Научная статья на тему 'Особенности обучения персонала без отрыва от производства'

Особенности обучения персонала без отрыва от производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2229
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Е.А.,

В статье рассматриваются особенности обучения персонала в организации без отрыва от производства, представлены методы обучения персонала на рабочем месте, их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения персонала без отрыва от производства»

Таким образом, применение аутплейсмента позволяет сохранить репутацию компании, избежать судебных процессов по невыплатам и незаконным увольнениям, предотвратить резкое падение производительности труда, уменьшить вероятность утечки конфиденциальной информации, снизить протесты и негодования работников, оставшихся в организации, и т.д. Кроме того, использование программы по аут-плейсменту свидетельствует об уважении своих сотрудников, заботе об их будущем, что позволяет уменьшить чувство разобщенности и незащищенности у работников компании.

Список литературы

1. Баскина, Т. Техники успешного рекрутмента / Т. Баскина. - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2008. - 304 с.

2. Бойкова, О.С. Реорганизация предприятия. Управление персоналом в период реорганизации / О.С. Бойкова. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 198 с.

3. Инновационные технологии регулирования движения персонала в условиях экономической нестабильности / С.И. Сотникова, Е.В. Маслов, Д.С. Константинова, Ю.Ю. Соловьева. - Новосибирск: НГУЭУ, 2010. - 279 с.

4. Низовцева, А.А. Аутплейсмент как технология кадрового менеджмента / А.А. Низовцева // Молодой ученый. - 2017. - № 12. - С. 336-338.

Лазарева Е.А.

студентка Института экономики, управления и сервиса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов1

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения персонала в организации без отрыва от производства, представлены методы обучения персонала на рабочем месте, их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: обучение персонала, методы обучения на рабочем месте, развитие персонала, организация.

1 Научный руководитель: Труфанова Т.А. к. псих. н., доцент, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» Тамбов, Россия.

Lazareva E.A.

student of the Institute of Economics, management and service

Of the «Tambov state University n.a. G.R. Derzhavin», Tambov

FEATURES STAFF TRAINING WITHOUT INTERRUPTING PRODUCTION

Abstract. The article discusses the features of staff training in the organization on the job, presents methods of training personnel in the workplace, their advantages and disadvantages.

Key words: personnel training, methods of training in the workplace, personnel development, organization.

В настоящее время конкурентоспособность и эффективность организации во многом зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудников организации. Поэтому необходимо достичь качественного обучения персонала на всех уровнях и в различных направлениях. Добиться высоких результатов в работе можно только тогда, когда сотрудник обладает таким уровнем профессиональной подготовки, который необходим для эффективной работы.

Поскольку внешний рынок труда и система образования не успевают адаптироваться к быстрым изменениям своих потребностей в конкретном персонале, руководители стали задумываться, что лучше инвестировать в подготовку и обучение своих кадров непосредственно в организации. Недаром многие организации считают увеличение инвестиций в развитие и обучение персонала основным фактором конкурентной борьбы.

Обучение персонала в компании является признаком успешно развивающейся организации, которая готова вкладывать деньги в свое будущее. Целью данного обучения является повышение профессионализма своих сотрудников, их развития, а также более результативное использование потенциала работников, что может в дальнейшем послужить их продвижению по служебной лестнице. Также обучение персонала необходимо, чтобы развить интерес к своей работе и при этом удовлетворить потребности организации в кадрах с помощью внутреннего рынка труда.

В настоящее время российские компании тратят 7-20% своей выручки на развитие своих сотрудников, так как квалифицированный

персонал позволяет данным организациям быть впереди своих конкурентов.

Важно обратить внимание на непрерывное обучение как процесс, который формирует личность человека и при котором создаются образовательные системы, открытые для людей различных возрастных групп. Такое обучение возможно на протяжении всей жизни и способствует постоянному развитию личности и вовлечению в процесс получения новых знаний, навыков, способов общения и поведения [4].

Система развития и обучения представляет собой систему взаимосвязанных действий, где элементами выступают выработка стратегий, прогнозирование и планирование потребности в кадрах любой квалификации. Развитие персонала приводит к повышению производительности, снижению текучести кадров и улучшению морально-психологического климата. Развитие личности сотрудников, способствует развитию кадрового потенциала всей организации.

