Smelova M.V.
М.В. Смелова
Смелова Маргарита Владиславовна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (3 курс) Научный руководитель: Е.Г. Шаин, канд. педагогия. наук, профессор
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
профессионального образования в России и Тульской области, рассмотрение понятия «досуг», педагогический опыт организации досуговой деятельности учащейся молодёжи (в частности, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского). В статье содержатся результаты проведённого исследования на базе «Тульского сельскохозяйственного колледжа им. И.С. Ефанова» - анализ анкетирования студентов и разработанный совместно с ними проект, а также предложения по дальнейшей реализации проекта (в соответствии с общими рекомендациями Росмолодёжи). В качестве рекомендаций для социальных педагогов, организаторов работы с молодёжью выделены особенности организации досуга.
Ключевые слова:
досуговая педагогика, учреждение среднего профессионального образования, Росмолодёжь, досуг.
Annotation:
The article contains the statistics of colleges in Russia and Tula region, consideration of the notion "leisure", pedagogical experience of organizations of student's leasure activity (in particular, A.S. Makarenko, V.A. Suhomlinsky). The article contains the results of the interviewing on the base of "Tula agricultural college of I.S. Efanov" and designed with students project, as well as offers on the further realization of the project (in accordance with the general recommendation of «Russian young people»). As recommendation for social teacher, organizer of the work with youth are chosen particularities to organizations of the leisure.
Keywords:
leisure pedagogy, college, Russian young people, leisure.
Аннотация:
Статья содержит статистику учреждений среднего
О
тдельную категорию учащейся молодёжи в России, в Тульской области составляют студенты средних специальных учебных заведений.
№2
Время науки
The Times of Science
«В России в системе среднего профессионального образования работает около 3,5 тысяч колледжей и техникумов, в них обучаются 2,8 миллиона студентов. При этом интерес выпускников девятых классов к среднему профессиональному образованию повышается» [3].
В Тульской области насчитывается 49 образовательных учреждений системы СПО [8].
В Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года молодёжь определяется как отдельная «социальнодемографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях,... до 35 лет и более ...». В 2014 гсду насчитывалось «33,22 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет» [6]. В Тульской области молодёжь составляет 324 158 человек (21,3% от общей численности населения) [2].
Возможности организации досуговой деятельности молодых людей в своих работах рассматривают Г.А. Аванесова, Р.И. Азарова, А.Д. Жарков, И.Ю. Исаева, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, Л.В. Серебрянная, В.А. Сухомлинский, И.И. Шульга и другие.
После окончания школы досуговая деятельность начинает занимать особую позицию - продолжает формироваться личность, закладываются жизненные установки и руководящие поведением ценности, на первый план выходит индивидуальность. Проблема усугубляется тем, что многие студенты начинают самостоятельную жизнь отдельно от родителей и привычной среды обитания. Студенческий период жизни, его проблемы и перспективы характеризуют Е.И. Исаев, А.В. Мудрик, Е.Е. Сапогова, В.И. Слободчиков и другие.
Досуг как явление социологическое рассматривают такие науки как психология, педагогика, социология, философия, культурология. В настоящее время активно развивается «досуговая педагогика», изучающая и проблемы организации досуга современной молодёжи.
Существует много определений понятия «досуг».
Так, в «Советском энциклопедическом словаре» понятие «досуг» рассматривается как «часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после
2015
51
Smelova M.V.
М.В. Смелова
исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в т.ч., общественную) деятельность; учёбу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.); спорт и т.п....» [7, с. 1191].
Для нашего исследования наиболее значимым является определение «досуга», данное в «Педагогическом словаре» как «разнообразная деятельность»: «Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам - отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество» [5, с. 77].
Педагогика определяет досуг как возможность, право человека выбрать те виды разнообразной деятельности, которые удовлетворят интересы, любопытство, потребности конкретной личности (хобби).
Социальная ситуация в России на данный момент характеризуется негативными процессами и тенденциями, происходящими в духовнокультурной жизни - смещением нравственных ориентиров, отчуждением от классического искусства, неумением организовывать и проводить правильно свой досуг. И, прежде всего, всё это происходит в среде молодёжи, учащихся, студентов. Важно учитывать влияние досуговой деятельности как воспитывающего элемента просвещения в возрасте учащейся молодёжи 15-20 лет, когда проявляется осознанная способность к творческой деятельности, самостоятельность от старшего поколения, меняется форма учебной деятельности - начинается вхождение в профессию, адаптация, построение новых отношений в новом коллективе, самовыражение, поиск идеалов, анализ собственного «Я». Поэтому именно для студентов первого курса мы выделили проблему организации самостоятельной учебной работы и планирования своего свободного времени. Использование свободного времени молодёжью является своеобразным отражением её внутренней культуры, круга духовных потребностей и интересов.
Важно посредством организации досуговой деятельности эффективно способствовать раскрытию, выявлению творческого потенциала. Отсутствие организованного культурного досуга способствует усилению отрицательного влияния на студента улицы, СМИ, сомнительных компаний, всевозможных увеселительных заведений. Ещё А. Шопенгауэр
52
№2
Время науки
The Times of Science
утверждал: «Досуг является, так сказать, венцом человеческого
существования.... Что стоит человек, то стоит для него его досуг...» [10, с. 17].
