Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кружковая работа / обучение / технология / конструирование / моделирование / программа / швейное дело / circle work / education / technology / design / modelling / programme / sewing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Мария Никифоровна, Чупина Валерия Александровна

В статье раскрывается авторская программа кружка «Конструктивное моделирование одежды по готовым выкройкам». Предполагаемый результат заключается в формировании навыков конструктивного моделирования одежды по готовым выкройкам, закрепления знаний по конструированию и моделированию одежды и навыков технологии изготовления швейного изделия. Метод конструктивного моделирования возможность проявить творческую самостоятельность. Анализ проведенных занятий и результатов тестирования и анкетирования привел к следующим выводам. Во-первых, повысился интерес к предмету «Технология». Во-вторых, появилось желание самостоятельно шить одежду по готовым выкройкам журналов. В-третьих, введение конструктивного моделирования в обучение, возможно не отклоняясь от стандартной программы. В-четвертых, возможность расширить знания и умения по конструктивному моделированию одежды. Этот метод доказывает доступность, простоту приобщения к швейному делу. При этом, у каждого учащегося есть выбор изготовления наиболее понравившейся модели, что определяет демократичность в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Мария Никифоровна, Чупина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the author's programme of the circle "Constructive modelling of clothes on ready-made patterns". The expected result is the formation of skills of constructive modelling of clothes on ready-made patterns, consolidation of knowledge on design and modelling of clothes and skills of technology of manufacturing of a sewing product. The method of constructive modelling is an opportunity to show creative independence. The analysis of the conducted classes and the results of testing and questionnaires led to the following conclusions. Firstly, the interest to the subject "Technology" increased. Secondly, there was a desire to sew clothes on their own using ready-made magazine patterns. Thirdly, the introduction of constructive modelling in training, possibly without deviating from the standard programme. Fourthly, the opportunity to expand knowledge and skills in constructive modelling of clothes. This method proves the accessibility, simplicity of introduction to sewing. At the same time, each student has a choice of making the most favourite model, which determines the democratic nature of learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ»

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Чупина Валерия Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ

Аннотация. В статье раскрывается авторская программа кружка «Конструктивное моделирование одежды по готовым выкройкам». Предполагаемый результат заключается в формировании навыков конструктивного моделирования одежды по готовым выкройкам, закрепления знаний по конструированию и моделированию одежды и навыков технологии изготовления швейного изделия. Метод конструктивного моделирования возможность проявить творческую самостоятельность. Анализ проведенных занятий и результатов тестирования и анкетирования привел к следующим выводам. Во-первых, повысился интерес к предмету «Технология». Во-вторых, появилось желание самостоятельно шить одежду по готовым выкройкам журналов. В-третьих, введение конструктивного моделирования в обучение, возможно не отклоняясь от стандартной программы. В-четвертых, возможность расширить знания и умения по конструктивному моделированию одежды. Этот метод доказывает доступность, простоту приобщения к швейному делу. При этом, у каждого учащегося есть выбор изготовления наиболее понравившейся модели, что определяет демократичность в обучении.

Ключевые слова: кружковая работа, обучение, технология, конструирование, моделирование, программа, швейное дело.

Annotation. The article reveals the author's programme of the circle "Constructive modelling of clothes on ready-made patterns". The expected result is the formation of skills of constructive modelling of clothes on ready-made patterns, consolidation of knowledge on design and modelling of clothes and skills of technology of manufacturing of a sewing product. The method of constructive modelling is an opportunity to show creative independence. The analysis of the conducted classes and the results of testing and questionnaires led to the following conclusions. Firstly, the interest to the subject "Technology" increased. Secondly, there was a desire to sew clothes on their own using ready-made magazine patterns. Thirdly, the introduction of constructive modelling in training, possibly without deviating from the standard programme. Fourthly, the opportunity to expand knowledge and skills in constructive modelling of clothes. This method proves the accessibility, simplicity of introduction to sewing. At the same time, each student has a choice of making the most favourite model, which determines the democratic nature of learning.

Key words: circle work, education, technology, design, modelling, programme, sewing.

Введение. Конструирование и моделирование одежды это построение с помощью расчетных формул и графических приемов конструкции, направленной на достижение правильной посадки изделия на фигуре.

Термин моделирование одежды отличается от термина конструирование одежды, тем, что моделирование - это творческий процесс по созданию образца по замыслу художника [1, С. 5].

Программа кружка «Конструктивное моделирование одежды по готовым выкройкам» способствует развитию творческих способностей, а также к активности и самостоятельности учащихся.

Учащиеся смогут расширить свои знания и умения по конструктивному моделированию одежды и научиться адаптировать готовые журнальные выкройки на индивидуальную фигуру.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальная часть выпускной квалификационной работы проходила в средней общеобразовательной школе №14 им. М.П. Бубякиной г. Якутска. Экспериментальная группа состоит из учениц 8 «в» класса, всего 9 девочек, контрольная группа 8 «а» класс, в классе 12 учениц. Цель эксперимента: формирование у учащихся практических умений и навыков по конструктивному моделированию одежды.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анкетированию по выявлению мотивации.

