Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ СТАЦИОНАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ СТАЦИОНАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Екатерина Владиславовна

В данной статье рассматриваются основные принципы и особенности организации комплексного коррекционно-развивающего сопровождения детей группы стационарных отделений реабилитационных центров системы социальной защиты населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OGRANIZATION''S FEATURES OF PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE WITHIN STATIONARY OFFICES OF THE REHABILITATION CENTERS OF SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

In this article the basic principles and features of the organization of the complex correctional developing escort of children of group of stationary offices of the rehabilitation centers of system of social protection of the population are considered

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ СТАЦИОНАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ СТАЦИОНАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Щербакова Екатерина Владиславовна

педагог-психолог ГКУСО МО «Наро-Фоминский РЦ «Сказка»

OGRANIZATION'S FEATURES OF PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE WITHIN STATIONARY OFFICES OF THE REHABILITATION CENTERS OF SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION.

Scherbakova Ekaterina Vladislavovna, educational psychologist GKUSO MO "Naro-Fominsky RTs "Fairy tale" АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные принципы и особенности организации комплексного коррекци-онно-развивающего сопровождения детей группы стационарных отделений реабилитационных центров системы социальной защиты населения. ABSTRACT

In this article the basic principles and features of the organization of the complex correctional developing escort of children of group of stationary offices of the rehabilitation centers of system of social protection of the population are considered.

Ключевые слова: психологическое сопровождение. Keywords: psychological maintenance.

Современное общество за последние период своего развития столкнулось с глобальной проблемой - резко возросло количество детей, имеющих множественные нарушения развития. По данным различных авторов (Т.Т. Соловьева и М.П. Парийский), доминирующей патологией развития являются психические болезни и заболевания нервной системы и органов чувств. На вышеназванные две группы болезней приходится более 76% детей с врожденными и приобретенными в раннем детстве дефектами развития. Психические расстройства составляют 30-32%, в том числе олигофрения (60-70%), шизофрения (12-14%), эпилепсия (9-12%), болезнь Дауна (6%). Следующей большой группой идут заболевания нервной системы (20-30%), где превалирует ДЦП (38-54%), последствия полиомиелита (18%), инфекционные поражения головного и спинного мозга (9,5%). На третьем месте стоят болезни органов слуха и зрения (около 18% и 17% соответственно). Правительственные меры, направленные на поддержку таких детей и семей их воспитывающих дают определенные результаты. В нашей стране создаются новые реабилитационные центры для данной категории граждан, проводятся глобальные исследования проблемы рождаемости детей с нарушениями развития, осуществляется социальная защита, взят курс на интеграцию таких детей в общество и так далее. Однако, на наш взгляд «мода» на поддержку «особенных» детей не всегда адекватна ситуации и приводит к положительному эффекту. Поскольку данная область социального обеспечения в нашей стране относительно молода, не сформировался единый подход к детям данной группы и семьям их воспитывающим. Отсутствует адекватность оценки зоны ближайшего развития ребенка, как его родителями, так и психологами и педагогами с ними работающими, что в свою очередь мешает продуктивному развитию психики таких детей.

Психологическое сопровождение в рамках реабилитационных центров в системе социальной защиты населения является неотъемлемой частью общей концепции работы с детьми с ограниченными возможностями и семьями, их воспитывающими. Роль психолога в этом слу-

чае не ограничивается каким-то одним вводом деятельности, будь то, коррекционно-развивающая работа с ребенком, психотерапия, психологическое консультирование, психодиагностика или другое. Деятельность психолога становится многогранной и включает в себя, так или иначе, все выше перечисленное, и становится многоуровневой и всеобъямлящей. При этом необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Иными словами, психолог в условиях реабилитационного центра становится «универсальным» специалистом, одновременно выполняющим несколько функций и охватывающим различные направления и находящемся в постоянном творческом поиске новых приемов и методов работы. Именно поэтому работа психолога в рамках реабилитационного центра представляет собой скорее многоуровневый план профессиональной деятельности, нежели раскрытие какого-то одного направления в работе. Такая «многоуров-невость» деятельности связана еще и с особенностями организации стационарного отделения как такоого.

Стационар в реабилитационном центре фактически занимается двумя направлениями работы, это:

1. классическая коррекционно-развивающая группа (группа пятидневного пребывания), где основной задачей перед специалистами становится достижение положительного результата в психическом развитии детей.

2. группы заездов (принцип санаторно-курортного пребывания), где основная задача - это обеспечение положительных эмоций у детей в период реабилитации.

Однако, прежде чем переходить к описанию специфических особенностей работы педагога-психолога в рамках стационарного отделения РЦ, необходимо остановиться на классических целях, принципах и методах работы психолога в целом.

Общую цель работы психолога возможно сформулировать следующим образом - психологическое сопровождение участников социально-реабилитационного

процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития детей и формирования их личности.

Также существуют основополагающие принципы, правила и направления работы психолога. Принципы и правила практической деятельности психолога включают в себя:

1. Принцип «не навреди». Работа психолога должна быть организованна таким образом, чтобы ни сам процесс, ни результаты работы не нанесли ущерба здоровью, финансовому благополучию или социальному положению в обществе его клиентов.

