Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / профессионализм / терроризм / экстремизм / применение огнестрельного оружия.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Машекуашева М. Х.

Формирование профессионализма в рамках огневой подготовки возможно только путем систематического приобретения знаний, которые затем будут трансформированы в умения и навыки. Именно так возможно сохранить собственную жизнь и обеспечить безопасность в рамках проведения контртеррористической операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Машекуашева М. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-149-151 МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

NIION: 2022-0079-9/22-127 доцент кафедры ГиГПД,

MOSURED: 77/27-025-2022-09-127 кандидат психологических наук,

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ

В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ.

Аннотация. Формирование профессионализма в рамках огневой подготовки возможно только путем систематического приобретения знаний, которые затем будут трансформированы в умения и навыки. Именно так возможно сохранить собственную жизнь и обеспечить безопасность в рамках проведения контртеррористической операции.

Ключевые слова: огневая подготовка, профессионализм, терроризм, экстремизм, применение огнестрельного оружия.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Associate Professor of GiGPD, Candidate of Psychological Sciences

FEATURES OF FIRE TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS:

PREPARATION FOR PARTICIPATION IN COUNTER-TERRORISM

OPERATIONS.

Annotation. The formation of professionalism within the framework of fire training is possible only by systematic acquisition of knowledge, which will then be transformed into skills and skills. This is how it is possible to preserve your own life and ensure security as part of a counter-terrorist operation.

Key words: fire training, professionalism, terrorism, extremism, use of firearms.

К сожалению, на территории Северного Кавказа терроризм стал формой разрешения накопившихся социально - экономических и геополитических проблем. Во многих научных трудах отмечают, что терроризм - это оружие борьбы малых народов, на наш взгляд-это оружие маленьких в нравственном смысле людей и использовать слово народ тут неуместно.

Последствия от террористических актов могут быть различными, что зависит от целей и объектов террора. Условно разделим вопрос на 2 части:

1. К первой части следует отнести попытки террористов физически уничтожить конкретного человека или группу лиц по политическим или иным мотивам. Здесь конечный результат акта зависит от эффективности заблаговременно принятых мер безопасности и расторопности личной охраны или органов охраны правопорядка. Сюда же можно отнести взрывы (как например в г. Москве, Волгодонске), поджоги (Татарстан) устройство аварий на сложных производствах, с целью гибели большого числа людей и нарушения экологической обстановки в регионе. Эффективность сил безопасности, охраны и обороны является главнейшим условием минимизации или

даже срыва террористического акта. И возможностей для дальнейшего совершенствования минимизации последствий от происшедшего акта более чем достаточно.

Ко второй части следует отнести самый страшный и коварный вид терроризма - захват заложников и выдвижение требований о выполнении самых неожиданных условий от государства или отдельных людей либо ведомств под угрозой убийства заложников. Исследования и уже накопленный опыт показывают, что и здесь, несмотря на всю сложность и трагичность положения, может быть найден выход, обеспечивающий минимизацию числа жертв, при ликвидации последствий захвата заложников.

В ст. 35 Закона РФ «О полиции» указано: «На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 40 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и

состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции»[1].

Успешность обучения сотрудников полиции на занятиях по огневой подготовке напрямую зависит от уровня их эмоционально-волевой устойчивости. Фактор повышенного риска обусловлен самим фактом использования огнестрельного оружия. Уверенность, дисциплина, внимательность и решительность вырабатываются в рамках занятий по огневой подготовке. Анализ случаев применения оружия сотрудниками ОВД по России показывает, что они применяли оружие для отражения нападения на самих сотрудников в два раза чаще, чем для задержания вооруженных преступников. Чаще других применяют огнестрельное оружие полицейские патрульно-постовой службы, оперуполномоченные уголовного розыска, инспекторы ДПС ГИБДД, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью. По сравнению с сотрудниками спецподразделений, где применение оружия считается браком в работе, сотрудники указанных служб имеют «возможность» применять оружие практически ежедневно при выполнении своих служебных обязанностей.

Умения стрелять без ограничения времени на выстрел уже недостаточно. Потенциально меткий, но сделанный слишком поздно выстрел не влияет на исход огневого контакта, бесполезен для защиты, как самого полицейского, так и населения. По статистике, практически все перестрелки заканчиваются через 3-5 с после первого выстрела, причем сумма выстрелов всех участников не превышает 4-8. По этой причине быстрота открытия огня зачастуюпредопределя-етрезультат выполненияслужебнобоевойзадачи. Быть готовым открыть огонь на поражение не значит постоянно носить оружие в руке. Правильно выбранная кобура и ее расположение при ношении в сочетании с грамотными действиями позволяют привести оружие в боевое положение за максимально короткий срок [3].

У оперативных работников, выполняющих свои служебные обязанности в гражданской форме одежды, добавляется задача скрытого ношения оружия. Опытный работник не даст и намека на то, что у него есть оружие до момента его использования или применения.

Для эффективного результата, любые знания должны быть в комплексе со знаниями мер безопасности, основы профессиональной стрельбы и конечно же психологических основ изготовленности к выстрелу.

