Научная статья на тему 'НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наглядные методы обучения / практические методы обучения / визуализация / образовательный процесс по биологии / visual teaching methods / practical teaching methods / visualization / educational process in biology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Юлия Юрьевна, Ющенко Юлия Алексеевна, Хотулёва Ольга Викторовна

В данной статье проведен анализ влияния наглядных и практических методов как средств визуализации обучения на качество усвоения знаний при изучении биологии в общеобразовательной организации. Выявлено, что одной из наиболее эффективных стратегий является использование наглядных и практических методов. Рассмотрены преимущества и недостатки различных предлагаемых методов. Показано их влияние на мотивацию и интерес учащихся, а также их результативность в достижении образовательных целей. Представлены примеры реализации трех разработанных уроков по биологии. На первом уроке «Класс Птицы» использовались демонстрация видео и мультимедиа презентации, работа по вопросам к презентации, прохождение веб-квеста. На втором уроке использованы практические задания для групповой работы в процессе выполнения лабораторной работы «Изучение внешнего строения и оперения птиц». Использовался исследовательский подход и работа в группах с последующей защитой результатов выполнения заданий. Третий урок «Многообразие птиц» был проведен в формате виртуальной экскурсии. В итоге сделан вывод о том, что использование наглядных и практических методов в качестве средств визуализации при обучении биологии в общеобразовательной организации оказывает положительное влияние на качество усвоения знаний учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the impact of visual and practical methods as a means of visualizing learning on the quality of knowledge acquisition when studying biology in a general education organization. It is revealed that one of the most effective strategies is the use of visual and practical methods. The advantages and disadvantages of the various proposed methods are considered. Their influence on the motivation and interest of students, as well as their effectiveness in achieving educational goals, is shown. Examples of the implementation of three developed biology lessons are presented. The first lesson "Class of the Bird" used demonstration of video and multimedia presentations, work on questions for the presentation, passing a web quest. In the second lesson, practical tasks were used for group work in the process of performing laboratory work "Studying the external structure and plumage of birds". A research approach and group work were used, followed by the protection of the results of the tasks. The third lesson "Diversity of birds" was held in the format of a virtual tour. As a result, it is concluded that the use of visual and practical methods as visualization tools when teaching biology in a general education organization has a positive impact on the quality of knowledge acquisition by students.

Текст научной работы на тему «НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

б) хлопок;

в) вискоза.

10. При моделировании точка центра груди:

а) всегда остается на одном месте;

б) перемещается в зависимости от модели;

в) ее нет на чертеже.

11. Какого из трех способов перемещения вытачек не существует?

а) графический способ;

б) перекатный способ;

в) шаблонный способ.

12. Какой вид вытачек относится к поясным изделиям?

а) талевые вытачки;

б) плечевые вытачки;

в) нагрудные вытачки.

Таблица 1

Результаты тестирования

№ № Экспериментальная группа Контрольная группа

вопроса правильно неправильно правильно неправильно

1 1 100 0 83,33 16,67

2 2 71,43 28,57 66,67 33,33

3 3 85,71 14,29 75,00 25,00

4 4 85,71 14,29 83,33 16,67

5 5 85,71 14,29 83,33 16,67

6 6 28,57 71,43 25,00 75,00

7 7 71,43 28,57 50,00 50,00

8 8 57,14 42,86 58,33 41,67

9 9 71,43 28,57 66,67 33,33

10 10 14,29 85,71 8,33 91,67

11 11 71,43 28,57 25,00 75,00

12 12 71,43 28,57 41,67 58,33

13 Итого 67,86 32,14 55,56 44,44

В общем итоге на вопросы в экспериментальной группе ответили правильно - 67,86%, неправильно - 32,14%, в контрольной группе: правильно - 55,56%, неправильно - 44, 44%. Как и ожидалось, разница между группами составляет не более 30%, т.е. 12,3% правильно и 12,3% неправильно. Это объясняется содержанием большинства вопросов, наиболее трудными оказались вопросы под номерами 10, 11, 12, так как ответы на эти вопросы требуют специальной подготовки по конструктивному моделированию. Экспериментальная группа справилась с этими вопросами лучше, чем контрольная, что и ожидалось, так как, эти вопросы были изучены на прошедших занятиях.

Завершением тестирования было задание, следующего характера, учащиеся должны были линиями совместить правильную выкройку юбок. Всего дано три варианта юбок с чертежами выкроек. Задание является одним из методов конструктивного моделирования первого вида. Итогом стали следующие результаты. С заданием по конструктивному моделированию экспериментальная группа справились - 71% , не справились - 29%, контрольная группа справились - 42%, не справились - 58%.

