Е.И. Гололобов
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Рассматривается проблема экологического образования. Экологизация исторического образования, по мнению автора, - настоятельное веление времени. Наиболее эффективно реализовать такую цель можно в рамках изучения региональной истории. Ключевые слова: экологическое образование; региональная история.
Переход современного общества к устойчивому развитию невозможен без радикальных изменений не только в экономике, технологии, культуре, но и, прежде всего, в содержании образования. Ибо экологический кризис - это, в первую очередь, проблема сознания. Именно поэтому государственная стратегия по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития связывает вопросы обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания. Таким образом, совершенно очевидным становится тот факт, что экологическое образование в контексте устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Экологические знания, мышление и сознание в XXI в. превращаются в необходимую и обязательную составляющую культуры общества. Поэтому экологизация образования не должна быть механической «добавкой» к общему образованию, она должна стать органической частью системы образования, формирующей общественное экологическое сознание [1. С. 54].
Одно из ведущих мест в осуществлении непрерывного экологического образования принадлежит университетам. Специалисты отмечают, что недостатками современного экологического образования в университетах являются узкая специализация ряда учебных дисциплин и отсутствие интегрирующей связи между ними. При таком положении дел нарушается системность образования и выпускник вуза не обладает способностью решать экологические проблемы, требующие фундаментального научного подхода и системности мышления [2]. Экологическое образование должно строиться в двух главных направлениях: во-первых, оно должно быть по своей сути мировоззренческим, комплексным и базироваться на знании законов взаимодействия общества и биосферы, формировать у студентов экологическое мышление; во-вторых, оно должно быть практически ориентированным и вооружать выпускника вуза передовыми технологиями управления природопользованием и умением принимать экологически обоснованные решения с учетом действующих нормативно-правовых и законодательных актов РФ.
Экологическое образование требует комплексного, междисциплинарного подхода, который включает формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, воспитание гуманистического мировоззрения личности, реализацию знаний в практической деятельности. Он диктуется самой проблемой, выходящей за рамки какой-либо одной предметной области. Свою роль в междисциплинарном синтезе должны сыграть гуманитарные дисци-
плины. Без гуманитарной составляющей в вузовском образовании невозможно глубокое понимание проблем взаимодействия природы и человека, лежащих в основе современного экологического кризиса. В первую очередь отметим большое значение истории и географии в формировании экологического сознания.
Во-первых, проблемы взаимодействия природы и человека имеют глубокие исторические корни. Человечество всегда, на всех этапах своего развития воздействовало на природу, что приводило к необратимым изменениям в ней. Древний человек, как и современный, вырубал и выжигал леса, уничтожал животных, изменял климат ирригацией и т. д. Разница лишь в масштабах этого воздействия. Это неизбежно, неуничтожимо и необходимо заложено в самом существовании человеческого общества. Все, что нужно для жизнедеятельности человека, он может непосредственно или путем обработки получить лишь у природы, начиная от воздуха, тепла и света и заканчивая сложными искусственными тканями и материалами.
Во-вторых, в результате такого длительного взаимодействия человек накопил огромный, как положительный, так и отрицательный, опыт «общения» с природой, который требует исторического осмысления. Ценность традиционного опыта для современного природопользования заключается в его природообуслов-ленности, способности содержательно дополнить индустриальные технологии, отличающиеся стандартизацией и недостаточной приспособленностью к локальным (региональным) особенностям.
В-третьих, проблема сбалансированного развития, основанного на рациональном использовании природных ресурсов, охране природы, в стране с разительно контрастными природно-географическими условиями носит преимущественно региональный характер. Каждый регион, обладая неповторимой географической, климатической, экологической характеристикой, требует адекватной системы правового регулирования использования природных ресурсов и охраны природной среды, управления ее качеством. В связи с этим важно не допустить механического перенесения методов использования природных ресурсов и охраны природной среды, выработанных и проверенных на практике в одних регионах, в специфические природные условия других [3. С. 4-5].
