УДК 343.98
DOI: 10.24412/2071 -6184-2021 -2-88-93
ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ХИЩЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
П.В. Кашлаев
Рассмотрена сущность оперативно-розыскной деятельности применительно к самому распространенному виду хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно присвоению и растрате. Исходя из особенностей данного вида хищения, представлены действия оперативных сотрудников в ходе выявления, пресечения и предупреждения преступлений. Отдельно в статье выделены существующие проблемы в деятельности оперативных подразделений и предложены пути их решения, которые могут повысить эффективность противодействия преступлениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, хищение, присвоение и растрата, руководитель организации, способ хищения, оперативно-розыскные мероприятия, бюджет, субъект преступления.
Важным элементом безопасности граждан и социальной стабильности является устойчивое реформирование жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) каждого государства. Жилищно-коммунальные услуги занимают серьезное место в жизни населения, так как они являются не столько показателем комфортности, сколько жизненной необходимостью.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство РФ, выступая в качестве сферы услуг, характеризуется динамичным реформированием с одновременным отсутствием надлежащего контроля со стороны органов власти. В результате появления новых направлений по реализации возможностей сферы ЖКХ и отсутствия надлежащего контроля растет количество преступлений, совершенных в сфере ЖКХ. Преступные деяния находят своё выражение в хищении бюджетных средств и денежных средств населения. Рост количества подобных преступлений напрямую связан с совершенствованием орудий и средств их совершения, возникновением новых и видоизменением старых способов.
Анализ преступлений, совершенных в сфере ЖКХ на территории Тульской области за период времени с 2017 по 2020 гг., показывает, что самым распространённым хищением денежных средств в указанной сфере является присвоение и растрата. Присвоение и растрата тесно взаимосвязаны между собой, первое направлено на удержание лицом в своей непосредственной собственности чужого имущества, а второе представляет собой использование удержанного имущества в дальнейшем. Современные исследователи отмечают много способов совершение такого преступления, как присвоение и растрата [1, с. 32].
Следует отметить три основных способа: 1) попытка сокрытия недостачи; 2) неправомерное использование ранее неучтенных ценностей; 3) создание
реестра, в который в последующем войдёт преступно неучтенное имущество. Самый распространенный способ выражается в завладении объектом имущества, денежными средствами или же материальными ценностями. Также необходимо отметить, что квалифицирующим признаком данного преступления является субъект преступления, в качестве которого выступает лицо, занимающее служебное положение.
Указанные преступления из года в год активно проявляются именно в сфере ЖКХ. По данным исследований, наибольшее количество нарушений, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, допущены в жилищной сфере. Одной из важных отраслей сервиса являются услуги по обслуживанию домашнего хозяйства. В последнее время присвоение и растрата в сфере ЖКХ чаще всего встречается в виде распределения средств, выделенных из федерального бюджета и некоммерческого фонда, для проведения капитального ремонта. После проведения проверок, экспертами чаще всего было выявлено, что немалая часть сметных объемов не выполняется и не соответствует установленным требованиям. Также выявлено, что путем присвоения и растраты осуществляются хищения денежных средств в крупных размерах, предназначенных для поддержания и улучшения текущего содержания жилья, на поддержание исправного состояния оборудования, коммуникаций и строительных конструкций [2, с. 28].
Субъектом присвоения и растраты чаще всего выступают лица, использующие свое служебное положение. Указанные субъекты в судебной практике представлены в основном в виде руководителей предприятий или организаций в сфере ЖКХ, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Если рассмотреть более детально, то можно отметить, что любая управляющая компания обладает рядом прав и обязанностей, соблюдение которых является обязательным. Определенный перечень данных обязанностей возлагается именно на руководителя управляющей компании.
Оперативно-розыскная практика в данной сфере показывает, что присвоение и растрата совершаются руководителями предприятий и организаций при получении, перечислении денежных средств и товарно-материальных ценностей или их списании. Руководитель организации может совершать хищение несколькими вариантами. Обладая умыслом на хищение денежных средств, руководитель организации может направлять денежные средства населения, перечисленные за коммунальные услуги, не поставщикам услуг, а иным контрагентам. В таких случаях, как правило, создаются фиктивные организации, якобы осуществляющие работы по оказанию услуг населению в сфере ЖКХ. Встречаются случаи, когда руководитель организации снимает денежные средства со счетов организации под различными предлогами с целью дальнейшего использование в своих целях. Также данные лица могут осуществлять хищение денежных средств путем их списания в фонд заработной платы. В таких случаях руководитель утверждает своей подписью расчётную ведомость и табель о выплате заработной платы работникам.
