Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМАТА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЕГЭ 2022'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМАТА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЕГЭ 2022 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / навыки и умения / тематическое письменное высказывание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмых И.Е.

Статья посвящена анализу ключевых изменений и требований к написанию тематического письменного высказывания на ЕГЭ 2022 г. по иностранным языкам; определены основные умения и навыки, требуемые для успешного выполнения работы, приведены рекомендации по формированию умений интерпретации графиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чмых И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМАТА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЕГЭ 2022»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-261-266 ЧМЫХ Инна Евгеньевна,

NIION: 2018-0076-6/22-772 кандидат педагогических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-6-971 доцент кафедры лингвистики и переводоведения

БУ ВО «Сургутский государственный университет»,

e-mail: inna_eug@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМАТА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЕГЭ 2022

Аннотация. Статья посвящена анализу ключевых изменений и требований к написанию тематического письменного высказывания на ЕГЭ 2022 г. по иностранным языкам; определены основные умения и навыки, требуемые для успешного выполнения работы, приведены рекомендации по формированию умений интерпретации графиков.

Ключевые слова: ФГОС, навыки и умения, тематическое письменное высказывание.

CHMYKH Inna Eugenievna,

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Surgut State University

FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE WRITING, TAKING INTO ACCOUNT THE CHANGE IN THE FORMAT OF THE THEMATIC WRITTEN STATEMENT OF THE UNIFIED STATE EXAM 2022

Annotation. The article is dedicated to the problem of teaching writing within the changes of the Unified State Exam 2022. Some strategies in reaching the effective results are given and explained.

Key words: teaching writing, Unified State Exam, writing skills.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в рамках предмета «Иностранный язык» необходимым является развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. В этот процесс входит и обучение необходимым навыкам и умениям написания текстов на различные темы на иностранном языке [10]. Сформированность умений иноязычной письменной речи проверяется, в т.ч., заданиями раздела письменной речи единого государственного экзамена.

Изменения формата тематического письменного высказывания в связи с переходом на ФГОС СОО направлено на формирование такого важного навыка, как интерпретация графиков при обучении иноязычной письменной речи.

По определению Н.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова и Н.И. Геза, «письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении» [2].

По мнению Л.С. Выготского, письменная речь представляет собой «самую многословную,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

точную, развернутую форму речи, в которой приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации» [1, с. 61]. Поэтому для более успешного обучения иностранному языку необходимо формировать умения и навыки письменной речи. Письмо помогает учащимся закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть графической системой языка. Процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти и волевых качеств [1].

Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и Т.Е. Сахарова отмечают, что «письмо позволяет учащимся фиксировать в памяти графические комплексы в силу того, что при письме активно работает зрительный анализатор (учащийся видит знак), слуховой анализатор ("слышит", соотносит этот знак со звучанием), речедвигательный (произносит то, что пишет), моторный анализатор (рука осуществляет движения, необходимые для написания знака). Все это создает благоприятные условия для запоминания» [5, с. 171].

Е.Н. Соловова рассматривает письмо как «овладение учащимися графической и орфогра-

фической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала» [7].

Н.Д. Гальскова определяет письменную речь как «процесс, который связан с выражением собственных мыслей в творческом ключе, их логичной и связной организации, а также с письменной коммуникацией» [3].

Данные определения говорят о том, что письмо и письменная речь неразрывно связаны и дополняют друг друга, а сам термин «письмо» может заключать в своем понимании и письменную речь в том числе. Более того, письмо как продуктивный вид речевой деятельности связано с другими видами речевой деятельности и позволяет стимулировать их развитие.

В соответствии с основными изменениями в форматах письменной речи ЕГЭ по английскому языку 2022 г., который проводится на основе ФГОС СОО, заданием базового уровня сложности является написание электронного письма личного характера. Переход к электронному формату письма коррелирует с целью обновленного образовательного стандарта усилить ориентированность задания на практику, т.е. как можно больше соотнести задание с повседневной современной жизнью.

В задании 39 меняются лишь правила структурного оформления электронного письма (отсутствие собственноручно написанных даты и адреса отправителя, ссылки на предыдущие контакты), а также языковое оформление.

