Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОХРАНЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОХРАНЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / корректировка правил обучения / понятия и методы обучения / организации обучения / требования к обучающим организациям / контроль качества и периодичности обучения / когнификация / навыки / системный и компетентностный подходы / мета компетенции / национальный проект «Экономика данных». / training / adjustment of training rules / training concepts and methods / training organizations / requirements for training organizations / control of the quality and frequency of training / cognification / skills / systemic and competency-based approaches / metacompetencies / national project ‘Data Economy’.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елин Альберт Максимович, Соколова Александра Сергеевна

Объект исследования – процедуры и технологии обучения охране и безопасности труда. Цель работы – выявление особенностей, оказывающих воздействие на процедуры и технологии обучения охране и безопасности труда, обусловленные изменениями в национальном трудовом законодательстве и подзаконных актах. Методы проведения работы – сравнительный анализ изменений и особенностей в национальной законодательной и нормативной правовой базе, научной литературе, публикаций и интернет-источников. Результаты работы – разработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию организационно-управленческих процессов, оптимизации образовательных процедур в соответствии с действующими законодательными, нормативно-правовыми и локальными актами с использованием организационно-распорядительных технологий, обеспечивающих качественную подготовку и проверку уровня знаний персонала. Область применения полученных результатов – содержащиеся в исследовании материалы могут быть использованы организациями различных видов экономической деятельности и форм собственности, обучающими организациями дополнительного профессионального образования с целью организации, проведения обучения и проверки знаний работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елин Альберт Максимович, Соколова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LABOR PROTECTION TRAINING FOR EMPLOYEES IN THE MODERN ECONOMY

The object of the study is procedures and technologies for training in labor protection and occupational safety. The purpose of the study is to identify features affecting the procedures and technologies of labor protection and occupational safety training caused by changes in national labor legislation and regulations. The methods of the paper are comparative analysis of changes and features of the national legislative and regulatory framework, scientific literature, publications, and Internet sources. The research results are the development of proposals and recommendations for further improvement of organizational and management processes, and optimization of educational procedures in accordance with current legislative, regulatory, and local acts using organizational and management technologies that ensure high-quality training and testing of knowledge of employees. The scope of application of the research results: the materials contained in the study can be used by organizations of various types of economic activity and forms of ownership, training organizations of additional professional education to organize, conduct training, and test the knowledge of employees.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОХРАНЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-62-77 УДК 331.45 JEL J81

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОХРАНЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

А.М. Елин, А.С. Соколова

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Объект исследования - процедуры и технологии обучения охране и безопасности труда. Цель работы - выявление особенностей, оказывающих воздействие на процедуры и технологии обучения охране и безопасности труда, обусловленные изменениями в национальном трудовом законодательстве и подзаконных актах. Методы проведения работы - сравнительный анализ изменений и особенностей в национальной законодательной и нормативной правовой базе, научной литературе, публикаций и интернет-источников. Результаты работы - разработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию организационно-управленческих процессов, оптимизации образовательных процедур в соответствии с действующими законодательными, нормативно-правовыми и локальными актами с использованием организационно-распорядительных технологий, обеспечивающих качественную подготовку и проверку уровня знаний персонала. Область применения полученных результатов - содержащиеся в исследовании материалы могут быть использованы организациями различных видов экономической деятельности и форм собственности, обучающими организациями дополнительного профессионального образования с целью организации, проведения обучения и проверки знаний работников. Ключевые слова: обучение; корректировка правил обучения; понятия и методы обучения; организации обучения; требования к обучающим организациям; контроль качества и периодичности обучения; когнификация; навыки; системный и компетентностный подходы; мета компетенции; национальный проект «Экономика данных».

Для цитирования: Елин А.М., Соколова А.С. Особенности обучения работников охране труда в условиях современной экономики. Социально-трудовые исследования. 2024;55(2):62-77. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-62-77.

ORIGINAL PAPER

FEATURES OF LABOR PROTECTION TRAINING FOR EMPLOYEES IN THE MODERN ECONOMY

A.M. Elin, A.S. Sokolova

All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia

ABSTRACT

The object of the study is procedures and technologies for training in labor protection and occupational safety. The purpose of the study is to identify features affecting the procedures and technologies of labor protection and occupational safety training caused by changes in national labor legislation and regulations. The methods of the paper are comparative analysis of changes and features of the national legislative and regulatory framework, scientific literature, publications, and Internet sources. The research results are the development of proposals and recommendations for further improvement of organizational and management processes, and optimization of educational procedures in accordance with current legislative, regulatory, and local acts using organizational and management technologies that ensure high-quality training and testing of knowledge of employees. The scope of application of the research results: the materials contained in the study can be used by organizations of various types of economic activity and forms of ownership, training organizations of additional professional education to organize, conduct training, and test the knowledge of employees.

Keywords: training; adjustment of training rules; training concepts and methods; training organizations; requirements for training organizations; control of the quality and frequency of training; cognification; skills; systemic and competency-based approaches; meta- competencies; national project 'Data Economy'.

For titaHon: Elin A.M., Sokolova A.S. Features of labor protection training for employees in the modern economy. Social and labor research. 2024;55(2):62-77. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-62-77.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость обучения работников вопросам охраны труда обусловлена потребностями производства, изменениями в организации и технологии различных видов работ, а также корректировкой законодательных, нормативных правовых и

© Елин А.М., Соколова А.С., 2024

локальных актов, регламентирующих трудовые отношения, как базовой основы социально-экономических, организационных и управленческих процедур, принципов и методов сферы труда. Основополагающими нормативными правовыми актами данной сферы. являются Конституция Рос-

сийской Федерации, Трудовой кодекс РФ и принятые в их развитие нормативные правовые акты, распорядительные и регламентные локальные акты организаций, руководствуясь которыми и определяются направления необходимого и обязательного совершенствования процессов обучения на данном этапе управления. Данную работу можно рассматривать в качестве ориентира для специалистов и руководителей сферы охраны труда на предстоящий период воздействия на экономику и организацию практико-ориентированных обучающих процессов, развития компетенций, формирования профессиональных навыков и мастерства с учетом изменений и дополнений в соответствующие законодательные, подзаконные акты сферы охраны труда и обучения персонала в системе дополнительного профессионального образования, которые, по мнению авторов, связаны не только с изменением формулировок, но и особенностями рассмотрения ряда правовых трансформаций в сфере труда, способных оказать существенное воздействие на организацию и проведение процедур или технологий, связанных с организацией труда, выполнением трудовых функций, а также обучением, научением, повышением квалификации, компетенций и проверкой знаний.

В процессе исследования рассмотрен комплекс законодательных, организационно-управленческих мероприятий1 и процедур, раскрывающих особенности обучения работников вопросам охраны и безопасности труда, как процессов освоения и приобретения современного понимания возникающих ситуаций, знания, поведения, навыков, ценностей, установок и предпочтений, направленных не только на пополнение объема обязательных профессиональных знаний, но и на развитие и воспроизводство трудового и творческого потенциала работников.

Вопросам освоения практических приемов и навыков выполнения работы большое внимание уделяли российские ученые Д.К. Советкин2, А.К. Гастев3 и др. [1, 2], оставившие нам богатейшее научное наследство в сфере развивающихся системного, процессного и других научных и прак-тико-ориентированных подходов, а также экономического прогнозирования в условиях реально действующих или вновь создаваемых производств

1 Мероприятие - организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление определенной цели.

2 Советкин Дмитрий Константинович (1838-1912). Русский инженер, основоположник отечественной теории и методологии производственного обучения.