2. Провести занятия по конструктивному моделированию.

3. Анализ проведенныхзанятий.

4. Выявить развитие практических навыков по конструктивному моделированию одежды.

5. Провести тестирование по итогам занятий.

В процессе организации учебного процесса особое внимание уделялось содержанию пройденного материала, новизне экспериментальных уроков, интересу учащихся современной моде.

Занятия по технологии проводит один учитель Стручкова Саргылана Васильевна по типовой программе Симоненко. В первой и второй четвертях занятия по кулинарии и рукоделию, третья четверть конструирование и моделирование одежды, с четвертой четверти занятия были проведены по конструктивному моделированию одежды по готовым выкройкам.

До начала занятий было проведено анкетирование по выявлению мотивации учащихся к шитью по журналам. Всего на вопросы ответили 20 учащихся, было дано 5 вопросов.

На вопрос «Хотели бы вы изучать конструирование и моделирование с помощью журналов с готовыми выкройками?» 71% опрошенных ответили «Да», 0% - «Нет» и 29% - затрудняюсь ответить. Результат по вопросу констатирует о проявлении желания учащихся работать в ином контексте обучения, те которые затрудняются ответить, скорее вопрос не поняли или проигнорировали анкетирование.

Следующий вопрос был адресован на выявление знаний о содержании журналов мод с супервыкройками и ответы учащихся показали следующий результат. 37% учащихся привлекает, что не надо делать чертеж выкройки, 25% картинки и 38% в работе с журналами мод привлекает простота и доступность обучения по журналам. Из этого следует, что учащиеся знакомы с содержанием журналов мод с супервыкройками, одинаково оценили простоту и доступность, готовые выкройки и красочную иллюстрацию моделей.

Вопрос «Поможет ли вам знание работы с журналами мод в дальнейшей самостоятельной жизни?» был нацелен на выявление мотивации в будущем. Результат схож с первым вопросом: 71% согласны с тем, что это им поможет в самостоятельной жизни, 29% - затрудняются ответить и никто не отрицает. Большинство учащихся имеют положительную мотивацию в вопросе о работе с журналами мод в будущей самостоятельной жизни.

Четвертый вопрос определяет опыт работы с журналами мод с готовыми выкройками. Результат говорит сам за себя, опыта работы у большинства нет: 86% не работали с готовыми выкройками из журнала мод и 14% имели возможность работать с журналами мод.

Последний вопрос «Какие виды журналов мод вы знаете, перечислите» дал ожидаемый результат. Из большого числа журналов мод, учащиеся знакомы только с изданием, который выпускает «Энне Бурда ГмбХ и К» «Бурда». Это объясняется тем, что данный журнал очень популярен среди женского населения, он доступен, прост и актуален.

Следующим этапом нашего исследования была организация и проведение занятий. Всего было проведено 8 часов по теме: «Конструктивное моделирование туники». В ходе занятий, учащиеся 8 «в» класса проявили большой интерес к процессу работы с журналом мод, изучению и анализу моделей. Ученицы много знают и разбираются о тенденциях современной моды, о брендах и особенностях одежды субкультур.

Например, рассмотрим занятие по теме «Анализ модели. Формы и виды рукава».

Цель: ознакомление с формами и видами рукавов, линией плечевого шва, оформлением низа рукава.

Задачи:

- изучить формы и виды рукавов;

- научиться различать формы и виды рукавов;

- научиться делать анализ рукавов швейного изделия.

Оборудование урока: таблицы, слайд - презентация, фотографии моделей одежды с рукавами (блузы, платья, пиджаки и т.п.).

В начале урока мы познакомили учащихся с разнообразием покроя рукавов, зависимости посадки рукава от линии плеча, формами и длинами плечевого шва, видами соединения рукава с проймой, формами головки рукава. Например, для национального костюма якутов очень характерны объемные головки рукава, которые называют «дьогдуур». Продемонстрировали и рассказали о форме рукавов в зависимости от модели, о видах оформления низа рукава.

В практической части было дано задание: сделать анализ формы рукава данных моделей, по следующему алгоритму:

1. Определить покрой рукава.

2. Определить линию и длину плечевого шва.

3. Переход от плеча к рукаву.

4. Описать форму головки рукава.

5. Определить форму рукава по ширине, длину рукава.

6. Описать оформление низа рукава.

На этапе повторения пройденного материала были заданы следующие вопросы по рисункам:

1. У какой модели объемная головка рукава?

2. Длина какой модели соответствует длине %?

3. У какой модели низ рукава фигурный?

4. Назовите модели, у которых соединение рукава с проймой четкое.

5. Укакоймоделизауженныерукава?

В заключении мы отметили, что учащиеся узнали о разнообразных видах и формах рукава, и в будущем они легко будут ориентироваться в этом вопросе. Домашнее задание; вырезать из журналов (ненужных, старых) или нарисовать интересные модели с необычными рукавами и сделать коллаж на формате АЗ и подготовиться к обсуждению своих работ.

