Научная статья на тему 'ОБЗОР И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПРИМЕНЕНИИ К ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОБЗОР И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПРИМЕНЕНИИ К ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА / КЛАССИФИКАЦИЯ / LABOR PROTECTION / REGULATORY LEGAL ACTS / TRAINING AND KNOWLEDGE TESTING OF LABOR PROTECTION REQUIREMENTS / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов С.Ю., Родимцев С.А.

Одним из действенных методов сокращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве остается обучение вопросам охраны труда работников организаций. Требования к проведению обучения и проверке знаний требований охраны труда сформулированы в нормативно-правовых актах государственного, федерального и муниципального уровней. Организация деятельности обучающих структур должна обеспечивать создание условий для повышения эффективности и качества процесса обучения и усвоения получаемой слушателями информации. Реализация этих задач основывается на четком представлении о существующих нормативно-правовых актах, регламентирующих требования по осуществлению обучения и оценке имеющегося потенциала принятых форм и методов обучения, рекомендуемых программ обучения. В данной статье рассмотрены основополагающие документы, формулирующие требования к проведению обучения и проверке знаний требований охраны труда. Представлена оригинальная классификация источников трудового права, в применении к вопросам обучения и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций. Данная структура позволяет осуществить беглый обзор имеющихся нормативно-правовых актов в сфере организации обучения вопросам охраны труда и классифицировать документацию по уровню действия, по юридической силе, по иерархической связи, а также по области решаемых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW AND CLASSIFICATION OF SOURCES OF LABOR LAW, AS APPLIED TO ISSUES OF TRAINING AND VERIFICATION OF KNOWLEDGE OF LABOR PROTECTION REQUIREMENTS FOR EMPLOYEES OF ORGANIZATIONS

One of the effective methods of reducing the number of accidents and occupational diseases is the preparation of labor protection issues for employees of organizations. The requirements for training and testing knowledge of labor protection requirements are formulated in regulatory acts of the state, federal and municipal levels. Organization of training should ensure the creation of conditions for improving the effectiveness and quality of training and the assimilation of information received by students. The implementation of these tasks is based on a clear understanding of existing legal acts regulating the requirements for training and the assessment of available formal and teaching methods, recommended training programs. This article discusses the fundamental documents explaining the requirements for training and testing knowledge of labor protection requirements. An original classification of sources of labor rights is presented. This structure allows you to review all existing regulations in the field of organization of labor protection issues and classify documentation by level of action, by legal aspects, by hierarchical relationships, as well as by areas of tasks.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПРИМЕНЕНИИ К ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ №2(26), 2020

«УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 331.456:351.83

ОБЗОР И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПРИМЕНЕНИИ К ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЙ

С.Ю. Данилов, аспирант Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

С.А. Родимцев, доктор технических наук Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: rodimcew@,yandex.ru

Аннотация: Одним из действенных методов сокращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве остается обучение вопросам охраны труда работников организаций. Требования к проведению обучения и проверке знаний требований охраны труда сформулированы в нормативно-правовых актах государственного, федерального и муниципального уровней. Организация деятельности обучающих структур должна обеспечивать создание условий для повышения эффективности и качества процесса обучения и усвоения получаемой слушателями информации. Реализация этих задач основывается на четком представлении о существующих нормативно-правовых актах, регламентирующих требования по осуществлению обучения и оценке имеющегося потенциала принятых форм и методов обучения, рекомендуемых программ обучения. В данной статье рассмотрены основополагающие документы, формулирующие требования к проведению обучения и проверке знаний требований охраны труда. Представлена оригинальная классификация источников трудового права, в применении к вопросам обучения и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций. Данная структура позволяет осуществить беглый обзор имеющихся нормативно-правовых актов в сфере организации обучения вопросам охраны труда и классифицировать документацию по уровню действия, по юридической силе, по иерархической связи, а также по области решаемых задач.