3 Гастев Алексей Капитонович (1882-1939). Русский революционер,

профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организа-

ции труда, организатор и руководитель Центрального института труда (1920-1939).

[3, с. 5-7], что безусловно обязывает ныне живущие поколения уважительно и творчески относиться к достижениям российских ученых [4, с. 124].

Огромное внимание проблемам развития экономики и образования в России уделял С.Г. Струми-лин4, который в ходе многочисленных исследований доказал прямую зависимость между степенью квалификации работников, сроками и методами их обучения, размерами расходов на образование каждого из них с учетом роста национального дохода государства. По данным ученого, введение всеобщего начального образования в СССР дало экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года. Семилетняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало государственные затраты, а высшая школа с 3-го курса становилась убыточной. Исходя из этого С.Г. Струмилин сформулировал закон «убывающей продуктивности обучения», согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочего повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счет, а также давали возможность обосновать обязательную трехлетнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих. По подсчетам Струмилина, такой подход гарантировал государству прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (в масштабе цен 1929 г.) [5]. Вопросам становления и развития экономики и ряда видов производства, обучению кадров по охране и безопасности труда на разных этапах становления уделяли внимание Аксенов В.А., Анохин А.В., Алекина Е.В., Волгин Н.А., Генкин Б.М., Давыдов А.В., Должен-кова Ю.В., Дубовец Д.С., Забелина О.В., Збышко Б.Г., Зубкова А.Ф., Баранов Ю.В., Кульбовская Н.К., Меньшикова О.И., Новиков Н.Н., Одегов Ю.Г., Па-

4 Струмилин Станислав Густавович (17.01.1877-25.01.1974). Советский экономист и статистик, академик АН СССР, работавшей в области методологии планирования, проблем экономики труда, образования, науки, автор «индекса Струмилина». Герой Соц. Труда.

шин Н.П., Роик В.Д., Русак О.Н., Сафонов А.Л., Тата-ренко В.И., Титова Т.С., Усикова О.В., Шкрабак В.С., Шварцбург Л.Э., Файнбург Г.З. и многие другие.

Основой современного управления производством является признание того, что именно персонал выступает базовым ресурсом любой хозяйствующей структуры, которая, если ставит перед собой достижение серьезных стратегических целей, должна его систематически развивать, мотивировать и стимулировать. В связи с чем, процессы, связанные с формированием, развитием, обучением, профессионально-ориентированной подготовкой различных категорий рабочих и специалистов, должны быть под систематическим контролем организаторов производства [6, с.12-18].

Обучение5 работников вопросам охраны труда обусловлено потребностями производства, изменениями в организации и технологии различных видов работ, а также корректировкой законодательных, нормативных правовых и локальных актов, регламентирующих трудовые отношения, как базовой основы социально-экономических, организационных и управленческих процедур, принципов и методов сферы труда.

Рабочая гипотеза данного исследования основана на предположении, что совершенствование научной теории и методологии подготовки персонала по вопросам охраны труда позволит устранить имеющиеся противоречия и рассогласования в проведении обучающих технологий и процедур в подавляющем числе трудовых коллективов России, что позволит установить надлежащий контроль процессов их проведения на различных уровнях управленческого воздействия.

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу и определяющими направления необходимого, достаточного и обязательного совершенствования процесса обучения на данном этапе управления, являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, нормативные правовые документы, распорядительные и регламентные локальные акты организаций. В последние годы в ТК РФ были внесены фундаментальные изменения и дополнения по различным направлениям организации труда, совершенствования работы с персоналом, ответственности работников и работодателей за организацию и качество выполнения должностных обязанностей, а также приведением и содержанием рабочих мест

5 Обучение - деятельность по изменению и адаптации поведения субъекта обучения с целями выживания, развития, совершенствования. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности. https://ya.ru/ (дата обращения: 15.01.2024).

в соответствие с государственными нормативными требованиями, направленными на сохранение жизни и здоровья работников.

В этой связи требуется правильное и однозначное понимание всеми участниками процесса обучения и заинтересованными лицами терминов «понятие», «научное понятие», «категория». Научное понятие6 - это один из структурных основополагающих элементов научного аппарата науки. Вопрос о природе научного понятия или категории имеет особое значение для понимания специфики научного знания, в том числе и философского. Понятие7 определяют как одну из основных форм мышления. Благодаря понятиям мышление человека приобретает характер обобщающего отражения действительности. По сути своей понятие есть умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного. Иными словами, понятие есть синтез качественных признаков, существенных для данного класса предметов. Поэтому познание человеком действительности есть отражение мира через его качественные признаки. В целях однозначного восприятия понятий или определений в соответствующих сферах научной и образовательной деятельности рекомендуется их осознанно формировать, включать в соответствующие словари и использовать в процессах исследования или изучения в соответствующих философских и или научных ситуациях. Следовательно, «понятия» представляют собой идеальные сущности, продукты интеллектуальной деятельности че-ловека8. Термин (от лат. terminus - предел, граница) означает «однозначное слово», фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.н. и является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного фиксирования данных наук, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соот-

6 Понятие - определяют как одну из основных форм мышления. Благодаря понятиям мышление человека приобретает характер обобщающего отражения действительности. По сути своей понятие есть умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного. Иными словами, понятие есть синтез качественных признаков, существенных для данного класса предметов. Поэтому познание человеком действительности есть отражение мира через его качественные признаки, характеристики посредством понятийной умственной деятельности. Понятие — это форма мысли, отражающая в существенных и отличительных признаках отдельный предмет или множество отдельных предметов. Понятие, как мысль, есть продукт обобщения некоторого класса предметов по их качественным признакам. Все понятия характеризуются по степени общности, т.е. по их объемам. Множество мыслимых в понятии предметов есть объем, а совокупность признаков, по которым эти предметы обобщаются, — содержание понятия.

7 В содержании понятия особо выделяют видовые и родовые признаки. Все научные понятия можно условно разделить на две группы: эмпирические и теоретические. Абсолютной границы между ними нет.

8 Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.: «Инфра-М», 2005. XYI, 731 с.

ветствующих названий»9. «Определения, дефиниция» - логическая процедура придания строго фиксированного смысла (содержания) терминам языка. Всякий раз, придавая через определение какой-либо смысл термину10, одновременно с этим указывают и его значение. По своему строению определение состоит из двух основных частей: определяемого понятия и определяющего понятия. Определить понятие - значит вскрыть его содержание.

Вопросам развития логики уделял большое внимание Челпанов Георгий Иванович11. Изучение логики — науки о правильном мышлении является одним из обязательных этапов в становлении образовательного процесса культурного человека и персонала в организации в целом, особенно в наше время, когда общественное сознание подвергается разного рода манипуляциям, основанным на пренебрежении к логике. По мнению Г.И. Челпанова, логика - может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. В этом плане «Учебник логики» русского философа, логика и психолога Г.И. Челпанова может послужить великолепным пособием по изучению этой древней и чрезвычайно важной науки. Выдержавший несколько изданий до революции, он и в наши дни пользуется заслуженной популярностью. Среди его достоинств — простой и понятный стиль изложения, обилие примеров и пояснений к правилам. Издание предназначено для всех, кто изучает и преподает логику - студентов, аспирантов, преподавателей вузов. Им и другими российским философами обозначены существенные признаки, которые являются отражением коренных свойств предмета. Применительно к понятиям, логика согласно12, общим законы мышления формируются так:

1. Закон тождества: понятие тождественно самому себе.

2. Закон противоречия: понятие не может быть чем отличным от себя.

3. Закон исключенного третьего: каждое понятие либо тождественно другому, либо отлично от него.

4. Закон достаточного основания: понятие может считаться истинным или правильным, если приведены достаточные основания для этого.

