Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders
7. Ганзен В. А. Системное мышление.//Вестник СПГУ - Серия 6, вып. 1. - 1992. - № 6. - С. 78-84.
8. О'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 256 с.
9. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления: Пер. с англ.; под ред. Н. П. Тарасовой - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 343 с.
10. Разумов О. С., Благодатских В. А. Системные знания: концепция, методология, практика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.
11. Сарыбеков М. Н., Сыдыкназаров М. К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. - Алматы: Триумф «Т», 2008. - 504 с.
12. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пос. для вузов. - М.: Юнити-дана, 2002. - 437 с.
Semenova Lyudmila Mikhaylovna, Orel State University, Candidate of Biological Sciences, Professor
E-mail: semenova03@yandex.ru Makarova Olga Valentinovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
E-mail: remsk@inbox.ru Mishina Yelena Alekseyevna, Senior Lecturer E-mail: elena.mishina2016@mail.ru
Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders
Abstract: The paper describes an integrated, differentiated approach of the team ofspecialists working with families that have children with autism spectrum disorders, to enhance the effectiveness of their psycho-pedagogical support. Keywords: autism spectrum disorders, psycho-pedagogical support of families.
Семенова Людмила Михайловна, Орловский государственный университет, кандидат биологических наук, профессор E-mail: semenova03@yandex.ru Макарова Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: remsk@inbox.ru Мишина Елена Алексеевна, старший преподаватель E-mail: elena.mishina2016@mail.ru
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация: В статье описывается комплексный, дифференцированный подход команды специалистов в работе с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, способствующий повышению эффективности их психолого-педагогического сопровождения.
Kлючевые слова: расстройства аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение семей.
Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский аутизм — это искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной
потребности в общении, вследствие патологии, прежде всего эмоциональной и интеллектуальной сфер психики [9].
Появление в семье ребенка с такими отклонениями всегда связано с тяжелыми переживаниями родителей и близких родственников. Для них характерно подавленное
67
Section 5. Pedagogy
настроение, пассивность, замкнутость, тревожное поведение, растерянность, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. При этом нарушаются внутрисемейные отношения, растет неуверенность и опасение за будущее ребенка [1; 2; 4; 5; 6].
Заболевание ребенка вызывает психогенный стресс, депрессию у его матери и провоцируют у нее соматические и психические заболевания. Ухудшается психоэмоциональное и моральное состояние матери, проявляется дискомфорт, снижается социальный статус [3, 7].
В этой связи, родители часто оказываются не в состоянии выполнять реабилитационную функцию по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. Незнание особенностей воспитания такого ребенка, неадекватная оценка его способностей и возможностей нарушает характер взаимодействия ребенка с родителями. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке, полной информации о возможностях и способностях ребенка. При этом ориентация на индивидуальность ребенка является принципом психолого-педагогического сопровождения.
В настоящее время активно развиваются службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям, основанные на комплексном интегративном подходе к диагностике и консультированию, мультидисциплинарном сопровождении развития ребенка.
На базе Центра детского развития для детей с тяжелыми психо-неврологическими расстройствами г. Орла был организован эксперимент, направленный на повышение резистентности к стрессовому воздействию, уменьшение депрессивного состояния матерей, воспитывающих детей с РАС.
С целью оценки тяжести депрессии матерей, воспитывающих детей с РАС, и ее динамики в процессе терапии использовалась шкала Монтгомери-Асберга (MADRS). Оценить субъективные признаки самоощущения испытуемых позволил опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [11].
В эксперименте приняли участие 15 матерей, воспитывающих детей с РАС.
Результаты тестирования по шкале MADRS показали, что у большинства матерей (80 %), воспитывающих детей с РАС, депрессия средней степени (26-30 баллов), у части матерей (20 %) — депрессия тяжелой степени (свыше 30 баллов). Матерей с легкой депрессией и нормальным состоянием не выявлено.
Тест САН продемонстрировал у всех матерей неудовлетворительное самочувствие, низкую активность и плохое настроение (< 4 баллов по всем шкалам).
С целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с РАС, использовался метод компьютерного ЭЭГ биоуправления, основанный на принципе биологической обратной связи (БОС).
Терапия аффективных расстройств является относительно новой областью применения электроэнцефа-
лографического тренинга. Курс альфа-стимулирующего тренинга проводился с помощью программно-аппаратного комплекса Бослаб, разработанного специалистами ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук.
Перед началом курса исследовалась биоэлектрическая активность головного мозга испытуемых для определения оптимального места наложения электродов и диапазона альфа-ритма, поскольку обязательным условием проведения электроэнцефалографического тренинга являются правильно выставленные диапазоны ритмов ЭЭГ. Для этой цели проводилась проба закрытые/открытые глаза по двум каналам ЭЭГ.
