Научная статья на тему 'Социокультурные практики в работе с молодежью: аксиологические смыслы культуры досуга'

Социокультурные практики в работе с молодежью: аксиологические смыслы культуры досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / КУЛЬТУРА ДОСУГА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ДОСУГА / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN WORKING WITH YOUTH / CULTURE OF LEISURE / AXIOLOGICAL MEANINGS OF LEISURE / LEISURE ACTIVITIES / DEVIANT BEHAVIOR / PRIMARY PREVENTION / PROJECT TECHNOLOGY / AXIOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна, Смелова Маргарита Владиславовна

Статья посвящена рассмотрению культуры досуга её аксиологических смыслов и значения в социокультурных практиках работы с молодежью, направленных на профилактику девиантного поведения в молодежной среде. Как одно из средств такой профилактики, в статье описано использование проектной технологии в социально-культурной деятельности. На основании описания вариантов использования проектной технологии, применяемых в профилактической работе (на примере реализованного проекта) проводится анализ перспектив аксиологического воспитания, и делаются выводы о его роли в профилактике девиантного поведения в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural practices in working with young people: axiological meanings of leisure culture

The article is devoted to consideration of leisure culture its axiological meanings and values in the sociocultural practices of work with young people, aimed at prevention of deviant behavior in youth environment. As one of the means of prevention, this article describes the use of project technology in socio-cultural activities. Based on the description of variants of design technologies used in preventive work (on the example of the implemented project) the analysis of the prospects of axiological education is carried out and the authors draw conclusions about its role in the prevention of deviant behavior in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Социокультурные практики в работе с молодежью: аксиологические смыслы культуры досуга»

Ю. В. Назарова, М. В. Смелова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА

Статья посвящена рассмотрению культуры досуга - её аксиологических смыслов и значения в социокультурных практиках работы с молодежью, направленных на профилактику девиантного поведения в молодежной среде. Как одно из средств такой профилактики, в статье описано использование проектной технологии в социально-культурной деятельности. На основании описания вариантов использования проектной технологии, применяемых в профилактической работе (на примере реализованного проекта) проводится анализ перспектив аксиологического воспитания, и делаются выводы о его роли в профилактике девиантного поведения в современных условиях.

Ключевые слова: социокультурные практики в работе с молодежью, культура досуга, аксиологические смыслы досуга, досуговая деятельность, девиантное поведение, первичная профилактика, проектная технология, аксиологическое воспитание.

Yu. V. Nazarova, M. V. Smelova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN WORKING WITH YOUNG PEOPLE: AXIOLOGICAL MEANINGS OF LEISURE CULTURE

The article is devoted to consideration of leisure culture - its axiological meanings and values in the sociocultural practices of work with young people, aimed at prevention of deviant behavior in youth environment. As one of the means of prevention, this article describes the use of project technology in socio-cultural activities. Based on the description of variants of design technologies used in preventive work (on the example of the implemented project) the analysis of the prospects of axiological education is carried out and the authors draw conclusions about its role in the prevention of deviant behavior in modern conditions.

Keywords: socio-cultural practices in working with youth; the culture of leisure, axiological meanings of leisure, leisure activities, deviant behavior, primary prevention, project technology, axiological education.

Ещё с древности досуг рассматривался философами как важнейшее условие душевного равновесия и гармонии в жизни. Артур Шопенгауэр связывает понятие счастья, настроения, состояния здоровья с надлежащим, дельным досугом, а понятие досуга - с поиском себя. «Досуг человека имеет такую же цену, как и сам человек» [23, с. 22], «Человек с богатым внутренним миром прежде всего будет стремиться к отсутствию боли, к покою и досугу» [23, с. 15], «Досуг - это цвет или, лучше, плод существования каждого человека» [23, с. 16]. Застой, пустота и скука на досуге, без пищи и интеллекта, по Шопенгауэру, приводят к увлечению азартными играми, вином и т.д., без духовных потребностей. «Нет их - ограниченный человек старается помочь себе треском и громом, всем, что попадётся ему под руку. И сигара будет для

него желанным суррогатом мыслей» [23, с. 16]. Досуг всегда будет иметь огромное значение для человека с позиции его духовного раскрытия.