9 Фролов И.Т. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. М.: Республика. 2001. 719 с.

10 Самарская Н.А. и др. Словарь-справочник терминов и определений. Екатеринбург, 2017. 208 с.

11 Челпанов Г.И. (1862-1936) - русский философ, логик и психолог wikepedia.org (дата обращения: 15.02.2024). Автор учебника по проблемам логики. М.: Научная библиотека. 2010. 127 с.

12 Гетманова А.Д. Логика: Учебник для педагогических учебных заведе-

ний. 6-е изд. М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. 442 с.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

В периоды бурного развития научно-технического прогресса система управления охраной труда активно развивается, совершенствуется законодательная и нормативная правовая база, разрабатываются и внедряются новые принципы, процедуры, инструменты и подходы приведения их в соответствие с возрастающими потребностями экономики, становлением производства и согласования многих процедур с потребностями не только производственных технологий, но и организацией и безопасностью труда работников, направленные на их решение в установленном в соответствии с российским законодательством нормами и нормативами. На сегодняшний день это одна из основных особенностей рассматриваемого процесса обучения, принятая в связи с изменениями в ТК РФ. Изменения в области охраны труда затронули основные и определяющие направления деятельности государственных структур всех уровней управления. Они достаточно подробно рассмотрены в ряде авторских работ13 [2-6].

К особенностям организации производственных и трудовых процессов, безусловно, относятся виды выполняемых работ или технологических процессов, должности, занимаемые соответствующими работниками, набор их функциональных и должностных обязанностей, а также сопутствующие этим обязанностям дополнительные нагрузки или поручения, возлагаемые на работников - исполнителей руководителями организаций-работодателей. Эти организационно-управленческие или распорядительные регламенты должны выполняться с соблюдением установленных государственных требований, закрепленных в соответствующих статьях Конституции РФ, ТК РФ, федеральных и региональных законах, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, Указах Президента РФ, а также локальных нормативных актах организаций.

Особенности касаются ответственности федеральных и региональных органов управления исполнительной власти, уточнения функциональных направлений деятельности государственных структур управления, требований к обучению, содержания правил и инструкций по охране труда. Среди этих материалов следует отметить выступления и публикации Президента РФ, ответственных работников Правительства РФ, Минтруда России, представителей научных и образовательных уч-

13 Гетманова А.Д. Логика: Учебник для педагогических учебных заведений. - 6-е изд. М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. 442 с.

реждений РФ. В большинстве регионов России подготавливаются и издаются доступные для изучения материалы по правовым вопросам, организационным основам, нормам и нормативам охраны труда, ее безопасности и др. В большинстве из них рассмотрены практически все сферы производства и жизнедеятельности работающего населения, в том числе по вопросам энергосбережения и электробезопасности, гражданской обороны и антитеррористической защищенности, развития современной сферы производства и оснащенности рабочих мест, подготовки, обучения персонала, повышения профессионального мастерства и квалификационного уровня работников, как обязательные законодательно установленные требования. Изменения, вошедшие в новые подзаконные акты, базируются на переработанных или дополненных статьях ТК РФ (в редакции Федерального закона от № 311-ФЗ), принятых в соответствии с поручениями Президента РФ в рамках проведенной «регуляторной гильотины»14: кропотливой работы по инвентаризации всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять - соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Не секрет, что этих норм чересчур много. Более того, среди них встречались те, которые были приняты еще при СССР. При нынешнем уровне технологического развития это являлось одним из основных препятствий для развития бизнеса, при этом не всегда достигалась ключевая цель этих требований - безопасность людей. Поэтому принятые Правительством РФ меры были направлены не только на понижение надзорной и контрольной деятельности в сфере трудовых отношений, а, прежде всего, на совершенствование, возникающих в процессах труда, особенностей взаимного согласования профилактических предупредительных мероприятий, осуществляемых организаторами и участниками трудовых процессов: работодателями и наемными работниками. «Регуляторная гильотина» предстала как метод реформирования системы нормативных требований в экономической сфере.

Условия современного производства и управления им объективно потребовали изменений в процессах обучения, подготовки рабочей силы к профессиональной деятельности. Это вторая особенность, рассматриваемого процесса, которая

14 «Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду в России, инвентаризация всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью выяснить, соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются.

коснулась не только производственного персонала, административного и управленческого, но и всех работников, как совокупной рабочей силы российского общества. Публикации современных российских ученых - экономистов, философов, социологов и др. свидетельствуют о необходимости и целесообразности дальнейшего исследования методологии, методики, развития и организации процессов повседневной практики управленческого воздействия, других процедур в совершенствовании и уточнении действующих законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, а также нормативных документов сферы обучения различных категорий работников по наиболее актуальным направлениям их подготовки, в том числе в рамках научной специальности 5.2.3. «Региональная и отраслевая экономика» (экономика народонаселения и экономика труда), поскольку именно это направление в наибольшей степени связано с воздействием процессов обучения не только на сохранение жизни и здоровья работающего персонала и продление его трудового долголетия, но и в не меньшей степени с ростом производительного труда, устойчивым развитием ведущих отраслей и видов производства, укреплением экономических показателей как отдельных организаций, так и экономики России в целом. Именно достижение этой цели обострили противоречия, возникшие в организационно-управленческой, социально-экономической, нормативно-правовой, научно-образовательной сферах современного российского общества, обусловили необходимость принятия или изменения основных законодательных, организационных и распорядительных актов, регулирующих эти отношения как на уровне отдельных организаций - субъектов трудовых отношений, регионов и России в целом. Соответствующие изменения были подготовлены, обсуждены и приняты на уровне государственных законодательных органов и органов управления. С 1 сентября 2023 г. изменились основания для внепланового обучения по охране труда, в основе которых лежит Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»15. Данное постановление обострило ранее действующие научно-методические и организационно-управленческие процессы, связанные с организацией труда и подготовкой промышленно-производственного персонала, внесло существен-

15 Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».

ные изменения в Правила обучения охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464)16, что также следует отнести к особенностям данного подхода. Установлено, что внеплановое обучение работников по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, должны проводиться только при наличии в соответствующих актах подтверждения этой необходимости.

Каковы основные особенности этих нововведений? До принятия новых Правил обучения и проверки знаний действовало правило, согласно которому внеплановый инструктаж проводился «по требованию Минтруда России». Это основание вызывало много различных суждений в профессиональном сообществе. Новая редакция п. 61 Порядка обучения № 2464 предусматривает, что инструктаж проводится «при наличии в соответствующих нормативных правовых актах положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда». Работодатели обязаны отслеживать вновь принимаемые нормативные правовые акты (НПА), вступающие в силу, и при необходимости, своевременно проводить внеплановое обучение работников требованиям охраны труда. Тем, кто до сих пор не прошел внеочередную проверку знаний по изменениям, вступившим в силу в 2023 г., рекомендуется пройти обучение в рамках курса «Обучение для внеочередной проверки знаний требований охраны труда». Эта особенность связана также с переходом на единые типовые нормы выдачи СИЗ, которая базируется на приказе Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами"17 (зарегистрирован 29.12.2021 № 66670)». С 1 января 2025 г. организации будут обязаны выдавать средства индивидуальной защиты по Единым типовым нормам, утвержденным приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н. При этом работодатель уже с 1 сентября 2023 г. должен был определить потребность в средствах индивидуальной защиты в зависимости от профессий и должностей с учетом перечня и уровня воздействия вредных или опасных производственных факторов, установленных по результатам СОУТ и

16 Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «"О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда". С изменениями и дополнениями от 30 декабря 2022 г.».

