УДК 37.012 DOI 10.17238^1998-5320.2017.29.112
Л. В. Попова,
Омский государственный педагогический университет
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Рассмотрены теоретические и практические аспекты подготовки к сдаче единого государственного экзамена по английскому языку. Предложена методика эффективного обучения на специализированных курсах, организованных Центром довузовской подготовки и дополнительного образования Омского государственного педагогического университета. Комплексный подход рассматривается в качестве ключевого для достижения главной цели - овладения всеми необходимыми навыками речевой деятельности, такими как аудирование, чтение, лексика, грамматика, письмо.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, английский язык, методы и приёмы обучения, комплексный подход.
Введение. Подготовка к единому государственному экзамену по английскому языку (ЕГЭ) актуализируется в настоящий момент. Результаты данного экзамена необходимы для поступления не только на специализированный факультет Омского государственного педагогического университета, но и в другие вузы страны. На сегодняшний день вряд ли можно говорить о недостатке в учебниках, учебных пособиях, методических рекомендациях. В целом стоит отметить такие направления по организации работы по подготовке к итоговой аттестации, как: 1) сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где размещена вся необходимая информация о требованиях ко всем разделам экзамена, документы и материалы для подготовки [11]; 2) сайт «Просвещение», который ведёт активную работу по ознакомлению учителей с учебно-методическими комплексами по английскому языку для средней школы, организует онлайн-семинары с целью совершенствования приёмов и методов, в том числе с участием зарубежных специалистов [12]; 3) учебно-методические пособия, методические пособия, справочники, включающие задания по всем разделам экзамена [13, 5-7, 9]; 4) канал YouTube, где выставлены записи ведущих специалистов РФ о требованиях, организации работы по подготовке к ЕГЭ; 5) методические семинары, организованные в форме вебина-ров, где у участников есть возможность задать интересующие вопросы.
Обзор имеющихся ресурсов для подготовки к ЕГЭ. Рассмотрим кратко каждое направление. Так, на сайте ФИПИ имеются два раздела, которые необходимы для старшей школы. Во-первых, ЕГЭ и ГВЭ-11, в котором размещены требования по дисциплинам, в том числе по иностранным языкам, в частности, по английскому языку. Во-вторых, на сайте есть «Открытый банк заданий ЕГЭ», где в специальной рубрике «Английский язык» представлены задания для подготовки к экзамену. Данный раздел содержит материалы как для письменной, так и для устной частей. Полагаем, что без ознакомления учащихся с демоверсиями, спецификациями, кодификаторами и выполнения требований, представленных в нормативно-правовых документах не может идти речь о полноценной подготовке к экзамену. А материалы, содержащиеся в открытом банке заданий, необходимо использовать для совершенствования тех или иных навыков. Последний аспект требует руководства или консультации опытного педагога, который может квалифицированно определить потребности учащегося с учётом имеющейся подготовки последнего.
Сайт издательства «Просвещение» вызывает огромный интерес, поскольку его ресурсы действительно актуальны. Учебно-методические комплексы и семинары являются неотъемлемой частью работы по подготовке к ЕГЭ. Важно изначально правильно выбрать УМК в качестве основы для подготовки. Это снова задача педагога, его опыт и квалификация важны и необходимы. Проводимые семинары весьма полезны, однако каждый семинар посвящён определённой теме и здесь педагогу следует уметь применить полученные знания и навыки, внедряя их в учебный процесс системно, без ущерба для других видов речевой деятельности.
Учебно-методические пособия, методические пособия, справочники включают задания по всем разделам экзамена. С одной стороны, в настоящее время нет недостатка в данных изданиях. Некоторые пособия снабжены дисками для совершенствования навыков аудирования. Многие
пособия содержат ответы к заданиям, поэтому могут использоваться школьниками для самостоятельной работы. Но в данном случае речь идёт о правильном выборе пособия, так как тестовые задания должны быть составлены в соответствии с определёнными требованиями. Качество записи текстов аудирования также должно быть соответствующего уровня. Поэтому среди такого многообразия учебно-методических материалов преподавателю необходимо осуществить правильный выбор.
Канал YouTube позволяет изучать имеющийся опыт педагогов в разных разделах экзамена. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает сама возможность обращения к тому или иному вебинару или мастер-классу, который проводится ведущими специалистами в данной области: М. В. Вербицкой, Р. П. Мильруда и др. Педагогу в таком случае остается пополнить свой методический багаж, учитывая уровень подготовки своих учащихся.