«Считается, что счастье заключено в досуге» [3, Т. 4, с. 282], - эти слова Аристотеля актуальны и для современной культуры. «Назначение человека -деятельность души» [3, Т. 4, с. 64], «и счастьем мы называем [тоже] деятельность души» [3, Т. 4, с. 74]. Ежедневное распределение свободного времени оказывает на личность воздействие, изменяя её в худшую или лучшую сторону. По мнению Аристотеля, наивысшая добродетель или попытка её достигнуть - это «художественный и эстетический досуг» [2].

С древности до современности, само понятие «досуга», его формы, конечно, претерпевали изменения. Во-первых, с точки зрения аксиологии (ценностно): сегодня особой ценностью является сама личность любого человека и свобода личности на самовыражение. Досуг выступает способом проявить свою внутреннюю активность. В постсоветском пространстве это повлияло на появление субкультур (эмо, готы, рокеры, панки и др.). Во-вторых, досуг сегодня стал регулятивным - централизованно (в т.ч., через государственную молодёжную политику и проекты организаторов работы с молодёжью) и самоорганизованно (виды и формы досуговой деятельности создаются самим обществом). И, наконец, трансформировался досуг и форматно - например, игры, социальные сети - тоже досуг [2].

Если во времена Платона досуг был синонимом «занятиям философией», а для Аристотеля - обязательное условие счастливой жизни, теперь это любое свободное время, нуждающееся в культурном планировании.

Досуг советской молодёжи можно отнести к традиции «праздной»: «сфера досуга наполнилась массовой культурой, при которой досуг стал ассоциироваться с развлечением, расслаблением, наслаждением. Элитарное искусство стало ориентироваться на общественные массы и потеряло высокие смыслы, ориентируясь лишь на широкий спрос» [2]. Это касается кино, музыки, книг, моды, даже спорта XX века.

С другой стороны, в советский период государственная молодёжная политика ориентировала граждан не на праздность, а на труд и подвиг. И сама коммунистическая партия с диктуемыми высокими моральными идеалами была далека от сферы массового потребления.

При переходе к рыночной экономике на рубеже ХХ-ХХ1 веков в Россию проникло понятие «шоу-бизнес», западная идеология ворвалась и в сферу культуры, искусства. Произошла подмена досуга целой эпохи на коммерческое «шоу» - зрелища стали эффектными, но без социально-культурной составляющей, появились легальные азартные игры (казино, игровые автоматы), сменились приоритеты в массовом сознании - библиотеки и музеи на ночные клубы, массовая попкультура проникла в театры и на концерты.

Осознанная обществом после перестройки прямая связь между ростом преступности, хулиганства и вредных привычек у молодёжи и её общественной активностью, занятостью в свободное время позволила вывести досуг на качественно новый уровень под контролем уже не рабочих клубов и

культурных учреждений для трудящихся, а молодёжных и детско-юношеских досуговых центров, религиозных общин.

Сейчас досуг - это перспективное направление социально-культурной, творческой деятельности молодёжной политики. Развивающий социально-культурный досуг - это ресурс общественного просвещения молодёжи, который необходимо правильно использовать. Ещё А. Эйнштейн говорил: «Никакую проблему нельзя решить на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень» [1].

Необходимость ориентирования молодых людей на культуру досуга, на самообразование, знание истории своего народа, своей Родины продиктовано масштабами социальных изменений и духовно-культурных трансформаций общества. Традиционные институты социализации (начиная с семьи и детского сада) и молодёжная политика должны опираться на философские, культурологические, этнокультурные, антропологические исследования и рекомендации. Сфера досуга влияет и на отдых, и на свободу, и на занятость, и на внутренний мир Человека. Досуг определяет поведение и в труде. Во многом, вступление молодёжи в субкультуру - это самореализация через досуг.