17 Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смы-

вающими средствами».

ОПР, количества работников на этих рабочих местах, иных факторов, определяемых работодателем, и влияющим на уровень потребности СИЗ. Новые правила, введенные с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2024 г. - обозначили переходный период, когда при выдаче работникам СИЗ работодатель вправе руководствоваться и типовыми отраслевыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель обязан выдавать работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ. Поэтому подготовкой к переходу на ЕТН надо заниматься заранее. Внедрению новых единых типовых норм будут способствовать организуемые, планируемые и регулярно проводимые вебинары по темам: «Единые типовые нормы выдачи СИЗ», «Риск-ориентированный подход как основа организации и обеспечения работников СИЗ». С 1 сентября 2023 г. также действу-ет18 Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866, которое вводит новый формат медосмотров водителей - дистанционный. Дистанционные медосмотры целесообразно проводить с помощью медицинского оборудования и изделий, обеспечивающих автоматизированную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. Введены новые требования проведения пред рейсовых и после рейсовых медосмотров. Основанием для их проведения являются: Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866; приказ Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н19 «Об утверждении Порядка и периодичности проведения пред сменных, пред рейсовых медосмотров». Одновременно с 1 сентября 2023 г. вступил в силу приказ Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н, который разрешает дистанционно проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры.Такое решение принято для того, чтобы работодателям было удобнее проводить медицинские осмотры водителей, сохраняя при этом приемлемый уровень контроля и безопасности.

18 Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» (вступил в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029).

19 Приказ Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н «Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых медосмотров».

Исключения: дистанционно не могут проходить медосмотр водители, занятые в перевозках опасных грузов или на регулярных междугородных пассажирских перевозках по маршрутам свыше 300 километров. В этом случае требуется личное обследование по месту работы.

Закреплено, что все водители, как и прежде, обязаны не менее двух раз в год проходить в очной форме химико-токсикологические обследования на наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Существенные изменения и особенности их применения вводятся в повседневную практику хозяйствующих и обучающих организаций в связи принятием нового порядка обучения по охране труда. Кроме обязательных программ обучения для работников предусмотрены специальные курсы и т.д.

Новшеством и особенностью требований подготовки работников безопасным приемам и методам труда являются также новые требования обучения по гражданской обороне. Это новшество, как очередная особенность, основана на Постановлении Правительства РФ от 21.01.2023 № 51 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841»20. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям, задача которого направлена на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение вероятностных последствий их проявления и является специализированным, законодательно установленным, процессом получения знаний, умений и навыков, что по логике вещей также является особенностью данного процесса. В то же самое время с 1 сентября 2023 г. постановлением Правительства РФ от 21.01.2023 № 51 для большинства категорий работников отменено обязательное обучение по гражданской обороне. Изменение обусловлено поправками в Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 84121, согласно которому одной из основных обязанностей предприятий и организаций в этой сфере является разработка программы курсового обучения личного состава формирований и служб, а также сотрудников, связанных с гражданской обороной, и их последующее обучение. Изменение

20 Постановление Правительства РФ от 21 января 2023 г. № 51 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841».

21 Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», https://base.garant.ru (дата обращения: 15.01.2024).

позволяет освободить большинство работников от прохождения данной процедуры и тем самым снять нагрузку с работодателей, которые, тем не менее, должны поддерживать необходимый уровень обучения работников, по-прежнему обязаны разрабатывать программы вводных инструктажей по гражданской обороне и проводить их для новых сотрудников в течение первого месяца после принятия на работу.

О том, как организовывать мероприятия по ГО и действовать в случае проявления разных ЧС изложено в содержании учебного курса «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», а также в разработанном группой ученых РТУ МИ-РЭА учебном пособии для студентов высших учебных заведений «Безопасность жизнедеятельности [7]. Снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций», которое можно использовать при организации обучения работников в специализированных центрах или непосредственно в организациях.

Что касается новых правовых и организационных особенностей обучения по охране труда, то они связаны с новыми требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (с изменениями и дополнениями)»22. С 1 марта 2023 г. все работодатели, самостоятельно обучающие сотрудников по вопросам охраны труда, должны зарегистрироваться в личном кабинете и передавать данные в реестры Минтруда России. О том, как это сделать подробно изложено в статье «Личный кабинет работодателя и новые реестры по охране труда»23. О том, как функционирует личный кабинет и что нужно предпринять работодателю, чтобы без проблем передавать сведения в реестр обученных лиц, было рассказано на вебинаре: «Как и где зарегистрировать результаты обучения по охране

24

труда»24.

Организации внутреннего корпоративного обучения по охране труда посвящен курс «Новые требования к организации обучения по охране труда: Личный кабинет работодателя, реестры обученных лиц, проверка знаний в единой информационной

22 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (с изменениями и дополнениями).

23 Статья автора «Контур.Школа» в Дзене: «Личный кабинет работодателя. Новый инструмент позволяет вести учет и контролировать обучение по охране труда, которое проводят работодатели и учебные центры.» https://dzen.rU/a/Y8o7h7brYXwxPOnM (дата обращения: январь 2024).

24 Как и где зарегистрировать результаты обучения по охране труда. (записи вебинаров будут размещаться на сайте Контур. Школы).

системе по охране труда». Для эффективного проведения занятий в рамках данного учебного курса необходимо иметь в наличии подходящие места для обучения работников или учебные помещения; оборудование и технические средства обучения; учебные программы и материалы и т.п.; не менее двух обучающих сотрудников в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам ГПХ; также должна быть создана комиссия по проверке знаний, члены которой прошли обучение в стороннем учебном центре по соответствующим курсам.

Проводить обучение по охране труда могут как штатные сотрудники, так и сторонние специалисты, привлекаемые по договорам ГПХ. Эти лица должны пройти обучение требованиям охраны труда по соответствующей программе в стороннем учебном центре (УЦ). Таким образом, обучение ответственного лица проводится по той же программе, по которой он будет обучать других сотрудников в своей организации. Например, к преподавателям по первой помощи предъявляются дополнительные требования: каждый из них должен пройти два курса: «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» и «Подготовка преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи» (п. 35 Порядка обучения № 2464). После проверки знаний по охране труда работодатели, которые проводят обучение своими силами, передают в реестр обученных лиц следующие данные по каждому обученному:

• его ФИО, СНИЛС, профессию или должность;

• название организации или ИП, направивших

работника на обучение, ИНН;

• название программы обучения;

• дату и результат проверки знаний;

• номер протокола проверки знаний.

Если обучение проведено в УЦ, то сведения в реестр обученных лиц, передает сам УЦ.

С 1 сентября 2023 г. при оформлении уведомления в Минтруд России об организации и проведении внутреннего обучения больше не требуется учитывать в среднесписочной численности дистанционных работников на постоянной основе. Изменение внесено в приложение № 4 к Правилам обучения по охране труда и призвано упростить подсчет среднесписочной численности работников при оформлении уведомления в Минтруд России. Следующая особенность при обучении охране труда касается вопросов тестирования. С 1 марта 2023 г. у некоторых категорий работников появилась обязанность пройти тестирование в ЕИСОТ на сайте Минтруда России. Данное новшество касается:

• руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

• руководителей и преподавателей УЦ или ИП, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;

• руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций.

Остальным достаточно проверки знаний в учебном центре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для подготовки к сдаче тестирования ЕИСОТ на сайте Минтруда РФ следует пройти один из специальных курсов:

- Комплект «Тестирование ЕИСОТ. Обязательное обучение по охране труда по программам А, Б и первой помощи».

- Комплект-максимум «Тестирование ЕИСОТ. Обязательное обучение по охране труда по программам А, Б, В, применению СИЗ и первой помощи».

