Научная статья на тему 'Учет гендерных особенностей участников огневой подготовки как детерминанта формирования компетентности сотрудников правоохранительных органов'

Учет гендерных особенностей участников огневой подготовки как детерминанта формирования компетентности сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВКА / УПРАЖНЕНИЕ / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН / FIRE TRAINING / TRAINING / EXERCISE / LAW ENFORCEMENT OFFICER / EXTREME SITUATION / PSYCHOLOGICAL BARRIER / GENDER DIFFERENCES IN FIRE TRAINING / PHYSIOLOGICAL DIFFERENCES OF WOMEN AND MEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якоб Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются подходы к проблеме изучения приемов и правил стрельбы из оружия в условиях экстремальной ситуации и преодоления психологического барьера с учетом анатомических показателей и параметров физиологических особенностей женщин и мужчин. На основе проведенного исследования предлагается использование рассматриваемой методики в обучении дисциплине «Огневая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якоб Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER CHARACTERISTICS OF PARTICIPANTS IN FIRE TRAINING AS A DETERMINANT OF FORMING OF COMPETENCE OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article considers the problem of studying of receptions and rules of how to fire the weapon in extreme situations and how to overcome the psychological barrier of taking into account the anatomical differences and physiological characteristics of women and men. On the basis of the carried out researches it is offered to use of the considered technique in teaching the discipline "Fire training".

Текст научной работы на тему «Учет гендерных особенностей участников огневой подготовки как детерминанта формирования компетентности сотрудников правоохранительных органов»

Педагогика

УДК 377.112.4

доцент кафедры огневой подготовки Якоб Андрей Анатольевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме изучения приемов и правил стрельбы из оружия в условиях экстремальной ситуации и преодоления психологического барьера с учетом анатомических показателей и параметров физиологических особенностей женщин и мужчин. На основе проведенного исследования предлагается использование рассматриваемой методики в обучении дисциплине «Огневая подготовка».

Ключевые слова: огневая подготовка; тренировка; упражнение; сотрудник правоохранительных органов; экстремальная ситуация; психологический барьер; гендерные различия в огневой подготовке; физиологические особенности женщин и мужчин.

Annotation. The article considers the problem of studying of receptions and rules of how to fire the weapon in extreme situations and how to overcome the psychological barrier of taking into account the anatomical differences and physiological characteristics of women and men. On the basis of the carried out researches it is offered to use of the considered technique in teaching the discipline "Fire training".

Keywords: fire training; training; exercise; law enforcement officer; extreme situation; psychological barrier; gender differences in fire training; physiological differences of women and men.

Введение. В мировой практике накопленный разными школами опыт в методике профессиональной подготовки сотрудников, деятельность которых связана с практическим применением огнестрельного оружия по долгу службы, позволяет подготовить меткого стрелка. Исторически сложилось так, что методика боевой подготовки, включая огневую подготовку, составлена и отработана в большинстве своем для мужчин.

На сегодняшний день изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, характеризуются возрастающим требованием равенства между мужчиной и женщиной с учетом гендерного подхода. Необходимо отметить, что проблемам гендерного подхода в России должное внимание стало уделяться лишь в последнее время. Однако стоит учитывать то, что до сих пор не на достаточном уровне реализуются программы на государственном уровне, не анализируется и не обрабатывается соответствующая статистика в регионах. Учитывая вышеназванные условия, немаловажное значение приобретают исследование новых направлений и поиск путей решения проблем по формированию компетентности сотрудников правоохранительных органов в создании комфортного пространства, одним из которых является учет гендерных особенностей участников огневой подготовки.

Формулировка цели статьи. Общеизвестным фактом является тот, что помимо необходимости выполнения повседневных задач, сотрудникам органов внутренних дел также приходится осуществлять свою профессиональную деятельность в таких условиях, когда чрезвычайные обстоятельства требуют от личного состава таких профессионально значимых детерминант, к которым можно отнести не только профессиональную выучку, дисциплинированность и мужество, но и умение справляться с максимальным напряжением как моральных, так и физических сил.

