Научная статья на тему 'Организация бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса'

Организация бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмова Елена Алексеевна, Косолапова Елизавета Вячеславовна

В данной статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Храмова Елена Алексеевна, Косолапова Елизавета Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса»

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Храмова Е.А.1, Косолапова Е.В.2

'Храмова Елена Алексеевна — кандидат экономических наук, преподаватель;

2Косолапова Елизавета Вячеславовна — студент, факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета и

налогообложения на предприятиях малого бизнеса.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, малый бизнес, налогообложение.

В современной экономике России высокую значимость во всех сферах деятельности приобретают малые формы предпринимательства, где бухгалтерский учет и налогообложение сталкиваются с различными проблемами. В связи с этим возникает вопрос: нужен ли бухгалтерский учет и налогообложение в малом бизнесе?

В малом бизнесе выбор формы ведения бухгалтерского учета во многом зависит от используемой системы налогообложения. Известны такие системы, как: патентная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения [1, с. 1324]. Данные специальные режимы налогообложения облегчают ведение бизнеса, дают преимущества и способствуют снижению налогового бремя, но имеется ряд проблем.

В частности, при упрощенной системе налогообложения, сложности для малого бизнеса создают следующие моменты: запрет на филиалы и представительства; невозможность осуществление определенных видов деятельности. Недостатками упрощенной системы налогообложения являются: наличие особых правил перехода на общую систему налогообложения и обратно (особенно запрет на использование убытков прошлых лет); особый порядок учёта стоимости основных средств и нематериальных активов; ограниченный перечень расходов, принимаемых для налогообложения; сложности с контрагентами, работающими на общей системе налогообложения являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость; необходимость уплаты минимального налога даже в случае получения убытков; применение кассового метода осложняет ведение бухгалтерского учёта.

Следовательно, выбор формы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса определяется: необходимостью формирования качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности субъекта для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях; финансовой возможностью; позицией малого бизнеса на рынке по отношению к конкурентам; уровнем надежности кредиторов.

Организацию системы бухгалтерского учёта в малом бизнесе целесообразно проводить по следующим этапам:

1. Организация службы бухгалтерского учёта.

2. Разработка и утверждение учётной политики, правил документооборота и технологии обработки учётной информации, порядка проведения инвентаризации.

3. Утверждение формы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.

При этом допустимы варианты создания бухгалтерской службы как структурного подразделения или принятие в штат бухгалтера, а также передача ведения бухгалтерского учёта специализированной организации. Для практической реализации, возможно, сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учёта. Функционирование внутреннего контроля возможно с помощью организации внутреннего аудита и управленческого анализа, который является подсистемой управления, и включает функции сбора информации для построения целей. Управленческий анализ по назначению, то есть по экономическим элементам, определяет, куда, на какие цели в каких размерах израсходованы ресурсы. Следовательно, управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей субъекта, направленные на оценку текущего состояния бизнеса [2, с. 123].

Таким образом, система бухгалтерского учета малого бизнеса должна представлять упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе,

обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех бизнес-процессов бизнеса.

Рассмотрим возможные варианты упрощения бухгалтерского учета для малых предприятий, которые отражаются в учетной политике и оформляются соответствующим приказом руководителя. На практике ведение бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса редко осуществляется согласно ПБУ 18/02. Затраты собираются на счете 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29. Рациональным возможно применение счета 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83; счета 51 «Расчетный счет» вместо счетов 51, 52, 55, 57; счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79 исходя из конкретных условий деятельности субъекта [3, с. 45].

Кроме этого для предприятий малого бизнеса разрешено:

1) ввести бухгалтерский учёт по простой системе (ПБУ «Учётная политика организации», утверждённое Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);

2) самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учёта и утверждать их формы (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства, утверждённые Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н);

3) составлять упрощенную бухгалтерскую отчётность (Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»);

4) предоставлять право руководителям субъектов малого бизнеса принимать на себя ведение бухгалтерского учёта [1, с. 1324].

Таким образом, для развития и устойчивого функционирования предприятий малого бизнеса необходимо сформировать единую учетно-информационную систему, включающую в себя бухгалтерский и налоговый учёт, а также данные оперативно-технического учёта, отражающие информацию для эффективного управления деятельностью и принятия объективных управленческих решений.

Список литературы

1. Потехина Е.Н. Проблемы и пути совершенствования учета на малых предприятиях, 2014.

С. 1322-1325.

2. Храмова Е.А. Комплексный подход к постановке управленческого анализа на предприятии в

системе управленческого учета // Известия высших ученых заведений. Поволжский регион.

Общественные науки, 2009. № 2 (10). С. 129-136.

3. Храмова Е.А., Шишова Л.И. Практические основы бухгалтерского учета источников

формирования имущества организации: учебное пособие / Е.А. Храмова, Л.И. Шишова.

Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 68 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Храмова Е.А.1, Мельникова А.А.2

'Храмова Елена Алексеевна — кандидат экономических наук, преподаватель; 2Мельникова Ангелина Алексеевна — студент, факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

Аннотация: в статье рассматривается методологический подход к оценке финансового состояния организации.

Ключевые слова: финансовое состояние, анализ финансового состояния, оценка финансового состояния.

В современных условиях хозяйствования каждому субъекту необходимо иметь достаточно четкие представления о перспективах дальнейшей деятельности. Именно для этого служит оценка финансового состояния, которая получает все большее распространение на практике. Поскольку развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно -правовых форм в жестокие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.