В связи с этим актуализируется опыт деятельности великих педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
A. С. Макаренко большую роль отводил именно досугу. Его воспитанники ежедневно занимались зарядкой и гимнастикой, играли в футбол, волейбол, теннис, крокет на специально оборудованных площадках. Макаренковцы ходили в летний и зимний походы, посещали разные города. В коллективах работали разнообразные кружки - художественной самодеятельности (хор, рисование, музыка, театр), технические, проводились конференции, диспуты. Все эти формы досуговой деятельности были направлены на развитие личности, чтобы каждый мог выбрать себе полезное занятие.
B. А. Сухомлинский выделял такие варианты проведения досуга, как лагерь, туристические походы, чтение книг, выступления с докладами перед друзьями, занятия в театре, художественном или научном кружке [9, с. 158 - 160].
У учащихся должен быть выбор - посещать центр дополнительного образования, искать кружок в молодёжном центре или после учёбы оставаться в колледже и заниматься любимым делом. По словам В. Путина: «Главное, у ребёнка, у родителей должен быть выбор: получить
дополнительное образование на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты» [5].
Учебное заведение среднего профессионального образования может обеспечить не только качественные и количественные показатели специализированных сфер по интересам молодёжного досуга, но и интеллектуальную, общеразвивающую, повышающую эрудицию составляющую. Досуг может реализовывать идеологическую миссию приобщения студентов к общественным ценностям, к культурному богатству через развитие личности каждого, его духовного начала, через эффективную коммуникацию со сверстниками, через воспитание ответственности за те духовные, культурные богатства, что были сохранены и приумножены старшими поколениями на благо России. Эта проблема
2015
53
Smelova M.V.
М.В. Смелова
решается через укрепление межпоколенческих связей, через взаимодействие образовательного учреждения и семьи, через поощрение активности учащейся молодёжи в учёбе, в проектах, в личных инициативах, через формирование культуры поведения в стенах образовательного учреждения, через взаимодействие с родителями и организаторами работы с молодёжью.
Мы провели социально-педагогическое исследование в Тульском сельскохозяйственном колледже им. И.С. Ефанова. Культурные потребности студентов выявлялись с помощью анкетирования двадцати человек из одной группы первого курса специальности «Экономика и бухгалтерский учёт». Результаты анкетирования показали, что респонденты не имели представления о том, что такое досуг, каким он должен быть, путая его с такими понятиями, как «сон», «еда». Было выявлено, что до десяти часов ежедневно студенты проводят в соц. сетях, Интернете. 50% не имеют спортивных увлечений: «усталость», «лень» и «отсутствие интереса» мешают молодым людям заняться спортом. Пять человек из двадцати не имеют хобби. 65% не посещает никаких кружков и секций. За последний месяц половина студентов не прочитала ни одной книги. Семнадцать респондентов не участвуют в волонтёрской работе.
На вопрос анкеты «В каком внеклассном мероприятии и в качестве кого ты принимал участие?», 50% респондентов оставили строчки незаполненными, двое указали: «выступала в театре», «ездила на районные соревнования по баскетболу в качестве игрока». У восьми студентов ответы сходятся: «не помню», «не принимал ни в каком».
Вышесказанное свидетельствует, что внеклассная работа нуждается в тщательной доработке. Студенты хотели бы участвовать в интересных, инновационных видах деятельности, они готовы ко всему новому. Так как большинство студентов проживают в общежитии и не знают, чем занять свой досуг, то воспитательная работа должна затрагивать в первую очередь именно внеклассное время.
85% респондентов признались, что советы окружающих оказывают на них большое влияние при проведении досуга. Выяснилось, что только пять учащихся из двадцати любят проводить время в колледже. Учёба ассоциируется у большинства со скучным долгом, обязанностью.
54
№2
Время науки
The Times of Science
Совместно со студентами колледжа мы предложили реализовать проект «Вместе весело шагать». Респонденты выбрали следующие мероприятия: «КВН» - одиннадцать опрошенных (55%), «экскурсии в музеи и храмы города» - десять учащихся группы (50%), «игры» и «дискотеки» - по шесть опрошенных (по 30%). В рамках реализации проекта группа студентов посетила выставку художника А. Шилова, музей оружия, католический храм Тулы, фестиваль комедии «Улыбнись, Россия». Студенты приняли участие в «круглом столе» и обсуждении, в деловой игре, в субботнике, в неделе утренней зарядки, в КВНе. Всем участникам вручались грамоты. По окончании проекта был проведён конкурс фотографий «Мой досуг», оформлен стенд с лучшими работами.
Активность, целеустремлённость, оптимизм, желание быть лидером и идти вперёд, желание изменить свою жизнь к лучшему, единый дух совместной деятельности, - все эти качества команды, которая работала над реализацией проекта, позволили выработать рекомендации по совершенствованию и развитию организации досуга в данной студенческой группе.
