Научная статья на тему 'Особенности обучения и первоначальной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России'

Особенности обучения и первоначальной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / курсант / сотрудник УИС / первоначальная подготовка / профессиональная подготовка / training / cadet / UIS employee / initial training / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Алексей Викторович Варзунов, Маргарита Сергеевна Козлова

В работе проанализированы особенности обучения в ведомственных вузах ФСИН России по программам высшего образования, такие как наличие дополнительных профильных учебных дисциплин, наличие профессиональной подготовки сотрудников УИС и наличие самостоятельной подготовки как инструмента обучения курсантов. Выделены плюсы и минусы данных особенностей. Изучены ключевые проблемы первоначальной подготовки лиц, впервые принятых на службу в УИС, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Алексей Викторович Варзунов, Маргарита Сергеевна Козлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training and initial training in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia

The paper analyzes the features of training in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia on higher education programs, such as the availability of additional specialized academic disciplines, the availability of professional training of employees of the UIS and the availability of independent training as a tool for training cadets. The pros and cons of these features are highlighted. The key problems of the initial training of persons first accepted for service in the UIS are studied, ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения и первоначальной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 233 — 237. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):233 — 237.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.6

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-233-237 NIION: 2007-0062-4/23-253

EDN: https://elibrary.ru/SKMMKI MOSURED: 77/27-004-2023-04-453

Особенности обучения и первоначальной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России

Юлия Александровна Мефодьева1, Алексей Викторович Варзунов2, Маргарита Сергеевна Козлова3

1 2 3 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия

1 yuliamefodeva@yandex.ru

2 Alex_vv90@mail.ru

3 rita.kozlova.0101@mail.ru

Аннотация. В работе проанализированы особенности обучения в ведомственных вузах ФСИН России по программам высшего образования, такие как наличие дополнительных профильных учебных дисциплин, наличие профессиональной подготовки сотрудников УИС и наличие самостоятельной подготовки как инструмента обучения курсантов. Выделены плюсы и минусы данных особенностей. Изучены ключевые проблемы первоначальной подготовки лиц, впервые принятых на службу в УИС, предложены пути их решения.

Ключевые слова: обучение, курсант, сотрудник УИС, первоначальная подготовка, профессиональная подготовка

Для цитирования: Мефодьева Ю.А., Варзунов А.В., Козлова М.С. Особенности обучения и первоначальной подготовки в ведомственных вузах ФСИН России // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 233 — 237. https://doi.org/1 0.24412/2073-3305-2023-4-233-237. EDN: https://elibrary.ru/SKMMKI.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Features of training and initial training in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia

Yulia A. Mefodieva1, Alexey V. Varzunov2, Margarita S. Kozlova3

1 2 3 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia

1 yuliamefodeva@yandex.ru

2 Alex_vv90@mail.ru

3 rita.kozlova.0101@mail.ru

Abstract. The paper analyzes the features of training in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia on higher education programs, such as the availability of additional specialized academic disciplines, the availability of professional training of employees of the UIS and the availability of independent training as a tool for training cadets. The pros and cons of these features are highlighted. The key problems of the initial training of persons first accepted for service in the UIS are studied, ways of their solution are proposed. Keywords: training, cadet, UIS employee, initial training, professional training

For citation: Mefodieva Yu.A., Varzunov A.V., Kozlova M.S. Features of training and initial training in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):233-237. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-233-237. EDN: https://elibrary.ru/SKMMKI.

© Мефодьева Ю.А., Варзунов А.В., Козлова М.С., 2023

Во все времена государство как правовой институт наделено специфическими функциями и полномочиями. Право властного подчинения является присущим только государству признаком, которое обеспечивается наличием правоохранительных органов в любой стране. В Российской Федерации насчитывается большое количество ведомств, наделенных различными функциями для решения большого круга направлений деятельности, таких как защита целостности и суверенитета России, борьба с преступностью, исполнение уголовных наказаний и др.

Однако без должного кадрового обеспечения силовых структур реализация ведомствами своих задач не представляется возможной. В связи с этим в РФ создано много различных стимулирующих институтов по привлечению граждан на службу.

