Научная статья на тему 'Особенности обучения огневой подготовке сотрудников-девушек, впервые принятых на службу в силовые структуры'

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников-девушек, впервые принятых на службу в силовые структуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерный подход / огневая подготовка / сотрудники женского пола / психологические трудности и физиологические особенности женщин / стрельба / gender approach / fire training / female employees / psychological difficulties and physiological characteristics of women / shooting

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексей Викторович Варзунов, Виктория Евгеньевна Беляева

В статье рассматривается ряд психологических и физиологических особенностей женщин, влияющих на их освоение огневой подготовки. Выявлена проблема гендерного подхода среди сотрудников силовых структур. Указаны основные трудности, испытываемые женщинами при обучении стрельбе, предложены возможные пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексей Викторович Варзунов, Виктория Евгеньевна Беляева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of fire training for female employees who were first accepted for service in the security forces

The article considers a number of psychological and physiological characteristics of women that affect their development of fire training. The problem of gender approach among law enforcement officers is revealed. The main difficulties experienced by women in shooting training are indicated, and their possible solutions are suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения огневой подготовке сотрудников-девушек, впервые принятых на службу в силовые структуры»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 242 — 244. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):242 — 244.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 159.99 NIION: 2007-0062-4/21-057

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-242-244 MOSURED: 77/27-004-2021-04-257

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников-девушек, впервые принятых на службу в силовые структуры

Алексей Викторович Варзунов1, Виктория Евгеньевна Беляева1

1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия

Автор, ответственный за переписку: Алексей Викторович Варзунов, alex_vv90@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается ряд психологических и физиологических особенностей женщин, влияющих на их освоение огневой подготовки. Выявлена проблема гендерного подхода среди сотрудников силовых структур. Указаны основные трудности, испытываемые женщинами при обучении стрельбе, предложены возможные пути их разрешения.

Ключевые слова: гендерный подход, огневая подготовка, сотрудники женского пола, психологические трудности и физиологические особенности женщин, стрельба

Для цитирования: Варзунов А. В., Беляева В.Е. Особенности обучения огневой подготовке сотрудников-девушек, впервые принятых на службу в силовые структуры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 242 — 244. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-242-244

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Features of fire training for female employees who were first accepted for service in the security forces

Alexey V. Varzunov1, Viktoriya E. Belyaeva1

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia

Corresponding author: Alexey Viktorovich Varzunov, alex_vv90@mail.ru

Abstract. The article considers a number of psychological and physiological characteristics of women that affect their development of fire training. The problem of gender approach among law enforcement officers is revealed. The main difficulties experienced by women in shooting training are indicated, and their possible solutions are suggested.

Keywords: gender approach, fire training, female employees, psychological difficulties and physiological characteristics of women, shooting

For citation: Varzunov A.V., Belyaeva V.E. Features of fire training for female employees who were first accepted for service in the security forces // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):242 — 244. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-242-244.

Опыт мировой практики показывает, что профессиональная подготовка сотрудников, деятельность которых связана с практическим применением огнестрельного оружия по долгу службы, позволяет подготовить меткого стрелка. Исторически сложилось так, что методика боевой подготовки, включая в себя огневую подготовку,составлена и отработана в большинстве своем для мужчин.

В настоящее время происходят изменения во многих сферах жизни современного общества, которые связаны с возрастанием требования ра© Варзунов А.В., Беляева В.Е., 2021.

венства мужчин и женщин на основе гендерного подхода.

В России повышенное внимание этой проблеме стало уделяться не так давно. Работа по решению этого вопроса только начинается, необходимо организовывать программы государственного уровня, проводить постоянный учет и статистику.

Учитывая актуальность проблемы, связанной с гендерными особенностями человека, необходимо рассмотреть вопрос о компетенции сотрудников силовых структур в изучении огневой подготовки.