Говоря о языковом оформлении, следует отметить, что к лексическому запасу, используемому экзаменуемым при выполнении задания 39, а также его пунктуационному оформлению (кроме знаков препинания, характерных для электронного письма), не предъявляется высоких требований, т.к. задание имеет базовый уровень сложности. Однако это не означает, что данные аспекты не важны. Особенностью в оценивании орфографического оформления письменного высказывания, на которое также следует обратить внимание помимо очевидных правил, является требование последовательного использования одного из национальных вариантов иностранного языка. В противном случае, использование, например, одновременно британского и американского написания слов будет считаться орфографической ошибкой.

Задание 39 направлено на проверку сфор-мированности следующих умений:

• строить развёрнутое письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей и в заданном объёме;

• дать развёрнутое сообщение;

• запрашивать информацию;

• использовать неофициальный стиль;

• следовать формату неофициального письма;

• корректно использовать языковые средства [4].

В задании 40 участникам экзамена предлагается более реалистичная коммуникативная ситуация по сравнению с заданиями прошлых лет: выполнить проектную работу на определенную тему на основе информации, представленной в виде таблицы или диаграммы.

После публикации перспективной модели ЕГЭ у многих учителей возникло заблуждение, что данное задание является альтернативой задания из экзамена IELTS Academic, раздела Writing. Однако неверно отождествлять два этих задания. В письменном задании IELTS необходимо описать график, диаграмму, таблицу или карту. Описание включает в себя анализ основных изменений показателей на иллюстрации, сравнение данных и подытоживание информации. Выражать собственное мнение не требуется. В задании ЕГЭ 2022 данные в таблице и диаграмме носят лишь номинальный характер и нужны для того, чтобы их прокомментировать в свободной форме. Соответственно, цель написания работы - не описание диаграммы или таблицы, а использование их в своем рассуждении по самостоятельно выявленной проблеме.

В плане языковых навыков, согласно методическим рекомендациям [4], от участника ЕГЭ требуется продемонстрировать высокий уровень владения иностранным языком при выполнении задания 40. Следовательно, в соответствии с критерием оценивания «Лексика», необходимо использовать синонимы, антонимы, лексику повышенного уровня. Нельзя забывать о точности в употреблении той или иной лексической единицы и их сочетаемости, чтобы не допустить лексических ошибок. С точки зрения грамматики от учащихся ожидается применение более сложных грамматических конструкций, таких как пассивный залог, условное предложение, сложное подлежащее, сложное дополнение и т.д. Также необходимо соблюдать правильный порядок слов в предложении. Таким образом, в языковом плане в связи с изменением формата этого задания из нового предстоит освоить лишь лексику, слова и выражения для интерпретации данных, представленных в таблицах и диаграммах.

Для успешного выполнения задания, как и предыдущего, у учащихся должны быть сформированы определенные умения [6; 7; 8; 11]. Безусловно, старшеклассники должны быть способны работать с разными источниками информации, в т.ч. несплошными текстами, таблицами и диаграммами, уметь их интерпретировать.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Задание 40 предлагается в двух видах - 40.1 (таблица) или 40.2. (диаграмма). В новой версии задания выпускнику необходимо рассуждать, основывая доводы на данных, предложенных в таблице или диаграмме по теме проектной работы. Использование в задании несплошных текстов диктуется необходимостью вынести на контроль метапредметные умения в предметных заданиях. Выполнение проектной работы также можно отнести к одному из видов учебной деятельности, на которое направлено усиленное внимание в соответствии с новым образовательным стандартом среднего общего образования. Задание 40 направлено на сформированность следующих умений:

• строить развёрнутое письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей и в заданном объёме;

• понимать информацию, представленную несплошным текстом (таблица / диаграмма), и давать ее описание;

• проводить сравнение;

• определять проблемы в обозначенной сфере и предлагать их решение;

• выражать письменно собственное мнение по указанному аспекту темы проектной работы;

• последовательно и логически правильно строить высказывание;

• использовать соответствующие средства логической связи;

• лексически, грамматически, орфографически и пунктуационно правильно оформлять текст [4].

Все рассмотренные изменения раздела письменной речи в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена направлены на усиление их деятельностной и практико-ориентированной составляющей [8].