Ключевые слова: Охрана труда, нормативно-правовые акты, обучение и проверка знаний требований охраны труда, классификация

REVIEW AND CLASSIFICATION OF SOURCES OF LABOR LAW, AS APPLIED TO ISSUES OF TRAINING AND VERIFICATION OF KNOWLEDGE OF LABOR PROTECTION REQUIREMENTS FOR

EMPLOYEES OF ORGANIZATIONS

S. Yu. Danilov, graduate student, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

S. A. Rodimtsev, doctor of technical sciences, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Abstract: One of the effective methods of reducing the number of accidents and occupational diseases is the preparation of labor protection issues for employees of organizations. The requirements for training and testing knowledge of labor protection requirements are formulated in regulatory acts of the state, federal and municipal levels. Organization of training should ensure the creation of conditions for improving the effectiveness and quality of training and the assimilation of information received by students. The implementation of these tasks is based on a clear understanding of existing legal acts regulating the requirements for training and the assessment of available formal and teaching methods, recommended training programs. This article discusses the fundamental documents explaining the requirements for training and testing knowledge of labor protection requirements. An original classification of sources of labor rights is presented. This structure allows you to review all existing regulations in the field of organization of labor protection issues and classify documentation by level of action, by legal aspects, by hierarchical relationships, as well as by areas of tasks.

Key words: Labor protection, regulatory legal acts, training and knowledge testing of labor protection requirements, classification

Вопросам безопасности и охраны труда необходимо уделять самое пристальное внимание. Именно этим обусловлена реализация задачи сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Немалая роль в системе управления охраной труда принадлежит обучению вопросам охраны труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций. Весьма важно при этом, организовывать деятельность обучающих структур так, чтобы создать условия для повышения эффективности и качества процесса обучения и усвоения получаемой слушателями информации. Для этого необходимо иметь четкое представление о существующих нормативно-правовых актах (НПА), регламентирующих требования по осуществлению обучения. Кроме того, следует оценить имеющийся потенциал принятых форм и методов

обучения, а также учесть рекомендуемую программу обучения. Требования к обязательному проведению обучения работников, проверке знаний требований охраны труда и их организации сформулированы в ряде основополагающих документов государственного уровня, федеральных законах, нормативных актах, законодательстве субъектов федерации и муниципальных образований.

В настоящей работе выполнен обзор действующих основных нормативно-правовых документов в сфере охраны труда, непосредственно регулирующих вопросы организации и методологии обучения и проверки знаний требований охраны труда работниками организаций. Информационную базу исследования составили НПА государственного, федерального, регионального и муниципального уровней. Задачей работы являлась разработка оригинальной классификации источников трудового права, имеющих непосредственное отношение к вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда. В работе использовались принципы комплексного подхода, аналитический метод, метод аналогии и др.

Первое упоминание о задачах проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда находим в Положении о Министерстве труда и социальной защиты РФ [1]. Пунктом 5.2.23 настоящего документа, Минтруду России предоставляется право самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, в том числе - «... порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей ...».

Статья 37 Конституции Российской Федерации [2] гласит: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.». В комментариях Конституционного суда РФ [3] отмечается, что по смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры по предотвращению возникновения опасности для здоровья и жизни работников. В число вышеуказанных мер, безусловно, входит и обучение работников вопросам охраны труда.

В главном документе трудовых отношений - Трудовом Кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) [4], требования к организации обучения охране труда и проверке знаний формулируются сразу в нескольких статьях.

Уже Статья 76. Отстранение от работы, Главы 12 Изменение трудового договора ТК РФ, обязует работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда.

Согласно Ст. 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, Главы 34 Требования охраны труда, «Работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве ... и проверки знания требований охраны труда.», а также «недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение ... по охране труда ... и проверку знаний требований охраны труда ...».

Ст. 214. Обязанности работника в области охраны труда, обязует работника «. проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве ..., проверку знаний требований охраны труда ...». В комментариях к данной статье ТК РФ указано, что работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первичной помощи пострадавшим для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц. Кроме того, отмечается об обязанности проходить обучение и проверку знаний по охране труда, в установленные порядке и сроки, всех работников организаций, включая руководителей.