После успешного обучения на курсах сотрудники УЦ назначат слушателю тестирование в системе ЕИСОТ Минтруда России. Те, кому предстоит тестирование, получают пароль, логин и код доступа к платформе Минтруда России. В случае неуспешной попытки на следующие сутки можно повторно пройти тест. Вводится новый упрощенный порядок проведения СОУТ для микропредприятий. Основанием для его проведения является приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699 «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности». С 1 марта 2023 г. некоторые виды микропредприятий, у которых в качестве основного вида экономической деятельности указаны разработка компьютерного программного обеспечения, деятельность в области информационных технологий, финансовая и страховая деятельность, а также деятельность в области права и бухгалтерии и др., могут проводить специальную оценку условий труда в упрощенном порядке (приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н). Сокращение затрат на измерения, исследования и испытания позволит им сфокусироваться на основной деятельности, сохраняя при этом надлежащие условия труда для своих сотрудников. Кроме того, работодатели смогут сэкономить, потому что не придется привлекать сторонние аккредитованные

лаборатории для проведения СОУТ. Разобраться в процедуре СОУТ, знать, как действовать на каждом этапе, избегать рисков и штрафов поможет курс «Специальная оценка условий труда: как организовать, провести и оформить результаты».

Следующей важной особенностью являются вступившие в силу с 1 января 2023 г. в соответствии с приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н25 основные требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда. Особое внимание во вновь принятых нормативных правовых актах уделено вопросам «Охрана труда», «Техносферная безопасность», «Профпереподго-товка», «Соответствие профстандарту», Условиям выдачи дипломов, а также программам курса, в которых описываются требования к:

• сфере деятельности, включая определение, какие вредные и опасные производственные факторы, профессиональные риски и опасности характерны для данной сферы;

• охране труда работников при организации и проведении работ;

• производственным помещениям и производственным площадкам (если работы выполняются вне помещений), для обеспечения безопасности работников;

• оборудованию, его размещению и организации рабочих мест для обеспечения безопасности работников;

• хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства для обеспечения безопасности работников;

• к рабочему процессу, действиям в аварийных ситуациях и после окончания работ. Инструкции и правила по охране труда в организации должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями по охране труда, регулярно проверяться и обновляться, с учетом изменений в законодательстве и условий работы. Алгоритм правильной проверки и обновления правил и инструкций по охране труда подробно рассмотрен в рамках учебного курса «Требования охраны труда. Изменения-2023».

С 1 января 2023 г. в соответствии с приказом Минэнерго от 12.08.2022 № 811 действуют новые Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, заменившие правила от 2003 г. Расширилась сфера их применения: в нее включили физических лиц — владельцев электро-

25 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем".

установок (ЭУ) напряжением ниже 1000 В, которые используют ЭУ не в личных и не в бытовых целях. В числе основных отличий новых правил от прежних - 3-х кратное уменьшение их объема, что позволяет сократить ресурсы и упростить их внедрение. Теперь при трудоустройстве сотрудника из числа электротехнического персонала требуется проверка его диплома, свидетельства или другого документа, подтверждающего наличие профессии, соответствующей работе в электроустановке. Это позволяет установить высокие стандарты безопасности и охраны труда в отношении электротехнического персонала. С 1 января 2023 г. работодатель обязан фиксировать информацию о лице, назначенном ответственным за электрохозяйство и его заместителе. Ответственные лица должны быть выбраны только из числа административно-технического персонала. Это позволяет установить более надежный механизм контроля и обеспечения безопасности в области электрохозяйства. Кроме того, вступили в силу новые правила по организации работы с электрооборудованием, в том числе требования по проведению проверок и испытаний электрических средств защиты. Изучить новые правила работы с электроустановками позволит обучение на курсах «Правила работы в электроустановках для ответственных лиц за электрохозяйство и их заместителей» и «Правила работы в электроустановках потребителей электроэнергетики».

После того как организация будет найдена в реестре, работодатель может приступать к обучению работников. После завершения обучения работников и проведения проверки знаний требований охраны труда работодатель должен передать в Минтруд России сведения о работниках, прошедших соответствующее обучение. Срок законодательно не установлен, но лучше вносить сведения в реестр обученных сразу после проверки знания и оформления протокола. Указанный срок необходимо закрепить в локальном нормативном акте. Обязанность работодателей по обучению работников требованиям охраны труда закреплена в ст. 214 и 219 ТК РФ. Обучение охране труда представляет собой профилактическое мероприятие, направленное на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также снижение их последствий. Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда определены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее - Правила).

Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу (пункт 62 Правил). Плановое обучение требованиям охране труда проводится один раз в три года.

ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь (пункт 96 Правил обучения № 2464):

• материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;

• учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;

• не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;

• комиссию по проверке знания требований охраны труда, сформированную в соответствии с требованиями к организации проверки знания требований охраны труда (раздел VII Правил обучения № 2464).

Количество мест обучения работников должно определяться исходя из численности работников организации и составлять не менее одного места обучения на 100 работников организации, которым необходимо проведение обучения по охране труда.

Места обучения по охране труда работников должны быть оснащены необходимым оборудованием, обеспечены нормативными правовыми актами, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований охраны труда, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и при прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме (п.97 Правил обучения).

Допускается использовать в качестве мест обучения по охране труда рабочие места работников,

оснащенные необходимым оборудованием, обеспеченные нормативными правовыми актами, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований охраны труда, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме.

Работодатели должны знать как уведомить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о решении обучать охране труда внутри организации (в организации должна быть информация о том, как связаться с Минтрудом России: эл.адрес и др).

После того как организация будет найдена в реестре, работодатель может приступать к обучению работников. После завершения обучения работников и проведения проверки знаний требований охраны труда работодатель должен передать в Минтруд РФ сведения о работниках, прошедших соответствующее обучение. Срок выполнения данной процедуры законодательно не установлен, но лучше вносить сведения в реестр обученных сразу после проверки знания и оформления протокола. Указанный срок необходимо закрепить в локальном нормативном акте организации, проводившей обучение. Обучающая организация обязана вести реестр обученных лиц (сотрудников организации с указанием полностью фамилии, имя, отчества и при необходимости других данных, связанных с этим персоналом). Кроме того, необходимо представить в контролирующий орган следующие данные: ФИО и должность ответственных от организации, направившей на обучение, и от проводившей обучение; название программ обучения; № протокола проверки знаний; оценку уровня знаний (по пяти бальной системе); дату проведения проверки знаний.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Ст. 219 ТК РФ установлено, что обучение по охране труда - это процесс получения работниками знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью устойчивых и последовательных этапов организации труда, обеспечения его безопасности, сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими различных приемов или видов трудовых операций, одновременно гарантирующих полноту освоения обучаемыми не только приемов и методов безопасного выполнения личной безопасности исполнителя работ, но

Таблица 1 / Table 1

Виды и алгоритм обучения / Types and algorithms of training

Вид обучения / Type of training Требования к обучению / Training requirements

Требования к обучению требованиям охраны труда без привлечения лиц, оказывающих услуги по обучению Работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь: а) материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда; б) учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда; в) не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера; г) комиссию по проверке знания требований охраны труда.

Особенности организации обучения по охране труда на микропредприятиях Работодатели, отнесённые к микропредприятиям, могут проводить обучение требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников только в ходе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте. В случае выполнения работ повышенной опасности на микропредприятии обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности проводится в установленном порядке.

