УДК 1 ББК 88
ОТОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ ОБРAЗОВAТЕЛЬНЫХ ОРГAНИЗAЦИЯХ МВД РОCCИИ
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СЛЕСАРЕВА,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя
E-mail: [email protected]; СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА МИХАЙЛОВА, преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя;
ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ РЕВЕНКО, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются cмыcложизненные ориентaции курсантов ВУЗов МВД. Освещаются cоциaльные, cоциaльно-пcихолоraчеcкие, личноcтно-пcихологичеcкие уетовия, под влиянием которых происходит формирование cмыcложизненных ориентaций.
Ключевые слова: Смьгсложизненные ориентщии курсантов ВУЗов МВД; учебно-служебная деятельность курсантов; психологическая готовность курсантов.
Annotation. In the STAE are considered life-sense orientations of students of universities of Ministry of internal Affairs. Covers social, socio-psychological, personal-psychological conditions which influenced the formation of life-meaningful orientations .
Keywords: Life-sense orientations of students of universities of Ministry of internal Affairs; educational-official activity of students; psychological readiness of cadets.
Феноменология профессионального развития и становления сотрудников органов внутренних дел предполагает раскрытие сложных социально-психологических факторов и механизмов, участвующих в формировании положительной профессиональной мотивации, смысложизненных ориентаций, профессиональных интересов, присвоении профессиональных ролей. От того насколько смысложизненные ориентации курсантов и выпускников образовательного учреждения МВД к профессиональной правоохранительной деятельности будут адекватны реалиям его служебной деятельности, во многом будет зависеть его дальнейшая профессиональная судьба.
Практика деятельности органов внутренних дел имеет немало примеров того, насколько усложняется адаптация в служебных коллективах тех выпускников вузов МВД, смысложизненные ориентации которых, формируемые во время обучения, не адекватны реалиям служебной деятельности.
Как показывает практика, смысложизненные
ориентации сотрудников органов внутренних дел не всегда позитивны (не соответствуют целям и задачам правоохранительных органов), и не всегда эффективны в ситуациях профессионального взаимодействия.
Необходимость целенаправленного формирования позитивных учебных и профессиональных мотивов является актуальной задачей, на что указывается во многих исследовательских работах.
Под СЖО курсанта вуза МВД нами понимается относительно устойчивое состояние психологической готовности, ориентированности и направленности его личности следовать или противостоять нормам профессионального взаимодействия, сложившимся в образовательном учреждении МВД России, которые регламентируются требованиями учебной программы, устава института МВД, обязанностями сотрудника органов внутренних дел, приказами и распоряжениями начальников и старших. СЖО курсанта вуза МВД формируются посредством включения его в сферу учебно-служебной деятельности, под влиянием норм и ценностей коллектива образовательного учреждения,
учебной группы и условий жизнедеятельности вуза, на основе его социальных потребностей и имеющегося социального опыта. СЖО курсанта влияют на его поведение, выполнение учебной программы, распорядка дня, обязанностей сотрудника органов внутренних дел, курсанта вуза МВД, в его эмоциональном восприятии (оценки) своей учебно-служебной деятельности, объектов взаимодействия, и закрепляются в приобретенном им профессиональном опыте.
Эффективность образовательного учреждения МВД можно оценивать с разных сторон, но наиболее значимым критерием в этом, все-таки, остается успешность курсанта в профессиональной подготовке и его готовность служить в правоохранительных органах, что в значительной степени определяется наличием у него позитивных смысложизненных ориентаций.
Позитивные или благоприятные для учебно-служебной деятельности СЖО курсанта характеризуются:
• высокой готовностью курсанта следовать требованиям учебной программы, устава института МВД, приказам и распоряжениям начальников и старших;
• готовностью курсанта противостоять формам негативного, асоциального поведения, которые могут складываться в учебном подразделении;
• положительным эмоциональным восприятием своей учебно-служебной деятельности в институтеиположительнымипредставлениями о будущей профессиональной деятельности;
• наличием у курсанта социальных потребностей, определяющих выбор профессии сотрудника правоохранительных органов, которые направлены на защиту прав человека, соблюдение законов государства, пресечение преступных действий и т.п.;
• поведением курсанта, которое соответствует требованиям учебной программы, распорядка дня, обязанностям сотрудника органов внутренних дел, курсанта вуза МВД РФ, общественным нормам поведения;
• развитием у личности курсанта в процессе учебно-служебной деятельности профессионального мышления, профессионально значимых качеств характера, которые соответствуют требованиям профессии, условиям прохождения службы и практической деятельности в правоохранительных органах.