Для продуманной обоснованной политики в этом направлении необходимо знакомство с разными типами экологичности человека и механизмом их регуляции, с традиционными нормами и формами природопользования, социальными институтами, обычным правом и государственными юридическими нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды. Делать это необходимо с широких историко-географических позиций, учитывая специфику региона. Приоритет ре-
гиональной составляющей в реализации экологической политики РФ осуществляется в различных проектах [4]. Экологические проблемы очень остро стоят перед северными территориями. Ханты-Мансийский автономный округ в данном случае не исключение. Одним из главных факторов, влияющих на экологическую обстановку начиная с 60-х гг. XX в., является нефтегазодобывающая промышленность. Нефтегазовый комплекс оказывает негативное воздействие на все элементы экосистем, и воздействие это постоянно увеличивается [5. С. 14-15; 6; 7. С. 719-721; 8. С. 145]. В целом экологические проблемы имеют давнюю историю и появились задолго до начала освоения месторождений нефти и газа [9. С. 3-28].
Для значительной части жителей ХМАО экологическая подготовка остается пока лишь в рамках познавательного восприятия, что, безусловно, отражается на экологическом сознании населения. Приведем интересный факт. В целях изучения экологического сознания специалистов предприятий города Сургута был проведен социологический опрос. Большинство из опрошенного населения (77%) оценили состояние окружающей среды в городе как весьма плохое. Примечательно, что неблагоприятную обстановку респонденты связывают, прежде всего, с отсутствием чувства ответственности за состояние окружающей среды у рядовых граждан [10. С. 58]. Этот факт заставляет задуматься. Надежная позитивная программа «сосуществования» человека и природы на севере Западной Сибири может быть выработана лишь профессионально и на достаточно широком географическом, естественно-историческом и социально-экономическом фоне.
Необходимы адекватные методы формирования экологического сознания в рамках всеобщего непрерывного экологического образования населения. Для формирования экологического императива в обществе необходимы подходы, основанные на историческом анализе. Необходимо скорректировать предметное содержание и методику преподавания региональной, локальной истории в сторону усиления акцента на изучении проблем взаимодействия природы и общества в разные исторические периоды. Во-первых, изучение общих проблем истории взаимодействия природы и человека создает условия для осмысления экологического опыта народов севера Западной Сибири. Во-вторых, роли природы в историческом процессе всегда уделялось большое внимание в российской исторической науке. Накоплен богатый опыт изучения теоретико-методологических и конкретно-исторических проблем взаимодействия общества и природы [1114], в том числе применительно к северным территориям [15-19]. В-третьих, региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления экологических проблем. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» делает обучение личностноориентированным, студенты начинают активно участвовать в процессе обучения, становясь его субъектом. В-четвертых, региональная история обеспечивает наи-
лучшую основу для применения исследовательских методов обучения (работа с документами, анализ источников из местных архивов, сбор материалов личного происхождения и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение студентов к учебно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов, посвященных экологической тематике, способствует формированию экологически ориентированной личности. В связи с вышеизложенным включение в сферу непрерывного экологического образования таких дисциплин, как «История ХМАО», «История Сибири», «Краеведческая работа в школе» естественно и целесообразно. Качественное развитие экологического образования невозможно без соответствующей научной и учебной литературы. Для реализации историко-экологического подхода в региональном образовании есть необходимая справочная литература, публикации исследователей, имеет место первый опыт разработки учебного пособия.
Справочная литература представлена достаточно полно. Это энциклопедии, библиографические словари и указатели, справочники, обзоры, картографические материалы. В энциклопедию Ханты-Мансийского автономного округа включены обзорные статьи о природе, историко-культурном, социально-экономическом, общественно-политическом развитии региона. Она также содержит информацию о системах природопользования, административно-территориальном устройстве, персоналиях и многом другом. После каждой статьи есть список литературы для более глубокого знакомства с темой [20. Т. 1-3]. Обширный фактический материал, связанный, в том числе, и с проблемами взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере, обобщен в издании «Экология Ханты-Мансийского автономного округа» [21]. Эта книга фактически представляет собой региональную экологическую энциклопедию. В ней можно найти исчерпывающую информацию о природных условиях, ресурсах, экологических проблемах округа. Основное содержание монографии предваряет краткий естественно-исторический очерк, который охватывает весь исторический период существования территории и населения.
Для выявления персоналий, связанных с историкоэкологической проблематикой, можно обратиться к био-библиографическому словарю «Ученые и краеведы Юг-ры» [22]. В нем представлено более 270 местных ученых и краеведов, живущих в Ханты-Мансийском автономном округе либо живших в XIX-XX вв. на территории, занимаемой ныне округом. Каждая биографическая справка снабжена списком литературы, в котором представлены работы автора и публикации о нем.