В последующем можно ещё более разнообразить мероприятия по всем направлениям деятельности Росмолодёжи [4]:
- добровольчество: создание волонтёрских отрядов из активных студентов-лидеров;
- творчество: организация концертов; проведение мастер-классов по игре на синтезаторе, фортепиано, по эстрадно-джазовому и академическому вокалу для всех участников;
- инновации: развитие проектной деятельности; создание групп в социальных сетях (вКонтакте, facebook, instagram, twitter, livejournal.com) проекта «Вместе весело шагать» с целью уведомления участников о новых мероприятиях, фотоотчёта и для привлечения молодёжи к решению проблемы организации досуговой деятельности;
- самоуправление: мнение студентов при планировании учебной деятельности основополагающее;
- здоровый образ жизни: привлечение студентов к ежедневной зарядке, организация заседаний дискуссионного клуба;
2015
55
Smelova M.V.
М.В. Смелова
- патриотическое воспитание: посещение музеев, выставок,
концертов, встречи с ветеранами и участниками войн;
- толерантность, профилактика экстремизма и развитие межнациональных отношений: продолжение светского знакомства с религиозной культурой и проведение экскурсий в храмах города; проведение психологических тренингов;
- грантовая поддержка: привлечение талантливых студентов к участию в конкурсах, к написанию проектов.
По итогам обсуждения и заполнения анкет обратной связи можно судить о положительных сдвигах - молодые студенты разобрались в понятии «досуг» и «свободное время», могут свободно рассказать о том, как необходимо правильно и с пользой распределять внеучебное время. В план воспитательной работы внесён постоянно действующий КВН, будут и далее проводиться конкурсы, концерты и игры.
Наше исследование показало, что одним из путей решения проблемы организации досуга является активное включение самих студентов во внеучебную деятельность. Также следует учитывать следующие особенности:
- психологическую специфику студенческого периода жизни;
- приоритет инноваций (более привлекательных для молодёжи технологий организации досуговой деятельности);
- специфику учебного процесса в колледже (средне-специальное учебное заведение ориентировано на обучение профессии (специальности), а не на воспитательно-этический процесс как таковой. Программа первого курса включает объём 10-11 классов общеобразовательной школы, происходит столкновение с новыми видами деятельности, сессией, большая загруженность домашним заданием, в результате чего режим дня становится более напряжённый. Студенту необходимо переключение с одного вида деятельности на другой. Большинство студентов проживают в общежитии, хотят познакомиться с достопримечательностями города;
- необходимость создания развивающей, творческой среды (включение дополнительных кружков, конкурсов и мероприятий на базе колледжа; работа студенческого совета и волонтёрского отряда;
56
№2
Время науки
The Times of Science
стимулирование студентов к участию в конкурсах на грантовую поддержку, к написанию проектов, к активной, лидерской позиции).
Результаты исследования представляют интерес для:
- социальных педагогов средних учебных заведений (колледжей, техникумов, училищ), кураторов учебных групп при организации и планировании воспитательной работы в колледже; для организаторов работы с молодёжью;
- родителей, которые обеспокоены проблемой досуга своих детей - в ознакомительных и рекомендательных целях;
- участников проекта «Вместе весело шагать», направленного на решение ряда задач по организации досуга учащейся молодёжи вследствие их заинтересованности данной темой и желания получить углубленные знания о досуге.
Проект «Вместе весело шагать» может быть использован в деятельности организаторов работы с молодёжью в средних специальных учебных заведениях при организации досуговой деятельности учащейся молодёжи, элементы проекта могут быть также использованы в школах, досуговых центрах для молодёжи, в летних оздоровительных лагерях.
Литература:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
2. В Тульской области доля молодёжи едва превышает 20% [Электронный ресурс] // Тульская служба новостей [сайт]. URL: http://www.TSN24.m/v-tulskoi-oblast-chislennost-molodvozhi-prewshaet-320-tvsvach-chelovek-4.html (дата обращения: 07.09.2015).
3. Матвиенко В. И. День знаний и умений // Российская газета. 2015. 31 авг. 2015.
4. Росмолодёжь. Направления деятельности [Электронный
ресурс]: URL: http://www.fadm.gov.ru/directions/ (дата обращения:
07.09.2015).
5. Послание Путина В.В. Федеральному Собранию РФ от 4 декабря
2014 г. [Электронный ресурс] // Гарант.ру - информационно-правовой портал [сайт]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/587192/ (дата
обращения: 15.09.2015)
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт]. URL: http://www.consultant:.ru/document/cons doc LAW 171835/ (дата обращения: 15.09.2015).
2015
57
Smelova M.V.
М.В. Смелова
7. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1981. 1599 с.
8. ССУЗы Тульской области [Электронный ресурс] // 11-классники: [сайт]. М., 2009. URL: http://11klassniki.ru/region spo/20 (дата обращения: 07.09.2015).
9. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. Т. 2. / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1980. 384 с.
10. Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. М.: Астрель, 2012. 240 с.
58
№2