Бесценным и уникальным является возможность принимать участие в вебинарах, проводимых издательством «Просвещение», например. В данном случае можно задать интересующий вопрос как самому ведущему, так и коллегам в чате. Часто такие вебинары проводятся иностранными коллегами на иностранном языке, что, безусловно, позволяет учителям погружаться в языковую среду и общаться непосредственно на английском языке.
Таким образом, проведённый краткий обзор показывает наличие широких возможностей для педагогов, школьников - быть в курсе последних тенденций и новаций, с одной стороны. А с другой стороны, сами задания в указанных направлениях в той или иной степени дублируются. При этом вряд ли можно говорить только об одном учебном пособии, которое удовлетворит всем имеющимся требованиям, поскольку в каждом конкретном случае необходимо учитывать множество факторов. Поэтому часто учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях по английскому языку, т. к. не всегда в школе можно качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ на требуемом уровне.
Методика подготовки учащихся старшей школы на специализированных курсах. Практика показывает, что комплексный подход при подготовке является наиболее эффективным. Курс обучения рассчитан на 150 аудиторных часов. Кроме этого, проводится многократное тестирование слушателей курсов, которое выполняется в режиме реального времени в технически оборудованном классе. Такая проверка знаний проводится несколько раз. Сначала осуществляется так называемое «входное» тестирование. Цель - определить уровень подготовки школьника на момент зачисления на курс. Тестирование включает в себя материалы письменной части формата ЕГЭ в соответствии с требованиями, имеющимися на момент прохождения теста. Второе тестирование осуществляется в январе нового календарного года. Цель - установить динамику слушателя за отчётный период. И первое («входное»), и второе тестирование основываются на материалах, разработанных по критериям для итоговой аттестации по английскому языку в формате ЕГЭ, которые получены федеральным Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ им. М. В. Ломоносова, регионального представительства Института информационных технологий в образовании. Третье тестирование проходит в мае-июне нового календарного года. Цели этого этапа следующие: 1) контроль формирования умений слушателей за отчётный период; 2) знакомство с новыми материалами с учётом нового формата и содержания, которые планируются для будущей итоговой аттестации; 3) закрепление полученных знаний и умений в процессе подготовки на курсах. Кроме того, такое тестирование является дополнительным тренингом для участия в итоговой аттестации по английскому языку.
В настоящее время издано немалое количество учебно-методических пособий, включающих тестовые задания, тренировочные варианты, авторские методики, направленные на подготовку написания личного письма и выполнение письменного высказывания с элементами рассуждения. Однако вряд ли каждое такое пособие следует рассматривать в качестве единственного к использованию в аудитории. Наш опыт показывает, что окончательный выбор тех или иных пособий зависит от первоначального уровня группы. Рабочая программа подготовки слушателей к поэтапному тестированию в Центре и как результат итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ может иметь следующий вид:
Модуль 1
1. Лексико-грамматический блок занимает примерно 5 занятий (15 часов). В нашем случае одно занятие составляет два академических часа.
2. Совершенствование навыков аудирования - 5 занятий (15 часов).
3. Совершенствование навыков чтения - 5 занятий (15 часов).
4. Совершенствование навыков письменной речи. Написание личного письма - 2 занятия (6 часов). Написание эссе - 3 занятия (9 часов).
Данная система тематического распределения позволяет, с одной стороны, «погружаться» в тот или иной аспект языка и изучать его более детально, а с другой стороны, продвигаться вперёд таким образом, чтобы к моменту следующего тестирования письменной части (не путать со «вход-ным»/первым тестированием) у слушателей сформировался системный подход и появился опыт работы в формате ЕГЭ.
Заметим, что практически с самых первых занятий осуществляется системное формирование фонетических навыков. Работа над произношением является неотъемлемой частью подготовки. Каждое занятие начинается с фонетической зарядки, которая сопровождается специальными упражнениями для поддержания фонетических навыков. На протяжении всего курса преподаватель осуществляет корректировку речепроизносительных навыков каждого слушателя по мере необходимости.
Далее работа строится следующим образом:
Модуль 2
1. Совершенствование лексико-грамматических навыков - 3 занятия (6 часов).
2. Совершенствование навыков аудирования - 3 занятия (6 часов).
3. Формирование навыков устной речи в рамках формата заданий ЕГЭ - 3 занятия (6 часов). Следует отметить, что в течение выделенного периода времени проходит отработка всех трёх видов заданий: Task 1, Task 2, Task 3.