Огневую подготовку правомерно принято считать одним из базовых, основополагающих компонентов целостной системы боевой подготовки, которая призвана не только обучить личный состав навыкам правильного обращения с огнестрельным оружием, но и вооружить обучающихся умениями его эффективного и, что немаловажно, правомерного использования. Как известно из запросов практики, приоритетными направлениями огневой подготовки являются: наличие умения вести прицельный огонь, причем в условиях быстрого. нарастающего темпа, причем после физических и психологических нагрузок, навыки поражения цели с первого выстрела, очереди; навыки упреждения противника в ситуации возможного открытия огня; навыки ведения огня из-за укрытия, навыки быстрой смены позиции и положения для стрельбы; навыки эффективного маневрирования огнем и умение добиваться наиболее успешного использования вооружения и специальных средств в зависимости от обстановки и условий применения огнестрельного оружия.

Изложение основного материала статьи. Уверенное владение личным оружием и точная стрельба из него зависят не только от практических навыков производства выстрела, сформировавшихся в процессе тренировок, но и от наличия соответствующего объема теоретических знаний об устройстве оружия, порядке обращения с ним, соблюдения требований мер безопасности, правил содержании оружия в исправном состоянии.

Из пистолета Макарова наиболее эффективен огонь на расстоянии до 50 м и ведется одиночными либо сдвоенными, а в некоторых случаях строенными выстрелами. Автоматическое оружие дает возможность стрелку вести огонь по целям очередями или одиночными выстрелами, при этом расстояние эффективного огня, в зависимости от конструкции оружия, может быть выше [5, с. 145-149].

Сущностная характеристика методов и приемов обучения. А также тренировочного процесса предполагает процесс обязательного многократного сознательного повторения ряда определенных приемов и действий, которые, в свою очередь, способствуют формированию тех практических навыков и умений, которые способны развить не только спектр анатомических и физических возможностей стрелка, но и содействуют развитию и формированию набора тех профессионально важных качеств, которые жизненно необходимы для успешного выполнения поставленных задач. В ходе обучения и в случае необходимости предусматривается также усложнение выполняемых упражнений, действий, приемов и движений.

Для наиболее успешного применения метода упражнений целесообразно сочетать практическую часть с объяснением, с использованием как наглядной демонстрации, так и опоры на основополагающие

дидактические принципы сознательности и активности; систематичности и последовательности; доступности обучения и др. Чтобы максимизировать процесс качества знаний, наиболее продуктивен и оправдан метод.

Как известно, целью обучения различным видам профессиональной деятельности являются именно умения и навыки [1].Когда происходит реализация тренировочного процесса, в ходе которого выполняются практические упражнения, развиваются и совершенствуются не только морально-волевые, или же физические, но и психологические качества. При условии реализации всего вышеперечисленного, безусловно, совершенствуется и эмоциональная устойчивость сотрудника ОВД [3, с. 200-203].

Чтобы оценить огневую подготовленность, определить степень освоения практическими навыками. целесообразно внедрение в образовательный процесс вариативного тестового контроля, широкого спектра упражнений, разноуровневых заданий, задач, различных нормативов, которые предназначены именно для того, чтобы проверить уровень профессиональной подготовки стрелка.

Существует достаточно широкий спектр различных видов, методов и приемов выполнения упражнений по стрельбе из пистолета. Причем каждому подразделению с учетом его специфики и того профильного направления, в рамках которого данное подразделение выполняет свои служебные задачи, может быть предложено усложнение не только условий, но и также порядка выполнения этих упражнений. В качестве изменяемых условий и видов упражнений могут быть даны задания по стрельбе с места по неподвижной цели, причем из различных положений. Можно использовать упражнения, на выполнение которых отводится ограниченное время, или упражнения по стрельбе по движущимся или неожиданно появляющимся мишеням. Также хорошо отрабатывается навык скоростной стрельбы в различных условиях, например, с движущегося транспорта, или из всевозможных укрытий, когда ограничена возможность для прицеливания. Хороший эффект дают также заданные конкретные параметры для выполнения каждого упражнения, например, время, цель, расстояние до нее, положение для стрельбы, количество патронов, и что немало важно, контрольные точки, критерии выполнения и бально-рейтинговая система оценки качества усвоения [1, с. 87-89].

В ходе анализа предварительных результатов контрольных и срезовых тестов, можно отметить, что в условиях преодоления психологического барьера и приобретения определенных навыков показатели по бинокулярному прицеливанию у стрелков-девушек ниже.