Выводы. В целом, данный эксперимент дал следующие выводы: введение в процесс обучения швейному делу применение готовых выкроек из журналов мод повысит интерес и самостоятельность учащихся, конструктивное моделирование по готовым выкройкам способствует развитию творческого мышления, фантазии, конструктивного мышления.

Литература:

1. Карташова, Л.С. Конструирование одежды: Методическое пособие / Л.С. Карташова. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005.-27 с.

Педагогика

УДК 372.8

магистрант биолого-химического факультета Савина Юлия Юрьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В данной статье проведен анализ влияния наглядных и практических методов как средств визуализации обучения на качество усвоения знаний при изучении биологии в общеобразовательной организации. Выявлено, что одной из наиболее эффективных стратегий является использование наглядных и практических методов. Рассмотрены преимущества и недостатки различных предлагаемых методов. Показано их влияние на мотивацию и интерес учащихся, а также их результативность в достижении образовательных целей. Представлены примеры реализации трех разработанных уроков по биологии. На первом уроке «Класс Птицы» использовались демонстрация видео и мультимедиа - презентации, работа по вопросам к презентации, прохождение веб-квеста. На втором уроке использованы практические задания для

групповой работы в процессе выполнения лабораторной работы «Изучение внешнего строения и оперения птиц». Использовался исследовательский подход и работа в группах с последующей защитой результатов выполнения заданий. Третий урок «Многообразие птиц» был проведен в формате виртуальной экскурсии. В итоге сделан вывод о том, что использование наглядных и практических методов в качестве средств визуализации при обучении биологии в общеобразовательной организации оказывает положительное влияние на качество усвоения знаний учащимися.

Ключевые слова: наглядные методы обучения, практические методы обучения, визуализация, образовательный процесс по биологии.

Annotation. This article analyzes the impact of visual and practical methods as a means of visualizing learning on the quality of knowledge acquisition when studying biology in a general education organization. It is revealed that one of the most effective strategies is the use of visual and practical methods. The advantages and disadvantages of the various proposed methods are considered. Their influence on the motivation and interest of students, as well as their effectiveness in achieving educational goals, is shown. Examples of the implementation of three developed biology lessons are presented. The first lesson "Class of the Bird" used demonstration of video and multimedia presentations, work on questions for the presentation, passing a web quest. In the second lesson, practical tasks were used for group work in the process of performing laboratory work "Studying the external structure and plumage of birds". A research approach and group work were used, followed by the protection of the results of the tasks. The third lesson "Diversity of birds" was held in the format of a virtual tour. As a result, it is concluded that the use of visual and practical methods as visualization tools when teaching biology in a general education organization has a positive impact on the quality of knowledge acquisition by students.

Key words: visual teaching methods, practical teaching methods, visualization, educational process in biology.

Введение. В современном образовании все большее внимание уделяется внедрению новых подходов и методов обучения, которые помогают учащимся лучше усваивать знания. Одной из наиболее эффективных стратегий является использование наглядных и практических методов, как средств визуализации в образовательном процессе, особенно при изучении таких сложных предметов, как биология. Визуализация - это способ формирования зрительного, наглядного образа, графический способ подачи информации. Использование визуальной передачи информации в образовательном процессе по биологии в форме образов и ассоциаций представилось возможным благодаря новой образовательной среде -инфографике. Данный формат подачи учебной информации способствует развитию образного мышления, составляющими которого, являются такие процессы, как сравнение, анализ, интерпретация. Следует отметить тот факт, что при визуализации любой биологический объект представляется для обучающегося более интересным, информативным, вследствие чего появляется больший интерес к изучению естественнонаучных дисциплин. Использовать визуализацию удобно, когда необходимо быстро и качественно преподнести большой объем информации [2].

В процессе визуализации изучаемого материала продуктивно реализуется правило наглядности преподавания. Биология является одним из учебных предметов, что дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией. Преподавание этого предмета связано с использованием большого объема разнообразной информации, что делает применение методов визуализации особенно эффективным, поскольку позволяет очень быстро представить ее в виде таблиц, схем, диаграмм, определить зависимость между различными объектами и явлениями, строением и функциями [1].