Иноязычная письменная коммуникативная компетенция и ее компоненты формируются при помощи упражнений и соответствующих методов обучения (например, метод проектов). Согласно Н.Д. Гальсковой, для обучения иноязычной письменной речи используются подготовительные и речевые упражнения [3].

Подготовительные упражнения «обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросо-ответ-ным умениям, выборочному переводу и др.» [3].

Речевые упражнения предусматривают обучение непосредственной передаче мыслей, содержания, какой-либо информации в письменном виде с использованием изученного языкового

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

материала. Их можно разделить на упражнения репродуктивного характера (с опорой на образец, текст, таблицу) и продуктивного характера (с опорой на изобразительную наглядность, речевой и жизненный опыт).

Анализ современных учебников показывает, что письменные разделы, в большей части, направлены на обучение написанию письма полуофициального и неофициального стиля и эссе-мнения. Однако количество упражнений, отведенных отработке отдельных умений, таких как, например, логичное и связное построение высказывания, крайне недостаточно. Кроме того, в учебниках не представлены упражнения для отработки умений читать несплошные тексты, выделять проблему, находить ее решение и других, включенных в требования к результатам освоения программы, согласно новому универсальному кодификатору, и проверяемых новыми форматами письменных высказываний ЕГЭ по английскому языку 2022 г. Соответственно, необходимо предоставлять больше упражнений на отработку умения выражать свое мнение, аргументировать его, а также упражнений на отработку умения построения логичного и связного письменного высказывания. Кроме этого, упражнения на развитие умения интерпретировать несплошные тексты с графиками и диаграммами, а также выполнение соответствующих заданий на их основе в учебниках не представлены. Соответственно, в связи с включением таких требований в обновленный образовательный стандарт, необходимо использовать дополнительные ресурсы с упражнениями такого типа.

Для успешного выполнения задания 39 в комплекс упражнений должны входить подготовительные и речевые упражнения репродуктивного и продуктивного характера, а также задания, направленные на усвоение особенностей структуры электронного письма личного характера, включая работу над пунктуацией, проработку умения задавать точные вопросы, использовать разные варианты обращения, благодарности, усвоение особенностей неофициального стиля в рамках написания данного вида письменной работы.

Важно уделять внимание работе с языковым материалом на идентификацию средств логической связи и их эквивалентную замену, а также на усвоение особенностей структуры электронного письма. Учащимся необходимо прочитать и структурировать электронное письмо в соответствии с представленным планом: приветствие, благодарность за письмо, основная часть (ответы на вопросы и запрашивание информации), выражение надежды на следующий контакт, завершающая фраза, подпись.

Упражнения продуктивного характера дадут возможность учащимся задать вопросы по информации от друга по переписке, например, «Вчера я начал читать книгу про стресс...», в котором отрабатывается умение запрашивать информацию четко по инструкции и затем предлагается с опорой на прежний речевой и жизненный опыт самостоятельно написать личное электронное письмо в ответ на письмо-стимул на тему «стресс».

Ex. 5. Ask 3 questions about the book your email friend started reading:

Yesterday I started reading the book about stress...

(Возможный ответ: Who is the author of the book? When was it published? Is it a self-help book?)

При выполнении данного вида упражнения отрабатываются все необходимые умения в совокупности: следование структуре, стилю, коммуникативной ситуации и языковому оформлению.

Для успешного выполнения задания 40, подготовительные и речевые упражнения репродуктивного и продуктивного характера должны быть направлены на усвоение структуры написания нового вида развернутого письменного высказывания на основе таблиц и диаграмм, совершенствования умений читать и интерпретировать несплошной текст, высказывать свое мнение и аргументировать его, также выделять проблему из представленных данных, предоставлять ее решение, сравнивать данные, использовать средства логической связи.

Вариации написания вводной части, например, на тему «какие виды подработок популярны среди подростков» помогут усвоить, какая информация обязательно должна быть заключена во введении, а также поможет связно и логично строить высказывание, учитывая коммуникативную ситуацию.

