Научная статья на тему 'Особенности организации художественно-эстетического направления внеурочной работы в начальных классах на примере гимназии «Интеллект» города Ессентуки'

Особенности организации художественно-эстетического направления внеурочной работы в начальных классах на примере гимназии «Интеллект» города Ессентуки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллина Т.Д.

В статье рассматриваются некоторые особенности художественно-эстетического направления в начальных классах. Взаимосвязь его самообразования и самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллина Т.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации художественно-эстетического направления внеурочной работы в начальных классах на примере гимназии «Интеллект» города Ессентуки»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ «ИНТЕЛЛЕКТ» ГОРОДА ЕССЕНТУКИ

© Кириллина Т.Д.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

В статье рассматриваются некоторые особенности художественноэстетического направления в начальных классах. Взаимосвязь его самообразования и самовоспитания.

Ключевые слова: педагог, внеурочная деятельность, учащиеся, художественно-эстетическое направление.

Урок представляет собой органическое целое, таким образом, фиксировать нужно весь его ход. Однако при анализе урока, в зависимости от его целей, рассматривается определенный вид деятельности преподавателя на уроке или деятельность учащихся [4, с. 20].

В свою очередь, внеурочная деятельность - это активность учащихся, проявляемая во внеурочное время, обусловленная их интересами и потребностями. Внеурочная работа направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности, которая играет главную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность - один из основных компонентов социализации младших школьников [3, с. 45].

Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особенности организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности во время внеурочной деятельности.

Художественно-эстетическое направление деятельности ориентировано на воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, творческих особенностей, формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельно-

Студент 4 курса Г уманитарно-технического факультета.

26

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2016

сти. Данное направление приобщает детей к искусству танца, воспитанию нравственно-эстетических и коммуникативных навыков [1, с. 23].

Художественно-эстетическое направление реализуется на базе МБОУ гимназии «Интеллект» в городе Ессентуки.

Основной целью программы развития гимназии является создание разностороннего и полноценного воспитания каждого учащегося, выявление и развитие одаренных детей, их социальной защиты в сложных социальноэкономических условиях.

Основными принципами работы системы дополнительного образования в гимназии являются: единство системы образования; преемственность её звеньев; единство воспитания и обучения; соединение научного образования с практической деятельностью; взаимосвязь социальных институтов общества в воспитании детей; самодеятельность, самовоспитание, самоуправление детей; оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ.

В гимназии представлены разнообразные виды деятельности; создана особая микросреда, которая основана на добровольном участии, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция.

Деятельность данной системы направлена на развитие, творческого мышления, воображения, оригинальности и разнообразия идей. Режим полного дня открывает дополнительные возможности для учащихся.

Под художественно-эстетическим направлением в гимназии рассматриваются следующие виды внеурочной работы.

1. Хореография и ритмика. С их помощью воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Занятия по хореографии проводятся в разное время и в соответствии с возрастной категорией. Дети с огромным удовольствием посещают хореографию, где они выполняют различные виды упражнений на растяжку, гибкость и умение владеть своим телом, ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

2. Хоровая студия. Главной ее задачей выступает привитие любви к музыкальному искусству, помощи в формировании художественного вкуса, развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, формирование правильной манеры пения, красивого естественного звучания, расширение диапазона. Чтобы развить музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический, динамический, темповой), необходимо осуществление художественного познания мира, через собственную созидательную деятельность,

Педагогические науки

27

необходимо максимально выявлять и развивать творческие возможности учащихся, их артистизм и эмоциональность, прививать навыки общения в творческом коллективе, способствовать общекультурному и эстетическому развитию [2, с. 152].

3. Ансамбль. Представляет собой получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

4. Изодеятельность «Волшебная кисточка». Кружок изодеятельности погружает детей в мир красок, они овладевают различными приемами и видами рисования, знакомятся со всеми цветами радуги, учатся смешивать краски, создавать палитру.

5. «Основы сценической речи». Здесь дети раскрывают свое актерское мастерство, учатся владеть правильной речью, держать себя на сцене и полностью вживаться в роль. Они получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками. Занятия с учащимися приводят к развитию эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формированию коммуникативной и общекультурной компетенций.

Художественно-эстетическое направление, реализуемое в гимназии «Интеллект» было и остается одним из главных. Существует необходимость развития творческих способностей учащихся средствами искусства, формируя тем самым высокую культуру [6, с. 58].

Высокий уровень умственной активности достигается с помощью исследовательского метода обучения [5, с. 39].

Список литературы:

1. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал. - Тула, 2011. - С. 23.

2. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2011. - С. 152.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010. - С. 45.

4. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т 20. - № 3. - С. 37-40.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. - Воронеж, ТЦ «Учитель», 2012. - С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.