Использование наглядных методов, таких как презентации, модели, картинки, диаграммы и демонстрации, помогает визуализировать абстрактные понятия и упростить их понимание. Такие методы активизируют зрительную память и способствуют лучшему запоминанию информации. В свою очередь, практические методы, такие как лабораторные работы, экскурсии, полевые исследования, игры и моделирование, позволяют учащимся самостоятельно применять полученные знания на практике. Это помогает не только закрепить теоретический материал, но и развить учебные навыки, критическое мышление, логику и творческое мышление.

Изложение основного материала статьи. Наглядные методы используются для визуализации информации и позволяют учащимся лучше понимать изучаемый материал. Одним из примеров является использование рисунков и диаграмм для иллюстрации биологических процессов и структур организмов.

Наглядные методы также могут включать использование моделей организмов и их частей, чтобы учащиеся могли более детально изучить анатомию и функции различных систем организмов.

Преимущества наглядных методов в обучении биологии заключаются в улучшении восприятия учащимися информации, её запоминания и ассоциаций с реальными объектами или событиями. Одним из основных преимуществ наглядных методов в обучении биологии является возможность визуализации абстрактных понятий. Например, с помощью моделей и диаграмм можно проиллюстрировать процессы клеточного деления или эволюции организмов. Это позволяет обучающимся увидеть и понять, как происходят эти процессы, и легче воспринять важные детали [2]. Другим преимуществом наглядных методов является их способность сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Вместо того чтобы просто читать текстовые материалы, ученики могут наблюдать за происходящими процессами на экране, рассматривать модели, интерактивно взаимодействовать с ними. Это позволяет заложить основу познавательного интереса к биологии и мотивирует активно участвовать в учебном процессе. Кроме того, наглядные методы могут помочь развить общие навыки и умения. В процессе работы обучающиеся учатся анализировать информацию, делать выводы, обучаются собирать и структурировать данные. Эти навыки являются неотъемлемой частью научного метода и могут быть полезными не только в обучении биологии, но ив других областях знаний.

Однако, несмотря на все преимущества, наглядные методы имеют и недостатки. Например, некоторые ученики могут испытывать трудности в абстрагировании информации из моделей и применении ее к реальным ситуациям. Кроме того, наглядные методы могут быть недостаточными для полного понимания биологических процессов, особенно для учеников с ограниченным зрением или слухом. При использовании наглядных средств необходимо помнить важнейшие условия:

1. Соблюдения чувства меры. Пособий не должно быть слишком много, так же, они не должны быть слишком пестрыми, так как эти факторы могут послужить рассеиванию внимания у обучающихся и плохому восприятию демонстрируемых объектов и явлений.

2. Показ наглядности следует осуществлять во время изложения теоретического материала, в строгой последовательности и в нужный момент.

3. Наглядное пособие должно иметь научное содержание.

4. Целесообразнее использовать такие пособия, которые найдут многократное применение при изучении важнейших тем, в рамках одного раздела.

5. Каждое наглядное пособие должно быть доступно для понимания, так как основная их цель — это помочь при усвоении основных закономерностей. Слишком большие и запутанные пособия только усложняют этот процесс. Чем проще пособие, тем оно лучше выполнит свои задачи.

6. Хорошая обозримость предъявляемого пособия.

Используя различные методы обучения, педагог должен акцентировать внимание на наибольшем образовательном, развивающим и воспитывающим действий, именно поэтому необходимо использовать разнообразные методы преподавания, комбинируя их в рамках одного урока, с условием распределения в процессе учебной деятельности.

Исходя из этого, выделим наиболее целесообразный вариант сочетания учебных методов с использованием дополнительных материалов.

Первый этап - вступительная беседа с изобразительной наглядностью, которая строится на объяснении педагога новой темы с использованием демонстрационного материала. Например, к таким можно отнести пояснение учителя в сочетании с работой по коллекции частей скелета животного.

Второй этап строится на воспроизводящей беседе, совместно с которой используется части скелета и картинки. В ходе урока учитель рассказывает и поясняет теорию совместно с зарисовкой на доске, которую впоследствии ребёнок должен перенести в свою рабочую тетрадь.

Третий этап формируются на рассказе учителя с элементами разъяснения, которые выстраиваются с условием применения символической наглядности, в результате чего ученик должен выполнить задания с опорой на статьи учебника.

Четвертым этапом выступает постановка проблемы, решение к которой ученики ищут совместно с учителем, с использованием демонстрационного и наглядного материала.

Пятый этап урока основаны изобразительной наглядности, где в процессе работы ученики должны соотнести понятия и картинку.

