Научная статья на тему 'Особенности проектирования швейных изделий из комплексных полимерных материалов'

Особенности проектирования швейных изделий из комплексных полимерных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1967
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ / СВОЙСТВА МАТЕРИАЛА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / КОНСТРУКЦИЯ / A COMPLEX POLYMERIC MATERIAL / PROPERTIES OF A MATERIAL / CLOTHES DESIGNING / FORM CREATION / A CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Коваленко Ю. А., Гаврилова О. Е.

Данная статья содержит анализ особенностей процесса проектирования швейных изделий из комплексных полимерных материалов. В работе рассмотрены ассортимент комплексных материалов, основные направления их применения при изготовлении одежды, особенности композиционных и конструктивных решений изделий, позволяющих повысить качество одежды и оптимизировать процесс их производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Коваленко Ю. А., Гаврилова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article contains the analysis of features of process of designing of garments from complex polymeric materials. In work the assortment of complex materials, the basic directions of their application are considered at manufacturing of clothes, feature of composite and constructive decisions of the products, allowing to raise quality of clothes and to optimize process of their manufacture.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования швейных изделий из комплексных полимерных материалов»

УДК 675.6.06

Ю. А. Коваленко, О. Е. Гаврилова

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОМПЛЕКСНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: комплексный полимерный материал, свойства материала, проектирование одежды,

формообразование, конструкция.

Данная статья содержит анализ особенностей процесса проектирования швейных изделий из комплексных полимерных материалов. В работе рассмотрены ассортимент комплексных материалов, основные направления их применения при изготовлении одежды, особенности композиционных и конструктивных решений изделий, позволяющих повысить качество одежды и оптимизировать процесс их производства.

Keywords: a complex polymeric material, properties of a material, clothes designing, form creation, a construction.

Given article contains the analysis offeatures of process of designing of garments from complex polymeric materials. In work the assortment of complex materials, the basic directions of their application are considered at manufacturing of clothes, feature of composite and constructive decisions of the products, allowing to raise quality of clothes and to optimize process of their manufacture.

Проектирование - творческий процесс производственной деятельности на основе последних достижений науки и техники по реализации разнообразных проектов, новых изделий, или, другими словами, это творческий процесс материализации идеи будущего изделия.

Проектирование швейных изделий представляет собой сложный комплексный процесс структурного преобразования материала, из которого проектируется будущее изделие, в структурно-организованный объект с необходимым комплексом свойств, обеспечивающих выполнение объектом определенных функций с наибольшей экономичностью и эффективностью.

В результате проектирования предопределяется техническое устройство изделия, его функциональное и эстетическое назначение, технологичность и экономичность конструкции. Материальным результатом этого процесса являются объемная (графическая) модель изделия и комплект проектной документации, фиксирующей в той или иной системе знаков все свойства и функции проектируемого изделия, определяющей его устройство и содержащей все необходимые данные для изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта изделия [1].

На стадии проектирования одним из важнейших условий является соблюдение системного подхода в достижении цели. Это означает, что, принимая решение, проектировщик должен концентрировать свое внимание не на отдельных объектах и задачах, а учитывать совокупность множества задач и связей с различными внешними и внутренними факторами.

В основе этого подхода лежит системная оптимизация проектного решения в целом, то есть выбор наилучшего решения из некоторой совокупности допустимых решений в соответствии с техническим заданием с учетом всех требований и ограничений, а не достижение оптимума на частном уровне проектирования. Чтобы наделить проектируемое изделие необходимыми свойствами, проектировщику приходятся постоянно проводить анализ возможных вариантов решений (анализ аналогов) и выбирать наиболее предпочтительный, позволяющий наиболее эффективно достигнуть заданную цель.

Одной из наиболее сложных и интересных задач, направленных на совершенствование процесса производства, является механизация и автоматизация проектных работ, использование современных и экономически выгодных материалов для производства изделия, позволяющих удешевить и ускорить процесс производства.

Ассортимент материалов, применяемых сегодня для изготовления предметов одежды, велик и разнообразен. Это прежде всего текстильные материалы (материалы, в основе которых лежит текстильное волокно - ткани, трикотаж, нетканые материалы и др.) и нетекстильные материалы - натуральные и искусственные мех, кожа, замша, иглопробивные и

-прошивные полотна, комплексные (дублированные) материалы и др. Все эти материалы имеют свои специфические, зачастую присущие только им свойства и структуру, которые требуют от проектировщика их подробного изучения и учёта их свойств при разработке конструкции изделия [2].

Конструктивную логику, взаимосвязь формы, конструкции и материалов отражает тектоника, поскольку форма не может существовать вне связи с материалами и конструкцией изделия, последнюю можно рассматривать как своеобразную техническую структуру изделия. Целостность и оптимальность формы, художественная выразительность и композиционное единство отдельных частей внешней формы одежды зависят от архитектоники.