В процессе огневой подготовки серьезное внимание уделяется тому, что в процессе удержания оружия и прицеливания необходимо соблюдать правила правильного дыхания. Особенно важно, чтобы обучающийся помнил, что когда он определил для себя необходимое положение для стрельбы, принял его, стрелок в момент прицеливания должен дышать свободно и равномерно, затаив дыхание на естественном выдохе лишь при нажатии на спусковой крючок, т.е. непосредственно перед самим выстрелом. При этом задержка дыхания не должна быть продолжительностью более 5-7 секунд, чего вполне достаточно для производства выстрела. Также необходимо учитывать, что при стрельбе после физических нагрузок дыхание нужно задерживать на вдохе [2, с. 87-89].

Изучению возрастных особенностей становления двигательной функции человека, развития таких физических качеств как быстрота и ловкость, сила мышц, гибкость и выносливость посвящен огромный пласт науки.

Также анатомические показатели и параметры физиологических особенностей девочек и мальчиков (женщин и мужчин) выявлены и систематизированы в достаточно широком спектре. И эти данные можно использовать при составлении современных методик обучения огневой подготовке с учетом гендерных особенностей.

Общеизвестный факт, что сущностная характеристика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов весьма многолика, и сопряжена с постоянным риском и опасностью для жизни, и поэтому требует достаточно высокого уровня психологической готовности, а сами особенности формирования этой психологической готовности к профессиональной деятельности, требуют от сотрудника необходимого уровня знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, и, в первую очередь, учета характеристик тех условий среды, в которых данная деятельность осуществляется.

Максимальная отдача, решительные и четкие и индивидуальные или же коллективные действий, которые направлены на то, чтобы успешно решать оперативно-служебные задачи, что, собственно говоря, и обусловливает наличие потребности в подготовке таких сотрудников, которые будут готовы к осуществлению эффективных действий, будут ощущать уверенность в плане собственного превосходства над противником, причем эта уверенность должна быть не зависимой от характера сложившейся ситуации и сложности обстановки, - вот то, что требует от сотрудника правоохранительных органов практически каждая профессиональная ситуация [4, с. 141-144].

Выводы. Для того, чтобы был обеспечен достаточно качественный уровень развития психологической подготовленности сотрудника правоохранительных органов, необходимо во всех структурных компонентах содержательной части огневой подготовки, учитывать гендерные детерминанты, обусловливающие в дальнейшем обеспечение адекватного поведения и эффективных действий, которые в сочетании с высоким уровнем физической подготовки, обеспечат успешное выполнение поставленных перед сотрудниками ОВД профессиональных задач, несмотря на уровень их сложности. Когда реализуется процесс обучения боевой подготовке во всей его многогранности и полифункциональности, должны быть созданы и максимально оптимизированы условия, с использованием прогностического и ситуативного моделирования ситуаций, что обеспечит формирование у обучающихся, вне зависимости от гендерных и индивидуально-типологических особенностей, таких профессионально значимых качеств, как: смелость, решительность, уверенность не только в своих физических силах, но и потенциальных возможностях.

В процессе принятия решений сотруднику правоохранительных органов необходимо помимо осуществления мыслительных аналитико-синтетических операций, еще и попытаться предугадать и распознать замысел преступника. В данном случае особую роль играет такой процесс, как предвидение, именуемый антиципацией. Психологические особенности антиципации самым тесным образом связаны с гендерными дифференциациями, базирующимися на особенностях мыслительного процесса, логическом, индуктивном, дедуктивном процессах, а также специальных знаниях, и поступающей из поля невербальной коммуникации информации (команды, жестикуляция, мимика, пантомимика, позах, передвижениях и т.п.) [2, с. 141-144].

Очень важную роль также играет тот факт, что когда происходят совершенно неизбежные конфликтные ситуации между преступниками и представителями правоохранительных органов постоянно изменяются

пространственные и временные взаимодействия, и тендерные дефиниции здесь весьма актуализируются. Фоновая тревожность, нервно-психическая уязвимость и эмоциональность женщин могут сыграть роковую роль при выполнении служебных задач и требуют соответствующей подготовки.