«Культура досуга становится средством самоидентификации индивида, обозначает не только его личностные приоритеты, но и выражает привязанность к определённым воображаемым сообществам» [19].

Через века остаются доминантными исследования Гегеля, согласно которым существует три типа воли: чувствующая («я хочу...»), долженствующая («я должен.») и мыслящая (свободная) (соединение 2-х типов воли - «я осознаю, чего хочу, что должен, и делаю в итоге позитивное»).

Созданием такого позитивного хобби через планирование и управление сферой досуга в молодёжной среде и должен заниматься организатор работы с молодёжью совместно с общественными объединениями, молодёжными центрами, политическими партиями, учреждениями культурной сферы, религиозными структурами. Конфессиональные общины помогают в борьбе с девиациями, в формировании толерантного (терпимого) отношения к другим людям, «к их образу жизни, чувствам, идеям и ценностям» [21], в социализации и инкультурации - освоении «основных черт и содержания культуры своего общества, вовлечении в культуру» [8].

К технологиям организации досуговой деятельности у молодёжи мы относим: коммуникативно-диалоговые технологии (к ним можно отнести круглый стол, дискуссию, диспут), проблемно-поисковые (технологии репродуктивно-творческого уровня), имитационно-игровые (деловые игры), рефлексивные или психотехнологии (лидерство, организация в группе) и арт-технологии (лекции, деловые игры, групповые дискуссии и обсуждения) [9].

Круглый стол рассматривается «Энциклопедическим словарём» как «форма публицистического обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке» [5, с. 667]. Это достаточно эффективное обсуждение - «рассмотрение, анализ, обдумывание, высказывание мнения» [6]. К круглому столу относятся беседа, дискуссия - то есть, обмен информацией, высказывание разных точек зрения. «Беседа - это

разговор преподавателя с учащимися, который бывает трех видов: вступительный, представляющий новую информацию и закрепляющий; дискуссия основана на обмене мнениями между преподавателем и учащимися или только между учащимися» [20, с. 226].

При организации круглого стола можно использовать презентацию. Она рассматривается в педагогике как публичное, может быть, и торжественное представление чего-либо нового. Презентация сопровождается «публичным сообщением - докладом» [6], содержащим развёрнутое изложение на определённую тему.

Мы используем на практике и такую форму передачи информации, как лекцию - одну из групповых педагогических технологий в воспитательном процессе. Лекции «способствуют реализации необходимых условий коллективности: осознание и принятие общей цели, рациональное распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль» [16, с. 51].

Игра - одна из наиболее широко применяемых технологий в современной системе воспитания и культурных практик. «Подобно тому, как игра постепенно зарождается в подражании, так и вооруженность человека знаниями и умениями зарождается в игре; в ней же начинают проявляться и реализовываться человеческие социальные и идеальные потребности» [12, с. 8].

Деловая игра как одна из разновидностей игр также представляет для исследования интерес: «это комплексный методический приём обучения, при котором в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их последствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы» [4].

Показ фильма - это наглядное средство передачи опыта, воспитания, обучения и просвещения. «Эта наглядность обусловлена богатыми дидактическими возможностями учебного кино (видео): информативной плотностью, позволяющей сообщить больше информации в более экономичной форме, чем словесное изложение; совершить экскурсию в историю науки и техники; показывать объекты, процессы, явления, недоступные для непосредственного наблюдения» [13, с. 490].

Экскурсии как одна из технологий организации культурно-досуговой деятельности, по мнению П. И. Пидкасистого, - «это такая форма организации обучения, объединяющая учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивающая знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. ... Экскурсия выполняет ряд важных дидактических функций, среди которых реализация принципа наглядности обучения, укрепление связи обучения с жизнью, расширение технологического кругозора обучающихся» [15, с. 209]. Во время экскурсии может быть осуществлена пешая прогулка -самый простой, доступный и очень полезный вид физической активности.