Фактически указанные работники существуют только по документам. Субъектами указанных преступлений выступают и бухгалтеры, осуществляющие незаконные действия по начислению заработной платы [3, с. 152].
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (далее -ОРД ОВД), направленная на противодействие вышеуказанным преступлениям, должна осуществляться исходя из ситуаций, обусловленных различными причинами. Описанные способы совершения хищений в сфере ЖКХ предопределяют организационно-тактические формы оперативно-розыскного противодействия им. Кроме этого, для эффективного противодействия преступной деятельности оперативные подразделения должны на высоком профессиональном уровне осуществлять взаимодействие со следственными подразделениями, что позволит полноценно выполнять поставленные перед ними задачи. На современном этапе именно оперативно-розыскное обеспечение предварительного следствия по делам о хищениях в сфере ЖКХ происходит достаточно проблемно. Можно выделить некоторые факты, негативно влияющие на процесс оперативно-розыскного обеспечения выявления рассматриваемых преступлений, среди которых:
- низкий уровень практических умений и навыков у следователей, осуществляющих расследование уголовных дел об экономических преступлениях, совершенных в сфере ЖКХ. В оперативно-розыскной практике складывается ситуация, когда оперуполномоченный управления экономической безопасности и противодействия коррупции только предоставляет следователю результаты оперативного документирования, но по факту он обладает большим количеством информации и на основании собранной информации на каждого фигуранта лучше разбирается в тактике проведения расследования;
- оказание давления криминалитета на сотрудников правоохранительных органов, что подтверждает факт наличия коррупционных связей преступников, в некоторых случаях и с самими представителями правоохранительных органов;
- многообразие источников получения бюджетных денежных средств для последующего хищения. Особо актуальным в современный период является хищение денежных средств, выделенных на ремонт и благоустройство многоквартирных домов;
- создание подозреваемыми (проверяемыми) видимости легального приобретения имущества либо получения прав на него, что создает трудности в установлении имущества, подлежащего конфискации. Учитывая вышеперечисленные проблемы, оперативный сотрудник еще на стадии доследственной проверки должен планировать и осуществлять комплекс ОРМ, которые позволят эффективно закрепить оперативную информацию, необходимую для дальнейшего расследования уголовного дела [4, с. 119].
Для улучшения сложившейся ситуации и высокого уровня противодействия преступлениям в сфере ЖКХ, оперативным сотрудникам целесообразно детально проводить комплекс оперативно-розыскных
мероприятий (далее - ОРМ) в отношении руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ. В рамках указанной необходимости важную роль занимают лица, конфиденциально сотрудничающие с оперативными подразделениями ОВД.
Полагаем, что в случаях совершения хищения денежных средств руководителем организаций в сфере ЖКХ, оперативный интерес будут представлять лица, занимающие должности бухгалтеров, так как именно они осуществляют большинство финансовых операций и оформлением документации организации. Помимо этого, на наш взгляд, в качестве первичной оперативно значимой информация о наличии признаков состава преступления могут быть рассмотрены документы надзорных и контролирующих органов. Из этого вытекает необходимость осуществлять комплекс мероприятий по взаимодействию с Государственной корпорацией -Фондом содействия реформированию ЖКХ, что позволит полноценно проводить проверки законности расходования бюджетных денежных средств, направленных на развитие данной сферы.
Большинство преступлений в рассматриваемой сфере совершается с использованием замаскированных способов, которые в свою очередь постоянно совершенствуются, как по способу совершения, так и по способу сокрытия. Указанное развитие преступной деятельности предопределяет решительные и эффективные действия, направленные на защиту сферы ЖКХ. Действия оперативных сотрудников как противовес преступной деятельности должны обеспечивать быстрое выявление коррупционных проявлений в процессе освоения и распределения финансовых средств в рамках целевых программ. Не менее значимым является активное предупреждение хищений бюджетных средств, направленных на осуществление государственной политики по восстановлению жилищного фонда граждан. Отдельное внимание сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции должны уделять противодействию преступлениям, совершаемым руководителями организаций в сфере ЖКХ при проведении конкурса на заключение государственных и муниципальных контрактов. Также в процессе осуществления ОРМ необходимо обратить внимание на незаконные действия сотрудников организаций в сфере ЖКХ, направленные на завышение тарифов и вывода из оборота имущество предприятий [5, с. 24].