Практика давно доказала, что односторонний подход к огневой подготовке не даст желаемого результата. Именно совмещение теории и практики на фоне повышенного эмоционального состояния позволяет выполнить огневую задачу.

Отличный стрелок с устойчивой психикой не сможет поразить цель из оружия, не приведенного к нормальному бою. Выверенное оружие вряд ли будет полезным в руках неумелого, психологически неустойчивого стрелка. Задача огневой подготовки сотрудников ОВД - совместить их теоретические знания и практические умения, развить психологическую устойчивость при стрельбе из табельного оружия.

Выполняющий практические стрельбы сотрудник должен в достаточной мере обладать знаниями мер безопасности, основ стрельбы, материальной части, приемов и правил стрельбы. Без этих знаний руководителю занятия и обучающимся будет трудно прийти к взаимопониманию.

Каждый сотрудник органов внутренних дел, в соответствии с приказом МВД России № 880 от 23 ноября 2017 г. «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», обязан уверенно владеть табельным огнестрельным оружием. Умение владеть оружием - понятие достаточно емкое [2]. Оно включает в себя знание теоретических основ производства меткого выстрела, материальной части табельного оружия, приемов и правил стрельбы, правовых основ использования и применения оружия, а также умение уверенно выполнять действия по снаряжению магазина, заряжанию оружия и ведению результативной стрельбы в различных условиях оперативной обстановки. Обучение должно быть основано на реализации принципов сознательности и активности [4]. Исходя из этих принципов, при организации учебного процесса преподавателям необходимо помнить следующее:

1. Обучаемые должны понимать цель и задачи огневой подготовки, осознавать значение предлагаемого к изучению материала как одного из средств профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

2. Воспитанию целеустремленности в процессе обучения способствует конкретизация цели, а также применение принципа доступности, т. е. возможности преодоления трудностей (целеустремленность воспитывается только на преодолимых трудностях).

3. На занятиях по огневой подготовке необходимо постоянно поддерживать и поощрять активность обучаемых.

К процессу огневой подготовки применимы все общепедагогические принципы, однако отражая специфику изучаемого материала, они получают особое содержание и реализуются особыми средствами и способами [5].

Специфика огневой подготовки заключается в том, что на стадии практического выполнения стрельб обучаемые испытывают большие

психологические нагрузки, на фоне которых они выполняют действия с оружием.

Состояние волнения, эмоциональной напряженности у человека с оружием присутствует всегда, и полностью избавиться от него невозможно. В данном случае все зависит от особенностей психики человека. У каждого стрелка будет своя, особенная реакция на такой большой стрессовый фактор, каким является оружие. Чтобы правильно выполнить все необходимые действия с оружием, которые дадут поло-

жительный результат (поражение мишени, противника и т. д.) на фоне эмоционального волнения, стресса, необходимо освоить на уровне навыков все элементы выстрела.

При разработке приемов формирования двигательных умений и навыков на занятиях по огневой подготовке необходимо применять упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности у обучаемых, снижение зависимости конечного результата (качественного выстрела) от состояния стрелка.

Список литературы:

¡1] Рыжов A.B., Белёвцев В.В., Пожидаев C.B. Обучение начальным навыкам стрельбы сотрудника полиции как основа личной безопасности. в сборнике: актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач. 2019. с. 121-125.

¡2] Буянов И.В. Особенности порядка поступления на государственную службу в органы внутренних дел. Право и образование. 2011. № 7. С. 176-180.

¡3] Арипшев A.M. Огневая подготовка: практическое пособие. - Краснодар: КрУ МВД России, 2013. - 276 с.

¡4] Журтов, А.Б. Назначение, боевые свойства и устройства ручных противотанковых гранатометов [Текст]: учебно-практическое пособие / А.Б. Журтов. - Нальчик: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, 2017.

¡5] Огневая подготовка: учебник / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М.: ДГСК МВД России, 2016. -

286 с.

Spisok literatury:

¡1] Ryzhov A.V., Belyovcev V.V., Pozhidaev S.V. Obuchenie nachal'nym navykam strel'by sotrudnika policii kak osnova lichnoj bezopasnosti. v sbornike: aktual'nye problemy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov pri vypolnenii operativno-sluzhebnyh zadach. 2019. s. 121-125.

¡2]BuyanovI.V. Osobennostiporyadka postupleniya na gosudarstvennuyu sluzhbu vorgany vnutrennih del. Pravo i obrazovanie. 2011. № 7. S. 176-180.

¡3] Aripshev A.M. Ognevaya podgotovka: prakticheskoe posobie. - Krasnodar: KrU MVD Rossii, 2013.

- 276 s.

¡4] ZHurtov, A.B. Naznachenie, boevye svojstva i ustrojstva ruchnyh protivotankovyh granatometov ¡Tekst]: uchebno-prakticheskoe posobie / A.B. ZHurtov. - Nal'chik: Severo-Kavkazskij institut povysheniya kvalifikacii (filial) Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2017.

¡5] Ognevaya podgotovka: uchebnik/pod obshch. red. V.L. Kubyshko. - M.: DGSK MVD Rossii, 2016.

- 286 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.