На основе всего вышеперечисленного приходим к выводу о том, что действия нападения и защиты могут быть успешными только в том случае, если, в этот момент правонарушитель будет уязвимым из-за своей наименьшей готовности к ответной реакции. При выполнении оперативно-служебных задач, которое очень часто сопряжено с напряженностью боевых действий, высокой эмоционально-психической вовлеченностью, постоянно присутствующими факторами риска и угроз со стороны преступника может образоваться комплекс индивидуальных и групповых тормозных психологических механизмов и барьеров во взаимодействии работников группы.

Вот почему формирование с учетом гендерных особенностей морально-психологической готовности к действиям в экстремальных условиях при выполнении оперативно-служебных задач необходимо рассматривать в нижеперечисленных аспектах.

Психологическая сторона заключается в формировании навыков управления своими эмоциями, уверенности в действиях при ведении схваток, повышении устойчивости к боевым воздействиям при огневом и рукопашном единоборстве, стремлении к активности в нападении и защите и т.д.

Техническая готовность определяется формированием необходимых навыков и умений использования технических, специальных средств защиты, стрелкового оружия, приемов рукопашного боя, а также знанием соответствующих тактических приемов и действий.

Физическая готовность определяется уровнем развития необходимых общих и специальных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, координации движений, устойчивости к статическим напряжениям и перегрузкам, а также способностью противостоять воздействию неблагоприятных факторов внешней среды [8, 9].

Гендерный подход к вопросам изучения тренировок позволяет регулировать физическую нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в приобретении навыков, а с другой - избежать переутомления и развития устойчивых психологических барьеров.

Педагогическая сторона морально-психологической готовности к действиям в условиях оперативно-служебной деятельности характеризуется организацией и проведением различных педагогических и методических мероприятий учебно-воспитательного процесса, направленных на достижение целей такой готовности.

Литература:

1. Якоб А.А. Психологическая адаптация стрелков к соревновательной обстановке // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 3 (29). С. 87-89.

2. Якоб А.А. Тренировка для развития специальной выносливости стрелка // В сборнике: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств / Материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 141-144.

3. Якоб А.А. Занятия прикладными видами спорта (на примере стрельбы из пистолета) как адаптация к экстремальным условиям служебной деятельности / В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии // Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х томах. 2017. С. 200-203.

4. Пономарев Н.Н., Никитин К.И., Якоб А.А. Идеомоторная тренировка в системе подготовки спортсменов по летнему служебному биатлону // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей Сборник статей. Под редакцией С. Н. Баркалова, А.В. Алдошина. 2017. С. 145-149.

5. Тахмазян С.С., Якоб А.А. Участие условно-рефлекторной деятельности организма в снижении уровня стрелковой подготовки спортсменов // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов // Сборник материалов Всероссийского круглого стола. 2017. С. 201-204

6. Пономарев Н.Н., Якоб А.А. Особенности подготовки сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия в качестве меры государственного принуждения // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 281-282.

7. Скобликов Р.В., Устименко В.О. К вопросу о парадигмальном анализе глобализации как исторического процесса // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 318-321.

8. Устименко В.О. Особенности психофизического развития и средства его коррекции посредством дыхательных техник у курсантов Краснодарского университета МВД России // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2017. С. 97-102.

9. Устименко В.О. О необходимости индивидуализации в преподавании огневой подготовки курсантов высших учебных заведений МВД с учетом особенностей их психомоторной деятельности // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы IV всероссийской научно-практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 184-189.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); ассистент кафедры экономики и менеджмента Исламова Гузаль Илгизовна

Первый Московский государственный медицинский университет

имени Ивана Михайловича Сеченова (Сеченовский Университет) (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МАРКЕТОЛОГА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье рассматривается деятельность менеджера по управлению человеческими ресурсами с позиции усложнения его функций. Раскрываются качества менеджера как человека, способного, работать в условиях неопределенности, принимать нестандартные решения. Особое внимание авторов отводится маркетинговой компоненте его деятельности. Исходя из требований внешней среды и с учетом применения компетентностного подхода в оценке, авторами предложена модель компетенций HR-маркетолога в ее предпринимательском аспекте.

Ключевые слова: менеджер, маркетинг, компетенции, кадровая служба, персонал, технологии, эффективность.