В Статье 216. Государственное управление охраной труда, Главы 35 Организация охраны труда, разделены полномочия государственным управлением охраной труда на уровнях Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Речь здесь идёт и о задачах по обучению охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве для работников, в том числе - руководителей организаций, а также работодателей -индивидуальных предпринимателей, проверке знания ими требований охраны труда.

Если в функции Правительства Российской Федерации и уполномоченных ФОИВ вменены установление порядка организации и проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, то органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда обязаны координировать на своей территории проведение в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.

К числу документов федерального уровня, непосредственно устанавливающих порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций следует отнести:

- Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [5];

- Примерную программу обучения по охране труда работников организаций, утверждённую Минтрудом России 17.05.2004 года [6];

- Типовую программу обучения по охране труда (для руководителей предприятий и членов комиссий по проверке знаний), утверждённую Минтрудом России 12.01.1996 года [7];

- Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, направленных письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27.05.2004 года №477-7 [8];

- Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 21.06.2003 года №153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» [9].

В субъектах РФ, ФОИВы в области охраны труда наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений. К таким полномочиям отнесены и организация проведения на территории муниципального образования в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе - руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Примером такого законодательного акта может служить Закон Орловской области от 09.01.2008 года №738-03 «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере трудовых отношений» [10]. Статья 2 данного Закона наделяет соответствующими полномочиями органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области. В свою очередь, администрациями муниципальных образований издаются соответствующие правовые акты, включающие задачи совершенствования системы обучения в области охраны труда в число принципов организации и функционирования системы управления охраной труда в муниципальном образовании. Так, Постановлением Администрации Мценского района Орловской области [11], организация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций района вменена Отделу по экономике и торговле Администрации Мценского района, а также, непосредственно, руководителям организаций, за счёт средств работодателя.

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда ТК РФ, наделяет работников правами и обязанностями, в отношение обучения в области охраны труда, определяет источники финансирования такого обучения, а также устанавливает меры воздействия на работников, не выполнивших соответствующих требований. В Статье 219. Право работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в частности, записано: «. каждый работник имеет право на обучение безопасным методам и приёмам за счёт средств работодателя». Комментарий 7 к данному положению гласит о том, что каждый работник имеет право на оплачиваемое работодателем обучение уже при приёме на работу. Отмечается, также, что форма обучения может предусматривать предварительный (при приёме на работу), текущий или иной вид инструктажа, либо организацию группового или индивидуального технического обучения в различных формах.

Статья 225. Обучение в области охраны труда, прямо обязует проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда всех работников, включая руководителей организаций и работодателей - индивидуальных предпринимателей. Порядок проведения этих мероприятий устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [12].

Комментарии к Статье 225 гласят об обязанности работодателя или уполномоченного им лица организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим не только для поступающих на работу лиц, но и для работников, переводимых на другую работу. При этом отмечается, что государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В следующем комментарии к этой же Статье указывается, что «работодатель также за свой счёт обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями руда; безопасным методам труда со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также их периодическое обучение по мере развития технического прогресса, смены машин, технологических процессов и периодическую проверку знаний требований охраны труда.

О возмещении работодателю затрат, связанных с обучением работника, в случае его увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором, либо соглашением об обучении, за счет средств работодателя, указывает Статья 249 ТК РФ. Здесь, в частности, говорится об обязанности работника возместить работодателю затраты, понесённые им на обучение. Исчисление затрат выполняется пропорционально фактически отработанному после окончания обучения времени.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда, ТК РФ, устанавливает полномочия инспектирующих их организаций, в отношение работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда. В соответствии с данной Статьёй, применительно к лицам, не прошедшим в установленном порядке обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, выдаются предписания об отстранении от работы. Заметим, что данные меры полностью обоснованы требованиям Статьи 76 ТК РФ.