Шестой этап имеет больше игровую и развлекательную основу, на базе которой, учитель дает объяснения. В данном случае используется такие наглядные инструменты как фильмы, презентация, наглядный материал, представленный в виде схем, таблиц и рисунков.

Практические методы в обучении биологии включают проведение лабораторных работ, экспериментов и различных исследований. Эти методы позволяют учащимся приобретать практические навыки и применить теоретические знания. Таким образом, практические методы стимулируют активное участие ребят в образовательном процессе, развивают навыки наблюдения, анализа данных и решения проблем. Преимущества практических методов в обучении биологии включают: развитие творческого мышления, способности к самостоятельной деятельности, а также формирование у учащихся практического опыта работы с биологическими материалами.

Одним из наиболее эффективных практических методов в обучении биологии является лабораторная работа. Лабораторные занятия дают ученикам возможность выполнять реальные эксперименты, изучать основные принципы научного метода и анализировать полученные данные.

Например, дети могут изучать структуру клеток под микроскопом, проводить химические реакции или изучать особенности различных организмов. Лабораторные работы также способствуют развитию навыков работы в команде, критического мышления и проблемного подхода.

Еще одним полезным методом является полевая работа. Посещение мест естественной среды, таких как леса, озера или школьного сада, позволяет ученикам наблюдать в реальной среде различные биологические процессы. Например, они могут изучать разнообразие видов растений и животных, анализировать экологические взаимодействия, собирать образцы для анализа или изучать миграцию птиц. Полевая работа также развивает у учеников навыки наблюдения, сбора данных и анализа результатов.

Моделирование - еще один практический метод в обучении биологии. С помощью современных компьютерных программ можно создавать виртуальные модели биологических систем и изучать их взаимодействие. Например, можно смоделировать эволюцию популяций, изучать генетические процессы или влияние факторов окружающей среды на организмы. Такие симуляции позволяют экспериментировать с различными сценариями и наблюдать результаты в реальном времени.

Еще одним интересным практическим методом является использование биологических проектов. Проектная работа подразумевает выполнение некоторого исследования или разработку конкретного продукта.

Например, ученики могут создать экологическую карту своего региона, исследовать изменения в популяции животных или разработать план по восстановлению экосистемы. Такие проекты позволяют применить полученные знания на практике, развить креативное мышление и презентационные навыки.

К недостаткам практических методов, можно отнести следующие:

• ограниченность времени и ресурсов: практические методы требуют больше времени и ресурсов для проведения и анализа результатов, что может быть ограничено в учебной процессе;

• ограниченное покрытие материала: практические методы могут охватывать только определенные аспекты и темы биологии, что может оставить пробелы в знаниях.

• субъективность оценки: результаты практических методов могут быть субъективными и зависеть от интерпретации преподавателя или исследователя;

• недостаточное количество практических занятий: в некоторых случаях, преподаватели могут ограничивать количество практических занятий, что может привести к недостаточному практическому опыту;

• ограниченный доступ к оборудованию: некоторые практические методы могут требовать специального оборудования или материалов, которые могут быть недоступны в учебных заведениях;

• недостаточная индивидуализация: практические методы обучения могут быть ограничены в индивидуальных возможностях или интересах учеников, не предоставляя им возможность углубленного изучения конкретных аспектов биологии.

Тем не менее, практические методы позволяют не только получить практические навыки, но и лучше понять и применять полученные знания в жизни. Все это помогает обучающимся стать активными участниками образовательного процесса. С целью проверки гипотезы, что использование наглядных и практических методов на уроках биологии повысит уровень знаний обучающихся по изучаемой теме, и соответственно позитивно повлияет на качество знаний, был проведен эксперимент на базе МОУ СОШ №12 с УИОП г. Егорьевска. В эксперименте участвовало 50 человек: 7А -экспериментальный класс - ЭГ (25 учащихся) и 7Б - контрольный класс - КГ (25 учащихся).

Эксперимент состоял из трех этапов:

1) Констатирующий, на котором был проведен предварительный срез знаний обучающихся по теме «Класс птицы» с использованием тестового контроля.

2) Формирующий, на котором были реализованы условия гипотезы, для чего были разработаны и апробированы на уроках задания с использованием наглядных и практических методов в экспериментальном классе.

3) Контрольный, на котором была повторно проведена контрольная работа по тем же заданиям, что и на констатирующем этапе в контрольном и экспериментальном классах. А также проведен количественный и качественный анализ результатов исследования.

