человека в регионе [37]. В сборнике впервые в систематизированном виде представлен корпус источников, характеризующих различные аспекты взаимодействия общества и природной среды на Обь-Иртышском Севере в 1920-е гг., в том числе нормативно-правовые акты регионального природоохранного характера.

Все вышеперечисленные материалы позволили подготовить и опубликовать пособие «История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.)» [38]. Оно рассматривает вопросы выявления исторических источников по проблемам экологического характера на севере Западной Сибири. Поиск, анализ и введение в научный оборот источников по проблеме взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере - задача, совершенно необходимая. И этому надо учить студентов-историков.

Исторический источник, в частности архивный документ, по справедливому замечанию О.М. Меду-шевской, обладает своей уникальной природой. Это не только средство для выполнения информационных, административных или управленческих функций. Источник выступает не только как фрагмент прошлого, но и как компонент настоящего, способный воздействовать на общественное сознание [39. С. 9].

Источники дают возможность сравнительноисторического анализа, который необходим для выбора как общественной (личной) позиции, так и соответствующего типа поведения. Игнорируя прошлое, общество лишает себя необходимой информации.

Практическое движение в этом направлении позволит историческому образованию занять достойное место в процессе формирования экологического сознания у молодого поколения и приобщить его к историко-культурному наследию округа. Важно понять, что без историко-географического осмысления модные слова «экология», «регион» лишены смысла.

Пространственная слепота, потребительское отношение к природе и историческая неграмотность населения - вот причины деградации среды обитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарецкая С.Л. Проблемы экологического образования в странах Запада // Экология и общество. М., 1999.

2. Резолюция всероссийской конференции с международным участием «Экологическая политика и университетское образование» 04.05.2005.

Центр экологической политики России. Режим доступа: http://www.ecopolisy.ru

3. Казанник А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России. Сургут, 1997.

4. Проекты: «Определение приоритетов национальной экологической политики России», «Приоритеты национальной экологической полити-

ки России: от федерального центра к регионам». Центр экологической политики России. Режим доступа: http://www.ecopolisy.ru

5. Земцов А.А., Земцов В.А. Возможность экологических катастроф в Западной Сибири // География и природные ресурсы. 1997. № 2.

6. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень, 1997.

7. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. М., 2001.

8. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Природа и экология. Ханты-Мансийск; Москва, 2004. Т. II.

9. Гололобов Е.И. Освоение природных ресурсов Обь-Иртышского Севера: история и современность // Проблемы экономической и социальной

истории Сибири. Из истории природопользования и налогообложения (XIX - первая половина XX века). Омск, 2004.

10. Обзор состояния окружающей среды города Сургута 1993-2003 гг. Сургут, 2003.

11. Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.

12. Взаимодействие общества и природы. М., 1983.

13. Дулов А.В. Географическая среда и история России, конец XV - середина XIX в. М., 1983.

14. Кириков С.В. Изменение животного мира в природных зонах СССР (XШ-XIX вв.). Лесная зона и тундра. М., 1960.

15. Охрана окружающей среды и человек: Тез. докл. 2-й Республ. науч.-практ. конф. Кызыл, 1988.

16. История природопользования в условиях Севера европейской части СССР. Вологда, 1988.

17. Экология человека: будущее культуры и науки Севера: Тез. докл. VII Междунар. оловецкого форума. Архангельск, 1995.

18. Взаимодействие человека и природы на границе Европы и Азии: Тез. докл. конф. 18-20 декабря 1996 г. Самара, 1996.

19. Экология древних и современных обществ: Тез. докл. конф., посв. 275-летию РАН. Тюмень, 1999.

20. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000.

21. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень, 1997.

22. Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Ученые и краеведы Югры: Бибиблиографический словарь. Тюмень, 1997.

23. Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Обь-Иртышский Север в западносибирской и уральской периодике. 1857-1944 гг.: Библиогр. указатель.

Тюмень, 2000.

24. Сургут: история и современность: Библиогр. указатель. Сургут, 1999.

25. Обзор состояния окружающей среды города Сургута 1993-2003 гг. Сургут, 2003.

26. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Природа и экология. Ханты-Мансийск; Москва, 2004.

27. Справочники по истории дореволюционной России: Библиогр. указатель. М., 1978.

28. Азиатская Россия. Т. 2: Земля и хозяйство. СПб., 1914.

29. Дунин-ГоркавичА.А. Тобольский Север: В 3 т. М., 1995.

30. Алексеева Л.В., Плехова Л.Г. Об изучении природных условий и ресурсов в Северо-Западной Сибири в 1920-х - первой половине 1930-х гг.

// Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Екатеринбург, 2000.

31. Иванова Н.А., Яхина Н.Р. Исторические аспекты природопользования. Экологические проблемы Ханты-Мансийского автономного округа // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень, 2001.

32. Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства. 1917-1978 гг. М., 1979.

33. Экология и власть. 1917-1990. Документы. М., 1999.

34. Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 2, ч. 6: Материалы из истории края. Екатеринбург, 1999.

35. Алексеева Л.В. Документы, извлеченные из Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) // Запад-

ная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Екатеринбург, 2000.

36. Гололобов Е.И. Документы по истории лесного хозяйства // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень, 2003.

37. Природные ресурсы, природопользование и охрана окружающей среды на Обь-Иртышском Севере (1919-1929 гг.). Новосибирск, 2005.

38. ГололобовЕ.И. История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.). Сургут, 2005.

39. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы. 1995. № 2.

Статья представлена научной редакцией «История» 26 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.