Права работника на обучение вопросам охраны труда закреплены и Федеральным Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [13]. Статья 16. Права и обязанности застрахованного, Главы 3. Права и обязанности субъектов страхования, предоставляет работникам право на «.бесплатное обучение безопасным методам и приёмам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов.».

Законодательством Российской Федерации, также, установлена мера ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в частности, относящихся к вопросам обучения и проверке знания требований охраны труда.

Так, Статья 5.27.1 Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, Главы 2, Раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях [14], предусматривает наложение административного штрафа на

работодателей, допустивших работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знания требований охраны труда. Размер административного штрафа установлен для должностных лиц - от 15 до 20 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 15 до 25 тыс. руб.; для юридических лиц - от 110 до 130 тыс. руб.

Как видно, действующим законодательством Российской Федерации в полной мере регламентирован порядок не только в отношение организации процесса обучения и проверки знания требований охраны труда, прав и обязанностей работников, но и к применению мер ответственности за их нарушение.

Рекомендации по практическому осуществлению и поддержке мероприятий по организации обучения и проверке знания требований охраны труда, содержатся в целом ряде подзаконных актов.

В частности, Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, Минтруда России [15], возлагают на Службу функции, связанные с разработкой программы и осуществления контроля за организацией своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе - её руководителя, а также проверки ими знания требований охраны труда; предусматривают организацию оснащённого необходимой нормативной правовой и справочной литературой кабинета по охране труда для проведения обучения.

В функции Комитета по охране труда, сформулированные утверждённым Приказом Минтруда России Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда [16], вменено содействие работодателю в организации обучения по охране труда, а также организации проверки знания требований охраны труда. Установлена обязанность членов Комитета самим проходить в установленном порядке обучение по охране труда. Обучение членов комитета проводится за счёт средств работодателя, либо средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Меры государственной поддержки работодателей в отношение организации мероприятий по обучению работников и проверке знания ими требований охраны труда, регламентированы Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждёнными Минтрудом России [17]. Данный документ предусматривает финансирование за счёт сумм страховых взносов, расходов страхователя на обучение по охране труда. Указанная мера реализуется в отношение следующих категорий работников: руководителей организаций малого предпринимательства; работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководителей (в том числе - руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; отдельных категорий работников организаций, отнесённых, в соответствии с действующим законодательством, к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке.

При этом, с целью обоснования финансового обеспечения мероприятий по обучению вопросам охраны труда, как одной из предупредительных мер, к прилагаемым к заявлению документам в территориальный орган социального страхования, работодатель дополнительно представляет:

- копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда;

- список работников, направляемых на обучение;

- копию договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с аккредитованной в установленном порядке организацией, которая оказывает услуги по обучению;

- копию уведомления Минтруда России о включении данной организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

- утверждённую в установленном порядке копию программы обучения, а также документы, подтверждающие принадлежность направляемых на обучение, к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С целью реализации норм, касаемых обучения вопросам охраны труда, сформулированных в ТК РФ, ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [13] и в соответствии с положениями по постановлению Правительства РФ от 19.06.2012 года №610 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» [18], утверждён Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [5].

Вышеозначенный документ разработан для обеспечения профилактических мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Он устанавливает общие положения обязательного обучения и проверки знаний требований охраны труда всех работников, включая руководителей. Порядок является обязательным для исполнения всеми уровнями органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

Рассматриваемый документ состоит из 4х основных разделов: Общие положения, Порядок обучения по охране труда, Проверка знаний требований охраны труда и Заключительные положения. Приложения к Порядку содержат формы документов для итоговой оценки знаний и документа, удостоверяющего положительное решение заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников. В полном соответствии с положениями ТК РФ, п.п. 1.5 и 1.6 Порядка обязывают обучению и проверке знаний требований охраны труда всех работников организаций, включая руководителей, а ответственность за организацию и своевременность проведения данных мероприятий возлагают на работодателя.