Вместе с тем прохождение службы в правоохранительных органах требует от сотрудников определенных профессиональных знаний и навыков, а также наличие конкретной специальности по направлениям деятельности: юрист, психолог, инженер и т.д.

Исходя из этого практически все силовые ведомства Российской Федерации в своей структуре имеют образовательные организации, которые занимаются подготовкой кадров. Их специфика обуславливается тем, что наряду с базовой специальностью обучающиеся данных вузов за период обучения осваивают прикладные дисциплины, изучают профильные науки.

В Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации на сегодняшний день функционирует восемь вузов и один филиал, два института повышения квалификации, один межрегиональный учебный центр, десять учебных центров территориальных органов ФСИН России, научно-исследовательский институт, научно-исследовательский институт информационных технологий [6].

Основная задача по подготовке сотрудников для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ложится на плечи учреждений высшего образования, в которых, как правило, проходят обучение курсанты — граждане РФ, имеющие среднее общее образование.

Первой особенностью образовательной деятельности курсантов является обусловленное спецификой служебной деятельности сочетание двух видов обучения:

■ обучение по основным, общим направлениям (специальности, например, юриста, психолога и др.);

■ обучение сотрудников УИС прикладным дисциплинам (огневая подготовка, физическая подготовка, служебная подготовка и др.).

Стоит отметить, что профессиональное обучение реализуется на основе приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», а именно положения ст. 4 данного приказа: «Профессиональная подготовка включает следующие виды обучения:

■ подготовка курсантов и слушателей в период обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России;

■ специальное первоначальное обучение;

■ профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

■ обучение в процессе служебной деятельности» [3].

Проведение занятий по прикладным дисциплинам с сотрудниками УИС (курсанты относятся к числу сотрудников) обуславливается тем, что прохождение службы предъявляет к персоналу определенные требования, такие как хорошая физическая подготовка, знания и навыки обращения с огнестрельным оружием, психологическая стрессоустойчивость и др. Все это необходимо не только для решения функциональных задач по занимаемой должности, но и для возможности обезопасить себя в случае возникновения угрозы жизни или здоровью сотрудника. Нередки случаи применения физической силы против должностных лиц УИС, невыполнения их законных требований, необходимости предотвращения побега, задержания сбежавшего осужденного и т.д.

Во всех перечисленных ситуациях и ряде других у сотрудника УИС возникает право применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия согласно положениям Закона РФ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» [1].

Однако действия по их применению строго регламентированы данным Законом, как и случаи, когда оно разрешается. При этом не каждый сотрудник УИС имеет юридическое образование, но знать данное положение, как и основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы, он обязан, о чем имеется указание в ст. 12 Федерального закона № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе и о внесении измене-

ний в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»» [2].

Из этого вытекает еще одна особенность обучения. Помимо общих дисциплин по направлению обучения, предусмотренных общими программами для конкретных специальностей Министерством науки и высшего образования РФ, в ведомственных вузах ФСИН России курсантам преподаются специальные дисциплины, например, «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Антикоррупционная деятельность в УИС» и др.

Подготовка по этим прикладным дисциплинам необходима именно для усвоения обучающимися особенностей служебной деятельности, а также для изучения специфики ее прохождения.

В связи с этой особенностью следует отметить, что учебный план курсантов достаточно насыщенный и для освоения профессии в полном объеме, как того требует служебная деятельность, требуется большое количество часов, что, с одной стороны, негативно отражается на свободном времени обучающихся, а с другой — позволяет достаточно рационально распределить учебную нагрузку, этим обуславливается третья особенность обучения в ведомственных вузах ФСИН России.

Еще одна особенность заключается в том, что вся служебная деятельность курсантов образовательных организаций устанавливается распорядком дня, что позволяет предусмотреть учебные часы для занятий самостоятельной подготовкой. При этом ее значимость определяется во многом учебным планом, который по ряду дисциплин предусматривает изучение отдельных тем самостоятельно. Нагляднее будет рассмотреть данный локальный инструмент обучения курсантов на примере Вологодского института права и экономики ФСИН России.