В подготовительных упражнениях учащимся важно научиться находить средства логической связи в предложениях и предлагать альтернативные значения. Данные упражнения направлены на умение идентифицировать вводные слова, фразы, а также подбор эквивалентных замен в соответствии с их смысловым содержанием. Например:

Find and underline the transitional words and phrases in the sentences below. Suggest some alternatives.

1. To begin with, getting a job teaches young people to become reliable individuals from their early ages.

2. On the other hand, some people argue that it is unwise for teenagers to work while they are studying.

3. In this way, they learn how to handle money responsibly.

4. Moreover, a part-time job can teach valuable skills essential for the future career such as being punctual or handling money.

5. Teenagers should be strongly encouraged to get a part-time job, as they benefit from the experience.

6. In particular, they fear that having a job can take too much time and cause a student's work to suffer.

Упражнения направлены на отработку правильного интерпретирования несплошного текста, комментарии 2-3 фактов из диаграммы, проведения 1-2 сравнений, отвечая на вопросы (какой вид подработки наиболее/наименее популярный, как отличается процент подростков, которые выбирают работать официантом/официанткой от тех, кто выбирает работу репетитора / выгульщика собак) с использованием слов и фраз, представленных в таблице.

Для выполнения данного задания, учащимся важно расширить свой активный словарь специальными названиями диаграмм, например: a paired bar chart — парная гистограмма, столбиковая диаграмма; a pie chart — круговая диаграмма; a stacked bar chart — составная столбиковая диаграмма; a diagram — диаграмма, график; a flow chart — блок-схема; a bar graph — столбиковая диаграмма; a bubble diagram — диаграмма состояний и др., а также обратить внимание на сложные сравнительные структуры описания графиков: As it is evident from the grap - как видим из графика, ...There is a strong correlation between the X and the Y- между кривыми есть существенная корреляция; The graph provides strong evidence that - график презентует неопровержимые доказательства того, что.; The curve X is significantly -кривая Х значительно .[9].

При описании графиков и таблиц важно использовать слова, описывающие рост / снижение показателей, устойчивые/пиковые или выравнивающие показатели.

Лексические единицы, описывающие разные показатели (пиковые, устойчивые, выравнивающие и т.д.), например, оставаться неизменным - to remain stable, выравниваться - to level off, достигать самой низшей точки - to reach a trough, etc., достигать самого высшего уровня - to top out, безусловно, войдя в активный словарь, позволят чувствовать себя более уверенно при решении задач, связанных с проектировочными умениями и сравнением данных в таблицах и диаграммах [9].

При указании 2-3 фактов из таблицы или графика, важно использовать полезные клише, типа: the main features of this table/graph/pie chart one can see from the poll that the most popular ... the least popular if we look at the graph/table/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

pie chart, we can see ...; looking at the main features ...; what stands out from the table/graph/ pie chart ...; another striking feature is ... В части анализа и представления сравнительных данных из графика, важно сохранять логику и постепенно переходить на более развернутые и связные интерпретации, например:

Looking at the figures in the table, we can see that extracurricular activities (noted by 38.9% of respondents) are almost twice as popular as school activities. Another interesting feature of the poll is that visiting theatres is twice as favoured as going sightseeing (24.8%). Сравнительные структуры in comparison/ in contrast, ., on the other hand ./ However, ... / Likewise, .not as ... as, while/ whereas / although / but, помогут полнее справиться с поставленной задачей.

Наиболее сложными умениями являются интерпретация несплошных текстов, сравнение данных, используя соответствующие языковые явления; способность соотнести возможные проблемы, связанные, например, с работой у подростков и возможные пути решения, предложить свои варианты проблем и решений к ним, комментируя выбранную из списка или самостоятельно придуманную проблему и ее решение.

Ex. 4. Look at the table and through the statements. Complete the True or False exercise based on the table.

Why teenagers take part-time jobs?

Reasons Number of respondents

Getting pocket money 40%

Getting work experience 24%

Acquiring new skill 14%

Learning more about different jobs 14%

Testing oneself 8%

1) Testing oneself is the most popular reason

2) Teenagers want to acquire new skills as much as to learn about different jobs

3) Getting pocket money is the least popular reason

4) Getting work experience is a less popular reason than getting pocket money

5) Testing oneself is a more popular reason than learning more about different jobs.

