Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра'

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
774
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTISM SPECTRUM DISORDERS / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Людмила Михайловна, Макарова Ольга Валентиновна, Мишина Елена Алексеевна

Aннотация: В статье описывается комплексный, дифференцированный подход команды специалистов в работе с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, способствующий повышению эффективности их психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Людмила Михайловна, Макарова Ольга Валентиновна, Мишина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes an integrated, differentiated approach of the team of specialists working with families that have children with autism spectrum disorders, to enhance the effectiveness of their psycho-pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра»

Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders

7. Ганзен В. А. Системное мышление.//Вестник СПГУ - Серия 6, вып. 1. - 1992. - № 6. - С. 78-84.

8. О'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 256 с.

9. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления: Пер. с англ.; под ред. Н. П. Тарасовой - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 343 с.

10. Разумов О. С., Благодатских В. А. Системные знания: концепция, методология, практика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.

11. Сарыбеков М. Н., Сыдыкназаров М. К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. - Алматы: Триумф «Т», 2008. - 504 с.

12. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пос. для вузов. - М.: Юнити-дана, 2002. - 437 с.

Semenova Lyudmila Mikhaylovna, Orel State University, Candidate of Biological Sciences, Professor

E-mail: semenova03@yandex.ru Makarova Olga Valentinovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

E-mail: remsk@inbox.ru Mishina Yelena Alekseyevna, Senior Lecturer E-mail: elena.mishina2016@mail.ru

Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders

Abstract: The paper describes an integrated, differentiated approach of the team ofspecialists working with families that have children with autism spectrum disorders, to enhance the effectiveness of their psycho-pedagogical support. Keywords: autism spectrum disorders, psycho-pedagogical support of families.

Семенова Людмила Михайловна, Орловский государственный университет, кандидат биологических наук, профессор E-mail: semenova03@yandex.ru Макарова Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: remsk@inbox.ru Мишина Елена Алексеевна, старший преподаватель E-mail: elena.mishina2016@mail.ru

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра

Аннотация: В статье описывается комплексный, дифференцированный подход команды специалистов в работе с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, способствующий повышению эффективности их психолого-педагогического сопровождения.

Kлючевые слова: расстройства аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение семей.

Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский аутизм — это искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной

потребности в общении, вследствие патологии, прежде всего эмоциональной и интеллектуальной сфер психики [9].

Появление в семье ребенка с такими отклонениями всегда связано с тяжелыми переживаниями родителей и близких родственников. Для них характерно подавленное

67

Section 5. Pedagogy

настроение, пассивность, замкнутость, тревожное поведение, растерянность, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. При этом нарушаются внутрисемейные отношения, растет неуверенность и опасение за будущее ребенка [1; 2; 4; 5; 6].

Заболевание ребенка вызывает психогенный стресс, депрессию у его матери и провоцируют у нее соматические и психические заболевания. Ухудшается психоэмоциональное и моральное состояние матери, проявляется дискомфорт, снижается социальный статус [3, 7].

В этой связи, родители часто оказываются не в состоянии выполнять реабилитационную функцию по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. Незнание особенностей воспитания такого ребенка, неадекватная оценка его способностей и возможностей нарушает характер взаимодействия ребенка с родителями. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке, полной информации о возможностях и способностях ребенка. При этом ориентация на индивидуальность ребенка является принципом психолого-педагогического сопровождения.

В настоящее время активно развиваются службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям, основанные на комплексном интегративном подходе к диагностике и консультированию, мультидисциплинарном сопровождении развития ребенка.

На базе Центра детского развития для детей с тяжелыми психо-неврологическими расстройствами г. Орла был организован эксперимент, направленный на повышение резистентности к стрессовому воздействию, уменьшение депрессивного состояния матерей, воспитывающих детей с РАС.

С целью оценки тяжести депрессии матерей, воспитывающих детей с РАС, и ее динамики в процессе терапии использовалась шкала Монтгомери-Асберга (MADRS). Оценить субъективные признаки самоощущения испытуемых позволил опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [11].

В эксперименте приняли участие 15 матерей, воспитывающих детей с РАС.

Результаты тестирования по шкале MADRS показали, что у большинства матерей (80 %), воспитывающих детей с РАС, депрессия средней степени (26-30 баллов), у части матерей (20 %) — депрессия тяжелой степени (свыше 30 баллов). Матерей с легкой депрессией и нормальным состоянием не выявлено.

Тест САН продемонстрировал у всех матерей неудовлетворительное самочувствие, низкую активность и плохое настроение (< 4 баллов по всем шкалам).

С целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с РАС, использовался метод компьютерного ЭЭГ биоуправления, основанный на принципе биологической обратной связи (БОС).