По завершению занятий было тестирование, которое включает в себя 12 вопросов с тремя вариантами ответов, по конструированию и моделированию одежды, материаловедению и задания по конструктивному моделированию. Вопросы общие, нацелены на выявление остаточного знания по различным разделам технологии швейного дела, начиная с 5 класса обучения по технологии. Полученные результаты совпали с ожидаемыми: разница между экспериментальной и контрольной группой не превысила 30%.

Тест по конструированию и моделированию одежды.

1. Что определяет размер одежды?

а) полуобхват груди;

б) полуобхват талии;

в) полуобхват бедер.

2. Как измеряется полнота в женской одежде?

а) объемом талии;

б) объемом бедер;

в) шириной плеча.

3. Что такое рост?

а) размер верхней одежды;

б) полнота тела человека;

в) длина тела человека.

4. Какой материал подойдет для пошива демисезонного пальто?

а) шелк;

б) парча;

в) драп.

5.Какие детали нужны для пошива рубашки?

а) полочка, спинка, рукав, воротник, манжет;

б) полочка, спинка, воротник;

в) полочка, спинка, рукав.

6. При снятии мерок их записывают полностью (не делят пополам)?

а) полуобхват талии;

б) длина изделия;

в) ширина спины.

7. Моделирование - это..?

а) выполнение расчета и построение деталей швейного изделия;

б) создание различных фасонов и форм;

в) различные фасоны какого либо изделия.

8. Швы вподгибку относятся:

а) краевым;

б) соединительным;

в) отделочным.

9. Отметьте ткань из синтетических волокон: а) капрон;

б) хлопок;

в) вискоза.

10. При моделировании точка центра груди:

а) всегда остается на одном месте;

б) перемещается в зависимости от модели;

в) ее нет на чертеже.

11. Какого из трех способов перемещения вытачек не существует?

а) графический способ;

б) перекатный способ;

в) шаблонный способ.

12. Какой вид вытачек относится к поясным изделиям?

а) талевые вытачки;

б) плечевые вытачки;

в) нагрудные вытачки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Результаты тестирования

№ № Экспериментальная группа Контрольная группа

вопроса правильно неправильно правильно неправильно

1 1 100 0 83,33 16,67

2 2 71,43 28,57 66,67 33,33

3 3 85,71 14,29 75,00 25,00

4 4 85,71 14,29 83,33 16,67

5 5 85,71 14,29 83,33 16,67

6 6 28,57 71,43 25,00 75,00

7 7 71,43 28,57 50,00 50,00

8 8 57,14 42,86 58,33 41,67

9 9 71,43 28,57 66,67 33,33

10 10 14,29 85,71 8,33 91,67

11 11 71,43 28,57 25,00 75,00

12 12 71,43 28,57 41,67 58,33

13 Итого 67,86 32,14 55,56 44,44

В общем итоге на вопросы в экспериментальной группе ответили правильно - 67,86%, неправильно - 32,14%, в контрольной группе: правильно - 55,56%, неправильно - 44, 44%. Как и ожидалось, разница между группами составляет не более 30%, т.е. 12,3% правильно и 12,3% неправильно. Это объясняется содержанием большинства вопросов, наиболее трудными оказались вопросы под номерами 10, 11, 12, так как ответы на эти вопросы требуют специальной подготовки по конструктивному моделированию. Экспериментальная группа справилась с этими вопросами лучше, чем контрольная, что и ожидалось, так как, эти вопросы были изучены на прошедших занятиях.

Завершением тестирования было задание, следующего характера, учащиеся должны были линиями совместить правильную выкройку юбок. Всего дано три варианта юбок с чертежами выкроек. Задание является одним из методов конструктивного моделирования первого вида. Итогом стали следующие результаты. С заданием по конструктивному моделированию экспериментальная группа справились - 71% , не справились - 29%, контрольная группа справились - 42%, не справились - 58%.

Выводы. В целом, данный эксперимент дал следующие выводы: введение в процесс обучения швейному делу применение готовых выкроек из журналов мод повысит интерес и самостоятельность учащихся, конструктивное моделирование по готовым выкройкам способствует развитию творческого мышления, фантазии, конструктивного мышления.

Литература:

1. Карташова, Л.С. Конструирование одежды: Методическое пособие / Л.С. Карташова. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005.-27 с.

Педагогика

УДК 372.8

магистрант биолого-химического факультета Савина Юлия Юрьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В данной статье проведен анализ влияния наглядных и практических методов как средств визуализации обучения на качество усвоения знаний при изучении биологии в общеобразовательной организации. Выявлено, что одной из наиболее эффективных стратегий является использование наглядных и практических методов. Рассмотрены преимущества и недостатки различных предлагаемых методов. Показано их влияние на мотивацию и интерес учащихся, а также их результативность в достижении образовательных целей. Представлены примеры реализации трех разработанных уроков по биологии. На первом уроке «Класс Птицы» использовались демонстрация видео и мультимедиа - презентации, работа по вопросам к презентации, прохождение веб-квеста. На втором уроке использованы практические задания для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.