Негативные или несформированные для учебно-служебной деятельности СЖО курсанта
характеризуются:
• низкой готовностью курсанта следовать требованиям учебной программы, устава института МВД, приказам и распоряжениям начальников и старших, которое определяется лишь желанием избежать наказания;
• готовностью курсанта к формам негативного, асоциального поведения, построением его взаимоотношений в учебном подразделении с позиции силы, грубости, унижения более слабого;
• негативным эмоциональным восприятием своей учебно-служебной деятельности в институте и негативными представлениями о будущей профессиональной деятельности;
• наличием у курсанта социальных потребностей, противоречащих целям правоохранительной деятельности, направленных на использование своего служебного положения, принадлежности к профессии в корыстных целях;
• поведением курсанта, которое противоречит или не соответствует требованиям учебной программы, распорядка дня, обязанностям сотрудника органов внутренних дел, курсанта вуза МВД РФ, общественным нормам поведения;
• развитием у личности курсанта в процессе учебно-служебной деятельности качеств характера, которые мешают адаптироваться ему к условиям прохождения службы в правоохранительных органах России, такие как грубость, ригидность в общении, стремление избежать любой нагрузки, уйти от ответственности, потребительское отношение к своему делу и профессии.
Не выраженные смысложизненные ориенации курсантов вуза МВД характеризуются:
• готовностью курсанта следовать требованиям учебной программы, устава института МВД, приказам и распоряжениям начальников и старших, которое определяется желанием не выделяться среди других;
• готовностью курсанта соответствовать нормам поведения в группе независимо от того, какие формы они принимают;
• отсутствием представлений у курсанта о своей будущей профессии сотрудника органов внутренних дел;
• оценка своей учебно-служебной деятельности в институте, в качестве промежуточного этапа своей жизни, вынужденной необходимости;
• наличиемукурсанта социальныхпотребностей, не связанных с целями правоохранительной
деятельности, направленных на получение высшего образования, отсрочки от службы в армии и т.п.;
• поведением курсанта, которое характеризуется пассивностью в выполнении учебной программы, распорядка дня, обязанностям сотрудника органов внутренних дел, курсанта вуза МВД РФ, потребительским отношением к командно-преподавательскому составу, родителям, старшим.
Смысложизненные ориентации курсанта вуза МВД РФ определяет мотивационную направленность личности курсанта в учебно-служебной деятельности, интенсивность процессов его адаптации к условиям учебно-служебной деятельности, и рассматривается нами как значимый фактор, формирующий готовность к практической деятельности в правоохранительных органах.
Учебно-воспитательная работа в вузе МВД не допускает персональной опеки курсанта со стороны профессорско-преподавательского и командного состава и подразумевает одинаковые условия для всех. Такая ситуация зачастую приводит к негативным реакциям первокурсника на содержание и организацию учебно-воспитательной работы. Причем негативная окраска поведения и взаимоотношений данного индивида, при наличии подобного рода смысложизненные ориентации, появившись на эмоциональной основе, проявляет себя негативными оценками, неприятием, протестующим поведением по отношению к совершенно конкретным объектам и людям, являющимися проводниками системы учебно-воспитательного процесса. У молодого человека возникают сомнения в правильности выбора профессии, формируется негативная профессиональная компонента смысложизненных ориентаций, которая в свою очередь приводит к дальнейшим нарушениям адаптации курсанта в системе вуза МВД.
Пример развития смысложизненных ориентаций курсантов вуза МВД демонстрирует механизм их влияния на процесс адаптации к условиям учебно-служебной деятельности.