Таким образом, завершающим подготовительным заданием станет самостоятельное написание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения на основе диаграммы, опираясь на свой речевой и жизненный опыт. Выполнением данного задания проверяются все требуемые умения: правильное оформление текста с точки зрения его структуры и содержания, выделение основных мыслей (абзацев), соблюдение логики изложения, умение высказывать свое мнение, выделять проблему, умение учитывать особенности стиля.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Список литературы:

[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

[2] Гез Н.И., Лиховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

[3] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., стер.

- М.: ИЦ «Академия», 2009. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. Английский язык (Раздел «Письменная речь») [Электронный ресурс] / М.В. Вербицкая, И.А. Басова, К.С. Махмурян, Ю.Б. Курасовская. URL: https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf#!/tab/173729394-10 (дата обращения: 03.05.2022).

[5] Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

[6] Симонова О.А., Ситников А.Ю., Чмых И.Е. Интегрированное обучение иностранным языкам и школьным предметам в современном образовании // Образование и право. - 2020. - № 5. - С. 177-182.

[7] Симонова О.А., Ситникова А.Ю., Чмых И.Е. Современные подходы к повышению квалификации учителей английского языка // Северный регион: наука, образование, культура. - 2018. - № 2 (38). - С. 72-75.

[8] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базов. курс лекций: пособие для студентов. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.

[9] Структура описания диаграмм и графиков в презентации или на митинге. [Электронный ресурс]. URL: https://be-english.com.ua/how-to-describe-charts-diagrams-in-english/ (дата обращения: 03.05.2022).

[10] Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования [Электронный ресурс]. / ФИПИ. URL: https://fipi.ru/ metodicheskaya-kopilka/u nivers-kodifikatory-oko#!/ tab/241959901-11 (дата обращения: 03.05.2022).

[11] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательный процесс российских вузов // Образование и право. - 2018. - № 6. - С. 249-252.

Spisok literatury:

[1] Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' / Izd. 5, ispr.

- M.: Labirint, 1999. - 352 s.

[2] Gez N.I., Lihovickij M.V., Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sred-nej shkole. - M.: Vysshaya shkola, 1982. - 373 s.

[3] Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika : ucheb. posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij. - 6-e izd., ster. - M.: IC «Akademiya», 2009. - 336 s.

[4] Metodicheskie materialy dlya predsedatelej i chlenov predmetnyh komissij sub"ektov Rossijs-koj Federacii po proverke vypolneniya zadanij s raz-vyornutym otvetom ekzamenacionnyh rabot EGE 2022 goda. Anglijskij yazyk (Razdel «Pis'mennaya rech'») [Elektronnyj resurs] / M.V. Verbickaya, I.A. Basova, K.S. Mahmuryan, Yu. B. Kurasovskaya. URL: https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komis-siy-subektov-rf#!/tab/173729394-10 (data obrash-cheniya: 03.05.2022).

[5] Rogova G.V., Rabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 287 s.

[6] Simonova O.A., Sitnikov A.YU., Chmyh I.E. Integrirovannoe obuchenie inostrannym yazykam i

shkol'nym predmetam v sovremennom obrazovanii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 5. - S. 177-182.

[7] Simonova O.A., Sitnikova A. Yu., Chmyh I.E. Sovremennye podhody k povysheniyu kvalifikacii uchitelej anglijskogo yazyka // Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura. 2018. № 2 (38). - S. 72-75.

[8] Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazov. kurs lekcij: posobie dlya studentov. - M.: Astrel', 2008. - 238 s.

[9] Struktura opisaniya diagramm i grafikov v prezentacii ili na mitinge. [Elektronnyj resurs]. URL: https://be-english.com.ua/how-to-describe-charts-di-agrams-in-english/ (data obrashcheniya: 03.05.2022).

[10] Universal'nye kodifikatory dlya procedur ocenki kachestva obrazovaniya [Elektronnyj resurs] / FIPI. URL: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/uni-vers-kodifikatory-oko#!/tab/241959901-11 (data obrashcheniya: 03.05.2022).

[11] Shagbanova H.S., Shagbanov I.F. Vnedrenie CLIL v obrazovatel'nyj process rossijskih vuzov // Obrazovanie i pravo. 2018. № 6. - S. 249-252.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.