DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_342 УДК 343.98
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ ИЛИ НА МЕСТЕ ВЗРЫВА. ЧАСТЬ II. Подготовительный этап FEATURES OF THE ORGANIZATION AND PRODUCTION OF INSPECTION OF THE INCIDENT SITE AND SECURITY MEASURES IN THE DETECTION OF EXPLOSIVE DEVICES OR AT THE EXPLOSION SITE. PART II. Preparatory stage
МИЩЕНКО Елена Валерьевна,
профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», доктор юридических наук, доцент. 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: map_1234@mail.ru;
АННЕНКОВ Дмитрий Васильевич,
руководитель отдела криминалистики
Следственного управления Следственного комитета России по Оренбургской области, полковник юстиции, преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: nikinatali2012@yandex.ru;
НИКУРАДЗЕ Наталья Олеговна,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат юридических наук. 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: nikinatali2012@yandex.ru;
МАРИНА Елена Александровна,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент. 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: marina250610@mai.ru;
Mishchenko Elena Valerievna,
Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University», Doctor of Law, Associate Professor.
13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: map_1234@mail.ru;
Annenkov Dmitry Vasilievich,
Head of the Criminalistics Department of the Investigation Department of the Investigative Committee of Russia for the Orenburg Region, Colonel of Justice Lecturer of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University». 13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: nikinatali2012@yandex.ru;
Nikuradze Natalya Olegovna,
Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University», PhD in Law. 13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: nikinatali2012@yandex.ru;
Marina Elena Alexandrovna,
Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University»,
PhD in Law, Associate Professor.
13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: marina250610@mai.ru
Краткая аннотация. Эффективность осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях связанных с использованием взрывчатых веществ и (или) взрывных устройств зависит уровня профессиональной подготовки следователя, его способностей грамотно применять тактические приемы и меты его производства. Особую значимость для обеспечения качественного и безопасного производства осмотра при обнаружении взрывных устройств или в месте взрыва имеет подготовительный этап до выезда на место происшествия и подготовительные действия по прибытию. В настоящей статье нами рассмотрены тактические особенности подготовительного этапа осмотра места происшествия при обнаружении взрывных устройств или в месте взрыва, алгоритм действий следователя до выезда на место происшествия, способные ключевым образом повлиять не только на результат следственного действия, но, в первую очередь, обеспечить безопасность его производства.
Abstract. The effectiveness of the inspection of the scene according to reports of crimes related to the use of explosives and (or) explosive devices depends on the level of professional training of the investigator, his ability to correctly apply tactics and methods of his production. Of particular importance for ensuring high-quality and safe inspection upon detection of explosive devices or at the site of an explosion is the preparatory stage before leaving the scene and preparatory actions upon arrival. In this article, we have considered the tactical features of the preparatory stage of the inspection of the scene of an incident when explosive devices are found or at the scene of an explosion, the algorithm of the investigator's actions before leaving for the scene of the incident, which can key influence not only the result of the investigative action, but, first of all, ensure its safety. production.
Ключевые слова: криминалистическая тактика, первоначальные следственные действия, взрывчатые вещества, взрывные устройства, осмотр места происшествия, меры безопасности.
Keywords: forensic tactics, initial investigative actions, explosives, explosive devices, inspection of the scene, security measures.
Для цитирования: Мищенко Е.В., Анненков Д.В., Никурадзе Н.О., Марина Е.А. Особенности организации и производства осмотра места происшествия и меры безопасности при обнаружении взрывных устройств или на месте взрыва. Часть II. Подготовительный этап// Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 342-345. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_342.
For citation: Mishchenko E. V., Annenkov D. V., Nikuradze N. O., Marina E.A. Features of the organization and production of inspection of the incident site and security measures in the detection of explosive devices or at the explosion site. Part II. Preparatory stage // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 342-345. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_342.
Статья поступила в редакцию: 22.04.2023
В предыдущей части цикла статей, посвященных актуальным вопросам организации и производства первоначальных следственных действий при обнаружении ВУ или на месте взрыва, а также мерам безопасности, рассмотрев общие положения, характеризующие особенности работы СОГ, резюмировали, что строить необходимо поэтапно. Условно, первоначальные следственные действия, связанные с обнаружением, фиксацией, закреплением и, по возможности, изъятием элементов ВУ, ВВ или последствий их срабатывания (ОМП, обыск в месте предполагаемого хранения интересующих следствие предметов, последнего пребывания подозреваемого и т.д.) целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, последующий (исследовательский) - непосредственное исследование объекта (помещения, участка местности и др.) и заключительный - упаковка и изъятие криминалистически значимых объектов и образцов.