Организация кружка, соревнований между командами, конкурсов привлекательна для молодёжи. «Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью» [17, с. 537]. Проверенной технологией организации досуга

среди молодёжи служит клуб весёлых и находчивых (КВН) - популярная модная юмористическая молодёжная игра, соревнование в остроумии.

Также наиболее интересными и инновационными технологиями можно считать: «ПечаКуча», флешмоб, поэтические чтения и мастер-классы.

Формат «ПечаКуча» («бла-бла» по-японски) - это международное движение умных вечеринок «PechaKucha Night», которое возникло в 2003 г. в Японии и на данный момент объединяет более 580 городов мира. «ПечаКуча -это особый формат презентации, который позволяет рассказать об идеях, проектах и экспериментах максимально кратко, ярко и доходчиво» [24] -рассказ о свежих идеях, уникальных проектах и смелых опытах укладывается в 20 слайдов по 20 секунд. «Вечеринки ПечаКуча - это возможность для каждого, кто любит своё дело, поделиться своим знанием и вдохновением, обменяться опытом и мыслями, найти единомышленников ... и друзей» [24].

Флешмоб (или флэшмоб) - это «заранее спланированная и организованная акция массового характера в общественном месте, в которой участники - мобберы выполняют заранее оговорённые действия (сценарий небольшого по времени митинга) и затем расходятся» [22].

Мастер-класс - это «форма занятия, на котором педагог передаёт опыт своей работы путём прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приёмов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками занятия» [10].

Поэтические чтения - форма мероприятия, при которой выступающие и слушатели по очерёдности меняются местами и делятся своей особой подачей и своим восприятием поэтических произведений.

Таким образом, из данного анализа следует, что технологии организации досуговой деятельности востребованы, очень разнообразны, используются для «обеспечения доступности для молодёжи объектов культурного наследия», для «вовлечения молодёжи в творческую деятельность», для «расширения сети.... кружков, доступных для молодёжи» [14] - то есть, рассматриваемые технологии отвечают задачам Основ государственной молодёжной политики РФ до 2025 г. - «максимально гибко включают молодого человека в новые для него виды деятельности» [14] и благоприятно влияют на развитие молодёжи, на эмоционально-психологический климат в коллективе.

Совокупность данных технологий первичной профилактики девиантного поведения молодёжи нашла применение в нашем социальном проекте, который был реализован с февраля по декабрь 2015 г. на базе среднеспециального учебного заведения (ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж им. И. С. Ефанова»). И с ноября 2015 г. по настоящее время при поддержке социального партнёра - Всероссийской политической партии «Единая Россия», Всероссийской общественно-политической молодёжной организации «Молодая Гвардия Единой России» -Тульские региональные отделения.

На наши подходы к формированию программы проекта и выбору мероприятий социокультурной практики в работе с молодёжью оказали

влияние идеи М. И. Рожкова. Автор выделяет в пособии «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика» разновидности культурно-досуговой деятельности студентов: активная творческая деятельность, самообразование, любительский труд, различные виды культурного потребления, физические занятия, участие в волонтёрских отрядах - в т.ч., экологической или трудовой направленности, дружеские встречи [18, с. 153]. М. И. Рожков рассматривает организацию досуга молодёжными политиками как важнейшую часть студенческого быта и говорит о создании условий для поддержки, развития различных объединений для студентов [18], что нами и было осуществлено.