Стажировка Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). • Ранее порядок стажировки был определён в ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Согласно ранее озвученной позиции Минтруда России ГОСТ 12.0.004-2015 рекомендован к исполнению. • Требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте, к работникам, ответственным за организацию и проведение стажировки на рабочем месте, а также к продолжительности и месту проведения стажировки на рабочем месте устанавливаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

Обучение по охране труда Обучение по охране труда имеют право проводить организации, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда». В обязательном порядке проходят обучение в специализированной обучающей организации: • работодатель (руководитель организации), • руководители филиалов организации, • председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, • работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, • специалисты по охране труда, • члены комитетов (комиссий) по охране труда, • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций, • лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда.

Реестр Регистрация уведомления осуществляется посредством заполнения работодателем электронной формы в информационной системе охраны труда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Уведомление подписывается электронной подписью, вид которой установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В случае прекращения осуществления деятельности в области обучения работников вопросам охраны труда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уведомление о прекращении осуществления соответствующей деятельности. В реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда), вносятся сведения, предусмотренные Правилами аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 №2334. Передача сведений в реестр обученных лиц, предусмотренных пунктом 118 настоящих Правил, осуществляется путем импортирования в виде электронного документа по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Передача сведений, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, не осуществляется.

Источник/Sourse: составлена авторами на основе нормативных актов / compiled by the authors based on regulations.

и безопасность сотрудников вольно или невольно оказавшихся в зоне выполнения трудовой операции или ее отдельных элементов.

Правительством РФ приняты и с 1 марта 2023 г. вступили в силу изменения Правил обучения по охране труда и проверки знаний требований, касающихся охраны труда РФ26. Таким образом, обучение на основе соответствующих статей ТК РФ по охране труда разделилось на 5 видов: обучение по охране труда у работодателя или в организации, оказывающей услуги по обучению по ОТ, в том числе: обучение по оказанию первой помощи; по

26 Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».

использованию/применению СИЗ; стажировка на РМ; инструктаж по ОТ (табл. 1).

Для обучающих организаций приняты новые, более жесткие требования по организации принятого процесса подготовки и проверки знаний (аккредитация, материально-техническая база, состав и требование к комиссиям и пр.).

Если работодатель самостоятельно проводит обучение работников по охране труда в своей организации, он обязан уведомить об этом Минтруд России и вносить сведения в специальный реестр (с 1 марта 2023 г.)27.

27 Как уведомить Минтруд об обучении работников охране труда с 1 марта 2023 года. Журнал БУХ.1С. URL: https://buh.ru/articles/kak-uvedomit-mintrud-ob-obuchenii-rabotnikov-okhrane-truda-s-1-marta-2023-goda.html. (Дата обращения: 02.08.2023).

к I I

3 ЙК -ЦИ1 m 4-1 К-цикл 5-й К-цикп 6 ЙК -цикл

-и технологиче гСКИЙ yt Jia« 15-йт РУН ологическийщ лад

п эвь ША ТЕЛ ЬН1 ilE! юл ны И моймлс нтернет, мая ком связь, пьютер! 1 1 1 ген( <ь кос ;ТЧК ПИ1 МЧВ< 1, Hi жен жая 1УКИ ери хим оче И, ия, лов ;ке)

1 1 1 [

/ 1S 14- -19 20 ' 93 S - 1 940 196 5- 197 l\ 1i SO- - 1E 85 /г 005 309 202 1 i 202 ; J ' 2( >45 - 2С SO*

( ■■ ш -f w f — ¥ [ [ I t 1 1 г

[ 1. 1 ] 1 LIJ 1 1 ]

П 5НИ ЖА ГЕП ьнь ее в ОЛ 1Ы 1 1 [ I .

К (1С раткосро оедиесро ННЫ1 чны( Д: сц FSJ u. Б ® рочн ий ый

сценарии

Рис. 1 / Fig. 1. Периодические циклы (К-циклы) Н. Кондратьева, сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики в период с 1985 по 2050 гг. / Periodic waves (K-waves) of N. Kondratieff, alternating booms and busts of the modern world economy in the period from 1985 to 2050

Источник/Sourse: Ф. Рагин. «Волна Кондратьева как подсказка в стратегическом анализе» / F. Ragin. "The Kondratieff Wave as a Cue in Strategic Analysis". URL: https://www.veraviastrategy.com/assets/pdf/essays-and- annotations/kondratieff-wave-as-a-prompt-in-strategic-analysis.pdf (дата обращения: 08.09.2023 г. / accessed on 08.09.2023.).

Обучение по охране труда проводится по разным программам, рассматривающим наиболее важные аспекты данного процесса:

1. Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

Если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам обучения требованиям охраны труда общая продолжительность обучения требованиям охраны труда суммируется и может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.

Поскольку современный работник трудится в условиях: развивающейся когнификации28 - наступления искусственного интеллекта (виртуальных помощников, подсказок, рекомендаций о покупках и т.п.); информационного потока, называемом информационно обучающей технологией; персонификации и микросегментации; общих ресурсов

29

и появления распределенной экономики,29 от специалистов и работников требуется оперативная реакция, мгновенный результат, отвечающий требованиям безопасного труда, сохранения здоровья и материальных ценностей. Мышление современного специалиста в России должно формироваться на основе системного образовательного принципа от общего к частному (уметь делать логистические умозаключения). Это особенно важно, поскольку в условиях цифровой экономики работник будет сосредоточен в основном на реализации новых возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, а рутинные операции будут выполнять современные автоматизированные комплексы и роботы-манипуляторы.

28 Когнификация - процесс обретения вещами интеллекта основатель журнала Wired знаменитый футуролог Кевин Келли называет «когни-фикацией». Вещи вокруг, от пылесосов до автомобилей, набираются ума. Появляются умные дома, даже умные города. Процесс обретения вещами интеллекта он назвал «когнификацией» - по аналогии с электрификацией. https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения: 01.02.2024).

29 Распределенная экономика - возможность производить что-то,

не выходя из дома, включая не только какие-то дистанционные опе-

рации, но и электроэнергию и даже материальные изделия (on-site

production). Человек - участник такой экономики называется просью-

мер, производитель и потребитель в одном лице.

Таблица 2/ Table 2

Алгоритм реализации проекта «Экономика данных» / Algorithm of the Data Economy project implementation

Направления Национального проекта ■Экономика данных» / Directions of the National Data Economy Project Индикаторы реализации проекта / Indicators of project implementation

Сбор данных Развитие применения высокочувствительных датчиков, в том числе квантовых сенсоров

Передача данных и развитие систем связи Передача информация происходит в режиме реального времени, без задержек и на большой скорости. Это критически необходимо для развития робототехники, систем беспилотного транспорта и автоматизации городской среды.

Хранение данных Развитие отечественных облачных платформ, центров обработки данных и вычислительных мощностей собственного производства, внедрение компьютеров с использованием квантовых и фотонных технологий.

Безопасность данных Технологии квантовых коммуникаций и квантового шифрования помогающие отражать любые кибератаки.

Стандарты и протоколы работы с данными Ведутся разработки для обеспечения безопасности, надёжной обработки и хранения данных, особенно в части персональных данных граждан с применением технологий квантовой криптографии.

Обработка и анализ данных, репозитории открытого кода Алгоритмы анализа данных должны основываться на технологиях искусственного интеллекта. Важно, чтобы эта работа велась на базе российского ПО. Необходимо развитие отечественных платформ и сервисов, которые нужны для совместной работы программистов как из России, так и из других стран мира.

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Система российского традиционного образования обладает высоким потенциалом в процессах подготовки работников к активному участию в цифровой экономике30, в числе приоритетных направлений которой - информационная инфраструктура, информационная безопасность, подготовка кадров, совершенствование цифровых технологий, нормативное регулирование, цифровая трансформация государственного управления.