4. Совершенствование навыков чтения - 3 занятия (6 часов).
5. Совершенствование навыков письменной речи. Написание личного письма - 3 занятия (6 часов). Написание эссе - 4 занятия (8 часов).
Мы полагаем, что занятия должны включать в себя не только задания в формате ЕГЭ, но и объяснение преподавателем основных разделов английской грамматики, выполнение определённого количества упражнений, направленных на закрепление и активизацию того или иного явления. Правила морфологии, синтаксиса и пунктуации также являются неотъемлемой частью занятий.
Совершенствование лексических навыков включает лингвокультурологический компонент. Особого внимания заслуживает совершенствование навыков аудирования и, соответственно, надлежащий отбор треков и подготовка к работе по данному разделу.
Обучение чтению строится на основании методики формирования технических навыков и коммуникативных умений. Так, например, необходимы и обязательны упражнения для формирования техники чтения. Целесообразно планомерно и систематически использовать приёмы по развитию умений различных видов чтения. В результате можно и нужно ожидать сформированности определённых умений в области разных видов чтения.
Обучение письму и письменной речи требует сформированности лексико-грамматических навыков, знаний правил оформления. Кроме того, слушателям при написании личного письма необходимо учитывать лингвокультурологический компонент, а при написании эссе владеть определённым набором сведений, фактами о современной жизни в своей стране и стране изучаемого языка, ориентироваться в разных сферах науки, техники, а также необходимо знать факты прошлого. Поэтому с самых первых занятий речь идёт о так называемом индивидуальном чтении. Каждый слушатель в обязательном порядке выбирает для чтения классическое произведение/произведения, посоветовавшись с преподавателем. Так как кроме пополнения словарного запаса (с ведением необходимых записей о новых словах, их произношении, особенностях перевода и употребления) такой вид чтения носит познавательный характер. Опосредованно читающий запоминает синтаксические, морфологические и пунктуационные нюансы. Формируется так называемое «чувство языка». Далее важно напоминать учащимся следить за событиями нашей жизни, изучая рекомендованные преподавателем англоязычные сайты. Только при такой организации самостоятельной работы слушателей можно говорить о содержании обучению письменной речи и технологиях.
Ещё одним из немаловажных факторов в процессе подготовки является проблема учёта времени при выполнении заданий. Если в самом начале обучения важно сосредоточиться на содержательной стороне, то во время прохождения второго модуля и далее постепенно следует объяснять суть и важность такого фактора, как время. Чтобы избежать неудачи именно по причине отсутствия учёта времени, необходимо сначала сформировать такой навык, а затем чётко следить за его соблюдением.
Нельзя не учитывать такой фактор, как мотивированность/мотивация. C одной стороны, можно думать, что те школьники, которые выбирают такие курсы для подготовки к ЕГЭ, уже
мотивированы. С другой стороны, в ходе обучения нередко видно, что далеко не все слушатели готовы работать должным образом для достижения определённого результата. В таких случаях в распоряжении преподавателя имеется интерактивный конструкт, включающий широкий спектр приёмов интерактивного обучения, а именно: организация работы в парах, малыми группами, индивидуальная работа [8].
Таким образом, подойти к последнему этапу помогают следующие виды деятельности:
Модуль 3
1. Совершенствование навыков письменной речи. Написание личного письма - 3 занятия (6 часов). Написание эссе - 4 занятия (8 часов).
2. Совершенствование навыков устной речи в рамках формата заданий ЕГЭ - 3 занятия (6 часов). Следует отметить, что в течение выделенного периода времени проходит отработка всех трёх видов заданий: Task 1, Task 2, Task 3.
3. Совершенствование навыков аудирования - 3 занятия (6 часов). Совершенствование навыков устной речи в рамках формата заданий ЕГЭ - 3 занятия (6 часов). Следует отметить, что в течение выделенного периода времени проходит отработка всех трех видов заданий: Task 1, Task 2, Task 3.
4. Совершенствование лексико-грамматических навыков - 3 занятия (6 часов).
5. Совершенствование навыков чтения - 3 занятия (6 часов).
Модуль 2 и модуль 3 отличаются последовательностью отработки навыков. Акценты совершенствования видов речевой деятельности смещены.
Итоговое тестирование (письменная часть) проводится на базе Центра. Контроль раздела «Говорение» организован преподавателем на занятии с соблюдением всех требований.