2. Принцип компетентности специалиста. Психолог берется за решение только тех проблем и вопросов, в которых он профессионально осведомлен и имеет все права и полномочия необходимые для выполнения как психокоррекционных, так и других воздействий на психику человека.

3. Принцип беспристрастного отношения. Психолог не допускает предвзятого отношения к клиенту, несмотря на субъективное впечатление, юридическое или социальное положение.

4. Принцип абсолютной конфиденциальности. Все сведения и материалы, полученные психологом во время работы, не подлежат случайному или сознательному разглашению, и должны выглядеть таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать клиента, психолога или психологическую науку.

5. Правило безопасного применения методик. Профессиональный психолог в своей работе применяет только проверенные методики, которые не способны нанести вред здоровью клиента.

6. Правило сотрудничества между психологом и клиентом. Психолог обязан сообщить своему клиенту о реальных возможностях решения психологических проблем современной наукой, применительно к поставленным клиентом вопросам, и в пределах компетентности специалиста.

7. Правило профессионального общения между психологом и клиентом. Специалист в области практической психологии обязан владеть всеми методами наблюдения, психодиагностической беседы и психологического воздействия на достаточном уровне, который позволит ему не только эффективно решить проблему клиента, но и поможет поддержать у посетителя чувство удовлетворения от посещения профессионала.

8. Правило доступного восприятия результатов психологических исследований. Психолог должен передать результаты исследований в доступной для понимания форме, избегая специальный терминов и понятий. Результаты исследования должны иметь форму конкретных рекомендаций.

9. Принцип природосообразности говорит о необходимости построения педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей объектов этого процесса; учитывать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности детей, опираться на них в случае организации воспитательных отношений; направлять педагогический процесс на формирование самовоспитания, самообразования, самообучения учеников.

10. Принцип гуманизации можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений детей между собой и со специалистами, когда педагогический процесс основывается на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

11. Принцип целостности, упорядоченности обозначает достижение единства и взаимосвязи всех ингредиентов педагогического процесса.

12. Принцип демократизации заключается в предоставлении участникам педагогического процесса некоторых свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Основные направления деятельности психолога можно представить следующим образом:

1. Психодиагностика:

■ дифференциальная диагностика детей группы пятидневного пребывания для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

■ экспресс-диагностика детей группы заездов с целью координации и оптимизации процесса сопровождения.

2. Психопрофилактика:

■ работа по адаптации субъектов социально-реабилитационного процесса. (детей, педагогов, родителей) к условиям быстроизменяющейся социальной среды: анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения реальной информации о развитии и здоровье ребенка;

■ групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

■ информирование специалистов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников социально-реабилитационного процесса.

3. Коррекционно-развивающая работа - проведение коррекционно-развивающих мероприятий, с целью развития психические процессов у детей, осуществления коррекции негативных тенденций развития, развития индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

4. Психологическое консультирование - консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией социально-реабилитационного процесса в интересах ребенка.

5. Психологическое просвещение - проведение систематизированного психологического просвещения семинаров, конференций, практикумов. Именно с учетом осн6овных целей работы, специфической структуры организации стационарного отделения и принципов и правил профессиональной деятельности психолога строится общая концепция работы специалиста в рамках РЦ.

Теоретической основой работы психолога являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерно-

стей психического развития в норме и патологии, о сензи-тивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и разви-

тия, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Основными методами, применяемыми в рабочей программе, являются (см. Таблица 1):

Таблица 1

Методы психологической коррекции.

Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухо-моторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания.

Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.

Метод звукодыха- тельных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность.

Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность..

Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов.

Арт-терапевтиче-ский метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность.

Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений.

Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов..

Таким образом, структура работы педагога-психолога в стационарном отделении реабилитационного центра в системе социальной защиты населения состоит из четырех основных направлений:

1. Коррекционно-развивающая деятельность в рамках разновозрастной группы пятидневного пребывания;

2. Психотерапевтическая деятельность и релаксация.

3. Психологическое сопровождение детей групп за-ездного типа;

4. Здоровьесбережение.

5. Психологическое сопровождение в летний период.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.

2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1969.

3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., 2004.

4. Кащенко В.П.. Педагогическая коррекция. - М., «Просвещение», 1992.

5. Лаптаева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. - СПб.: Речь, М.: Сфера, 2011.

6. Леонтьев А.Н.. Избранные психологические произведения. - М., 1983.

7. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.

8. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов на Дону, «Феникс», 2000.

9. Пазухина И.А. Давайте поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 34 лет: Пособие для практических работников ДОУ. - СПб., 2008.

10. Сучкова Н.О. Выявление и коррекция нарушенных представлений о доме у детей-сирот с использованием художественных средств // Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. Копытина М.: Когито- Центр, 2008.

11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект. Гаудеамус. 2007.

12. Шипицина Л.М. Психология детей - сирот. СПб, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.