Мониторирование электрической активности выявило у всех испытуемых дефицит альфа-активности в правой лобной доле и преобладание альфа-активности в левой лобной доле (при биполярном монтаже электродов).
Преобладание альфа-активности в правой лобной доле предрасполагает к развитию позитивных эмоциональных реакций, а доминирование альфа-активности в левой лобной доле предрасполагает к развитию депрессивных состояний. Испытуемого можно обучить перераспределять альфа-активность таким образом, чтобы правая лобная доля становилась более альфа-активной. При этом значительно снижается глубина депрессии [8, 10].
Курс терапии методом БОС состоял из 15 сеансов. Занятия проводились индивидуально, с частотой 2-3 раза в неделю. Первые 3-5 сеансов были обучающими. На следующих этапах выполнялись задания нарастающей сложности по увеличению уровня контролируемого параметра (индекса мощности альфа-ритма). Испытуемым предлагалось с закрытыми глазами увеличивать частоту возникновения сигнала обратной связи (то есть увеличивать альфа-активность) в течение 30-минутной сессии. В случае усталости испытуемого продолжительность сессии уменьшалась. Порог возникновения сигнала обратной связи устанавливался перед началом сеанса таким образом, чтобы альфа-активность исходно превышала его в 30 % случаев. Положение электродов при проведении альфа тренинга: двухвостый датчик крепился в точках F4-O2.
Для достижения цели тренинга испытуемые использовали различные стратегии:
• Техника Цигун (пациенты концентрировали внимание на чувстве прохождения энергии по каналам тела).
• Техника аутогенной тренировки.
• Создание динамических позитивных образов (Пенистон и Кулькоски).
• «Свободный метод» (испытуемым предлагалось свободно изменять предложенные методы).
В результате тренинга у матерей с депрессией средней степени произошло перераспределение альфа-активности в сторону правого полушария, которое сопровождалось позитивными изменениями данных психологического
68
Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders
тестирования. Показатели редукции шкалы MADRS составили в среднем 52 %. Существенные положительные изменения были в тестах САН — значительное улучшение показателей самочувствия (на 45 %) и настроения (на 60 %). Полученные данные свидетельствуют о повышении адаптационных возможностей испытуемых на фоне проводимого курса БОС-терапии.
У матерей с депрессией тяжелой степени показатели редукции шкалы MADRS оказались невысокими и составили в среднем 24 %. Динамика психологических параметров в исследуемой подгруппе свидетельствует о некотором увеличении субъективных показателей активности и настроения по опроснику САН (на 25 % и 12 %), что отражает увеличение способности к социальной адаптации испытуемых.
Таким образом получены положительные результаты по редукции депрессивной симтоматики. Наибольшую эффективность метод БОС-терапии продемонстрировал у матерей с депрессией средней степени.
Схема воздействия на депрессивное состояние с помощью биоуправления в ходе исследования ориентирована на сомато-вегетативную регуляцию. Схожесть задействованных этих механизмов позволяет более легко и в относительно небольшие сроки восстановить процессы саморегуляции и, как следствие, оказать выраженный лечебный эффект.
В то же время, помимо собственно депрессивной симптоматики, у части матерей наблюдалось отчетливое снижение мотивации к лечению. При этом они обвиняли своих близких и окружающих в собственном болезненном состоянии и, тем самым, отрицали возможность анализа ситуации и выхода из сложившегося кризиса.
Таким образом БОС-терапия способствует улучшению способностей человека противостоять стрессу. Большая роль при этом отводится его резервным возможностям, способности преодолеть заболевание. Во время занятий появляется осознания психологических механизмов болезни и их обратного развития. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает самочувствие, способствует повышению самооценки, за счет чего расширяются возможности и улучшается адаптивность. В конечном итоге в ходе БОС-терапии снижается фиксация на своих переживаниях, уменьшается ипохондричность, агрессивность, увеличивается вера в свои возможности, улучшается настроение.
Следовательно, общая переносимость метода и общая его эффективность по результатам проведенного исследования позволяют рекомендовать БОС-терапию для практического применения в отношении матерей, воспитывающих детей с РАС.
Аналогичная работа строилась с матерями, имеющими детей с РАС, в учебно-методическом центре «Семейный лад» при кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета. Вся работа была направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей. С родительницами проводятся просветительские лекции, беседы, психолого-педагогические консультации, практическое
обучение их педагогическим технологиям воспитания детей, индивидуальные занятия с детьми в присутствии матери, обучение приемам саморегуляции.