Особенностью подготовительного этапа при получении сообщения о готовящемся или совершенном криминальном взрыве является необходимость организации мероприятий, включающих в себя получение до выезда на место максимальных сведений о: сущности и способе совершенного или подготавливаемого преступления; известной на текущий момент обстановке на месте происшествия (обыска), в том числе, особенностях местности, путях скрытного подхода и отхода, удобных местах для засады на членов следственно-оперативной группы (далее СОГ) и т.п.; источниках информации о событии; наличии и текущем местонахождении потерпевших, характере полученных ими ранений, оказании им первой помощи и др.; нахождении на месте происшествия сотрудников правоохранительных органов, служб спасения и медицинских работников либо возможности их привлечения; личности причастных лиц, степени их подготовки, мотивах; возможных и наиболее оптимальных способах прибытия членов СОГ к месту. Также «В ряде случаев необходимо учитывать возможность наличия непрореагировавшего взрывчатого вещества, несработавших взрывных устройств, поврежденных систем электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и т.д.» [1, с. 278].
Вышеуказанная информация, в зависимости от фактических обстоятельств происшедшего, может быть получена следователем или руководителем СОГ (далее - следователь) из различных источников, например, от оперативного дежурного как сообщение о происшествии, от сотрудников специальных служб и ведомств в качестве оперативной информации, от военнослужащих или сотрудников спецслужб в зоне военного конфликта, контртеррористической операции или прилегающих к ним местностях и т.д. Как правило, эти источники комбинируются, в том числе, дополняясь информацией от гражданских лиц, социальных сетей и СМИ. Вне зависимости от способа получения информации, следователь всегда обязан выяснять ее первоначальный источник и степень надежности. Так, помимо прочего, сам по себе источник может указывать на определенную опасность для членов СОГ, либо вовсе свидетельствовать о необходимости тщательной перепроверки представленных сведений, а также особого подхода к следственным действиям и привлечению к их участию отдельных подразделений, в чью задачу будет входить предварительное обследование прилегающей к интересующему нас объекту местности и боевому охранению на протяжении всего следственного действия.
Получив максимум предварительной информации о событии и месте предстоящего следственного действия, следователь определяет необходимые для работы силы и средства. Перед соответствующими службами (как правило МВД и/или Росгвардия) ставится задача по оцеплению места происшествия и исключению доступа туда третьих лиц, в том числе должностных, которые не входят в состав СОГ и не принимают непосредственного участия в следственном действии (руководство различных служб и ведомств, в том числе надзорных, представители СМИ, администрация (собственник) объекта или участка местности, на котором планируются следственные действия и т.д.). При этом важно учитывать, «что место происшествия может представлять большую площадь, определяемую разлетом осколков взрывного устройства и частей, предметов окружающей обстановки, разрушенных под воздействием воздушной ударной волны, которые в зависимости от массы и вида вещества заряда могут разлетаться на сотни метров» [4, с. 64].
На данном этапе с особой внимательностью необходимо подходить к определению состава СОГ и привлекаемых к ее деятельности специалистов. По мнению, Е.В. Зубенко С.В. Чухрай в их состав должны входить: руководитель СОГ, специалист взрывотехнической лаборатории экспертно-криминалистических подразделений МВД России, специалист-криминалист экспертно-криминалистических подразделений МВД России, иные специалисты в зависимости от вида и характера происшествия [3, с. 33]. Выражая солидарное мнение с автором, дополним - обязательными участниками СОГ являются: следователи и следователи-криминалисты, причем в наиболее доступном количестве исходя из площади места происшествия, его специфики, масштабов разрушений и т.п.; оперативные сотрудники МВД, ФСБ, других специальных служб или подразделений; эксперты-криминалисты ЭКЦ(О) МВД; специалисты по разминированию, обезвреживанию ВУ (саперы); специалисты по работе со следами взрыва (взрывотехники) МВД, Росгвардии, ФСБ, Минобороны, МЧС России (в зависимости от ситуации и доступности); при наличии трупов и тяжело раненых - судебно-медицинский эксперт.