Терапия аффективных расстройств является относительно новой областью применения электроэнцефа-

лографического тренинга. Курс альфа-стимулирующего тренинга проводился с помощью программно-аппаратного комплекса Бослаб, разработанного специалистами ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук.

Перед началом курса исследовалась биоэлектрическая активность головного мозга испытуемых для определения оптимального места наложения электродов и диапазона альфа-ритма, поскольку обязательным условием проведения электроэнцефалографического тренинга являются правильно выставленные диапазоны ритмов ЭЭГ. Для этой цели проводилась проба закрытые/открытые глаза по двум каналам ЭЭГ.

Мониторирование электрической активности выявило у всех испытуемых дефицит альфа-активности в правой лобной доле и преобладание альфа-активности в левой лобной доле (при биполярном монтаже электродов).

Преобладание альфа-активности в правой лобной доле предрасполагает к развитию позитивных эмоциональных реакций, а доминирование альфа-активности в левой лобной доле предрасполагает к развитию депрессивных состояний. Испытуемого можно обучить перераспределять альфа-активность таким образом, чтобы правая лобная доля становилась более альфа-активной. При этом значительно снижается глубина депрессии [8, 10].

Курс терапии методом БОС состоял из 15 сеансов. Занятия проводились индивидуально, с частотой 2-3 раза в неделю. Первые 3-5 сеансов были обучающими. На следующих этапах выполнялись задания нарастающей сложности по увеличению уровня контролируемого параметра (индекса мощности альфа-ритма). Испытуемым предлагалось с закрытыми глазами увеличивать частоту возникновения сигнала обратной связи (то есть увеличивать альфа-активность) в течение 30-минутной сессии. В случае усталости испытуемого продолжительность сессии уменьшалась. Порог возникновения сигнала обратной связи устанавливался перед началом сеанса таким образом, чтобы альфа-активность исходно превышала его в 30 % случаев. Положение электродов при проведении альфа тренинга: двухвостый датчик крепился в точках F4-O2.

Для достижения цели тренинга испытуемые использовали различные стратегии:

• Техника Цигун (пациенты концентрировали внимание на чувстве прохождения энергии по каналам тела).

• Техника аутогенной тренировки.

• Создание динамических позитивных образов (Пенистон и Кулькоски).

• «Свободный метод» (испытуемым предлагалось свободно изменять предложенные методы).

В результате тренинга у матерей с депрессией средней степени произошло перераспределение альфа-активности в сторону правого полушария, которое сопровождалось позитивными изменениями данных психологического

68

Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders

тестирования. Показатели редукции шкалы MADRS составили в среднем 52 %. Существенные положительные изменения были в тестах САН — значительное улучшение показателей самочувствия (на 45 %) и настроения (на 60 %). Полученные данные свидетельствуют о повышении адаптационных возможностей испытуемых на фоне проводимого курса БОС-терапии.

У матерей с депрессией тяжелой степени показатели редукции шкалы MADRS оказались невысокими и составили в среднем 24 %. Динамика психологических параметров в исследуемой подгруппе свидетельствует о некотором увеличении субъективных показателей активности и настроения по опроснику САН (на 25 % и 12 %), что отражает увеличение способности к социальной адаптации испытуемых.

Таким образом получены положительные результаты по редукции депрессивной симтоматики. Наибольшую эффективность метод БОС-терапии продемонстрировал у матерей с депрессией средней степени.

Схема воздействия на депрессивное состояние с помощью биоуправления в ходе исследования ориентирована на сомато-вегетативную регуляцию. Схожесть задействованных этих механизмов позволяет более легко и в относительно небольшие сроки восстановить процессы саморегуляции и, как следствие, оказать выраженный лечебный эффект.

В то же время, помимо собственно депрессивной симптоматики, у части матерей наблюдалось отчетливое снижение мотивации к лечению. При этом они обвиняли своих близких и окружающих в собственном болезненном состоянии и, тем самым, отрицали возможность анализа ситуации и выхода из сложившегося кризиса.

Таким образом БОС-терапия способствует улучшению способностей человека противостоять стрессу. Большая роль при этом отводится его резервным возможностям, способности преодолеть заболевание. Во время занятий появляется осознания психологических механизмов болезни и их обратного развития. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает самочувствие, способствует повышению самооценки, за счет чего расширяются возможности и улучшается адаптивность. В конечном итоге в ходе БОС-терапии снижается фиксация на своих переживаниях, уменьшается ипохондричность, агрессивность, увеличивается вера в свои возможности, улучшается настроение.

Следовательно, общая переносимость метода и общая его эффективность по результатам проведенного исследования позволяют рекомендовать БОС-терапию для практического применения в отношении матерей, воспитывающих детей с РАС.

Аналогичная работа строилась с матерями, имеющими детей с РАС, в учебно-методическом центре «Семейный лад» при кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета. Вся работа была направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей. С родительницами проводятся просветительские лекции, беседы, психолого-педагогические консультации, практическое

обучение их педагогическим технологиям воспитания детей, индивидуальные занятия с детьми в присутствии матери, обучение приемам саморегуляции.

