Научная статья на тему 'Особенности организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса на современном этапе'

Особенности организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ACCOUNTING / ORGANIZATION / SIMPLIFIED ACCOUNTING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина К.А.

В статье исследуются особенности организации учета субъектов малого бизнеса на современном этапе, применения упрощенной системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса на современном этапе»

Кузьмина К.А. ©

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», Инженерно-экономический институт, кафедра предпринимательства и

коммерции, бакалавр.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье исследуются особенности организации учета субъектов малого бизнеса на современном этапе, применения упрощенной системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности

Ключевые слова: бухгалтерский учет, организация, упрощенная система бухгалтерского учета.

Keywords: accounting, organization, simplified accounting system.

Актуальность темы настоящей работы вытекает из необходимости разработки оптимального варианта по ведению бухгалтерского учета на малом предприятии, что в свою очередь является одним из необходимых условий эффективной организации деятельности любого предприятия. Одной из основных проблем организации учета на субъектов малого бизнеса на современном этапе является то, что в большинстве случаев бухгалтерский учет используется только в целях правильного расчета налогов и для подготовки отчетности в налоговые органы, в то время как по своей сущности бухгалтерский учет является специальным инструментом, помогающим анализировать финансовое состояние

предприятия, оценивать эффективность его деятельности, следить за своевременным выполнением обязательств перед кредиторами, позволяет контролировать сроки взыскания дебиторской задолженности.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к предприятиям малого бизнеса относятся субъекты экономики, характеризующиеся такими критериями, как небольшая средняя численность работников (не более 100 чел.), и высокие значения выручки от продаж (не превышающие 60 млн.руб. в год для микропредприятий и не превышающие 400 млн.руб. для субъектов малого бизнеса) [1; 2].

Обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе и на субъектов малого бизнеса прямо прописана в законодательстве в Федеральном законе от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [4], а также регламентируется требованиями положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иных положений по бухгалтерскому учету [6], Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению [7].

Особенности применения упрощенной системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для субъектов малого бизнеса представлены в официальном документе Минфина России «Информация Минфина РФ от 19 июля 2011 г. N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства"». Ранее применение простой формы бухгалтерского учета малыми предприятиями регламентировалось Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н "Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". [9]

© Кузьмина К. А., 2015 г.

Отличительные черты применения упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса, представленные Минфином РФ в документе от 19 июля 2011 г. N ПЗ-3/2010, заключаются в следующем:

- малые предприятия имеют возможность уменьшить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов, который утвержден ими в учетной политике.

- для отражения хозяйственных операций малые предприятия имеют возможность применять упрощенные регистры бухгалтерского учета, которые ориентированы в основном на ручной учет

- малые предприятия имеют возможность использовать кассовый метод учета доходов и расходов, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет в случае применения малым предприятием упрощенной системы налогообложения

- малые предприятия имеют возможность признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продаж полностью в отчетном году, не распределяя такие расходы на реализованную продукцию (товары) и остатки продукции (товаров) на складе;

- предприятия малого бизнеса могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), могут не формировать оценочные обязательства в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

- малые предприятия могут вести учет основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений без переоценки и т.п.

Согласно Приказу Минфина РФ "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 02 июля 2010 года №66н [10] малые предприятия вправе предоставлять бухгалтерскую отчетность, сгруппировав показатели по статьям Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, т.е. без применения дополнительных расшифровок. Однако при этом в Приказе все же уточняется, что в бухгалтерскую отчетность субъекта малого бизнеса должны включаться показатели, которые необходимы для формирования достоверной и полной информации о его финансовом состоянии, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом состоянии.

