Научная статья на тему 'К вопросу вовлеченности курсантов высших образовательных организаций ФСИН России к занятиям по служебно-боевой подготовке'

К вопросу вовлеченности курсантов высших образовательных организаций ФСИН России к занятиям по служебно-боевой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / ФСИН России / служебно-боевая подготовка / физическая подготовка / огневая подготовка / cadets / Federal Penitentiary Service of Russia / service and combat training / physical training / fire training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денис Алексеевич Ширяев, Юрий Александрович Янченков

В настоящее время для сотрудника УИС большое значение имеет его физическая и боевая подготовка. Уровень подготовки зависит от многих факторов, которые закладываются уже в годы обучения в вузе, однако не все курсанты одинаково относятся к освоению навыков служебно-боевой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денис Алексеевич Ширяев, Юрий Александрович Янченков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of involvement of cadets of higher educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia in training for service and combat

At present, physical and combat training is of great importance for the officer of the prison system. The level of training depends on many factors that are laid down in the years of training at the university, however, not all cadets are equally concerned with physical and combat training.

Текст научной работы на тему «К вопросу вовлеченности курсантов высших образовательных организаций ФСИН России к занятиям по служебно-боевой подготовке»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 296 — 299. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):296 — 299.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 355.233 NIION: 2007-0062-4/21-072

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-296-299 MOSURED: 77/27-004-2021-04-272

К вопросу вовлеченности курсантов высших образовательных организаций ФСИН России к занятиям по служебно-боевой подготовке

Денис Алексеевич Ширяев1, Юрий Александрович Янченков2

1 ВИПЭ ФСИН России, Вологда, Россия, shiryaev-denis-alex@ya.ru

2 Университет ФСИН России, Санкт-Петербург, Россия, jancha160283@list.ru

Аннотация. В настоящее время для сотрудника УИС большое значение имеет его физическая и боевая подготовка. Уровень подготовки зависит от многих факторов, которые закладываются уже в годы обучения в вузе, однако не все курсанты одинаково относятся к освоению навыков служебно-боевой подготовки.

Ключевые слова: курсанты, ФСИН России, служебно-боевая подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка

Для цитирования: Ширяев Д.А., Янченков Ю.А. К вопросу вовлеченности курсантов высших образовательных организаций ФСИН России к занятиям по служебно-боевой подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 296-299. 10.24411/2073-3305-2021-4-296-299.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

To the question of involvement of cadets of higher educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia in training

for service and combat

Denis A. Shiryaev1, Yury А. Yanchenkov2

1 VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, shiryaev-denis-alex@ya.ru

2 University of the Federal Penitentiary Service of Russia, St. Petersburg, Russia, jancha160283@list.ru

Abstract. At present, physical and combat training is of great importance for the officer of the prison system. The level of training depends on many factors that are laid down in the years of training at the university, however, not all cadets are equally concerned with physical and combat training.

Keywords: cadets, Federal Penitentiary Service of Russia, service and combat training, physical training, fire training

For citation: Shiryaev D.A., Yanchenkov Yu^. To the question of involvement of cadets of higher educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia in training for service and combat // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):296 — 299. (In Russ.). doi: 10.24411/ 2073-3305-2021-4-296-299.

На данный момент с каждым годом все больше и больше школьников после окончания обучения в школе решают связать свою жизнь со службой в уголовно-исполнительной системе (УИС). Для того чтобы стать квали-

© Ширяев Д.А., Янченков Ю.А., 2021.

фицированным специалистом, необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении, подведомственном Федеральной службе исполнения наказаний.

С самого первого дня в ведомственном институте курсанты начинают изучать физическую, огневую и тактико-специальную подготовку (да-

лее — ФОиТСП), которые будут присутствовать с ними на протяжении всей службы.

Что же такое служебно-боевая подготовка (СБП)? СБП — это организованный процесс служебного обучения, имеющий целью предоставить сотрудникам возможность максимально эффективно использовать совокупность всех сведений, приемов и навыков, необходимых им для несения своей службы в рамках исполнения служебных обязанностей.

Общими задачами СБП курсантов и сотрудников являются:

■ развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости;

■ воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости орга-низма к воздействию неблагоприятных факторов слу-жебно-боевой деятельности;

■ вовлечение сотрудников в регулярные занятия ФОиТСП, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта;

■ активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня, учебы и отдыха;

■ регулярное совершенствование умений и формирование навыков выполнения упражнений учебных стрельб, максимально приближенных к реальным условиям служебной деятельности сотрудников УИС;

■ овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Следует отметить, что не все курсанты добросовестно и с большим энтузиазмом полноценно осваивают программу подготовки, не все считают, что данные умения и навыки необходимы и пригодятся им в дальнейшей служебной деятельности.

Проведя социологическое исследование среди обучающихся 1-го — 5-го курсов разных направлений подготовки и специальностей («Юриспруденция» (40.03.01), «Правоохранительная деятельность» (40.05.02) и «Психология служебной деятельности» (37.05.02)), выяснилось, что курсанты разных курсов абсолютно по-разному оценивают важность СБП сотрудников и этому способствует ряд причин.