Если описанный выше Порядок имеет цель установить общие формы процедур обучения и проверки полученных работниками знаний, то следующие 3 документа направлены на формирование у слушателей конкретных знаний в области охраны труда.

Примерная программа обучения по охране труда работников организаций [6] (далее - Примерная программа) разработана в целях реализации требований ТК РФ, ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [13] и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [5]. Примерная программа предназначена для приобретения слушателями знаний, необходимых для применения в практической деятельности в области безопасности и охраны труда. Цель - обеспечение профилактических мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Изучение структуры Примерной программы приводит к выводу, что, за исключением проверки знаний, консультирования, тестирования и экзамена, документ не даёт рекомендаций по количеству часов, отводимых на изучение каждой темы. Это даёт право устанавливать продолжительность обучения по охране труда, в зависимости от начального уровня подготовки, квалификации и рабочих задач обучаемых. Тем не менее, на основании Приказа Министерства труда и социального развития РФ №153 от 21.06.2003 года «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» [9], общая продолжительность обучения по охране труда не может быть менее 40 часов.

Последним документом утверждены сразу 4 примерные программы обучения по охране труда, каждая из которых рассчитана на определённый круг слушателей: Примерная программа обучения по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций; Примерная программа обучения по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций; Примерная программа обучения по охране труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; Примерная программа обучения по охране труда руководителей бюджетных учреждений.

Еще одним нормативно-правовым актом, предназначенным для формирования учебных программ и планов, применительно к конкретной категории слушателей, является Типовая программа обучения по охране труда (для руководителей и членов комиссий по проверке знаний) [7] (далее - Типовая программа).

В отличие от программ обучения, рассмотренных выше, основная цель Типовой программы заключается в формировании у руководителей и специалистов предприятий необходимых знаний для организации обучения и контроля знаний по охране труда. Кроме того, следует отметить, что в противоположность другим рекомендованным программам обучения, Типовая программа содержит чётко установленное количество часов учебных занятий для каждой темы образовательного курса.

Завершая рассмотрение действующего законодательства и нормативно-правовых актов в сфере обучения работников вопросам охраны труда, необходимо упомянуть введённый в действие в 2016 году ГОСТ 12.0.0042015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда» [19]. Важно отметить, что данный документ не входит в перечень НПА, обязательных для исполнения. Однако, если в Постановлении №1/29 [5] изложены лишь основные требования к обучению и проверке знаний требований охраны труда, то в описываемом ГОСТе уделяется внимание подробному разъяснению каждого пункта.

Так, ГОСТ 12.0.004-2015 содержит основные термины и определения, используемые в области обучения охране труда, детально описывает формы и методы обучения, доступно и подробно разъясняет особенности и порядок проведения занятий с различными категориями слушателей и оценки уровня их знаний и т.д. Приложения к ГОСТу включают рекомендуемые формы фиксации результатов обучения, а также примерные Программы обучения безопасности труда. Таким образом, если Постановление №1/29 даёт специалисту представление, что необходимо сделать, чтобы реализовать обучение и проверку знаний требований охраны труда, то ГОСТ 12.0.004-2015 поясняет, как оптимизировать этот процесс исходя из действующего законодательства.

Подводя итог выполненному исследованию, авторы предлагают оригинальную классификационную структуру источников трудового права, рассмотренных в настоящей работе и имеющих непосредственное отношение к вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда работниками организаций (рисунок).

Данная структура позволяет осуществить беглый обзор имеющихся НПА в сфере организации обучения вопросам охраны труда и классифицировать документацию по уровню действия, по юридической силе, по иерархической связи, а также по области решаемых задач. Это позволит изучить возможности внесения предложений по дополнению известных методов и средств обучения оригинальными новациями. Предлагаемая классификация проста для восприятия и может быть использована специалистами охраны труда предприятий, при организации обучения сотрудников. Кроме того, классификационная структура будет полезна для образовательных организаций, при подготовке будущих специалистов в сфере охраны труда.