Целью проекта «Карта будня» является организация досуговой деятельности у студенческой молодёжи для осуществления первичной профилактики девиантного поведения - вредных привычек (употребления алкоголя и наркотиков, курение). Задачи проекта «Карта будня»: 1). Обеспечить необходимыми знаниями студенческую молодёжь об организации досуговой деятельности, сформировать умения и навыки правильной организации досуговой деятельности для предупреждения возникновения вредных привычек у студенческой молодёжи. 2). Воздействовать на знания о социально одобряемых моделях поведения и на отношение студенческой молодёжи к вредным привычкам (наркотическим веществам, алкоголю, курению). 3). Создать условия для включения студенческой молодёжи в социальную жизнь города. 4). Способствовать самореализации, активности, инициативности, творчеству студенческой молодёжи, умению работать в команде, занятию ею лидерской жизненной позиции для уменьшения количества вредных привычек у студенческой молодёжи. 5). Провести мероприятия, направленные на осуществление организации досуговой деятельности для приобретения студенческой молодёжью положительных эмоций без девиантного поведения и для формирования положительного восприятия здорового досуга, здорового образа жизни.

На сегодняшний день в проекте приняло участие 50 молодых людей -студентов на базе ГПОУ ТО «Тульский Сельскохозяйственный Колледж им. И. С. Ефанова» и свыше 250 студентов на базе партии «Единая Россия» и общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» в возрасте от 15 до 30-35 лет.

За два года существования проекта «Карта будня» нами реализованы следующие социокультурные мероприятия:

1. «Толстовский час» для участников проекта на тему «Я - патриот Тулы: Учитель, с которого я беру пример: Л. Н. Толстой».

2. Круглый стол «Прими участие в конкурсе «Великие земляки Тульского края»» с демонстрацией презентаций о великих личностях г. Тулы (Саше Чекалине, И. С. Ефанове, Г. И. Успенском, В. А. Жуковском, И. А. Михайловском, К. Д. Ушинском и других). Проведение викторины /тестирования участников проекта на знание выдающихся деятелей Тульской губернии с 18 века по настоящий день.

3. Мастер-класс от М. В. Смеловой по ораторскому искусству «Выступления: теория, практика, ситуации, рекомендации».

4. Экскурсия в музей-усадьбу «Ясная Поляна».

5. Little PechaKucha («Умная вечеринка»).

6. «Звёздная Гвардия Единой России»: мастер-классы по актёрскому мастерству, эстрадному вокалу и танцам, журналистскому мастерству от М. В. Смеловой, М. В. Десюка, С. Э. Арзуманова.

7. «Аплодисменты» - творческие конкурсы (на лучшее вокальное, стихотворное и танцевальное исполнение), конкурс фотографий «Мой досуг».

8. Костюмированный флеш-моб.

9. «Антидевиатинка» - экологические субботники.

10. Информационный круглый стол «ДОСУГ и ЗОЖ».

11. Деловые игры и психологические тренинги.

12. Экскурсия в Давидову (Вознесенскую) пустынь (Московская область, Чеховский район) (Мужской монастырь Московского патриархата).

13. Экскурсия в дер. Колюпаново (Тульская область) (Казанский женский монастырь).

14. Паломническая экскурсия по святым местам и храмам Тульской области, экскурсия во Всехсвятский кафедральный собор и Успенский собор.

15. Экскурсия в римско-католический храм Святых Апостолов Петра и Павла (г. Тула).

16. Экскурсии по музеям и художественным выставкам города-Героя

Тулы.

17. Спортивные мероприятия (игры, зарядки, соревнования).

18. Просмотр фильмов современного отечественного кинематографа.

19. Проведение математического КВН.

20. Мастер-класс по написанию социальных проектов и конкурсных работ от М. В. Смеловой, И. А. Седова.

21. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

22. Чаепитие.

При обработке данных опрошенной методом анкетирования контрольной группы (количественном и качественном анализе результатов исследования) была получена следующая оценка эффективности нашего проекта «Карта будня». (Контрольная группа составила 90 студентов из учебных заведений г. Тулы - участников проекта).

Участники проекта смогли дать правильное определение понятия «досуг» и изменили своё мнение по проблеме выбора идеальной досуговой технологии. Студенческая молодёжь перестала относить к определению «досуга» такое времяпрепровождение как «Интернет и социальные сети», «посещение торгово-развлекательных центров, кафе и клубов», «сон» и «употребление еды».