Для выявления начального уровня знаний по теме Класс Птицы, были подобраны тестовые задания с учетом требований программы к знаниям обучающихся по теме «Класс Птицы» УМК В.В. Пасечника с нагрузкой 1 час в неделю, 34 часа в год. Обучающиеся должны знать: Класс Птицы. Внешнее строение, многообразие птиц, среду обитания, образ жизни и поведение. Тестирование проводилось в двух классах индивидуально, на уроке биологии. На решение теста отводилось 15 минут.

Таблица 1

Результаты тестирования по теме «Класс птицы» на констатирующем этапе

Оценки, уровень знаний 7А класс. ЭГ 7Б класс. КГ

«5» (высокий) 1(4%) 2(8%)

«4» (достаточный) 3(12%) 2(8%)

«3» (средний) 16(64%) 17(68%)

«2» (низкий) 5(20%) 4(16%)

Видим, что результаты исследования в контрольной и экспериментальной группе практически совпадают.

Результаты проведения тестирования сходны, потому представляется возможным взять эти классы для дальнейшей работы и провести формирующий этап в ЭГ.

С процессе эксперимента было проведено опытное обучение экспериментального 7А класса. Контрольный 7Б класс учился в обычном режиме.

В ходе проведения этого этапа исследования, были разработаны и апробированы 3 урока с использованием наглядных и практических методов, Уроки проводились один раз в неделю.

На 1 уроке «Класс Птицы» использовались следующие наглядные и практические методы обучения: демонстрация видео и мультимедиа-презентации, работа по вопросам к презентации, прохождение веб-квеста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 2 уроке были использованы практические задания для групповой работы в процессе выполнения лабораторной работы «Изучение внешнего строения и оперения птиц». Все задания использовались с опорой на визуализацию средств обучения: демонстрация видеофильма, использование в работе над практическими заданиями естественных наглядных пособий чучела голубя и раздаточного материала коллекции перьев, использование карточек с заданиями, использование мультимедиа-слайдов с изображением внешнего строения птицы, строения пера. Использовалась биологическая зарисовка природных объектов в тетрадях. Использовался исследовательский подход и работа в группах с последующей защитой результатов выполнения заданий. Всего в лабораторной работе было представлено 8 заданий.

3 урок «Многообразие птиц» был проведен в формате виртуальной экскурсии.

Задачи:

1. познакомить учащихся разнообразием птиц, их приспособленностью к совместному обитанию;

2. закрепить умения школьников распознавать основные виды животных;

3. продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся: воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к животным.

После проведения уроков, для выявления результативности проведенной работы и выявления динамики знаний по теме «Класс птицы» в обеих группах на контрольном этапе исследования было проведено повторное тестирование по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе.

Тестирование проводилось в двух классах индивидуально, на уроке биологии. На решение теста отводилось 15 минут.

Таблица 2

Сравнение уровня знаний на констатирующем и контрольном этапах исследования по теме «Класс Птиц»

Оценки, уровень знаний 7А класс. ЭГ 7Б класс. КГ

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

«5» (высокий) 1(4%) 8(32%) 2(8%) 4(16%)

«4» (достаточный) 3(12%) 14 (56%) 2(8%) 8(32%)

«3» (средний) 16(64%) 2 (8%) 17(68%) 11(44%)

«2» (низкий) 5(20%) 1 (4%) 4(16%) 2(8%)

Видим, что результаты исследования в контрольной и экспериментальной группе значительно отличаются по динамике.

Таким образом, в обеих группах уровень знаний по теме «Класс Птицы» повысился, однако, динамика знаний и успеваемости в ЭГ значительно выше. Результаты проведения тестирования значительно отличаются в численном и процентном отношении, хотя вначале были сходны. В ЭГ в 2 раза больше обучающихся, показавших высокие результаты, чем в КГ (32 и 16% соответственно) а показавших низкие в два раза ниже (4 и 8% соответственно). Также в ЭГ на 24% больше учеников, показавших достаточные знания и значительно меньше обучающихся с средним уровнем. Это говорит о положительной динамике успеваемости и уровня знаний по теме, что обусловлено использованием наглядных и практических методов на уроках.

Выводы. Таким образом, использование наглядных и практических методов в качестве средств визуализации при обучении биологии в общеобразовательной организации оказывает положительное влияние на качество усвоения знаний учащимися. Наглядные методы помогают визуализировать информацию и сделать процесс обучения интересным, а практические методы позволяют учащимся применить теоретические знания на практике и развить практические навыки.

Комбинированное использование наглядных и практических методов в обучении биологии способствует эффективному усвоению знаний, формированию познавательных способностей и развитию активности учащихся.

