№ 5 (34), 2009
жизнь Юга России"
-137
идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности, овладевать увеличивающимся объемом информации.
Требования к профессиональной и личной жизни, новая темпоральность продиктованы техническим прогрессом и его следствием - необходимостью оперативно принимать решения и эффективно выполнять поставленные задачи. Иными словами - всемерно развивать креативные качества личности сегодняшних студентов, завтрашних будущих специалистов.
Литература
1. Тощенко Ж. Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. 2001. № 6. С. 4.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 319.
3. Крушанов А. А. Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 108.
4. Гессен. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995. С. 378.
в статье на примере одной из форм досуга характеризуется культура общения студенческой молодежи, раскрываются особенности проведения игры КвН.
Ключевые слова: культура общения, досуговое пространство, молодежная субкультура.
0. V. PENKINA. THE DYNAMICS OF SOCIAL SPACE AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVITY
This article is dedicated to major tendencies of social realty transformation, which influence the development of higher professional education.
Key words: social space transformation, higher professional education, development of students creative features.
К. Ш. МУХТАР0В
КВН и КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В ДОСУГОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОЛОДЕЖИ
Термин «культура общения» входит в число характеристик живого, развивающегося феномена взаимоотношений молодежи в досуговом пространстве. Он касается диалога между субъектами в контексте конкретной ситуации, целью которой в идеале является гармонизация компонентов общения: внутреннего мира и самоощущения людей, получающих эстетическое удовольствие, эмоциональный опыт (результат проведения до-сугового времени). Это предполагает наличие множества пластов, уровней, субкультурных ответвлений, вступающих во взаимоотношения. В частности, разных этнонациональных, возрастных, социальных групп, участвующих в проведении соревнований и подобных им досуговых мероприятий.
Среди форм досуга, служащих сплочению коллектива [1] и организации отдыха студенческой молодежи, особенно популярна игра КВН (Клуб веселых и находчивых). В ней своеобразно сочетаются традиционное и инновационное, консервативное и перспективное. Многие элементы этой игры годами отработаны, нынешнее поколение получает их в готовом виде. Однако старые формы активно сочетаются с новыми технологиями культурно-досугового процесса.
Досуг молодежи формируется в рамках свободного от учебы времени, являясь отражением культурной активности, целенаправленного преобразования окружающего мира. В социокультурном
пространстве это достаточно важное средство реализации сущностных сил человека, познания и оценки окружающего мира. В рамках досуговой деятельности активно проявляются способности, индивидуальные особенности, формируется и вырабатывается система ценностных ориентаций молодежи, происходит упрочение персональных качеств, механизмов саморегулирования личности, усвоение и передача общезначимых ценностей [2].
В постоянном поиске новых досуговых разработок КВН выдвигает на первый план такой признак, как социальная и моральная приемлемость объектов смеха. Этими критериями определены и границы культуры общения, которая складывается в коллективе. Кроме того, включается познавательный аспект, полнота содержания игры достигается только тогда, когда наряду с релаксацией (эмоциональной разрядкой) участники узнают что-то новое, пополняют свой интеллектуальный багаж, обогащают эрудицию [3].
Можно констатировать, что для КВН как формы досуга студентов характерна попытка формировать «другую реальность», варьировать сценарии жизненных ситуаций. Выстраивается принципиально новая ролевая структура, которая позволяет игрокам почувствовать себя в таком качестве, в котором они себя еще никогда ранее не видели. Новизна состояния пробуждает интерес, любопытство, удовольствие от игры. Немаловажен
138 "Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009
такой фактор, как непредсказуемость ситуации, элемент неопределенности в отношении развития событий, огромный простор для фантазии, воображения.
Психокорректирующий потенциал КВН дает возможность отнести эту игру к формам самопрезентации личности. В народе по этому поводу говорят: «Людей посмотреть и себя показать». Участники выступлений демонстрируют свой социальный статус, интеллектуальный уровень, творческий потенциал. Притягательность этой игры заключается в том, что в ней можно показать достижения, положительный и отрицательный опыт, многое, чем характеризуется эмоциональная сторона жизни.
КВН - довольно сложный социально-личностный и структурный конструкт. Игра протекает во времени и в пространстве, следовательно, ее можно рассматривать как процесс: выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Все начинается с выбора проблемы (идеи), затем следует осмысление действий субъекта по осуществлению задуманного игрового проекта и т. д. Если поиск, выбор и другие этапы формирования выступления прошли успешно, то выступление ждут с особым, позитивным настроением. Успех на сцене будет зависеть от артистизма и фантазии участников выступления. По завершении игры участники сверяют свои ожидания с достигнутым результатом. Итоговая картина может быть совершенно разной. Если выступление было неудачным и ожидания не сбылись, то следует разочарование. Когда все получилось, возни-
кает чувство удовлетворения не только от самой игры, но и от своей прозорливости, позволившей все предугадать и спланировать. Когда игра превосходит или не оправдывает ожидания, это показывает «планку оценки» (заниженную или, наоборот, слишком завышенную). На наш взгляд, в этом состоит самый важный этап: участники игры анализируют прошедшее мероприятие, выявляют шероховатости, нестыковки и делают выводы.
Рассматривая игру КВН как направленную на определенный результат действий, нужно учесть внутреннюю структуру и специфику цикла реприз, наполнение, интенсивность, функциональность частей выступления. Цикличность задает ритм игре, делает возможным заблаговременно ее спланировать. Наполнение элементов игры касается ее внутреннего содержания (не только количества материала, но и его качества).
Итак, можно с уверенностью сказать, что игра КВН формирует культуру общения студентов в досуговом пространстве, дает возможность сформировать самосознание молодежи, усилить чувство ответственности и другие положительные качества.
Литература
1. Клейн П. Актуальные проблемы современного досуга // Российская культура глазами молодых ученых. Вып. 17. СПб., 2006. С. 64-70.
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология. СПб., 2000. С. 23-24.
3. Мосалев Б. Досуг: методология и методика социологических исследований. М., 1995. С. 91.
K. SH. MUKHTAROV. KVN AND THE CULTURE OF COMMUNICATION IN THE YOUTH LEISURE-TIME
In the article culture of student-youth communication is analyzed on the example of one of the forms of leisure-time, the peculiarities of the game KVN are shown.
Key words: the culture of communication, leisure-time, youth subculture.
н. В. КАРПУК
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Автор анализирует возможности использования моделей дистанционного обучения при повышении квалификации преподавателей педагогического колледжа без отрыва от профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка педагогов, непрерывное педагогическое образование, модель дистанционного обучения.
Инновации в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей призваны усовершенствовать цепь звеньев непрерывного педагогического образования: педагогический колледж - высшее учебное заведение - последующая педагогическая деятельность. Так как учитель, мало интересующийся
тем, что происходит за пределами школы, не может успешно работать, основной идеей образовательных реформ, проводимых в настоящее время в европейских странах, выступает улучшение качества преподавания.
Для концепции ЮНЕСКО характерно стремление включить в понятие «образование» все воз-