Также мы смогли помочь 20% участников (18-ти студентам), которые за текущий учебный год не посетили самостоятельно ни одного культурного мероприятия, и остальным 80%, без нашего проекта участвующим в единичных мероприятиях, в полноценной длительной досуговой программе.

У 67 студентов (74,4%) появилось желание прочитать книгу, 59 студентов (65,5%) также выбрали как приоритетное для себя направление «заняться спортом», нашли своё хобби - захотели заниматься эстрадным вокалом и актёрским мастерством 37 студентов (41,1%), стать волонтёрами приготовились 26 опрошенных (28,8%).

У 55 студентов (61,1%) появилось желание узнавать новое, самообразовываться и развивать в себе активные, лидерские навыки.

У 35 студентов (38,8%) расширился кругозор.

82 участника (91,1%) считают мероприятия проекта важными для себя, им нравится встречаться в коллективе и находить друзей.

85 участников (94,4%) чувствуют дружескую поддержку и взаимопомощь, они довольны организаторами проекта и коллегами.

85 участников (94,4%) отмечают, что узнают много нового на мероприятиях, и эти встречи оказывают решающее значение при выборе содержания досуговой деятельности.

После проекта «Карта будня» «грамотно планировать свободное время и не тратить его на вредные привычки» будет 81 студент (90%), что на 45 респондентов больше, чем до реализации проекта.

При сравнении с результатами первичной диагностики мы убедились, что участники проекта теперь знают о вреде девиантного поведения и пользе грамотно спланированного свободного времени (когнитивная - умственная сфера личности) и отрицательно стали относиться к вредным привычкам в нашем обществе (эмоциональная - чувственная сфера личности).

На вопрос «После нашего проекта считаете ли Вы, что курить - это норма для современного общества?» только 7 участников (7,8%) дали положительный ответ, а 83 студента (92,2%) отрицают курение как социальную норму, что на 69 респондентов больше, чем до реализации проекта (90,8%).

Вопрос анкеты «После нашего проекта считаете ли Вы, что употреблять алкоголь - это хорошо?» показал, что только 8 участников проекта (8,9%) готовы оправдать употребление алкоголя в обществе, а 82 студента (91,1%) осуждают принятие алкоголя, что на 41 респондента больше, чем до реализации проекта (83,7%).

Лидерами и участниками проектов для молодёжи, гражданских инициатив, общественных движений и организаций, политических партий однозначно хотят быть все участники социокультурной практики.

Таким образом, наша гипотеза, что избыток и неправильная организация свободного времени являются факторами возникновения девиантного поведения, нашла своё подтверждение. 81 студент (90%) опрошенных уверены, что если свободное время занять самообразованием и интересными духовными мероприятиями, то времени на безделье, зависимости от вредных привычек не останется. Аксиологическое воспитание лежит в основе социокультурной деятельности, нравственности и процесса приобщения к культуре, наследию наших предков. Мы считаем, что проблемы молодых людей можно решить с помощью активной пропаганды здорового образа жизни, этического и ценностноориентированного воспитания. «Совершенный (добродетельный)

склад души предполагает способность человека следовать нормам и правилам общения с другими людьми» [11]. Негативных проявлений в поведении молодёжи удаётся избежать, если организацией досуга, общения, интересного хобби, «совершенствованием склада души» занимается специалист по работе с молодёжью - этически, философски, культурологически и педагогически подготовленный.

Литература

1. Альберт Эйнштейн - Афоризмы [Электронный ресурс] // Альберт Эйнштейн : [сайт]. URL: http : //www. albert-einstein. ru/aphorism (дата обращения: 11.01.2017).

2. Андреева С. В. Феномен досуга: история и современность. [Электронный ресурс] // Cyberleninka : электронная библиотека. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/v/fenomen-dosuga-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 11.01.2017).

3. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. / пер. с древнегр., под общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.

4. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой учёный. 2012. № 2. С. 252-254.

5. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. 1456 с.