Учебно-служебная деятельность курсанта вуза МВД достаточно многообразна, а личность курсанта, адаптирующегося к будущей профессии — индивидуальна. Формирование смысложизненных ориентаций происходит под влиянием социальных, социально-психологических, личностно-
психологических условий:
• социальные потребности курсанта, связанные с его профессиональным самоопределением, взаимодействием с социальным окружением,
обществом;
• учебно-служебную деятельность, нормы поведения в вузе МВД;
• групповые нормы поведения в учебном подразделении, преобладающие в группе профессиональные установки;
• профессиональные установки, уровень требовательности, стиль руководства, профессионализм, профессорско-преподавательского, командного состава;
• имеющийся социальный опыт курсанта, его отношение к своей будущей профессии;
• личностные характеристики курсанта (настроение и эмоции в институте, здоровье и самочувствие, выраженность основных жизненных мотивов).
Исследования психологического статуса курсантов на начальном этапе деятельности показывают характерный повышенный уровень психического напряжения.
Однако следует учитывать, что индивидуальный стрессорный порог специалиста зависит от параметров различного происхождения, а потому даже выполнение типичных учебных обязанностей может оказывать на психику курсанта достаточно разрушительное воздействие и приводить к возникновению травматического стресса.
Деятельность полицейского подразумевает выполнение работ экстремального характера. Экстремальные ситуации включают в себя наибольшее количество стрессогенных факторов, воздействующих на психику вовлеченных людей.
С большой долей вероятности, как показывают имеющиеся научные данные, противодействие преступности ведет к возникновению травматического стресса, первичными проявлениями которого являются острые стрессовые реакции, острое стрессовое расстройство, невротические реакции, кризисное состояние, а вторичными -посттравматическое стрессовое расстройство, профессиональное выгорание, психосоматические расстройства, невротические состояния; которые, в свою очередь, сказываются на микросоциальных процессах — вызывают проблемы в семье и в рабочем коллективе, вплоть до разводов и увольнений.
В экстремальных условиях проблема надежности деятельности человека является одной из самых важных, так как именно эти условия предъявляют повышенные требования к специалисту и эффективности его труда.
Как показывают многочисленные исследования, именно психологические и психофизиологические факторы в первую очередь определяют способность
человека в экстремальных условиях сохранять профессиональную работоспособность и интегрированное поведение. Так, важнейшими психологическими качествами, объединяющими специалистов, выполняющих опасную и ответственную работу, являются психологическая готовность и психологическая устойчивость.
В целом психологическая готовность курсанта вуза МВД характеризуется: стремлением выполнять свой профессиональный долг; уверенности в своих силах, надежности сослуживцев и поддержке извне; стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться с преступностью; высокой устойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность при выполнении оперативно-служебных задач.
Психологическая устойчивость позволяет сохранять личности «ровное настроение и внутреннюю гармонию», охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу полноценного психического здоровья и высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей мотивов, целей.
Таким образом, психологическая устойчивость курсантов непосредственно базируется на профессиональной идентификации, соотношении цели профессиональной деятельности со своими смысложизненными ориентациями и определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.
Литература
1. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — Москва, 1997.
2. Дулов А.В. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России,
дис. канд.психол.наук — СПб,2005.
3. Ларцев М.А. Подлесный A.B. Автоматизация психофизиологических обследований спасателей // Медицина катастроф. — 1999. — № 2. — C. 35-38
4. .Михайлова С.Ю., Мирзахмедов Д.Ш. Це-ленапрвленное воздействие на ценностные ориентации курсанта как один из факторов личностной надежности на ранних стадиях обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. 2016.
5. Михайлова С.Ю., Слесарева Е.А., Мирзахме-дов Д. Ш. Сравнительный анализ ценностных ориентаций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Международный журнал психология и педагогика служебной деятельности №4, 2016
6. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Мирзахмедов Д. Ш. Особенности взаимосвязи ценностно-смысловых факторов и ценностных ориен-таций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя // Вестник Московского университета МВД России №3, 2017
7. Слесарева Е.А. Профессионально-значимые качества личности инспекторов ДПС ГИБДД// Вестник ГУУ, № 19, 2011.
8. Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е. Информационные технологии как средство решения практических задач в деятельности психолога // Государственная служба и кадры №4 2016.
9. Слесарева Е.А. Психологическое исследование личностных особенностей инспекторов ДПС ГИБДД, влияющих на уровень конфликтности при осуществлении ими своей профессиональной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета. 2011. № 9. с. 195-199.