Занятия с детьми в Центре проводят студенты-волонтеры, обучающиеся на коррекционном отделении университета. С детьми проводились игры типа «Разложи игрушки по домикам», «Волшебный сундучок», «Птички», «Догонялки», «Обезьянки», «Ласковая кошка», направленные на коррекцию их эмоционального состояния, снятие агрессии и самоагрессии, а также на формирование межличностных отношений. В результате работы дети стали более контактны со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, вместе с родителями организовывались детские праздники, экскурсии, совместные прогулки. Яркие совместно проведенные вечера сплачивали участников, помогали им налаживать контакты. Постепенное вовлечение ребенка в совместную деятельность способствовало обогащению его эмоционального и интеллектуального опыта.

С родителями проводится специальная работа, которая начинается с предварительной беседы, в ходе которой их знакомят с правилами работы с детьми в Центре, а затем организуется непосредственная психолого-педагогическая помощь семье, исходя из особенностей развития каждого ребенка. При этом работа проводится как коллективная, так и индивидуальная с каждой семьей. Главным для нас является поддержка и уверенность родителей в возможностях своего ребенка, формирование у них адекватного отношения к его болезни, развитие адекватных родительско-детских отношений.

Родители с удовольствием учатся общаться и работать со своими детьми на индивидуальных занятиях. Всего было проведено 20 занятий. Это занятия по развитию мелкой и крупной моторики, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги (оригами), занятия с карточками, пазлами, нанизывание бус, пальчиковые игры, релаксационные упражнения.

Эффективными видами работы являются лекции, семинары, дискуссии, консультации, которые проводятся с матерями ежемесячно. Их целью является расширение знаний родителей об особенностях развития их ребенка, особенностях его обучения и воспитания. Вместе со специалистами родители обсуждают свои проблемы, пытаются найти пути их решения, обмениваются опытом.

Таким образом, для повышения эффективности поддержки родителей, имеющих детей с РАС, важно использование разнообразных форм группового взаимодействия родителей, их активное включение в лечебный и психолого-педагогический процесс.

Анализ проведенной работы позволил выделить следующие особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с РАС:

• комплексный дифференцированный подход команды специалистов;

• коррекция межличностных взаимоотношений в семье;

69

Section 5. Pedagogy

• коррекция нарушенного психологического состояния родителей;

• обучение родителей коррекционным методам воспитания и обучения ребенка в семье;

• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательной компетенции родителей;

• индивидуальное семейное консультирование (приемы саморегуляции, аутотренинги, релаксация, альфа тренинги).

Круг проблем, с которыми встречаются семьи детей с расстройствами аутистического спектра, разнообразен: изоляция ребенка, которая затрудняет его полноценную социализацию и адаптацию в общество; травмирующее действие микросреды; неприятие ребенка в среде здоровых детей; дефицит общения с окружающими; неуверенность в собственных возможностях; незнание закономерностей физического и психического развития, а также психологических особенностей детей; незнание специальных приемов коррекционно-развивающей работы с детьми; недостаточность реабилитационных мероприятий и психолого-педагогического сопровождения семьи на ранних этапах жизни

детей с нарушениями аутистического спектра; низкий уровень педагогической культуры родителей.

Какая же помощь нужна семьям:

- ранняя комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи с момента выявления дефекта у ребенка;

- установление партнерских взаимоотношений и сотрудничества всех специалистов с родителями; психотерапевтическая и консультативная помощь, направленная на коррекцию внутреннего психологического состояния родителей;

- информирование родителей о психическом и физическом развитии ребенка и условиями ухода за ними для адаптации его в семье;

- обучение родителей методам и приемам коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения и воспитания, с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

- гуманное отношение окружающих людей и общества к семье;

- создание организаций, ассоциаций и обществ, для обмена опытом с другими семьями.

Список литературы:

1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики.//Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 15.

2. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М., 2008.

3. Горячева Т. Г, Солнцева И. А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения./Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. - М., 2008. - С. 285-298.

4. Корельская Н. Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок. - М., 2003.

5. Лютова Е. К., Монина К. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Спб., 2002.

6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб., 2007.

7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./Под ред. В. И. Селиверстову. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - С. 306-318; 331-333.

8. Низова А. В. Метод биологической обратной связи.//Нелекарственные методы реабилитации больных с пограничными психическими расстройствами./Под ред. Тихоненко В. А. - Сб. научн. трудов ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. -М., 2005. - С. 111-128.

9. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. - М., 2014. - 448 с.

10. Скок А. Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами. Автореферат канд. дисс. - Новосибирск, 1999.

11. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния./Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошни-ков М. П., Шарай В. Б.//Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141-145.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.