6. Ефремова Т. Ф. Значение слова доклад [Электронный ресурс] // Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: [сайт]. URL: www.efremova.info/word/doklad.html (дата обращения: 11.01.2017).

7. Зарубежные социологические теории досуга [Электронный ресурс] // Студопедия : [сайт]. URL: http://studopedia.ru/18 19942 zarubezhnie-sotsiologicheskie-teorii-dosuga.html (дата обращения: 11.01.2017).

8. Инкультурация: определение [Электронный ресурс] // Философия. НЭС - Национальная философская энциклопедия: [сайт]. URL: http : //terme. ru/termin/inkulturacij a. html (дата обращения: 11.01.2017).

9. Инновационные психолого-педагогические технологии в современном образовании [Электронный ресурс] // GenDocs.ru: [сайт]. URL: http://gendocs.ru/v25688 (дата обращения: 11.01.2017).

10. Мастер-класс как одна из форм самопрезентации педагога [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: [сайт]. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/05/master-klass-kak-odna-iz-form-samoprezentatsii (дата обращения: 20.01.2017).

11. Назарова Ю. В. Особенности преподавания профессиональной этики будущим педагогам: опыт апробации дисциплины «Этика образования» [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 34. С. 96-100. URL: http : //e-koncept. ru/2015/95702. htm (дата обращения: 25.01.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Новиков А. М. Методология игровой деятельности. М.: Эгвес, 2006.

48 с.

13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: Синтег, 2007. 668

с.

14. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ № 2403-р [29 нояб. 2014 г.]. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 20.01.2017).

15. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

16. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. М.: ИКЦ "МарТ", 2004. 336 с.

17. Подласый И. П. Общие основы. Процесс обучения : учебник // Педагогика. Новый курс. В 2 кн. М.: Владос, 2002. Кн. 1. 640 с.

18. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика : учеб. пособие. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008. 264 с.

19. Рыбакова Н. В. Досуг молодёжи в культурном пространстве современного города : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 [Электронный ресурс] // Человек и наука : [сайт]. URL: http://cheloveknauka.eom/v/440528/a (дата обращения: 11.01.2017).

20. Ситаров В. А. Дидактика : учеб. пособие // под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368с.

21. Толерантность: определение [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия: [сайт]. URL: http://vocabulary.ru/termin/tolerantnost.html (дата обращения: 25.01.2017).

22. Что такое флэшмоб? [Электронный ресурс] // elHow - всё самое интересное и полезное : [сайт]. URL: http://elhow.ru/ucheba/opredeleniia/f/chto-takoe-fleshmob (дата обращения: 20.01.2017).

23. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: ЛитРес, 2015.

113 с.

24. Ре^а-Kucha Night [Электронный ресурс] // Печа-Куча: группа. -URL: http://vk.com/pechakuchaOmsk (дата обращения: 20.01.2017).

References

1. Albert Einstein - Aphorisms [Electronic resource] // Albert Einstein: [site]. URL: http://www.albert-einstein.ru/aphorism (accessed: 11.01.2017).

2. Andreyeva S. V. Fenomen dosuga: istoriya i sovremennost' [The phenomenon of leisure: history and modernity. [Electronic resource]//Cyberleninka: electronic library. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/v/fenomen-dosuga-istoriya-i-sovremennost (accessed: 11.01.2017).

3. Aristotle. Nikomakhova etika [Nicomachean Ethics] //Aristotle. Works. In 4 vols. / transl. from ancient Greek, ed. by A. I. Dovatur. Moscow: Mysl', 1983. Vol. 4. 830 p.

4. Boltayeva M. L. Delovaya igra v obuchenii [Business game in training] // Molodoy uchonyy. 2012. 2. Pp. 252-254.

5. Large Encyclopedic Dictionary / Ed. by A. M. Prokhorov. Moscow: The Great Russian Encyclopedia, 1997. 1456p.

6. Efremova T. F. Meaning of the word report [Electronic resource] // New Dictionary of the Russian language. Interpretative and word-building: [site]. URL: www.efremova.info/word/doklad.html (accessed: 11.01.2017).