Занятия с детьми в Центре проводят студенты-волонтеры, обучающиеся на коррекционном отделении университета. С детьми проводились игры типа «Разложи игрушки по домикам», «Волшебный сундучок», «Птички», «Догонялки», «Обезьянки», «Ласковая кошка», направленные на коррекцию их эмоционального состояния, снятие агрессии и самоагрессии, а также на формирование межличностных отношений. В результате работы дети стали более контактны со сверстниками и взрослыми.
Кроме того, вместе с родителями организовывались детские праздники, экскурсии, совместные прогулки. Яркие совместно проведенные вечера сплачивали участников, помогали им налаживать контакты. Постепенное вовлечение ребенка в совместную деятельность способствовало обогащению его эмоционального и интеллектуального опыта.
С родителями проводится специальная работа, которая начинается с предварительной беседы, в ходе которой их знакомят с правилами работы с детьми в Центре, а затем организуется непосредственная психолого-педагогическая помощь семье, исходя из особенностей развития каждого ребенка. При этом работа проводится как коллективная, так и индивидуальная с каждой семьей. Главным для нас является поддержка и уверенность родителей в возможностях своего ребенка, формирование у них адекватного отношения к его болезни, развитие адекватных родительско-детских отношений.
Родители с удовольствием учатся общаться и работать со своими детьми на индивидуальных занятиях. Всего было проведено 20 занятий. Это занятия по развитию мелкой и крупной моторики, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги (оригами), занятия с карточками, пазлами, нанизывание бус, пальчиковые игры, релаксационные упражнения.
Эффективными видами работы являются лекции, семинары, дискуссии, консультации, которые проводятся с матерями ежемесячно. Их целью является расширение знаний родителей об особенностях развития их ребенка, особенностях его обучения и воспитания. Вместе со специалистами родители обсуждают свои проблемы, пытаются найти пути их решения, обмениваются опытом.
Таким образом, для повышения эффективности поддержки родителей, имеющих детей с РАС, важно использование разнообразных форм группового взаимодействия родителей, их активное включение в лечебный и психолого-педагогический процесс.
Анализ проведенной работы позволил выделить следующие особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с РАС:
• комплексный дифференцированный подход команды специалистов;
• коррекция межличностных взаимоотношений в семье;
69
Section 5. Pedagogy
• коррекция нарушенного психологического состояния родителей;
• обучение родителей коррекционным методам воспитания и обучения ребенка в семье;
• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательной компетенции родителей;
• индивидуальное семейное консультирование (приемы саморегуляции, аутотренинги, релаксация, альфа тренинги).
Круг проблем, с которыми встречаются семьи детей с расстройствами аутистического спектра, разнообразен: изоляция ребенка, которая затрудняет его полноценную социализацию и адаптацию в общество; травмирующее действие микросреды; неприятие ребенка в среде здоровых детей; дефицит общения с окружающими; неуверенность в собственных возможностях; незнание закономерностей физического и психического развития, а также психологических особенностей детей; незнание специальных приемов коррекционно-развивающей работы с детьми; недостаточность реабилитационных мероприятий и психолого-педагогического сопровождения семьи на ранних этапах жизни
детей с нарушениями аутистического спектра; низкий уровень педагогической культуры родителей.
Какая же помощь нужна семьям:
- ранняя комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи с момента выявления дефекта у ребенка;
- установление партнерских взаимоотношений и сотрудничества всех специалистов с родителями; психотерапевтическая и консультативная помощь, направленная на коррекцию внутреннего психологического состояния родителей;
- информирование родителей о психическом и физическом развитии ребенка и условиями ухода за ними для адаптации его в семье;
- обучение родителей методам и приемам коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения и воспитания, с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
- гуманное отношение окружающих людей и общества к семье;
- создание организаций, ассоциаций и обществ, для обмена опытом с другими семьями.
Список литературы:
1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики.//Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 15.
2. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М., 2008.
3. Горячева Т. Г, Солнцева И. А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения./Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. - М., 2008. - С. 285-298.
4. Корельская Н. Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок. - М., 2003.
5. Лютова Е. К., Монина К. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Спб., 2002.
6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб., 2007.
7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./Под ред. В. И. Селиверстову. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - С. 306-318; 331-333.
8. Низова А. В. Метод биологической обратной связи.//Нелекарственные методы реабилитации больных с пограничными психическими расстройствами./Под ред. Тихоненко В. А. - Сб. научн. трудов ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. -М., 2005. - С. 111-128.
9. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. - М., 2014. - 448 с.
10. Скок А. Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами. Автореферат канд. дисс. - Новосибирск, 1999.
11. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния./Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошни-ков М. П., Шарай В. Б.//Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141-145.
70