Огневая подготовка является важнейшей составной частью профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Она на-

Теория и методика обучения и воспитания

правлена на обучение личного состава правильному обращению с огнестрельным оружием, а также эффективному и правомерному его применению. Умение вести прицельный огонь в быстром темпе, выполнение действий после психологических и физических нагрузок с максимальной вероятностью поражения цели, опережение противника в открытии огня, ведение огня из-за укрытия, готовность быстро менять позицию и положение для стрельбы, наиболее успешное использование вооружения и специальных средств в зависимости от обстановки и условий — все это необходимые аспекты для изучения огневой подготовки.

В силовых структурах присутствует деление сотрудников по специальным званиям: на младший, средний, старший и высший начальствующий состав; на аттестованный состав и наемный гражданский персонал. Деление по гендерному признаку отсутствует. Хотя его наличие, например, при изучении огневой подготовки было бы вполне уместным. Сотрудники-женщины по анатомическим показателям и физиологическим особенностям отличаются от мужского пола, чаще уступая в показателях. Хоть большая часть сотрудников силовых структур — мужчины, есть необходимость разработки программы для обучения сотрудников женского пола.

Безусловно, женщины, принятые на службу, отличаются наиболее сильной физической подготовкой, психологической устойчивостью и высокой степенью состояния здоровья, но это не отменяет их слабость в сравнении с мужским полом. Прежде всего, по строению тела. По научным данным мужчины на 8% крупнее и на 7% выше по телосложению. Длина женского тела на 10 см меньше мужского, рост составляет 93% от роста мужчин. Мышечная ткань женщины составляет 32—35% общей массы тела, мужчины — 40%. Безусловно, все это влияет на снижение работоспособности, выносливости, неспособности освоить в полной мере некоторые предметы. Но все же сотрудники получают равноценные знания независимо от пола.

Девушки, принятые на службу в силовые структуры, в большинстве случаев впервые сталкиваются с оружием. Для них особенно тяжело дается изучение огневой подготовки. Это требует определенной психологической подготовленности, которую в ходе занятий курса должны получить сотрудники. Стрельба — это специфическая деятельность, требующая высокого мышечного напряжения, сложная по своей координации и психическим процессам.

Важно научиться не только метко стрелять, но и быть готовым применять этот навык в экстремальной ситуации для обеспечения сопротивления преступнику или его обезвреживания. Результативность и качество выполнения служеб-

но-боевых задач — это прямой показатель уровня морально-психологической устойчивости сотрудников. В подобных ситуациях проявляется осознание значимости своего участия, бдительность, смелость и мужество. Готовность проявлять такие качества очень важна для сотрудников женского пола, на этом делается акцент при изучении дисциплины огневой подготовки [3].

Сотрудники женского пола, как правило, воспринимают наиболее остро психологические трудности, испытываемые при обучении стрельбе. К таким факторам можно отнести [1]:

■ волнение на огневом рубеже — присущий для всех начинающих стрелков момент психологического напряжения. Для преодоления данного состояния сотрудникам женского пола необходимо уделить более продолжительное время и повышенное внимание со стороны педагогического состава;

■ страх при обращении с боевьм оружием — зачастую волнение на огневом рубеже происходит по причине данного фактора, что указывает на взаимосвязь проблем. Сформулировав четкое понимание того, что при правильном использовании огнестрельного оружия в соответствии с мерами безопасности оно не будет являться опасным для стрелка, станет разрешением данного момента;

■ самооборонительный рефлекс на ожидаемые звук выстрела и отдачу оружия — данный фактор проявляется в резком сокращении мышц, задействованных в удержании оружия. Свойственный для женщин рефлекс основывается на повышенной боязливости. Отрабатывая данный момент, необходимо уделить большее количество времени, так как рефлекс будет ослабевать с увеличением количества повторений.