Во всем многообразии публикаций в региональных периодических изданиях второй половины XIX - первой половины XX в. поможет разобраться библиографический указатель «Обь-Иртышский Север в западносибирской и уральской периодике» [23]. В нем отражена информация за период с 1857 г., когда на территории Севера появились первые периодические издания до 1944 г., когда была образована Тюменская область в ее современных административно-территориальных границах.
Указатель построен по тематическому принципу, в нем есть разделы, посвященные природе, природным ресурсам, охране окружающей среды и т.д. Также можно использовать библиографический указатель, посвященный Сургуту
[24]. В нем, наряду с другими, представлены разделы «Природа и природные ресурсы» и «Охрана природы».
В 2003 г. вышел в свет «Обзор состояния окружающей среды города Сургута 1993-2003 гг.». Он содержит в себе весь спектр экологической информации от природно -географических условий до экологического образования и системы управления и охраны окружающей среды города
[25]. Большое практическое значение имеет второй том комплексного Атласа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Он включает более 250 карт, сгруппированных в тринадцать разделов. В совокупности карты образуют природную составляющую экологической, экономической и социальной характеристики округа.
Современная экологическая обстановка, сложившаяся на территории округа в последние десятилетия, представлена в отдельном разделе [26. Т. 2]. Много полезной информации по проблемам взаимодействия природы и человека есть в справочной литературе, которая издавалась в конце XIX - первой трети XX в.
В конце XIX - начале XX в. выходило достаточно много справочных изданий: памятные книжки, списки населенных мест, обзоры губерний [27]. Из них можно почерпнуть интересную информацию о различных сторонах жизни местного населения на Севере, о его нуждах и проблемах. Целостную картину развития северных территорий поможет представить фундаментальное исследование «Азиатская Россия», отдельные разделы которого посвящены охотничьему промыслу и рыболовству [28. Т. 2]. Нельзя обойти молчанием энциклопедический труд А. А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север», в котором содержится очень много информации о различных аспектах затрагиваемой нами темы [29. Т. 1-3].
Историко-экологической тематикой начинают активно заниматься исследователи [9. С. 3-28; 30. Вып. 3. С. 76-81; 31. Вып. 4. С. 119-126]. Публикуются источники. Это, прежде всего, два сборника документов «Об охране окружающей среды» [32] и «Экология и власть» [33].
Первое издание представляет собой практически исчерпывающую публикацию советского природоохранного законодательства, второе - уникальный комплекс недавно рассекреченных архивных документов, связанных с экологической проблематикой.
Наряду с публикациями отдельных документов, непосредственно касающихся Обь-Иртышского Севера [34. С. 158-168; 35. Вып. 3. С. 170-171; 36. Вып. 5. С. 163-170], вышел в свет сборник документов по проблемам взаимодействия природы и человека в регионе [37]. В сборнике впервые в систематизированном виде представлен корпус источников, характеризующих различные аспекты взаимодействия общества и природной среды на Обь-Иртышском Севере в 1920-е гг., в том числе нормативно-правовые акты регионального природоохранного характера.
Все вышеперечисленные материалы позволили подготовить и опубликовать пособие «История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.)» [38]. Оно рассматривает вопросы выявления исторических источников по проблемам экологического характера на севере Западной Сибири. Поиск, анализ и введение в научный оборот источников по проблеме взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере - задача, совершенно необходимая. И этому надо учить студентов-историков.
Исторический источник, в частности архивный документ, по справедливому замечанию О.М. Меду-шевской, обладает своей уникальной природой. Это не только средство для выполнения информационных, административных или управленческих функций. Источник выступает не только как фрагмент прошлого, но и как компонент настоящего, способный воздействовать на общественное сознание [39. С. 9].
Источники дают возможность сравнительноисторического анализа, который необходим для выбора как общественной (личной) позиции, так и соответствующего типа поведения. Игнорируя прошлое, общество лишает себя необходимой информации.
Практическое движение в этом направлении позволит историческому образованию занять достойное место в процессе формирования экологического сознания у молодого поколения и приобщить его к историко-культурному наследию округа. Важно понять, что без историко-географического осмысления модные слова «экология», «регион» лишены смысла.