Оснобной закон. Конституция Российской Федерации . Пр инята всенародным голосованием

12.12.1993 (с учетом поправок). Статья 37.

Фе д е р а ль н ые ja г оны

«Труд овсе ко дал: Российской Федерацию от 30.122001 №197-ФЗ (ред от 16.12.2019] .Приня: Г о сударственнсй Думой 21.12.2001. Одобрен Советом Федерации 26.1.2.2001. Статьи 76,21 2: 214,216, 219,225. 249,357.

«Об обязат е льнос-j социальном страховании от несчастных с лучажна производстве и профессиональных заболеваний » от 24.07.1998 ^5125-ФЗ (ред. от 27.12.2019).Приня: Г о сударственной Думой 02.07.1998. Одобрен С овет ом Федерации 09.07.1991 Статья 16.

W

По стан о в ления, распоряжения Правите ль стен Российской Федерации

«Положение о Министерстве труда и социалышго

развития Российской Федерации^. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012.^3610 (ред. от 06.11.2019). П. 5.2.21

*

Подзаконные акты

«Рекомендации по организации работы службы охр а ны труда в организации': . По становление Минтруда Рос с ии от 0 2.0S .2000.^514 (ред от 12.02.2014) П.п. 7.13,7.14,7.23,12 .

«Типобо еположениео комитете (комис с:ии) по охр ане труда». Прика з Министр ства труда и социальной защиты Рос сийской Фе д ерации от 24.06.2014X9412н. Зарегистрировано в Минюсте России 28.072014 . П.п. 8а, 15.

«Пранпа финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственноготр авматизма и профессиональных заболеваний работников и с анитарно -кур ортнсголече ния р аботников. занятых на р аб игах с вр едными и (или) опа chbdjh

производстве иными факторами». Прик аз Минтруда России от 10.122012 №5ЯОц (ред. от 03.12.2018) П.п. Зв:4в. л: 5а..

«Поряд ок о бучения по охране труда и пр о верки ■зна ний треб ований охраны труда раб отникое организ аций». По становление Минтруда Ро ссии и Минобразования РФ от 13.01.2003 Xs 1/29, (ред от 30.11.2016).

4

Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений

Законы. Приказ]. Постановления

НПА органов местного самоуправления

Локальные акш организаций

Литература

1. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 19.06.2012 № 610 (ред. от 06.11.2019) // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, № 26, ст. 3528; 2014, № 36, ст. 4868.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

3. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: «Проспект», 2010, 256 с.

4. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, ввод в действие с 01.02.2002 // Российская Федерация. Законы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ; М.: Либрис, 2002. -225 с.

5. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

6. Примерная программа обучения по охране труда работников организаций, утверждённая Минтрудом России 17.05.2004 года. Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по: официальный сайт Республики Марий-эл, http://mari-el/gov.m/по состоянию на 17.03.2017.

7. Типовая программа обучения по охране труда (для руководителей предприятий и членов комиссий по проверке знаний), утверждённая Минтрудом России 12.01.1996 года. Сборник офиц. материалов по охране труда, том IV, 1996 год.

8. О направлении примерных учебных планов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Письмо Министерства труда и социального развития от 27 мая 2004 года N 477-7 «О направлении примерных учебных планов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

9. Приказ Минтруда РФ от 21.06.2003 N 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных»

10. Закон Орловской области от 09.01.2008 №738-03 «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Постановление Администрации Мценского района Орловской области от 29.12.2016 года №350 «О плане мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Мценском районе на 2017-2019 годы». Официальный сайт Мценского района Орловской области.

12. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Правительство Российской Федерации. Официальный сайт.

13. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция)

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020)

15. Постановление Минтруда России от 08.02.2000 №14 (ред. от 12.02.2014) «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»

16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2014 года №412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Российская газета -Федеральный выпуск, №185(6457).

17. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 №580н (ред. от 03.12.2018) «Об утверждении Правил финансового обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного траватизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

18. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 №610 (ред. от 06.11.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»

19. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.