Научная статья на тему 'Реализация стандартов второго поколения в гимназии'

Реализация стандартов второго поколения в гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СПОСОБЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Валентина Ивановна, Сырцева Татьяна Эдуардовна

Автор делится опытом организации внеучебной деятельности учащихся в начальной школе, с учетом требований ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Валентина Ивановна, Сырцева Татьяна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация стандартов второго поколения в гимназии»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

J

Литвинова Валентина Ивановна

заместитель директора МБОУ Гимназия № 1 E-mail: valent.lytvin@yandex.ru Сырцева Татьяна Эдуардовна

заместитель директора МБОУ Гимназия № 1 E-mail: tanya0101@rambler.ru г.о. Краснознаменск, Московская область

РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ГИМНАЗИИ

S___________________________________________г

Аннотация. Автор делится опытом организации внеучебной деятельности учащихся в начальной школе, с учетом требований ФГОС.

Ключевые слова: Внеурочная деятельность, направления развития личности, система занятий практической направленности, способы художественной деятельности, формирование коммуникативных умений, формирование основ музыкальной культуры.

Гимназия № 1 - одна из старейших школ города Краснознаменска Московской области - распахнула свои двери в 1971 году, а в 1996 получила статус гимназии. Гимназия на протяжении многих лет подтверждает свой высокий профессиональный уровень. Ее можно с полной уверенностью назвать флагманом российского образования, школой нового поколения, твердым шагом идущей в ногу с высокими требованиями 21 века к школьному образованию и к всесторонне-развитой личности в целом. С 1993 года в гимназии введена единая школьная форма с эмблемой. На всех традиционных торжественных мероприятиях исполняется Гимн гимназии, созданный творческим коллективом педагогов. Содружество с АПК и ППРО РФ и использование современных технологий и инновационных методик позволили сделать гимназию настоящей научно-экспериментальной площадкой, творческой лабораторией, где, объединенные жаждой познания и творчества, в тесном сотрудничестве работают педагоги и их воспитанники. Гимназия создала для своих воспитанников идеальные условия для полноценного развития и раскрытия творческих способностей. В гимназии реализуются предпрофильное обучение и профильная специализация учащихся по социально-экономическому и социально-гуманитарному направлениям. Но уже более 17 лет отличительной чертой деятельности гимназии является музыкально-эстетическое образование.

С 2011 года гимназия внедряет новые стандарты в обучении и воспитании. В гимназии введены ФГОС в первых и вторых классах, это 178 учащихся. Администрация и педагоги гимназии отмечают, что с введением 10 часов внеурочной деятельности они получили хорошую возможность применять различные формы организации внеурочной деятельности [2]. Внеурочная деятельность в гимназии построена на основе имею-

щегося кадрового потенциала и материально-технических ресурсов школы. Внеурочная деятельность в Гимназии № 1 организуется по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное, и осуществляется с учетом желания обучающихся и их родителей и формах, отличных от урочной системы обучения.

Спортивно-оздоровительное направление представлено курсом «Ритмика» (2часа в неделю), который нацелен на развитие индивидуальных способностей детей, на формирование общей культуры движений и двигательных навыков, умения владеть своим телом, на разгрузку статичности учебных занятий.

Социальное направление представлено курсом «Жизненные навыки. Все цвета кроме черного» (1 час в неделю). Этот курс направлен на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, преодоление явлений социальной дезадаптации, способствует развитию личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Духовно-нравственное направление представлено курсом «Этика: Азбука добра» (1 час в неделю). Курс «Этика: Азбука добра» - система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о доброте, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. Общеинтеллектуальное направление представлено курсом «Инфознайка» (2 часа в неделю), «Занимательный английский» (2 часа в неделю). Курс «Инфознайка» позволяет дать учащимся

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Внеучебная деятельность в 1 классах

Таблица 1

Направления Название курса Число часов в неделю

1-а 1-б 1-в

Общеинтеллектуальное Занимательный английский 2 2 2

Инфознайка 2 2 2

Спортивно-оздоровительное Ритмика 2 2 2

Социальное Все цвета кроме черного 1 1 1

Духовно-нравственное Этика: азбука добра 1 1 1

Юный художник - 1 1

Общекультурное Хоровое пение 1 1 1

Сольфеджио 1 - -

Недельная нагрузка 10 10 10

Внеучебная деятельность во 2 классах

Таблица 2

Направления Название курса Число часов в неделю

2-а 2-б 2-в

Общеинтеллектуальное Инфознайка 2 2 2

Спортивно-оздоровительное Ритмика 2 2 2

Социальное Все цвета кроме черного 1 1 1

Духовно-нравственное Этика: азбука добра 1 1 1

Юный художник - 1 1

Общекультурное Хоровое пение 1 1 1

Сольфеджио 1 - -

Музыкальный мир 2 2 2

Недельная нагрузка 10 10 10

инвариантные фундаментальные знания в областях связанных с информатикой, развивает умения проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображение с помощью информационного языка. Курс «Занимательный английский» призван обеспечить достаточный уровень иноязычной подготовки школьников для продолжения образования на следующей ступени, развивать общеучебные и специальные учебные умения, а также приобрести социокультурную осведомленность в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.

Общекультурное направление представлено курсами «Юный художник» (1 час в неделю), «Хоровое пение» (1 час в неделю), «Сольфеджио» (1 час в неделю), «Музыкальный мир» (2 часа в неделю). Курс «Юный художник», позволит овладеть способами художественной деятельности: эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру, овладение элементарными умениями изодеятельности. Курс «Хоровое пение» нацелен на обучение пению в хоре, индивидуальное оптимальное певческое развитие каждого учащегося, формирование певческой культуры, накопление музыкально-слуховых представлений. Курс «Сольфеджио» является предметом, объединяющем различные виды музыкальной деятельности, особенно активизирующим развитие музыкального слуха, памяти и мышления в аспекте освоения теоретических основ музыки. Курс «Музыкальный мир» состоит в том, что главным в нем является живое вос-

приятие и осмысление музыки, целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры [1].

Учебный план, включающий внеучебную деятельность, можно представить в виде таблицы (Табл. 1,2).

В настоящее время, по независимым оценкам результатов деятельности, гимназия занимает лидирующее положение среди образовательных учреждений города Краснознаменска Московской области. Гимназия конкурентоспособна на рынке образовательных услуг. При выборе школы, родители первоклассников предпочитают гимназию, как лучшее образовательное учреждение города Краснознаменска.

Гимназия № 1 - это не просто школа новейших технологий и знаний, это творческая мастерская, источник духовной силы, это лучший коллектив, добившийся высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Литература

1. Артюхова Е. С. Влияние музыкального восприятия на умственное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе.-2012.- № 2.- С. 32-34.

2. Гальковская И. В., Мордвина Н. Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2013.- № 1. С. 38-43.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.