В конце ХХ - начале XXI вв. складывается качественно новый тип развития производительных сил до уровня пятого и шестого технологических укладов, что привело к значительному росту теоретической и материально-предметной активности работника как объекта трудовых отношений.

Периодические циклы (К-циклы) сменяющихся подъемов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 45-60 лет, описаны в 1920-е годы Николаем Кондратьевым31. В статье Ф. Рагина «Волна Кондратьева как подсказка в

32

стратегическом анализе»32 представлен рисунок, отражающий V и IV волны с 1985 по 2050 гг. (рис. 1).

Ядро 6-го технологического уклада получило название ^^-конвергенции (по первым буквам областей: N - нано; В - био; I - инфо; С - когно, S - социально-гуманитарные технологии). Термин №Ю-конвергенции ввели в 2002 г. М. Роко и У. Бейнбридж33.

30 Цифровая экономика - экономическая деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций), связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимые и сбываемые ими цифровыми товарами и услугами.

31 Кондратьев Николай Дмитриевич (16 марта 1892-17 сентября 1938) - российский и советский ученый-экономист, автор теории экономических циклов («Циклы Кондратьева»), обоснователь «новой экономической политики».

32 Рагин Ф. «Волна Кондратьева как подсказка в стратегическом анали-зе»//ЦМ,: https://www.veraviastrategy.com/assets/pdf/essays-and-annota-tions/kondratieff-wave-as-a-prompt-in-strategic-analysis.pdf (Дата обращения: 08.09.2023).

33 Термин «конвергенция» ввели английские ученые М. Роко и У. Брейн-бридж. Термин означает процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов; противоположен дивергенции.

С начала XXI-го века началось тотальное внедрение в образование и обучение компетент-ностного подхода34. Следовательно, продуктивная деятельность современного человека-работника должна быть осознанной. Одних только навыков стало явно недостаточно. Навык35 - это действия, выполняемые автоматически и позволяющие качественно работать лишь в привычной обстановке, но никак не в новой или нестандартной, требующей принятия решений. В таких ситуациях требуются так называемые компетенции, самые узкие и глубокие из которых развиваются быстрее, чем процессы воспитания специалиста широкого профиля.

Компетенция36 - это профессионализм в определенной области, который можно укреплять и углублять. Компетентностный37 подход был ответом на вызов времени - частые изменения. Но изменения стали не просто частыми, а постоянными. Простую работу научились автоматизировать, в таких условиях человеку остается более сложная часть деятельности.

При этом требования к специалистам постоянно меняются: нужно обучение, но средства ограничены, а знания устаревают в течение нескольких лет. Если одной и той же цели можно достичь по-разному, стало важным не просто уметь справлять-

34 Компетентностью подход в обучении - система требований к организации образовательного процесса учреждения образования, которая предполагает результаты образования в виде компетенций и способствует практико-ориентированному характеру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы, метод моделирования результатов образования как норм его качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Навык - способность деятельности, сформированная путем повторения и доведенная до автоматизма. https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 05.02.2024).

36 Компетенция - знания в определенной области. https://ru.wikipedia. org (Дата обращения: 05.02.2024).

37 Компетентностный подход в профессиональном образовании представляет собой такую организацию образовательного процесса, при которой образовательным результатом являются общие и профессиональные компетенции выпускника, определяющие способность будущего специалиста реализовать на практике свою компетентность.

Рис. 2/ Fig. 2. Пятикомпонентная модель компетенций / Five-component competency model

Источник/Sourse: Мингалева Ж.А. Соответствие региональной сферы образования задачам формирования профессиональных компетенций и целям устойчивого развития общества (по материалам Пермского края) / Mingaleva Zh.A. Compliance of the regional education sector with the tasks of developing professional competencies and the goals of sustainable development of society (based on the Perm Region materials).

ся с задачами, а выбирать из всех возможных вариантов оптимальный.

Компетентностный подход в такой реальности тоже требует актуализации. Так появилась необходимость в метакомпетенциях38, то есть личностных качеств, позволяющих эффективно использовать имеющиеся навыки, адаптироваться к меняющимся условиям и постоянно само со-

39

вершенствоваться.

В научных публикациях О.А. Шабанова раскрыты основные принципы, решаемые при осуществления компетентностного подхода в образовании [8, 9].

Британские экономисты Г. Читэм и Г. Чиверс создали в 1996 г. модель компетенций, включающую пять измерений. Графическая интерпретация 5-компонентной модели компетенций представлена на рис. 2.

В Российской Федерации до 2030 г. будет запущен новый национальный проект «Экономика данных» (табл. 2), главная цель которого перевести всю экономику на качественно новые принципы передачи и обработки информации40.

Тенденции изменений в образовании и обучении в области охраны труда: во-первых, это создание новых условий и активных методик обуче-

38 Компетентностный подход в метакомпетенциях.

39 Метакомпетенции - это способность к быстрой адаптации, приспособления к новым условиям, готовность к непрерывному обучению (образованию), готовность к переносу имеющихся знаний, умений, способностей на новые объекты деятельности. Метакомпетенция является главным умением, которое предшествует компетенции. Метаком-петенция способствует непрерывному получению знаний и умений, приспособлению к новым условиям и ситуациям.

40 О национальном проекте «Экономика данных». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации URL https:/ /digital.gov.ru /events /45686/ ?ut_referrer = https %3a% 2fya ru %2f (Дата обращения: 29.07.2023).

ния, которые являются основой образовательной парадигмы. Во-вторых, возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире. Три тенденции (компьютеризация, гуманизация и непрерывность образования) - главные тренды, влияющие на формирование, содержание и организацию процессов обучения вопросам охраны и безопасного труда.

Выявлено, что в процессах организации и обучения охране труда формируются навыки поиска, анализа и синтеза информации, работы в команде, креативность и выход за рамки, критическое мышление и сосредоточенность, видение конечного результата («большая картинка») и непрерывность обучения (life-long learning). Без прохождения обучения охране труда работник не может быть допущен к работе. Такой норматив закреплен в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2021 г. №2464. Освоить лояльные варианты осуществления трудовых действий специалист обязан в течение одного месяца с момента официального приема на работу. Обучение сотрудников безопасности труда не только реализует обязательность исполнение законодательно установленных требований, но и исключает травматизм и происшествия на производстве, способствует уменьшению штрафных санкций, активизации процессов сохранения жизни и здоровья работающего персонала. Все виды и формы обучения или повышения профессиональной квалификации и мастерства работников значительно повышают профессионально-квалификационный уровень работников, что в свою очередь является драйвером повышения и развития человеческого потенциала каждого работника конкретного производства или организации, оказывающего существенное влияние на качественные показатели трудовых ресурсов того или иного региона и экономики России в целом за счет наращивания знаний, мастерства, опыта и профессиональных навыков, а также достижения на этой основе существенных результатов роста производительного труда, производства качественной продукции или услуг населению каждого конкретного региона России.

ВЫВОДЫ

Теория и практика обучения, развития современного уровня компетенций и компетентности персонала как части теории развития человеческого капитала, базирующегося на достижениях

институциональной теории, неоклассической теории, других частных экономических теориях, разработанных отечественными и зарубежными учеными за длительный период становления научного направления, носящего название - экономика труда, стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальных запросов и жизненных ситуаций. Все это способствовало возникновению и развитию условий углубленного понимания роли человека-работника, воздействию накопленных результатов его интеллектуальной, научной и производственной деятельности на темпы и качество развития не только каждой отдельной организации в частности, но и общества, и экономики России в целом. Тем самым подтвердив, что основу экономического благополучия современного общества составляет труд его членов, а в любой организации - ее работников. Поэтому проблемы изучения, исследования и регулирования отношений в трудовой сфере были и по-прежнему остаются важнейшими компонентами эффективного управления производством и обществом [10].