Рассмотрим одно из направлений в обучении сотрудников - это обучение без отрыва от производства. Такое обучение осуществляется в обычной рабочей среде, в которой обучаемый использует документацию или материалы, также свои рабочие инструменты и оборудование, которые он будет использовать после завершения учебного курса. Учебные занятия на рабочем месте определяются прямым взаимодействием личной работы и рабочей ситуацией. Подобное обучение может проводиться в различных вариантах. Характерной особенностью может являться обучение, которое выработано и ведется непосредственно для данной компании и только лишь для ее работников. Для сотрудников организации разрабатывается специальная программа с учетом специфики организации, ее целей и задач, основных требований к профессиональным компетенциям сотрудников. Преподавателями могут выступать как мастера производства на самом предприятии, так и преподаватели, приглашенные из других организаций.

Необходимость обучения определяется методом опроса различных подразделений. С учетом стратегии развития предприятия и собранных заявок служба персонала формирует текущие и годовые планы обучения персонала. В течение года план обучения может корректироваться с учетом финансовых возможностей предприятия, дополнительно возникшей необходимостью, связанной с перемещением сотрудника или другими причинами. План обучения разрабатывается на основании поданных руководителями подразделений заявок на обучение. Сотрудник отдела по работе с персоналом выбирает нужную форму обучения. Это может быть повышение квалификации, обучение

на рабочем месте с закреплением наставника, участие в семинарах, тренингах, профессиональная переподготовка, овладение дополнительной специальностью, Затем сотрудник по работе с персоналом согласовывает выбранную форму обучения с руководителем подразделения, подавшего заявку.

Индивидуальные профессиональные образовательные программы руководителей и специалистов, сроки обучения определяются менеджером по персоналу по согласованию с руководителями подразделений и самим работником.

Выделяют различные методы обучения на рабочем месте. Наиболее известным является метод обучения - дублирование. Этот метод заключается в объяснении и демонстрации методов работы опытным сотрудником. Оно короткое и направлено на изучение конкретной операции, которая входит в круг ведения обучаемого работника. Этот метод относительно недорог и эффективен для простых действий.

Также обучение персонала на рабочем месте может осуществляться в форме наставничества. В данном процессе более опытный сотрудник показывает обучаемому, как производятся разнообразные процедуры и работы на практике. Уже после данного наблюдения наступает период самообучения через знакомства с особой литературой, которая дополняется инструктажем. Это дополняет теоретическое образование, осмысление прочитанного, наблюдение и анализ собственных действий и выполнение регулярно усложняющихся задач [1].

Для менеджеров обучение на рабочем месте считается стажировкой. Оно ведется в виде дублирования, непосредственно с руководством, и обучаемый получает новую информацию о своей профессиональной деятельности в различных подразделениях компании. Стажировка считается необходимым средством увеличения творческого потенциала сотрудников и пересмотра прежних подходов к работе.

Для сотрудников, которым необходима многосторонняя квалификация на рабочем месте, используется метод обучения - ротация. Он представляет собой последовательную работу по получению знаний и накоплению опыта в результате постоянной смены места работы. В результате в течение определенного периода времени ротация оказывает положительное влияние на работников, стимулирует усвоение новых навыков, помогает преодолеть профессиональную узость знаний, но требует больших затрат и связана с временным снижением производительности.

Еще один способ обучения - «метод близнецов» предполагает то, что сотрудники трудятся вместе, для того чтобы показать секреты соб-

ственных навыков друг другу. Из-за этого, такого рода метод подразумевается потенциально конфликтным. Он не всегда результативен. Здесь партнерство в виде опеки и наставничества лучше всего, только на более высоком уровне, нежели для рядовых сотрудников.

Обучение на рабочем месте, как правило, содержит наблюдение за профессиональным руководителем или коллегой, если они делают некую работу или решают проблему. После этого работник пытается сделать работу сам. Такие отношения между инструктором и учеником продолжаются на основе принципа «наблюдай и делай», пока сотрудник не сможет хорошо работать независимо [2].

Важно, чтобы целевые группы или отдельные лица учитывали потребности в обучении квалифицированного персонала для создания высококачественной программы профессионального обучения для конкретного сотрудника.

