общечеловеческий опыт связи поколений. Возможно, и Владимир Владимирович Путин именно в этот день пришел к мысли о необходимости Нового Закона о культуре.
9 мая 2016 года в рядах «Бессмертного полка» появилась Наталья Владимировна Поклонская, известный политик из Крыма, депутат Государственной Думы, неожиданно вышла с иконой царя Николая II, мгновенно став кумиром монархов.
Советом Федерации был принят модельный Закон «О социально-культурной деятельности», который регулирует функционирование и развитие в странах СНГ социально-культурной деятельности как института гражданского общества:
Библиографический список
1. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. Москва, 2004.
References
1. Pelipenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 27.05.19
закрепляет основы правового статуса субъектов этой деятельности и условия предоставления им государственной поддержки. Законодательство относительно социально-культурной деятельности в государствах - участниках СНГ основывается на национальных Конституциях, Международных договорах, настоящем Законе и других национальных законах о культуре.
На заседании Координационного совета по культуре при Минкультуры России Министр культуры РФ В.Р. Мединский сказал: «Нужно разрабатывать новый модельный стандарт работы Дома культуры. Современная жизнь требует к их деятельности нового подхода, это не должен быть кружок по интересам, а место проведения культурного общего досуга».
УДК 378
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, Kurgan State University (Kurgan, Russia),
E-mail: [email protected]
ZhilcovA.I., student, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Bagretsov D.N., leading researcher, Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kapitsky V.N., Ural State Law University, Ural State Agrarian Academy (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
KVN AS A FORM OF YOUTH LEISURE. The paper gives a detailed analysis of the basic definitions of leisure and its types. The article contains an analysis of works, in which the concept of leisure is given of such modern researchers as V. Valovik, A. Valovik, N. Tsymbalyuk, I. Shevchuk. It also contains an analysis of leisure activities and the characteristics of KVN (Club of Fun and Resourceful) as a form of leisure activities for young people. The study of KVN as a form of leisure allows emphasizing its importance for today's youth. The practical part of the work is an analysis of a realized social project on the organization of a KVN school for high school students of the Kurgan Regional Lyceum, a boarding school for gifted children. The authors attribute KVN to the complex structure of leisure activities of young people, which consist of a set of activities.
Key words: youth, leisure, types of leisure, KVN (Club of Fun and Resourceful).
Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Социология, социальная работа и организация работы с молодёжью»,
Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
A.И. Жильцов, студент, Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
Д.Н. Багрецов, канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
B.Н. Капицкий, Уральский государственный юридический университет, Уральская государственная аграрная академия, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
КВН КАК ФОРМА ДОСУГА МОЛОДЁЖИ
В статье даётся детальный разбор основных определений досуга и его видов. Содержится анализ работ, в которых даётся определение понятия «досуг» таких современных исследователей, как В. Валовик, А. Валовик, Н. Цимбалюк, И. Шевчук. В исследовании анализируются виды досуга и приводится характеристика КВН (Клуба веселых и находчивых) как формы досуга молодёжи. Изучение КВН как формы досуга позволяет подчеркнуть его значимость для современной молодёжи. Практическая часть работы представляет собой разбор реализованного социального проекта по организации школы КВН для старшеклассников Курганского областного лицея-интерната для одарённых детей. Авторы относят КВН к сложным по структуре досуговым занятиям молодёжи, которые состоят из комплекса мероприятий.
Ключевые слова: молодёжь, досуг, виды досуга, КВН (клуб веселых и находчивых).
Для современных молодых людей одна из важнейших ценностей - это досуг Понятие «досуг» принято отождествлять с понятием «свободное время». Словосочетание «свободное время» впервые появилось в начале XX века в связи с повсеместной автоматизацией и сокращением нормы рабочего дня. В большинстве стран мира понятие «свободное время» заменяют понятием «досуг».
Существует очень много определений понятия «досуг». Психологи утверждают, что досуг - это социальная организация свободного времени. Социологи считают, что досуг - это возможность свободного выбора необязательной и не привычной деятельности [1].
Понятие досуг имеет несколько значений. Во-первых, досуг - это время, не занятое работой или учебой, во-вторых, это отдельные моменты свободного времени и, в-третьих, это личные занятия в свободное, не рабочее время [2].
Исследователи В. Валовик и А. Валовик считают, что досуг - это свободное время человека, во время которого он по своему выбору занимается разнообразной деятельностью [3].
По мнению Н. Цимбалюк, досуг «является социокультурным резонатором изменений общей социальной системы и всех подсистем общества и является определенным отражением возможностей его развития, выявлением его жизнедеятельности. Оно дополняет представление о социальном образе общества, помогает понять степень его духовности и перспективности» [4].