Пространственная слепота, потребительское отношение к природе и историческая неграмотность населения - вот причины деградации среды обитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зарецкая С.Л. Проблемы экологического образования в странах Запада // Экология и общество. М., 1999.
2. Резолюция всероссийской конференции с международным участием «Экологическая политика и университетское образование» 04.05.2005.
Центр экологической политики России. Режим доступа: http://www.ecopolisy.ru
3. Казанник А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России. Сургут, 1997.
4. Проекты: «Определение приоритетов национальной экологической политики России», «Приоритеты национальной экологической полити-
ки России: от федерального центра к регионам». Центр экологической политики России. Режим доступа: http://www.ecopolisy.ru
5. Земцов А.А., Земцов В.А. Возможность экологических катастроф в Западной Сибири // География и природные ресурсы. 1997. № 2.
6. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень, 1997.
7. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. М., 2001.
8. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Природа и экология. Ханты-Мансийск; Москва, 2004. Т. II.
9. Гололобов Е.И. Освоение природных ресурсов Обь-Иртышского Севера: история и современность // Проблемы экономической и социальной
истории Сибири. Из истории природопользования и налогообложения (XIX - первая половина XX века). Омск, 2004.
10. Обзор состояния окружающей среды города Сургута 1993-2003 гг. Сургут, 2003.
11. Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.
12. Взаимодействие общества и природы. М., 1983.
13. Дулов А.В. Географическая среда и история России, конец XV - середина XIX в. М., 1983.
14. Кириков С.В. Изменение животного мира в природных зонах СССР (XШ-XIX вв.). Лесная зона и тундра. М., 1960.
15. Охрана окружающей среды и человек: Тез. докл. 2-й Республ. науч.-практ. конф. Кызыл, 1988.
16. История природопользования в условиях Севера европейской части СССР. Вологда, 1988.
17. Экология человека: будущее культуры и науки Севера: Тез. докл. VII Междунар. оловецкого форума. Архангельск, 1995.
18. Взаимодействие человека и природы на границе Европы и Азии: Тез. докл. конф. 18-20 декабря 1996 г. Самара, 1996.
19. Экология древних и современных обществ: Тез. докл. конф., посв. 275-летию РАН. Тюмень, 1999.
20. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000.
21. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень, 1997.
22. Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Ученые и краеведы Югры: Бибиблиографический словарь. Тюмень, 1997.
23. Белобородов В.К., Пуртова Т.В. Обь-Иртышский Север в западносибирской и уральской периодике. 1857-1944 гг.: Библиогр. указатель.
Тюмень, 2000.
24. Сургут: история и современность: Библиогр. указатель. Сургут, 1999.
25. Обзор состояния окружающей среды города Сургута 1993-2003 гг. Сургут, 2003.
26. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Природа и экология. Ханты-Мансийск; Москва, 2004.
27. Справочники по истории дореволюционной России: Библиогр. указатель. М., 1978.
28. Азиатская Россия. Т. 2: Земля и хозяйство. СПб., 1914.
29. Дунин-ГоркавичА.А. Тобольский Север: В 3 т. М., 1995.
30. Алексеева Л.В., Плехова Л.Г. Об изучении природных условий и ресурсов в Северо-Западной Сибири в 1920-х - первой половине 1930-х гг.
// Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Екатеринбург, 2000.
31. Иванова Н.А., Яхина Н.Р. Исторические аспекты природопользования. Экологические проблемы Ханты-Мансийского автономного округа // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень, 2001.
32. Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства. 1917-1978 гг. М., 1979.
33. Экология и власть. 1917-1990. Документы. М., 1999.
34. Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 2, ч. 6: Материалы из истории края. Екатеринбург, 1999.
35. Алексеева Л.В. Документы, извлеченные из Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) // Запад-
ная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Екатеринбург, 2000.
36. Гололобов Е.И. Документы по истории лесного хозяйства // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень, 2003.
37. Природные ресурсы, природопользование и охрана окружающей среды на Обь-Иртышском Севере (1919-1929 гг.). Новосибирск, 2005.
38. ГололобовЕ.И. История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.). Сургут, 2005.
39. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы. 1995. № 2.
Статья представлена научной редакцией «История» 26 декабря 2008 г.