При обучении квалифицированных кадров на своем производстве составляется специальная методика обучения с учетом специфики предприятия. Результаты данного обучения легко контролировать, если передача знаний происходим простым наглядным способом.

Огромную роль для каждой развивающейся организации играет коллективное обучение работников. Оно охватывает комплекс программ, которые базируются не только на теории, но и ориентированы на практический результат. Именно по - этому, учебные мероприятия должны быть сформированы согласно основным принципам данной компании [3].

Настоящая возможность поднять профессиональный уровень своих работников - это постоянные корпоративные семинары и тренинги, которые приводят к конкурентоспособности компании. Для того чтобы обучаемые лучше осваивали предоставляемый им материал необходимо, чтобы учебный план был максимально адаптирован к их восприятию [5]. Например, конференц-залы или же административные помещения могут выступать в качестве классных комнат, в которых будут столы, экран, видео - аппаратура и колонки.

Следует также иметь в виду, что в аудитории будут люди со своими индивидуальными характеристиками. Поэтому, в ходе обучения главное помнить, как каждый обучаемый реагирует на способ восприятия информации.

Огромное воздействие на качество восприятия влияет внешняя среда. Например, офисные столы, хорошее освещение и комфортная комнатная температура настраивают учащихся на рабочее настроение. Если тренинг или семинар ведет руководитель компании, то он должен

обязательно побеспокоиться о том, чтобы его работники ощущали себя комфортно и имели возможность сосредоточить свое внимание на основном. Необходимо учитывать и время проведений занятий: лучше в первой половине дня.

Если программу обучения планируется проводить малыми циклами на протяжении продолжительного периода, то есть смысл осуществлять это непосредственно на рабочем месте. Особенно эффективно это работает в небольших фирмах, где у каждого сотрудника есть свое место. Подобные мероприятия дают возможность обучать персонал всевозможным методам практически на работе. Сотрудники смогут сидеть за своими письменными рабочими столами для офиса и вместе рассматривать одну из предложенных тем.

В случае если у фирмы имеется не одно структурное подразделение, то аудиторию необходимо разбить на несколько групп. Уже после этого каждой группе будет предоставлена необходимая информация. Затем проходит обучение, которое играет важную роль. Проведение тренингов, как небольшая часть такой программы обучения, способствует закреплению знаний работников, а затем и применение их на практике.

В обучении работников на рабочем месте есть свои плюсы и минусы. Достоинствами обучения на рабочем месте являются: удовлетворение непосредственных актуальных потребностей обучаемого работника, быстрая его адаптация, небольшие финансовые затраты. Недостатками обучения на рабочем месте являются: недостаточный опыт преподавания у коллег-мастеров, сотрудники могут возмущаться по поводу того, что их коллеги учат их и др.

В заключении отметим, что хорошо проработанная система обучения персонала дает компании конкурентное преимущество на рынке, за счет быстрого реагирования на внешние и внутренние изменения в экономике и социальной сфере.

Список литературы

1. Александрова Н.А., Васильцова Л.И., Воронин Б.А. Управление персоналом: учебное пособие / Н.А. Александрова и др. - Екатеринбург: УрГСХА, 2010.

2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг - М.: ИНФРА-М, 2012.

3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М.И. Магура и др. // Управление персоналом. - 2014.

4. Матрусова Т.Н. Внутрифирменная подготовка кадров / Т.Н. Матру-сова // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5.

5. Серых О. Современные технологии и методы внутрикорпоративного обучения персонала / О. Серых // ООО «Юнайтед-Пресс», 2015.

Любимов И.С.

Студент магистратуры 1 курса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина1

ПРОБЛЕМЫ, СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье проводится анализ деятельности отечественной власти в сфере социальной политики. Особое внимание уделяется качественным показателям, определяющим уровень жизни населения.

Ключевые слова: ИЧР, уровень жизни, продолжительность жизни, ВНП.

Lyubimov I.S.

1 year master's student Tambov State University named after G.R. Derzhavina and service Scientific adviser:

PROBLEMS, SPECIFICITY AND FEATURES OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The article analyzes the activities of domestic authorities in the field of social policy. Particular attention is paid to quality indicators that determine the standard of living of the population.

Key words: HDI, standard of living, life expectancy, GNP.

1 Научный руководитель: Выжимова Н.Г. к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» Тамбов, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.