Однако следует отметить, что большинство особенностей ведения учета предприятиями малого бизнеса, указанных в документе Минфина РФ от 19 июля 2011 г. N ПЗ-3/2010, относятся и к ведению бухгалтерского учета предприятиями вручную без применения средств автоматизации. [8] На современном этапе большинство субъектов малого бизнеса применяет автоматизированную форму бухгалтерского учета с использованием таких программ, как например, «1С: Бухгалтерия» версии 7.7 или 8.2, «БЭСТ 4+», «Инфо-Бухгалтер» версии 8.6. Распространение автоматизированной формы учета обусловлено тем, что на предприятиях малого бизнеса, несмотря на небольшой объем работы по ведению бухгалтерского учета, автоматизация позволяет оперативно получать информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, об остатках денежных средств, об остатках товаров и/или материалов на складе. Кроме того, автоматизация учета позволяет руководителю субъекта малого бизнеса самостоятельно формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, не прибегая к услугам специально нанятого на работу бухгалтера или сторонних организаций.

Обобщая вышеизложенный материал, следует сделать вывод о том, что организация бухгалтерского учета на малом предприятии регламентируется теми же нормативными актами, что и порядок бухгалтерского учета на предприятии, не относящемуся к сфере малого бизнеса, а упрощенная система бухгалтерского учета, которая носит рекомендательный характер, не адаптирована к автоматизированной форме учета, применяемой большинством предприятий, в том числе и малых. Например, одним из вариантов совершенствования законодательства РФ в части поддержки субъектов малого предпринимательства является разработка бесплатной программы, по аналогии с программой «Налогоплательщик ЮЛ», которая могла бы применяться только субъектами малого бизнеса и позволяла бы им вести упрощенный бухгалтерский учет, удаленно

формировать и предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы и органы ФСС и ПФР, органы статистики. Конечно, не исключена возможность использования малыми предприятиями для организации учета и формирования отчетности программного обеспечения, которое уже существует на рынке и применяется в организациях, не относящихся к малому бизнесу. К тому же современные программы позволяют формировать бухгалтерскую отчетность согласно нормам действующего законодательства РФ (в соответствии с положениями Приказа Минфина РФ от 02 июля 2010 года №66н), а также формировать налоговые декларации по ЕНВД и по единому налогу в связи с применением УСНО, а эти налоги, как правило, уплачиваются предприятиями малого бизнеса. Однако для того чтобы пользоваться одной программой для ведении бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, любую из существующих программ необходимо дорабатывать, а это значит - осуществлять дополнительные расходы и искать грамотных специалистов в сфере компьютерных разработок для бухгалтерии. Такие расходы для многих предприятий малого бизнеса являются весьма существенными и неоправданными с точки зрения эффективности вложения средств.

При использовании малым предприятием упрощенной системы учета, рекомендуемой Минфином РФ, возникает проблема в части перехода субъектов малого бизнеса с упрощенной системы бухгалтерского учета на полноценный учет при потере статуса малого предприятия. Конечно, автоматизация учета позволит ретроспективно отразить многие факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, но если на малом предприятии применялась упрощенная система учета, то часть информации придется восстанавливать уже исходя из имеющихся первичных документов.

Поэтому, с учетом вышеизложенного, субъектам малого бизнеса все же стоит использовать рекомендуемые элементы упрощенной системы бухгалтерского учета, такие как учет основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений без переоценки, но применение кассового метода признания доходов и расходов, например, не позволит формировать в отчетности достоверной информации о суммах дебиторской и кредиторской задолженностей, поэтому его использование субъектами малого бизнеса даже для целей сближения бухгалтерского и налогового учета не является благоразумным вариантом построения учетной системы. Также влияние на достоверность показателей бухгалтерской отчетности субъектов малого бизнеса может оказать и отказ от формирования оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков, а также резерва сомнительных долгов, формирование которых позволит повысит точность отражения в бухгалтерском балансе субъекта малого бизнеса информации об активах и обязательствах.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ). // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/12154854/.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Официальный сайт АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства». Развитие малого и среднего предпринимательства в России. Январь 2015г. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/business.

4. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ). // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/ 70103036/.

5. Приказ Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (в ред. от 08.11.2010 N 142н). // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http:// base.garant.ru/12116599/.

6. Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (в ред. от 24 декабря 2010 г. N 186н). // Информационноправовой портал «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/12112848/.

7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н "План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению". // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/12121087/.

8. Информация Минфина России от 19 июля 2011 г. N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70174580/.

9. Приказ Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н "Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".// Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/12114304/.

10. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 04.12.2012 N 154н). // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: http://base .garant.ru/12177762/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.