В ВИПЭ ФСИН России самостоятельная подготовка предусмотрена для курсантов с понедельника по четверг с 17:45 до 18:45, а также в неучебные субботы с 08:30 до 13:30, т.е. в будни это время, которое проводится полноценное занятие с преподавателем, а в субботу — это время трех полноценных занятий, что позволяет курсантам выполнять домашнее задание, рассматривать отдельные темы, вынесенные на самостоятельное изучение, заниматься научной деятельностью и др.

В то же время данный инструментарий используется в качестве стимулирования хорошего обучения курсантов. Так, те обучающиеся, которые по итогам месяца имеют оценки по дис-

циплинам только «хорошо» и «отлично», получают право на свободную самостоятельную подготовку, что позволяет проводить ее за пределами института или заниматься своим развитием в других направлениях (например, возможность занятия спортивными тренировками).

Такая практика ведомственного вуза достаточно хорошо себя зарекомендовала и доказала свою эффективность как в процессе обучения, так и в стимулировании хорошего обучения курсантов. На наш взгляд, такой подход может быть перенесен и на другие вузы страны, не только ведомственные, но и гражданские. Однако во втором случае его реализацию можно было бы модернизировать под специфику обучения. Предусмотреть обязательную самостоятельную подготовку для студентов, которые имеют неудовлетворительные оценки по итогам экзаменационной сессии.

Все перечисленные особенности относятся к обучению по программам высшего образования, которые предусматривают подготовку среднего и старшего начальствующего состава ФСИН России. Однако в наибольшей степени кадровый голод в уголовно-исполнительной системе отмечается среди младшего начальствующего состава, тех людей, которые несут службу на постах охраны учреждений, внутри учреждений, обеспечивая их безопасность. К ним предъявляются гораздо меньше квалификационных требований, однако их роль невозможно недооценивать.

В результате кадрового дефицита квалифицированных специалистов в УИС на службу принимают выпускников гражданских вузов. Однако требования гражданских вузов к уровню физической подготовки обучающихся значительно ниже по сравнению с вузами правоохранительного профиля. Сложившиеся обстоятельства диктуют необходимость формирования необходимого уровня физической подготовленности вновь принятых сотрудников с гражданским образованием [4, с. 38].

Предъявление значительно невысоких требований к кандидатам на должности младшего начальствующего состава в УИС не означает их полное отсутствие. И в целом можно говорить о том, что они не сильно отличаются от требований, которые предъявляются к кандидатам на должности среднего и старшего начальствующего состава.

Так, основные требования закреплены в гл. 4 Федерального закона № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об уч-

реждениях и органах уголовно-исполнительной системы»», а именно:

■ предельный возраст поступления на службу — 40 лет;

■ отсутствие судимости;

■ требования к состоянию здоровья;

■ требования к физической подготовке;

■ наличие определенного для конкретной должности уровня образования (среднего или средне-специального) и т.д.

Выполнение служебных задач младшего инспектора порой требует не меньших знаний, чем от любого сотрудника любой другой службы, например, психологической или социальной. В связи с этим для лиц, впервые поступающих на службу в УИС, предусмотрен специальный вид подготовки — первоначальное обучение, которое имеет своей целью ознакомление поступающего на службу со спецификой службы, особенностью работы со спецконтингентом, применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, знакомит с основами уголовно-исполнительного и уголовного законодательства, а также с рядом специальных сугубо ведомственных дисциплин.

Особенности такого обучения не сильно отличаются от тех, которые мы рассмотрели выше, относя их к обучению курсантов. Тем не менее они имеются.

Первая и самая значимая особенность — период обучения, который составляет всего один месяц. За этот месяц поступающий на службу должен освоить все тонкости службы в УИС, овладеть знаниями в отдельных сферах образования, а также обучиться специальным силовым приемам борьбы для обеспечения личной безопасности, в первую очередь, обучиться базовым навыкам владения огнестрельным оружием, пройти усеченные курсы по всем специальным дисциплинам.