Именно тектоничность решения, т.е. логичность взаимосвязи формы, конструкции, способа формообразования изделия и свойств применяемых материалов, позволяет обеспечивать высокие качественные показатели проектируемого изделия. Это будет возможно лишь при условии владения конструктором как различными способами формообразования и методами конструирования, так и глубокими знаниями в области материаловедения - а именно физико-механических и других свойств конкретных видов материалов. История одежды знает различные тектонические системы, когда мягким, тягучим материалам стремились придать несвойственные им формы с помощью каркасных устройств, а жёстким -пластичность с помощью членений.

Одежда в многообразии ее форм - это обложка, в той или иной степени следующая за фигурой, подчиняющаяся в определенной мере ее тектонике и объемно-пространственной структуре. Если в костюме нарушены связи между тектоникой и объемно-пространственной структурой, это ведет к нарушению его композиционной слаженности, гармонии.

При работе с материалом - тканью, кожей и пр. - проектировщик костюма старается прежде всего «увидеть» материал, т.е. раскрыть его свойства, формообразующие, художественные и выразительные качества. Так, характеризуют, прежде всего, пластику материала. Важно отметить, что художник анализируя его качества и свойства, должен помнить, что именно видом исходного волокна, пряжи, характером переплетения, способом выработки и отделки и т. д. определяются свойства материала.

При большом разнообразии материалов, для изготовления одежды, на сегодняшний день наиболее применяемыми остаются ткани. По-прежнему востребованы натуральные ткани (в первую очередь вследствие высоких гигиенических свойств), но с каждым годом расширяется производство различных видов химических волокон и тканей из них (либо в соответствующей смеске с натуральными).

Развитие химической промышленности позволило расширить ассортимент материалов для одежды за счёт полимерных комплексных (дублированных) материалов, получаемых путем соединения различными способами двух или трех исходных материалов в различных сочетаниях - верх и подкладка, верх и утепляющая прокладка (мех, поролон); верх, утепляющая прокладка и подкладка, имеющих различные свойства и внешний вид. Исходя из свойств материалов входящих в композит вырабатываются рекомендации по их использованию.

С учётом назначения вырабатываются плащевые ткани, одно из ведущих мест среди которых занимают комплексные капроновые материалы с различными видами водоупорных пленочных покрытий, с отделкой «лаке» и др. Из них изготавливают разнообразные плащевые изделия, куртки, комбинезоны и др. Эти материалы имеют повышенную прочность, водостойкость, небольшую массу, изделия из них изготавливаются на подкладке и без, с утепляющей прокладкой и др. Для изготовления одежды шире стали применяться нетканые материалы различных видов, дублированные с искусственной кожей, замшей, искусственным

мехом. Комплексные материалы находят всё более широкое применение для изготовления утепленной одежды (пальто, куртки, плащи) вследствие своей относительно низкой стоимости и удовлетворительных физико-механических и гигиенических свойств, которые зависят от вида дублированных материалов и метода изготовления.

Комплексные материалы подразделяются на односторонние и двусторонние. Односторонние - это материалы, получаемые путём нанесения полимерного покрытия с одной, изнаночной или лицевой стороны основы. В качестве основы использует различные ткани - хлопчатобумажные, шёлковые (в 60-70-е годы XX века широко использовался крепдешин). В качестве покрытия используют каучуковые клеи, латексы и др. Из таких материалов изготавливают в основном лёгкие плащи.

Двусторонние - это материалы, получаемые путём соединения двух, а иногда и трех исходных материалов (материал + материал: материал + поролон, материал + поролон + материал). Примером такого материала могут служить распространённые в 70-80-х гг. XX столетия пальто «джерси», когда верхним материалом в изделии служил шерстяной трикотаж, утеплителем - поролон, и в качестве подкладочного материала использовался тонкий слой трикотажа из нейлона.

Соединение слоев может осуществляться различными способами: клеевым, огневым или прошивным. Материалы, полученные клеевым способом (со сплошным слоем клея, прерывистым или в виде порошка), достаточно прочны, при способе соединения с помощью уретановой плёнки улучшаются свойства материала, повышается мягкость и ухудшается драпируемость. Огневой метод широко применяется для соединения текстильных материалов с поролоном (с одной или с двух сторон). Прочность таких материалов достаточно высока. Прошивной метод применяется реже, при этом материалы соединяют машинными строчками на специальных многоигольных машинах, получая различные виды рисунков стёжки. В двусторонних материалах в качестве основного материала используют ткани, трикотажное полотно, искусственные меха различного волокнистого состава, характеризующиеся красивым внешним видом, небольшой поверхностной плотностью, высокой прочностью и износостойкостью. В качестве подкладочного материала может использоваться ткань, поролон, трикотажное или нетканое полотно, искусственный мех. В комплексных материалах слой поролона не должен превышать 2,5 мм [2].