Для укрепления своих возможностей и противодействия преступлениям в сфере ЖКХ оперативными сотрудниками должны прорабатываться существующие проблемы в нескольких формах. К примеру, в виде взаимодействия с другими правоохранительными и контрольно-надзорными органами. Также путем проведения различных ведомственных и межведомственных совещаний по наиболее сложным уголовным делам и материалам проверок. Помимо вышеуказанного необходимо наладить систему оперативного отслеживания движения бюджетных средств, начиная с их выделения и заканчивая освоением [6, с. 76].
Для достижения положительных результатов в противодействии с преступностью в рассматриваемой сфере оперативные сотрудники должны использовать все свои возможности, которые помогут своевременно получать значимую для следствия информацию на стадии подготовки, непосредственного совершения и сокрытия следов преступлений. Полагаем, что для улучшения самого механизма данной работы необходимо взаимодействие с другими органами и в целях повышения эффективности противодействия преступлениям в сфере ЖКХ, а именно:
- регулярные проверки за целевым использованием всех денежных средств, поступающих на развитие сферы ЖКХ;
- оперативно после получения информации о совершении преступления в сфере ЖКХ, проведение выборочных документальных проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности;
- отслеживание оперативным путем связей между руководителями и сотрудниками различных организаций в сфере ЖКХ;
- в случаях проведения проверок в отношении руководителя организации привлечение к работе наиболее опытных сотрудников;
- детальный подход к изучению сведений о личности преступника, что позволит выбрать наиболее эффективные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на доказывания вины преступника в полном объёме.
Подводя итог, считаем необходимым отметить, что в целом для эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности по делам о хищениях в сфере ЖКХ важен именно комплексный подход к оперативно-розыскному обеспечению, что напрямую зависит от особенности преступлений в рассматриваемой сфере.
Список литературы
1. Эриашвили Н.Д. Субъективные признаки присвоения и растраты // Закон и право. 2012. № 11. С.32-34.
2. Лебедева А.А. Способы совершения преступлений в сфере ЖКХ, проблемы их расследования // Безопасность бизнеса. 2015. № 1. С.27-30.
3. Самороковский С.А. Особенности оперативного обеспечения предварительного следствия по делам и хищениях в сфере ЖКХ // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. №2. С.151-155.
4. Кружилин В.С., Самороковский С.А. Особенности оперативно-розыскного противодействия корыстно-хозяйственным преступлениям, совершенным в сфере ЖКХ // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. №3. С. 116-120.
5. Багданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Основные направления противодействия коррупционным проявлениям, совершаемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами внутренних дел в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №7. С. 22-26.
6. Гришин А.В. Анализ отдельных направлений, нацеленных на решение проблем, связанных с выявлением и расследованием преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Закон и право. 2018. №10. С.75-77.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. 2005. 12 января.
8. Иванов П.И. Оперативно-разыскное обеспечение деятельности по защите бюджетных средств от преступных посягательств // Труды Академии управления МВД России. 2016. №2. С. 29-33.
9. Коллантай В.А. Завышение тарифов как способ совершения хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве // Российский следователь. 2016. № 9. С.3-10.
10. Никитинская Е.В. Понятие жилищно-коммунального хозяйства в контексте российского законодательства // Вятский государственный университет. 2018. № 2. С.160-165.
11. Олейник Е.В. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства: изменения в законодательстве России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 10. С.28-31.
12. Шмонин А.В. Некоторые проблемы расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Российский следователь. 2017. № 21. С.33-38.
Кашлаев Петр Владимирович, аспирант, petr.kashlaev a mail.ni, Россия, Тула Тульский государственный университет
SPECIFIC FEATURES OF THE OPERATIONAL INSPECTION ACTIVITIES IN DETECTING THEFT IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
P.V. Kashlaev
The article in detail studied the most common type of theft in the field of housing and utilities, namely embezzlement and embezzlement. Based on the features of this type of theft, the essence of operational and investigative activities of EB and PC officers in the course of detection, suppression and prevention of crimes is considered. Separately, the article highlights existing problems in the activities of operational units and proposes some ways to solve these problems, which can improve the level of efficiency in the process of countering crimes in the housing and utilities sector. The article also pays special attention to the heads of organizations in the housing and utilities sector, as a privileged basis of the crime, as a subject of the crime.
Key words: housing and utilities, embezzlement, embezzlement and embezzlement, the head of the organization, the way of committing a crime, the method of theft, operational and investigative activities, the budget, the subject of the crime.
Kashlaev Petr Vladimirovich, postgraduate student, petr.kashlaev@mail.ru, Russia, Tula Tula State University