В то же время на первоначальную подготовку сотрудников полиции отводится 17 недель для сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, и 25 недель — для сотрудников, имеющих любое другое образование [5, с. 78].

Еще одна особенность заключается в большом объеме информации, получаемом за месяц обучения, и отсутствии выездных (практических) занятий по специальным дисциплинам. Фактически тот объем информации, который необходим сотруднику УИС, достаточно велик и включает большое количество нормативных правовых актов, если не углубляться в тонкости каждой сферы, в то же время процесс первоначальной подготовки не предусматривает практических

занятий, где обучающиеся смогли бы закрепить полученные знания.

В остальном же особенности обучения такие же или во многом схожи с теми, которые присущи системе обучения высшего образования. Вместе с тем последний вид подготовки имеет ряд существенных недостатков и требует серьезных изменений, которыми должны стать:

■ увеличение периода первоначального обучения;

■ разработка выездных (практических) занятий;

■ привлечение сотрудников-практиков к проведению занятий и др.

Подводя итог, следует отметить, что наличие таких особенностей в системе обучения в ведомственных вузов ФСИН России обуславливается в первую очередь спецификой прохождения службы в учреждениях и органах УИС. Но нельзя не отметить эффективность обучения, предусмотренного для курсантов образовательных организаций, а также высокий уровень подготовки специалистов по направлениям деятельности. Ряд особенностей обучения высшему образованию может быть реализован и в других вузах нашей страны, в том числе в гражданских. В то же время первоначальное обучение лиц, впервые принятых на службу в УИС, требует реформирования сразу по ряду направлений.

Список источников

1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

2. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»».

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».

4. Кошкин Е.В., Полякова ТА., Смирнов АЛ. К вопросу о профессиональной первоначальной подготовке граждан, принятых на службу в УИС / / VII Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С.И. Злобина: сборник материалов. В 3 т. Пермь, 5—7 октября 2021 г. Т. 1. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 38—40.

5. Титанов М.Ю., Голубцов ВЛ. Актуальные проблемы специальной первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной

системы и пути их решения / / Вестник Пермского института ФСИН России. 2016. № 4 (23). С. 74—79.

6. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / / URL: https://fsin. gov.ru/structure/inspector/iao/ statistika/Kratkaya% 20har-ka% 20UIS/ (дата обращения: 02.09.2023).

References

1. Law of the Russian Federation No. 5473-1 of July 21, 1993 "On institutions and bodies of the penal enforcement system".

2. Federal Law No. 197-FZ of July 19, 2018 "On Service in the Penal Enforcement System and on Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies of the Penal Enforcement System"".

3. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 169 dated August 27, 2012 "On approval of the Instruction on the organization

of professional training of employees of the penal enforcement system".

4. Koshkin E.V., Polyakova T.A., Smirnov A.A. On the issue of the initial professional training of citizens accepted for service in the UIS / / VII Pedagogical readings dedicated to the memory of Professor S.I. Zlobin: a collection of materials. In 3 vol. Perm, October 5—7, 2021 Vol. 1. Perm: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 2021. pp. 38—40.

5. Titanov M.Yu., Golubtsov VA. Actual problems of special initial training of employees of the penitentiary system and ways to solve them / / Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2016. No. 4 (23). pp. 74—79.

6. Brief description of the penal enforcement system of the Russian Federation // URL: https:// fsin. gov .ru/structure/inspector/ iao / statistika/Krat-kaya% 20har-ka% 20UIS / (accessed: 02.09.2023).

Информация об авторах

Ю.А. Мефодьева — старший преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России; А.В. Варзунов — преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России; М.С. Козлова — курсант Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Information about the authors

Yu.A. Mefodieva — Senior Lecturer of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia;

A.V. Varzunov — Lecturer of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia;

M.S. Kozlova — Cadet of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 1.09.2023; одобрена после рецензирования 02.10.2023; принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted to the editorial office 11.09.2023; approved after review 02.10.2023; accepted for publication 11.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.