Все вышеперечисленные материалы имеют свои специфические свойства, которые необходимо учитывать при проектировании соответствующих видов изделий. Особенно это необходимо при выборе способа формообразования, величин конструктивных прибавок , т. к. одежда из этих видов материалов выпускается в основном кроеной.

Процесс конструирования изделий из этих материалов аналогичен конструированию изделий из традиционных тканей по традиционным отработанным методикам, однако осуществляется он с учетом специфических свойств каждого из нетрадиционных материалов [3].

Известно, что основными способами создания объёмной формы изделия из плоского материала являются:

- конструктивный (средствами формообразования выступают швы, вытачки и др.);

- способ принудительной влажно-тепловой обработки (средства формообразования -сутюживание, оттягивание);

- использование формовочных свойств тканей,

- различные сочетания и комбинации перечисленных способов.

Особенностями проектирования изделий из комплексных материалов являются следующие:

1. При проектировании изделий из комплексных материалов надо, в первую очередь, учитывать то, что эти материалы абсолютно не поддаются принудительному формованию за счёт влажно-тепловой обработки, т.е. объёмную форму изделия можно получить только конструктивным путём (за счёт швов, вытачек и т. д.).

2. Поскольку эти материалы имеют относительно высокую жесткость и толщину, характеризуются низкой драпируемостью, рекомендуется использовать в изделиях прямые, полуприлегающие или слегка расширенные к низу силуэты.

3. Одежду проектируют в соответствии с общими тенденциями моды, но на первое место выдвигается требование практической целесообразности и утилитарности.

4. Рукава в изделиях могут быть различных покроев. Посадку сводят в вытачку по окату или к локтевому шву рукава. Для этого меняют место расположения шва, разместив его выше к верхней части оката: рекомендуется конструировать рукава с верхним и нижним швами.

5. Вследствие малой растяжимости материалов общую величину прибавки на свободное облегание устанавливают больше, чем для тканей.

6. Облегание изделия в области груди и бедер обеспечивается проектированием рельефов, вытачек: верхние вытачки рекомендуется переводить в срезы кокеток на уровне линии груди.

7. Конструкции кокеток очень разнообразны. Следует помнить, что линии членения являются одновременно средствами художественной выразительности и могут быть самыми разнообразными: горизонтальными, вертикальными, диагональными, комбинированными.

8. При проектировании изделий необходимо стремиться к предельно возможной простоте и целесообразности конструкции: изделия следует проектировать без боковых швов, с цельнокроеными или обтачными подбортами, одношовными рукавами.

9. Детали допускается выкраивать как вдоль нити основы, так и в поперечном направлении (если внешний вид материала допускает такую возможность), т.к. при соединении слоев свойства долевой и поперечной нити ткани, воздействия нагрузки на материал становятся одинаковыми как по нити основы так и по нити утка.

10. Воротники могут быть с неотрезной и отрезной стойкой, с различной кривизной но отлёту; в одежде используются и капюшоны.

11. Карманы чаще прорезные, петли обмёточные и обтачные.

12. Большое внимание уделяется отделке, фурнитуре, используются отделочные строчки. Пуговицы рекомендуется пришивать с подпуговицей.

13. Изделия из дублированных материалов изготавливают и с использованием бортовых прокладок [4].

При проектировании предметов одежды из различных комплексных материалов так же как из традиционных материалов ведётся работа по созданию формы изделия, которая рассматривается в более широком смысле, чем силуэт и покрой, формы, которая создаст художественный образ изделия. Поэтому на стадии предпроектных исследований конструктор, дизайнер, проектировщик должен тщательно исследовать свойства материала, используемого для проектируемого изделия, которые будут влиять на конструкцию изделия (жёсткость, драпируемость, способность к усадке, растяжимость и др.), а также изучить химический состав и строение (структуру) предполагаемого комплексного материала.

Литература

1. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 208 с.

2. Гаврилова О.Е., Коваленко Ю.А., Гарипова Г.И., Использование полимерных композитов в производстве комплексных материалов для изготовления изделий в легкой промышленности// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С. 262 - 264.

3. Конопальцева Н.М. Конструирование и технология изготовления изделий из различных материалов. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

4. Саламатова С.М. Конструирование одежды из различных видов материалов: Учебник. -Кишинэу:ТУМ, 2011. - 230 с.

© Ю.А. Коваленко - ст. преп. каф. конструирования одежды и обуви КНИТУ; О. Е. Гаврилова - ст. преп. каф. конструирования одежды и обуви КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.