Однако кроме недостатков стрелки-женщины обладают и некоторыми преимуществами перед мужской половиной [6]:

■ женщины больше, чем мужчины, предрасположены к постепенному обучению, соответственно программа занятий должна усложняться последовательно;

■ женщины, в сравнении с мужским полом, обладают повышенной эмоциональностью, поэтому замечания, полученные в процессе обучения, могут восприниматься остро. Все рекомендации и замечания, поступающие в адрес женщин, стоит доводить в спокойной форме с детальным объяснением информации;

■ каждый этап обучения важен и обязательно должен быть пройден в полном объеме. Для женщин имеют значение последовательность и правильность выполняемых задач, исправление допущенных ошибок

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

243

также немаловажно. Мужчины в процессе обучения менее требовательны, допущенные ошибки не всегда требуют проработки;

■ одним из самых значимых аспектов, связанных с обучением женщин, является их неспособность к длительным энергозатратным тренировкам. Для женщин характерна детальная проработка изученных действий, связанных с изготовлением к стрельбе, вопросом передвижения и непосредственно самим процессам стрельбы. Избегая возможности допустить ошибки на огневом рубеже, женщины предпочитают затратить большее количество времени на отработку навыков, в том числе и без оружия.

Для преодоления вышеназванных психологических барьеров процесс обучения должен учитывать как сильные, так и слабые стороны женщин-стрелков. Особенности физиологического и психологического состояния женщин должны быть учтены в программе обучения стрельбе и способствовать созданию следующих условий:

■ созданию у обучающегося представления о правильности движений своего тела и осознания этих действий;

■ концентрации внимания стрелка на собственных ощущениях при нажатии на спусковой крючок оружия;

■ способности самостоятельно контролировать правильность всех своих действий в процессе производства выстрела [7].

Таким образом, несмотря на ряд физиологических, психологических особенностей, связанных с профессионализацией, интерес к службе в силовых структурах возрастает среди представительниц прекрасного пола. Для поддержания интереса необходимо развивать сферу обучения, отталкиваясь от гендерного подхода. Уровень подготовки и мастерства стрелков будет порядком выше при соблюдении различных факторов обучения, которые положительно повлияют и на эффективность самого процесса.

2. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Особенности формирования психологической устойчивости и готовности в процессе огневой подготовки / / Альманах современной науки и образования. 2015. № 3. С. 52—56.

3. Калуцкий Н.К., Рабазанов И.Р. Основные направления совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов. Человек: преступление и наказание. М., 2015.

4. Баин С.В., Кабардин А.В., Кузнецов С.И. Огневая подготовка. М., 2016.

5. Зырянов А.В. Огневая подготовка. М., 2017.

6. Кузнецова О.В. Тендерные особенности правосознания у сотрудников органов внутренних дел // Психология и право. 2016. Т. 6. № 2. С. 142—151.

7. Павлов А.В. Выбор методов обучения на разных этапах образовательного процесса / / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 87—89.

References

1. Toropov VA. Fire training: textbook / under the general. ed. V.P. Salnikov. M.: United edition of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004.

2. Kosovskiy VB, Martynyuk S.N. Features of the formation of psychological stability and readiness in the process of fire training / / Almanac of modern science and education. 2015. No. 3. P. 52—56.

3. Kalutsky N.K., Rabazanov I.R. The main directions of improving the firepower training of law enforcement officers. Man: crime and punishment. M., 2015.

4. Bain S.V., Kabardin A.V., Kuznetsov S.I. Fire training. M., 2016.

5. Zyryanov A.V. Fire training. M., 2017.

6. Kuznetsova O.V. Gender characteristics of legal awareness among employees of internal affairs bodies // Psychology and law. 2016. T. 6. No. 2. P. 142—151.

7. Pavlov A.V. The choice of teaching methods at different stages of the educational process // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. No. 3 (62). P. 87—89.

Список источников

1. Торопов BA Огневая подготовка: учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2004.

Информация об авторах

A.В. Варзунов — преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки;

B.Е. Беляева — курсант.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

A.V. Varzunov — lecturer of the Department of Combat and Tactical Special Training; V.E. Belyaeva — cadet.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 16.09.2021; одобрена после рецензирования 16.10.2021; принята к публикации 03.11.2021.

The article was submitted 16.09.2021; approved after reviewing 1 6.10.2021; accepted for publication 03.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.