По мысли исследователя И. Шевчука, досуг - это особая сфера социализации личности, в которой реализуются её интересы и потребности, личностные и
социальные амплуа, развивается активность, творческая инициатива, осуществляется поиск новых ценностных ориентиров путем свободного выбора видов деятельности [5].
В качестве рабочего определения в нашем исследовании, мы выбрали дефиницию И. Шевчука. Досуг является неотъемлемым и необходимым элементом образа жизни молодого человека, так как именно в данной сфере современная молодёжь имеет возможность для самореализации, свободы действия посредством выбора места и времени для его проведения. Поэтому организацию подобной деятельности необходимо рассматривать как основу реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением.
Отсутствие организованного досуга влечет за собой ряд негативных последствий. К ним можно отнести:
- стихийную социализацию;
- отсутствие стимулов для самодеятельного поведения;
- усиление эгоцентрических тенденций и ориентаций формирующейся личности, что способствует формированию различных формы девиаций в молодёжной среде [5].
В исследованиях М.Г Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколова, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, С.А. Шмакова делается акцент на том, что досуг выступает одним из главных факторов самосовершенствования, самовыражения, самореализации.
Досуг делят на несколько видов:
1) Отдых.
Этот вид досуга предназначен для восстановления затраченных во время работы сил. Отдых можно разделить на активный и пассивный.
2) Развлечения.
Это те виды деятельности, которые доставляют удовольствие. Такой вид досуга не восстанавливает силы, позволяет психические перезагрузиться. Например, просмотр кинофильма, игра в компьютерную игру.
3) Познавательная деятельность - это деятельность, во время которой человек получает информацию, влияющую на его психофизическое развитие.
Данный вид досуга носит целенаправленный, систематический характер. Он прививает молодому человеку культурные ценности, помогает самоидентифицироваться, а также влияет на общее развитие.
4) Организация отдыха.
Это один из сложных видов досуга, так как организовать коллективный отдых - это включить человека в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей.
5) Творчество.
Самый серьёзный и значимый вид досуга, который рассчитан не на потребление, а на созидание культурных ценностей. Творчество является высшей формой проведения досуга. В свою очередь, творческий вид досуга также подразделяется на категории в зависимости от вида творчества:
- декоративно-прикладное (рукоделие, бисероплетение, patchwork, div и
т. д.);
- художественное творчество (литературная деятельность, художественное творчество (живопись),
- музыкальное творчество,
- сценическое творчество (КВН, постановки, мюзиклы));
- техническое творчество (моделирование, конструирование, эксперименты).
Исследователь Г.А. Аванесова классифицирует досуг по сложности характера и строения. В этом случае можно выделить такие формы досуга как:
- одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между со бой процедур - уход задомаш ними животными, просмотр телевизора, приготовление ужина;
- нескось ко относительномрозтдоман ятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами;
- сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что КВН (Клуб веселых и находчивых) - это активная форма досуга, которая состоит из комплекса мероприятий (мозговой штурм, репетиция, редактура, выступление), направленных на самореализацию, саморазвитие личности в творческой деятельности.
КВН как форму досуга можно представить в виде двух частей.
Первая часть - непосредственно игра и система лиг в игре. В КВН выделяют лиги официальные и неофициальные.
Неофициальные лиги - это, как правило, лиги на уровне города, вуза, школы.
Официальные лиги предусматривают строгую иерархию и подчиняются ТТО «АМиК».
Официальные лиги имеют следующую структуру:
- региональная лига,
- центральная лига,
- первая лига и - международная лига,
- премьер лига,
- высшая лига.
Вторая часть связана с подготовкой и обучением игре в КВН. В нашей работе мы остановимся более детально на этом аспекте КВН-движения.
С каждым годом игра КВН становился всё более популярной. И в настоящее время КВН является игрой, объединяющей миллионы людей в нашей стране и за рубежом.
Нами было проведено исследование, по результатам которого был реализован проект «Школа КВН». Представим полученные нами результаты.
На вопрос «Знаете ли вы, что такое кВн?» все респонденты ответили утвердительно.
На вопрос «Следите те ли вы за КВН?» 74% учеников ответили утвердительно. 26% опрошенных отметили, что очень редко смотрят передачи клуба веселых и находчивых.
На вопрос «Как вы относитесь к КВН?» 39% респондентов ответили, что относятся нейтрально, 5% сказали, что им не нравится КВН, 28% указали, что КВН им нравится, 28% опрошенных играют в КВН.
Региональная лига L J Региональная лига L J Региональная лига L. À Региональная лига L -
Р 1 Центральная лига L lï- -=■ В Г 1 Центральная лига ь J » 1 Центральная лига L ШЯЁ и^и ■
Первая лига
1 Высшая лига
Рис. 1.ЛигиКВН