Annotation. The article examines the activities of the manager of human resources management in terms of complicating his functions. The qualities of the manager are revealed as a person capable of working in conditions of uncertainty, making non-standard decisions. Particular attention is paid to the authors of the marketing component of its activities. Based on the requirements of the external environment and taking into account the application of the competence approach in the assessment, the authors proposed the competency model of the HR-marketer in its entrepreneurial aspect.

Keywords: manager, marketing, competence, personnel service, personnel, technology, efficiency.

Введение. Деятельность по управлению человеческими ресурсами в организациях все более детализируется и систематизируется. Успешность и конкурентоспособность на рынке труда обеспечена лишь тем организациям, которые применяют инновационные персонал-технологии, позволяющие сформировать у потенциальных сотрудников положительное представление о ней [111. В связи с этим, значимую роль для реализации кадровой политики и внедрения кадровых технологий играют менеджеры по персоналу. Они должны свободно владеть своей профессией, быть социально мобильным, личностно и профессионально подготовленным, активным и творческим, инициативным и самостоятельным, умеющим взаимодействовать с другими людьми.

В современных условиях данной категории работников, и подразделениям в которых они состоят -кадровым службам уделяется огромное значение. Являясь сущностным компонентом системы управления и регулирования, функции специалистов кадровых служб становятся более сложными по мере развития системы внутри организации. Первоначальная задача - нахождение принципов и механизмов, с помощью которых создаётся эффективная система управления персоналом. Система ориентируется на взаимовыгодные стратегические отношения и социальные партнёрства между фирмой и её работниками. Наблюдается изменение значения такого субъекта управления как кадровая служба с тактической на стратегическую, которое требует постоянного и непрерывного обогащения знаний, умений, навыков, изменения качеств личности и появлению новых подходов, в том числе применения маркетинговых технологий.

Это связано с тем, что рынок труда имеет тенденции к постоянному изменению. В таких условиях организации должны предпринимать определенные усилия по текущему функционированию и дальнейшему развитию. В том числе с позиции маркетинговой деятельности - выстроить правильное позиционирование компании на рынке труда и сделать бренд, который будет легко узнаваться и привлекать потенциальных сотрудников и руководителей. Это необходимо, поскольку к известному корпоративному бренду на рынке соискателей легче привлечь работодателей. При достижении определенного уровня узнаваемости и привлекательности для компании снижаются затраты на привлечение и удержание работников.

В соответствии с вышеизложенным менеджер по управлению человеческими ресурсами (далее HR-менеджер) приобретает новые функциональные особенности в своей профессии, уже связанные с маркетинговой деятельностью. Эти два направления деятельности похожи: привлекать и удерживать людей. Но существуют определенные различия которые выражаются в том, что усилия маркетинга направлены на внешний рынок труда (на клиентов), а управление персоналом, как элемент внутренний среды - на собственных сотрудников.

Но, в конечном итоге, маркетинг и управление персоналом имеют прямое влияние на бизнес-процессы и получение прибыли, и зависят от рыночных условий, в которых приходится работать организации. HR-функцию нужно рассматривать с позиций восприятия компании как бренда ... и обеспечивающую соответствие качества компании заявленному качеству бренда. Наступила эра HR-маркетинга [31. В соответствии с этим, целью статьи является исследование качеств менеджера по персоналу как эффективного маркетолога и разработки модели его компетенций.

Изложение основного материала статьи. HR-менеджер как эффективный маркетолог отвечает за формирование и развитие HR-бренда - образа организации как привлекательного рабочего места ... для работающих и бывших сотрудников, претендентов на должность и рабочие места, клиентов и др. [121. Данный термин впервые был сформулирован Саймоном Бэрроу в Великобритании в 1990 году [71. Такое направление в профессии уже известно на Западе и в Европе, и имеет свое название - «маркетолог-человековед».

При нынешней демографической ситуации работодателю есть смысл задуматься о введении должности HR-маркетолога или даже о создании отдела HR-маркетинга и для российских компаний. Профессионализм HR-маркетолога становится «спасательным кругом» и для тех компаний, которые испытывают дефицит кадров и стремятся удержать лучших сотрудников. В соответствии с этим, стратегическая цель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.