Результаты применения комплексного подхода по разделам экзамена
Покажем результаты второго и третьего тестирования, поскольку результаты «входно-го»/первого тестирования не превышают, как правило, и 20 % от общего объёма выполненного задания. Письменные задания чаще не оцениваются из-за несоблюдения правил. Это относится к написанию личного письма. Задание 40 и вовсе остаётся невыполненным.
Как известно, письменная часть экзаменационной работы включает в себя четыре раздела: I. Аудирование, II. Чтение, III. Грамматика и лексика, IV. Письмо. Рассмотрим каждый раздел отдельно, выделяя наиболее показательные результаты. В целом очевидным достижением являются стабильные результаты в аудировании, которые продемонстрировали слушатели и в марте, и в июне (см. табл. 1). Следует учесть, что во время «входного»/первого тестирования только 25 % группы выполнили несколько заданий данного раздела.
Таблица 1
Сравнительная таблица по итогам тестирования раздела I. Аудирование
Процент правильных ответов (второе тестирование) Процент правильных ответов (третье тестирование)
64,5 % 64,5 %
Таблица 2 показывает постепенное улучшение формирования навыков чтения.
Одним из самых уязвимых аспектов при подготовке является, с нашей точки зрения, лексико-грамматический. Дело в том, что здесь особенно требуется систематическая работа и в группе, на занятиях, и самостоятельно. Только при таком режиме работы указанные навыки постоянно совершенствуются и не отходят на второй план (табл. 3).
Таблица 2
Сравнительная таблица по итогам тестирования раздела II. Чтение
Процент правильных ответов (второе тестирование) Процент правильных ответов (третье тестирование)
59 % 64,5 %
Таблица 3
Сравнительная таблица по итогам тестирования раздела III. Грамматика и лексика
Процент правильных ответов (второе тестирование) Процент правильных ответов (третье тестирование)
64,5 % 64,5 %
Отдельного комментария заслуживают результаты письменной части. В процессе обучения слушателями были выполнены многочисленные письменные работы по написанию личного письма и эссе. Однако данный вид работы не был вынесен на итоговый контроль после прохождения второго модуля, т. к. необходимо было отработать технику аргументирования. И только четвёртое тестирование включало в себя задания № 39 и 40. Как уже было отмечено выше, при «входном» тестировании, к сожалению, данный аспект совершенно не был сформирован у слушателей. Следует отметить очевидный прогресс по всем критериям (см. табл. 4). Тем не менее, грамматический аспект требует постоянной системной тренировки. Кроме того, отметим, что мартовское тестирование проходило с использованием материалов, разработанных для проведения экзамена в 2016 году. Июньское тестирование включало в себя материалы, оформление и порядок, предусмотренные требованиями 2017 года.
Таблица 4
Сравнительная таблица по итогам тестирования раздела IV. Письмо»
Процент правильных ответов («входное» тестирование) Процент правильных ответов (третье тестирование)
0 % Личное письмо Эссе
3,8 % 8,6 %
Выводы. Следовательно, как показывает опыт, в процессе подготовки к итоговой аттестации по английскому языку в формате ЕГЭ требуется системный и комплексный подход. Для новой группы необходимо разрабатывать учебную программу с учётом уровня подготовки слушателей, требований кодификатора, проводить тщательный отбор учебной и методической литературы, придерживаться определённой методики при подаче отобранного материала, учитывать время на выполнение каждого вида задания, иметь техническое оснащение, проводить мониторинг знаний слушателей с определённой периодичностью и, что немаловажно, обладать определённым педагогическим мастерством и соответствующей квалификацией, чтобы осуществлять такую деятельность и нести ответственность за выполнение данной работы.
Библиографический список
1. Английский язык: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Е. С. Музланова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ, 2017. - 477 с.
2. Английский язык. ЕГЭ-2016. Тренинг: все типы заданий / под ред. Е. А. Фоменко. - Ростов н/Д.: Легион, 2015. - 256 с.
3. Бодоньи М. А. Английский язык. Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ. Задания с развернутым ответом: личное письмо, эссе : учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Легион, 2014. - 304 с.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
5. ЕГЭ-2014: Английский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. М. В. Вербицкая. - М.: АСТ : Астрель, 2014. - 156 с.
6. ЕГЭ-2017: Английский язык: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е. С. Музланова. - М. : АСТ, 2016. - 239 с.