В зависимости от специфики объекта осмотра, в состав СОГ могут включаться узконаправленные специалисты (инженеры по безопасности, специалисты в области охраны или эксплуатации особых либо режимных объектов, специалисты в области ракетно-артиллерийского вооружения, артиллерийской разведки и т.д.), а также лица, обладающие специальными познаниями в каких-либо научных областях, например, химик, специалист в области сопротивления материалов и др. Отдельно следует отметить необходимость включения в состав СОГ специалистов
пожаротехников, которые привлекаются в случае пожара, возникшего в результате срабатывания ВУ.
Важно отметить, что еще одной особенностью данной категории преступлений, является нежелательное привлечение к участию в следственном действии понятых и вообще минимизация нахождения гражданских на месте происшествия.
При необходимости производства длительных и трудозатратных следственных действий на относительно большом участке местности или помещении (по фактам теракта такое происходит всегда), наряду с формированием СОГ принимается решение о создании штаба - номинального органа, функционирующего на месте происшествия, куда стекаются все сведения о работе СОГ, изменении обстановки и т.д., основной задачей которого является сбор и накопление информации, ее своевременная фильтрация и обработка, с одновременной корректировкой хода следственно-оперативных мероприятий. В состав штаба, помимо следователя, могут входить наиболее опытные сотрудники следственных, криминалистических, оперативных подразделений, их руководство и т.д.
При привлечении к деятельности штаба или выполнению иных вспомогательных задач должностных лиц, прямо не участвующих в расследовании (представители органов власти и местного самоуправления, надзорного органа и т.д.), надлежит минимизировать количество осведомленных обо всей оперативной обстановке лиц, обеспечив их предупреждение о неразглашении связанной с расследованием информации.
К работе СОГ, помимо ее членов, привлекаются: сотрудники кинологической службы, причем как с использованием собак, натасканных на взрывчатку, так и обычных «следовых», которые могут применяться для работы по маршруту потенциального отхода злоумышленников; сотрудники специальных технических подразделений для контроля и ограничения связи на месте производства следственного действия; сотрудники силовых подразделений (боевое охранение), работники газовых или коммунальных служб при повреждении объектов газообеспечения и ЖКХ и т.д. В целом, перечень привлекаемых для каких-либо задач служб, органов и специалистов не ограничен и должен варьироваться исходя из конкретных обстоятельств происшедшего и специфики объекта осмотра (обыска).
Особенно важно определить члена СОГ, ответственного за фото-видео фиксацию обстановки на месте происшествия и самого следственного действия (в системе СК России целесообразно привлекать следователя-криминалиста с соответствующим оборудованием). Перед ним ставится задача оперативного фотографирования и, по возможности, видеофиксации происходящего, в том числе работы спасательных и медицинских работников, пострадавших, их ранений, элементов одежды, характерных следов взрыва (окопчение, термическое или бризантное воздействие) и т.д. Отдельно обращается внимание фотографирующего на необходимость запечатления лиц и элементов одежды, всех окружающих граждан, в том числе тех, которые подошли и проявляют любопытство в процессе работы на месте происшествия вплоть до окончания любых следственно-оперативных мероприятий.
Следует отметить, что при работе на открытых участках местности высокую эффективность показало применение для фото-видеосъемки, наряду с обычными техническими средствами, БПЛА вертолетного типа. Рекомендуется применение комплекта 3-й фотографирования, который, в особенности, если речь идет о следственных действиях в помещении. Такой подход позволяет наиболее верно определить всю картину взрыва, его последствий, выявить узлы и детали происшедшего, значимые предметы и следы, в том числе, ускользнувшие от внимания членов СОГ, либо зафиксированные и впоследствии перемещенные вне понимания их относимости к целостной картине преступного события. Обеспечение максимальной фото-видео фиксации как места происшествия и связанных с ним объектов, так и самого хода следственного действия должно носит обязательный характер в том числе для устранения любых сомнений относительно привнесения каких-либо изменений в обстановку участниками следственного действия.
После формирования СОГ следователь должен поставить перед оперативными сотрудниками задачу по выявлению свидетелей или иных источников прямой информации о происшедшем (камеры видеонаблюдения поблизости или по предполагаемому маршруту движения злоумышленников, транспорт, в том числе общественный, оборудованный системами видео-регистрации и позиционирования, информация от водителей припаркованных неподалеку или проезжавшихся непосредственно перед взрывом автомобилей и т.д.). При этом, такая работа должна проводиться параллельно с основными мероприятиями на месте преступного события.