Литература:

1. Зареченский, О.Н. Из опыта использования мультимедийных средств визуализации на уроках биологии / О.И. Зареченский, Ю.А. Ющенко, О.В. Хотулёва // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2023. -№78-3.-С. 102-105

2. Зинченко, В.В. визуализация обучения как средство повышения эффективности уроков биологии / В.В. Зинченко // НАПНУ УМО ИПОИПП (г. Донецк). - 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://kafpppo.inf.ua/userfiles/conference2012.pdf

Педагогика

УДК 377.169.3

кандидат технических наук, доцент Сатлер Ольга Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); магистрант Ризванова Диана Дамировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме организации учебного процесса с использованием VR-технологий для детей с разными стилями обучения. Обозначена необходимость подбора правильных методик при обучении специальностям, связанным с защитой информации. Рассмотрены теоретические представления об общих и профессиональных компетенциях, которые должны быть сформированы в рамках специальности. Описаны эмпирические результаты исследования взаимосвязи типа интеллекта обучающихся, стилевых параметров обучения и выбранной ими квалификации. Даны рекомендации по планированию и проведению занятий с использованием VR-средств у групп рассматриваемого направления исходя из психологических особенностей обучающихся.

Ключевые слова: VR-технологии, профессиональное образование, информационная безопасность, процесс обучения, тип интеллекта, стилевые параметры обучения.

Annotation. This article reveals the problem of organizing the educational process using VR technologies for children with different learning styles. The necessity of selecting the right methods for teaching specialties related to information security is indicated. The theoretical concepts of general and professional competencies that should be formed in the specialty are considered. The empirical results of the study between the type of intelligence of students, the stylistic parameters of training and their chosen qualifications are described. Recommendations for planning and conducting classes using VR tools in groups of the direction under consideration based on the psychological characteristics of students are given.

Key words: VR technologies, professional education, information security, learning process, type of intelligence, learning style parameters.

Введение. В наше время, когда на первый план выходит информация, одной из первостепенных задач является овладение технологиями её обработки, передачи, хранения, уничтожения и защиты. Но особенно остро ставится вопрос защиты информации на каждой стадии взаимодействия с ней и защиты каналов, по которым осуществляется передача данных.

Студенты, обучающиеся по специальности «Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем» получают знания и навыки в области организации и выполнения работ в сфере информационной безопасности информационно-телекоммуникационных систем, изучают особенности криптографической защиты информации, эксплуатации компьютерных сетей, физических защит линий связи и так далее [6].

В связи с быстрыми темпами развития предметной области первоначальный подход в области преподавания дисциплин по данной специальности перестал себя оправдывать, и появилась тенденция к преподаванию только пользовательских сред. Такой подход не только не отвечает запросам современного общества, но и не учитывает интересы и психологические особенности учащихся, выбравших данную профессию.

Изложение основного материала статьи. Обучение студентов в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно происходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Это происходит потому, что при правильной организации обучения и формулировки заданий студент очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной», а это придает ему уверенности, создаёт естественное стремление поделиться своими знаниями с одногруппниками [4].

Еще одна группа особенностей направления связана непосредственно с компьютером. При изучении ряда дисциплин именно компьютер является основным объектом, с которым взаимодействуют учащиеся, чтобы выработать определённые навыки (умение работать с вычислительной машиной, знание устройств, операционной системы, методов работы с информацией). Но при этом построить процесс обучения только на взаимодействии с ПК и изучении теоретической составляющей нельзя. На этом основании мы предполагаем, что тип интеллекта обучающихся и их стилевые параметры обучения определяют особенности процесса обучения при освоении специальности. Для подтверждения данной гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие студенты колледжа в количестве 20 человек. В процессе исследования были использованы методика «Типы интеллекта» Г. Гарднера и методика диагностики стилевых параметров А. Саломона и Р. Фелдера.

Для определения типа интеллекта мы применили методику «Типы интеллекта» Г. Гарднера. Им была выдвинута теория множественного интеллекта. Эта теория рассматривает интеллект в различных конкретных условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо. Типы интеллекта Гарднер выделил, наблюдая за тем, как человек воспринимает мир и информацию, какая у него мотивация к действиям и как он принимает решения [1]. Данная методика позволяет выявить доминирующую склонность к тому или иному типу деятельности.

Мы сравнили полученные показатели типов интеллекта в целом по группе, результаты тестирования представлены на диаграмме (рисунок 1):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.