История науки подтверждает, что толчком к созданию теории развития и наращивания человеческого капитала стали статистические данные роста экономики страны, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста.

Сформированная современная теория обучения, повышения уровня компетенций, практика освоения безопасных приемов и методов труда на измененных и дополненных требований ТК РФ и принятых на их основе подзаконных нормативных правовых актов в сфере обучения работников и организации современных трудовых процессов, контроля качества их проведения на всех уровнях - призвана выступить определяющим началом нового этапа развития и совершенствования организации труда, процессов обучения и проверки знаний. Все это также является целью повышения безопасности на всех действующих и вновь создаваемых производствах [11], что, непременно, обеспечит сохранение жизни и здоровья подавляющей части работающего населения на горнодобывающих, транспортных, энергетических, жилищно - коммунальных, торговых и обрабатывающих производствах всех регионов России. Сформированные за длительный период современные образовательные и обучающие технологии, развивающиеся принципы, методы и процедуры работы с различными категориями персонала, базируются на организационно при-

емлемой теории и процедурах обучения, с учетом современных социально-экономических, организационно-управленческих, научно-исследовательских и обучающих технологий, принципов, методов, форм и процедур обучения, подготовки, повышения квалификации и компетенций персонала.

Все вышесказанное, способно значительно повысить не только образовательный уровень производственного персонала, но и создать обоснованные предпосылки, позволяющие закрепить, и в дальнейшем успешно развивать рост производительного и безопасного труда работников различных организаций и видов экономической деятельности регионов России, внося серьезные экономические, социальные и трудовые коррективы в деятельность подавляющей части российских предприятий, регионов и экономики России в целом. Основополагающим гарантом этого выступает стабильность, устойчивость, рост экономики и безопасности труда отечественных предприятий и производств, практически всех направлений научной, производственной, экономической и хозяйственной деятельности [3], а также дальнейшее развитие ведущих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса страны, становление и совершенствование современных управленческих и информационных технологий [2]. Это нашло отражение в многочисленных публикациях и материалах исследований ученых прошлых периодов, современных публикациях и исследованиях.

Анализ реальных процессов развития их роста в современных условиях привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора формирования современной экономики и общества в целом - как базовой основы, способной сформировать и обеспечить дальнейшее функционирование человеческого потенциала. Как отграниченной части человеческого капитала отвечающего потребностям текущего или будущего периодам его использования, в условиях конкретных видов трудовой деятельности, на основе организационных, интеллектуальных и обучающих технологий, предложенных обществу отечественными и зарубежными учеными - на основе многолетних исследований, обобщений, апробирования и реального освоения в практике повседневной жизни многих поколений41 [12], отечественных и зарубежных ученых и исследователей. По нашему

41 Волгин Н.А. ВАК-90: Испытание временем // Социально-трудовые исследования, №4(53), 2023. с. 5.

мнению, это гарантирует устойчивый рост раз- образовательного потенциала не только отдель-вития производства, стабилизации и укрепления ных организаций и регионов, но и Российской экономического, технологического, научного и Федерации в целом на длительный период.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Елин А.М. Трансформация социально-трудовых отношений: правовые,организационные и научно-методические принципы и процедуры охраныт труда (монография), Делибри, М. 2018. 534 с.

2. Елин А.М. Экономика труда и эргнономика: теория и практика (монография). Тамбов. 2023. 276 с.

3. Елин А.М., Соколова А.С. Охрана труда как сфера воздействия на экономику на современном этапе ее развития // Экономика труда. 2022;9(6):1097-1110.

4. Елин А.М. Актуальные проблемы охраны и экономики труда: теория и практика (монография). М. 2020. 674 с.

5. Кришталь В.В. Станислав Густавович Струмилин: «Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие» // Экономика возрождения России. 2008;1(15):86-89.

6. Елин А.М. Охрана труда: принципы и методы управленческого воздействия (монография). Тамбов. 2021. 260 с.

7. Легкий Н.М., Шумилин В.К., Кривенцов С.М. Безопасность жизнедеятельности. Снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. Изд. «Адитус». М. 2023. 552 с.

8. Шабанов О. А. «Формирование межкультурной компетенции студентов лингвистических специальностей в полиязыковой образовательной среде»: автор. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шабанов О. А.; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т; Уфа, 2008. 25 с.

9. Шабанов О.А. «Метакомпетенция и метакомпетентность» // Человек и образование. 2015;3(44):53-57.

10. Елин А.М. Охрана труда как сфера исследования и как форма управленческого воздействия // Школа науки. 2018;10(10):31-35.

11. Елин А.М., Соколова А.С. Обучение по охране труда как одна из основ экономики // Энергобезопасность и энергосбережение. 2022;(2):12-18.

12. Волгин Н.А. ВАК-90: Испытание временем // Социально-трудовые исследования. 2023;4(53):5.

REFERENCES

1. Elin A.M. Transformation of social and labour relations: legal, organizational and scientific-methodological principles and procedures of labour protection (monograph). Delibri, M. 2018. 534 p. (In Russ.).

2. Elin A.M. Labor economics and ergonomics: Theory and practice (monograph). Tambov. 2023. 276 p. (In Russ.).

3. Elin, A.M.; Sokolova, A.S. Labour protection as a sphere of influence on the economy at the present stage of its development. Labour Economics. 2022;9(6):1097-1110. (In Russ.).

4. Elin A.M. Actual problems of labour protection and economics: Theory and practice (monograph). М. 2020. 674 p. (In Russ.).

5. Krishtal V.V. Stanislav Gustavovich Strumilin: "It is better to stand for high rates than to sit for low rates". Economics of Russian revival. 2008;1(15):86-89. (In Russ.).

6. Elin, A.M. Labour protection: Principles and methods of management impact (monograph). Tambov. 2021. 260 p. (In Russ.).

7. Legky N.M., Shumilin V.K., Kriventsov S.M. Life Safety. Reduction of risks of emergency situations. Ed. 'Aditus'. М. 2023. 552 p. (In Russ.).

8. Shabanov O. A. Formation of intercultural competence of students of linguistic specialities in a polylingual educational environment: Author's disc. candidate of ped. sciences: 13.00.08; [Place of defence: Bashkir State Ped. un. university; Ufa, 2008.-25 pp].

9. Shabanov O.A. Metacompetence and metacompetence. Human and Education. 2015;3(44):53-57. (In Russ.).

10. Elin A.M. Labour protection as a sphere of research and as a form of managerial impact. School of Science. 2018;10(10):31-35. (In Russ.).

11. Elin A.M., Sokolova A.S. Labour safety training as one of the foundations of the economy. Energy safety and energy saving. 2022;(2):12-18. (In Russ.).

12. Volgin N.A. VAK-90: Testing by time. Social and Labor Research. 2023;4(53):5. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Альберт Максимович Елин - доктор экономических наук, научный консультант Центра исследования охраны труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Al'bert M. Elin - Dr. Sci. (Econ.), Scientific Advisor of the Centre for Labor Protection Research, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-2786-8574 elin_am@vcot.info

Александра Сергеевна Соколова - главный специалист административного отдела ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Alexandra S. Sokolova - Chief Specialist of the Administrative Department, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-8582-9074 sokolovaAS@vcot.info

Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare. Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted on 20.02.2024; revised on 28.03.2024 and accepted for publication on 03.03.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

Статья поступила в редакцию 20.02.2024; после рецензирования 28.03.2024, принята к публикации 03.03.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.