7. Zarubezhnyye sotsiologicheskiye teorii dosuga [Foreign sociological theories of leisure] [Electronic resource]//Studopedia: [site]. URL: http://studopedia.ru/18 19942 zarubezhnie-sotsiologicheskie-teorii-dosuga.html (accessed: 11.01.2017).

8. Inculturation: definition [Electronic resource] // Philosophy. NES -National Philosophical Encyclopedia: [site]. URL: http://terme.ru/termin/inkulturacija.html (accessed: 11.01.2017).

9. Innovative psychological and pedagogical technologies in modern education [Electronic resource]//GenDocs.ru: [site]. URL: http://gendocs.ru/v25688 (accessed: 11.01.2017).

10. Master class as one of the forms of the teacher's self-presentation [Electronic resource] // Social network of educators: [site]. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/05/master-klass-kak-odna-iz-form-samoprezentatsii (accessed: 20.01.2017).

11. Nazarova Yu. V. Osobennosti prepodavaniya professional'noy etiki budushchim pedagogam: opyt aprobatsii distsipliny «Etika obrazovaniya» [Peculiarities of professional ethics teaching to future teachers: approbation experience of the discipline "Ethics of education" [Electronic resource] // Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept." 2015. Vol. 34. Pp. 96-100. URL: http://e-koncept.ru/2015Z95702.htm (accessed: 25.01.2017).

12. Novikov A. M. Metodologiya igrovoy aktivnocti [Methodology of game activity]. Moscow: Egves, 2006. 48 p.

13. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya [Methodology]. Moscow: Sinteg, 2007. 668 p.

14. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource]: Approved by order of the Government of the Russian Federation No. 2403-r [of November 29, 2014]. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (accessed: 20.01.2017).

15. Pedagogika [Pedagogy]: tutorial / ed. by P.I. Pidkasistyy. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 1998. 640 p.

16. Pedagogicheskiye tekhnologii [Pedagogical technologies]: tutorial / ed. by V. S. Kukushin. Moscow: ICC "MarT", 2004. 336 p.

17. Podlasyy I. P. Obshchiye osnovy. Protsess obucheniya [General principles. Learning process]: Textbook // Pedagogy. New course. In 2 books. Moscow: Vlados, 2002. Book 1. 640 p.

18. Rozhkov M. I. Pedagogicheskoye obespecheniye raboty s molodozh'yu. Yunogogika [Pedagogical support of work with youth. Youthology]: tutorial. Moscow: GITS VLADOS, 2008. 264 p.

19. Rybakova N. V. Dosug molodozhi v kul'turnom prostranstve sovremennogo goroda [Leisure of young people in the cultural space of the modern

city]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.13 [Electronic resource] // Man and Science: [site]. URL: http://cheloveknauka.com/v/440528/a (accessed: 11.01.2017).

20. Sitarov V. А. Didaktika [Didactics]: tutorial // ed. by V. А. Slastenin. Moscow: Akademiya, 2004. 368p.

21. Tolerance: definition [Electronic resource] // National psychological encyclopedia: [site]. URL: http://vocabularv.ru/termin/tolerantnost.html (accessed: 25.01.2017).

22. What is flashmob? [Electronic resource] // elHow - all the most interesting and useful: [site]. URL: http: //elhow. ru/ucheba/opredelenij a/f/chto-takoe-fleshmob (accessed: 20.01.2017).

23. Schopenhauer A. Aforizmy zhiteyskoy mudrosti [Wisdom of life]. Moscow: Litres, 2015. 113 p.

24. Recha-Kucha Night [Electronic resource] // Pecha-Kucha: Group. -URL: http: //vk. com/pechakuchaOmsk (accessed: 20.01.2017).

Статья поступила в редакцию - 11.02.2017 г. Статья допущена к публикации - 29.05.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.