7. Мартыненко Н. Английский язык: Полный курс. Мультимедийный репетитор (+СD). - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
8. Практики интерактивного обучения : метод. пособие / И. И. Голованова, Е. В. Асафова, Н. В. Телегина. - Казань : Казан. ун-т, 2014. - 288 с.
9. Фоменко Е. А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. Пособие с аудиоприложением / под ред. Е. А. Фоменко. - Ростов н/Д.: Легион, 2013. - 304 с.
10. Соловов Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 238 с.
11. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс]. URL: fipi.ru (дата обращения: 12.11.2016).
12. Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
L. V. Popova, Candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor of English, e-mail: [email protected] Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation
COMPLEX APPROACH WHILE TRAINING FOR UNIFIED STATE EXAMINATION
ON THE ENGLISH LANGUAGE
This article examines the experience of training to pass USE on the English language and proves the significant role of complex approach and systematic methodology. Inspite of a wide range of possibilities, which both teachers and students have nowadays - documents, textbooks, reference books, workshops, the Internet, etc. - the necessity of extra training is still important.
Special courses at the Centre of pre-University training and education at Omsk State Pedagogical University are organized. The process is based on the theoretical background of teaching of foreign languages, the English language in particular. Such training combines all modern requirements which are necessary to achieve the goal. The programme of training comprises all necessary themes. It is divided into three modules to «dive» into each aspect of the language (Listening, Reading, Vocabulary and Grammar, Writing) in order to «swim» later. Individual reading, time management and interactive techniques allow to use the knowledge of different aspects of the language properly while speaking.
While training the students are to complete similar tests three times. The tests are suggested by the Centre of testing and development « Humanitarian technologies» of the Moscow State University named after M. V. Lomonosov as the Centre of pre-University training and education of Omsk State Pedagogical University is a regional representative of the Institute of information technologies in education.
Keywords: USE (the united state examination), the English language, complex approach, methods and techniques of training
References
1. Bodonye M. A. Angliisky yazyk. Podgotovka k GIA-9 i EGE. Zadaniya s razvernutym otvetom : lichnoye pismo, esse. [The English language. Training for the SFC-9 and USE. Writing tasks : a private letter and essay]. Rostov on Don, 2014. 304 p.
2. Verbitckaya M. V. ЕGE-2014 : Angliisky yazyk :samoye polnoye izdaniye tipovych variantov zadaniy [USE-2014 : The English language. The most complete issue of typical variants of tasks]. Moscow, 2014, 156 p.
3. Golovanova I. I., Asafova E. V., Telegina N. V. Praktiki interaktivnogo obucheniya [Practical ways of interactive education]. Kazan, 2014. 288 p.
4. Martynenko N. Angliisky yazyk : Polniy kurs + CD [The English language. The complete course + CD]. Saint Peterburg, 2013. 304 p.
5. Muzlanova E. S. ЕGE-2017 : Angliisky yazyk : 10 trenirovochnykh variantov eksamenatcionnykh rabot dlya podgotovki k edinomu gosudarstvennomu eksamenu [USE-2017 : The English language : 10 training variants of exam works for the training the Unified Final Certification]. Moscow, 2016, 239 p.
6. Muzlanova E. S. Angliisky yazyk: Novy polny spravochnik dlya podgotovki k EGE [The English language : A new complete reference book for the training for RNE]. Moscow, 2017, 477 p.
7. Galskova N. D., Gez N. E. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam : Lingvodidaktika i metodika [The theory of training foreign languages : Lingvodidactics and methodology]. Moscow, 2006, 366p.
8. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam : bazoviy kurs [The methodology of teaching foreign languages]. Moscow, 2009, 238 p.
9. Fomenko E. A. Angliisky yazyk. EGE 2016. Trening : vse tipy zadany. [The English language. USE 2016. Training : all types of tasks]. Rostov on Don, 2015. 256 p.
10. Fomenko E. A. Angliisky yazyk. Podgotovka k EGE 2014. [The English language. Training for the EGE 2014]. Rostov on Don, 2013. 304 p.
11. FGBNU«Federalniy institut pedagogicheskich izmereniy» [FSBSI «The Federal Institute of Pedagogical Measurements»] Available at fipi.ru (Accessed 12.11.2016).
12. Prosvezcheniye Publ. Available at http://www.prosv.ru/ (Accessed 10.06.2017).
Поступила в редакцию 20.06.2017 © Л. В. Попова, 2017
Автор статьи: Лариса Владимировна Попова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. А. Назарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
И. А. Бижова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Омский государственный педагогический университет.