Рекомендуется определить должностное лицо, как правило, из числа оперативных сотрудников МВД, в задачи которого будет входить выяснение и предварительная фиксация личных контактных данных очевидцев, пострадавших и участвовавших в спасении или первой помощи специалистов, находящихся на месте происшествия или в непосредственной близости от него. Проблема в том, что многие лица, особенно те, чьи права и законные интересы прямо не затронуты происшествием, не стремятся сотрудничать со следствием, фигурировать в материалах уголовного дела по разным причинам и установление их личности сильно затруднено либо вовсе становится невозможным. Кроме того, нередко за местом происшествия наблюдают лица, причастные к совершению самого преступления, получение сведений о личности которых в дальнейшем является существенным подспорьем в раскрытии и расследовании самого противоправного деяния. С учетом этого, достоверность личных и контактных данных должна предварительно проверяться на месте.
Также необходимо решить вопросы о транспортировки членов СОГ и привлеченных лиц к месту производства следственного действия, использования различной специальной, инженерной или военной бронированной техники, а также обеспечения связью на всем его протяжении. В зависимости от местности и времени года данные вопросы могут вызвать большие затруднения и для их решения допускается привлекать не только руководство силовых ведомств, обладающих соответствующим материальным ресурсом, но и местные «гражданские» власти.
Одновременно определяется количественный и качественный состав криминалистической и специальной техники, подлежащей применению в ходе следственного действия, к числу которой, помимо традиционной (фото-видео, измерительные приборы, рулетки, фонари, источ-
ники криминалистического света, щупы, эндоскопы, шанцевый инструмент и др.), необходимо относить и узконаправленную (газоанализаторы, детекторы ВВ, комплекты тестов для выявления и идентификации ВВ, дозиметры и т.д.). Для оптимизации процесса обеспечивается наличие достаточного количества щеток, совков, метел, сит и т.п., поскольку в результате взрыва в силу разрушения самого ВУ и окружающих объектов образуется большое количество обломков различного размера. Немаловажно заранее обеспечить СОГ достаточным количеством реактивов, взрывобезопасными контейнерами и т.д.
Следователю важно учитывать, что определенные сложности на данном этапе возникают при наличии пострадавших или значительных разрушений (пожара, обрушения конструкций и т.п.), требующих немедленной работы спасательных служб, эвакуации раненых и оказания неотложной медицинской помощи. В таком случае, безусловным приоритетом является проведение указанных мероприятий и спасение граждан, в том числе, в ущерб следственно-оперативной работе.
Подводя итог, отметим, безусловно, осмотр места взрыва проводится только после выполнения всех организационно-подготовительных мероприятий [2, с. 42]. Изложенные рекомендации позволят практическим работникам максимально качественно подготовится к производству первоначального следственного действия - осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях с использованием ВВ и ВУ, что непосредственно повлияет на весь ход расследования. Об особенностях последующего (исследовательского) и завершающего этапов производства первоначальных следственных действий при обнаружении ВУ или на месте взрыва мы расскажем в следующей статье.
Библиогра фия:
1. Долгинов С.Д. Осмотр места взрыва: вопросы организации и тактики проведения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1 (23). С. 275-285.
2. Зацепин А.М. Особенности организации осмотра места происшествия при расследовании преступлений, совершенных с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств // Мониторинг правоприменения. 2013. С. 40-50.
3. Зубенко Е.В., Чухрай С.В. Участие специалиста-взрывотехника в осмотре места происшествия по преступлениям, связанным с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств: прикладной аспект (по материалам Приморского края) // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 1 (1). С. 30-39.
4. Казанцев С.Я., Мазуренко П.Н. Некоторые особенности тактики осмотра места происшествия по террористическим актам, совершенным путем взрыва // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. С. 63-67.
References:
1. Dolginov S.D. Inspection of the explosion site: issues of organization and tactics of conducting // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2014. No. 1 (23). pp.
275-285.
2. Zatsepin A.M. Features of the organization of the inspection of the scene during the investigation of crimes committed with the use of explosives and explosive devices // Monitoring of law enforcement. 2013. pp. 40-50.
3. Zubenko E.V., Chukhray S.V. Participation of an explosives specialist in the inspection of the scene of an incident on crimes related to the use of explosives and explosive devices: an applied aspect (based on materials from Primorsky Krai) // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2017. No. 1 (1). pp. 30-39.
4. Kazantsev S.Ya., Mazurenko P.N. Some features of the tactics of inspection of the scene of the terrorist acts committed by explosion // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. pp. 63-67.