ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Храмова Е.А.1, Косолапова Е.В.2
'Храмова Елена Алексеевна — кандидат экономических наук, преподаватель;
2Косолапова Елизавета Вячеславовна — студент, факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета и
налогообложения на предприятиях малого бизнеса.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, малый бизнес, налогообложение.
В современной экономике России высокую значимость во всех сферах деятельности приобретают малые формы предпринимательства, где бухгалтерский учет и налогообложение сталкиваются с различными проблемами. В связи с этим возникает вопрос: нужен ли бухгалтерский учет и налогообложение в малом бизнесе?
В малом бизнесе выбор формы ведения бухгалтерского учета во многом зависит от используемой системы налогообложения. Известны такие системы, как: патентная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения [1, с. 1324]. Данные специальные режимы налогообложения облегчают ведение бизнеса, дают преимущества и способствуют снижению налогового бремя, но имеется ряд проблем.
В частности, при упрощенной системе налогообложения, сложности для малого бизнеса создают следующие моменты: запрет на филиалы и представительства; невозможность осуществление определенных видов деятельности. Недостатками упрощенной системы налогообложения являются: наличие особых правил перехода на общую систему налогообложения и обратно (особенно запрет на использование убытков прошлых лет); особый порядок учёта стоимости основных средств и нематериальных активов; ограниченный перечень расходов, принимаемых для налогообложения; сложности с контрагентами, работающими на общей системе налогообложения являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость; необходимость уплаты минимального налога даже в случае получения убытков; применение кассового метода осложняет ведение бухгалтерского учёта.
Следовательно, выбор формы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса определяется: необходимостью формирования качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности субъекта для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях; финансовой возможностью; позицией малого бизнеса на рынке по отношению к конкурентам; уровнем надежности кредиторов.
Организацию системы бухгалтерского учёта в малом бизнесе целесообразно проводить по следующим этапам:
1. Организация службы бухгалтерского учёта.
2. Разработка и утверждение учётной политики, правил документооборота и технологии обработки учётной информации, порядка проведения инвентаризации.
3. Утверждение формы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.
При этом допустимы варианты создания бухгалтерской службы как структурного подразделения или принятие в штат бухгалтера, а также передача ведения бухгалтерского учёта специализированной организации. Для практической реализации, возможно, сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учёта. Функционирование внутреннего контроля возможно с помощью организации внутреннего аудита и управленческого анализа, который является подсистемой управления, и включает функции сбора информации для построения целей. Управленческий анализ по назначению, то есть по экономическим элементам, определяет, куда, на какие цели в каких размерах израсходованы ресурсы. Следовательно, управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей субъекта, направленные на оценку текущего состояния бизнеса [2, с. 123].
Таким образом, система бухгалтерского учета малого бизнеса должна представлять упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе,
обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех бизнес-процессов бизнеса.
Рассмотрим возможные варианты упрощения бухгалтерского учета для малых предприятий, которые отражаются в учетной политике и оформляются соответствующим приказом руководителя. На практике ведение бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса редко осуществляется согласно ПБУ 18/02. Затраты собираются на счете 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29. Рациональным возможно применение счета 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83; счета 51 «Расчетный счет» вместо счетов 51, 52, 55, 57; счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79 исходя из конкретных условий деятельности субъекта [3, с. 45].
Кроме этого для предприятий малого бизнеса разрешено:
1) ввести бухгалтерский учёт по простой системе (ПБУ «Учётная политика организации», утверждённое Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
2) самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учёта и утверждать их формы (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства, утверждённые Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н);
3) составлять упрощенную бухгалтерскую отчётность (Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»);
4) предоставлять право руководителям субъектов малого бизнеса принимать на себя ведение бухгалтерского учёта [1, с. 1324].
Таким образом, для развития и устойчивого функционирования предприятий малого бизнеса необходимо сформировать единую учетно-информационную систему, включающую в себя бухгалтерский и налоговый учёт, а также данные оперативно-технического учёта, отражающие информацию для эффективного управления деятельностью и принятия объективных управленческих решений.
Список литературы
1. Потехина Е.Н. Проблемы и пути совершенствования учета на малых предприятиях, 2014.
С. 1322-1325.
2. Храмова Е.А. Комплексный подход к постановке управленческого анализа на предприятии в
системе управленческого учета // Известия высших ученых заведений. Поволжский регион.
Общественные науки, 2009. № 2 (10). С. 129-136.
3. Храмова Е.А., Шишова Л.И. Практические основы бухгалтерского учета источников
формирования имущества организации: учебное пособие / Е.А. Храмова, Л.И. Шишова.
Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 68 с.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Храмова Е.А.1, Мельникова А.А.2
'Храмова Елена Алексеевна — кандидат экономических наук, преподаватель; 2Мельникова Ангелина Алексеевна — студент, факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация: в статье рассматривается методологический подход к оценке финансового состояния организации.
Ключевые слова: финансовое состояние, анализ финансового состояния, оценка финансового состояния.
В современных условиях хозяйствования каждому субъекту необходимо иметь достаточно четкие представления о перспективах дальнейшей деятельности. Именно для этого служит оценка финансового состояния, которая получает все большее распространение на практике. Поскольку развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно -правовых форм в жестокие