Во-первых, только поступив в образовательные организации ФСИН России, новоиспеченные курсанты еще не совсем понимают, что это необычные вузы. Здесь требуется более высокий уровень физической подготовки, освоение при-

емов СБП, строевой выучки, и, конечно же, главным отличием от обычных вузов является проживание курсантов в расположении института — в казарме.

Еще одна особенность курсантов 1-го — 2-го курсов — это повышенная загруженность при несении службы в составе суточного наряда по отношению к старшим курсам.

Проведя опрос, в котором участвовало 100 курсантов 1-го — 2-го курсов, 50% опрошенных отмечают, что не заинтересованы в полноценном освоении СБП из-за большой загруженности (наряды, домашнее задание по «более теоретическим» дисциплинам), 23% не хватает времени в рамках соблюдения распорядка дня в условиях проживания в казарме на дополнительную практику в освоении ФОиТСП, 17% не заинтересованы в освоении приемов и методов на высшем уровне в связи с тем, что имеют большую научную заинтересованность в рамках освоения иных дисциплин и 10% считают, что в дальнейшей служебной деятельности им эти навыки не понадобятся.

Таким образом, можно сделать вывод, что курсанты 1-го — 2-го курсов еще не в полной мере освоились в ведомственном институте. Этому способствуют нехватка времени, непривычный распорядок дня и большая загруженность при несении службы в составе суточного наряда.

Немного иная ситуация с курсантами 3-го курса, это уже не вчерашние абитуриенты, но еще и не выпускники. У курсантов данного курса появляется намного больше свободного времени и, как следствие, заинтересованности в более детальном освоении СБП.

Третьекурсники активны в выполнении слу-жебно-боевых задач, освоении ФОиТСП, у них значительно снижается уровень нагрузки в несении службы в составе суточных нарядов. Значимая часть курсантов 3-го курса — спортсмены, которые занимаются помимо базовой физической подготовки дополнительными видами спорта, что, несомненно, является преимуществом касаемо нашей темы.

Как показывает опрос, проведенный среди обучающихся 1-го — 5-го курсов, в котором участвовали 230 человек — кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта и тех, кто просто занимается дополнительно помимо образовательной программы, — примерно 50% — с 3-го курса, 15% — 1-й и 2-й курсы, а оставшиеся 35% приходятся на выпускные курсы.

У третьекурсников уже более четко вырисовывается картина относительно их дальнейшей службы, все лучше и лучше начинает получаться выполнение физических нормативов и боевых приемов борьбы.

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

297

Таким образом, картина вовлеченности курсантов 3-го курса (на основании социологического опроса среди 100 человек) в освоении и необходимости изучения ФОиТСП следующая: 43% курсантов интересна данная подготовка в рамках поддержания себя в хорошей физической форме; 24% начинают понимать важность освоения приемов и методов и стремятся улучшить свои результаты; 18% по-прежнему остаются поклонниками иных дисциплин; 15% считают, что данные навыки не пригодятся им в дальнейшей служебной деятельности.

Не стоит забывать и выпускные курсы: 4-й курс бакалавриата и 5-й курс специалитета. С курсантами этой группы отдельная ситуация. Они уже прошли большую часть своей учебной жизни в стенах образовательной организации, нарядов у них по сравнению с 1-м — 3-м курсами — 1—2 раза в месяц, основная часть их живет в городе, и, соответственно, времени на освоение физических и боевых навыков у них в разы больше. Вместе с тем выпускники уже четко представляют себе все перспективы службы. За годы, проведенные в институте, их СБП стала более высокого уровня, чем у 1-го — 2-го курсов. Выполнение нормативов, боевых приемов и применение тактико-специальных методов у них не составляет особого труда, все отработано до автоматизма.

В рамках опроса можно увидеть следующую картину: среди 70 курсантов 60% отмечают, что физическая и боевая подготовка обязательно пригодится и значительно облегчит их служебную деятельность, 20% считают, что на выпускном курсе уже можно не придавать большого значения освоению данной дисциплины, 17% по-прежнему считают, что при выполнении служебных обязанностей подготовка им не понадобится и 3% считают, что их физическая форма не позволяет им достойно продемонстрировать навыки и умения по физической и боевой подготовке.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее осознанно к необходимости освоения СБП подходят выпускники 4-го — 5-го курсов, так как четко представляют свою служебную деятельность и ситуации, в которых вышеуказанные навыки могут пригодиться и даже спасти им жизнь.

Несомненно, есть ряд проблем, которые необходимо устранить для большей вовлеченности курсантов в освоении СБП, таких как: нехватка времени у курсантов младших курсов, большая загруженность при несении службы в составе суточного наряда, недостаточное количество учеб-

ных часов для освоения дисциплины, недостаточное количество выездных занятий и бесед с действующими сотрудниками для более полного понимания необходимости высокого уровня физической и боевой подготовки.

В качестве решений указанных проблем можно предложить:

■ изменение распорядка дня для младших курсов;

■ снижение количества нарядов у младших курсов;

■ выделение большего количества учебных часов на дисциплины, относящиеся к ФОиТСП;

■ организацию большего количества выездных занятий в учреждения УИС и проведение учебных занятий и тренировок с участием действующих сотрудников учреждений и органов УИС с целью разъяснения курсантам важности и необходимости СБП сотрудников УИС.

Этот неполный перечень решений указанных проблем поможет повысить уровень вовлеченности курсантов в освоении ФОиТСП, а также качественно реализовывать задачи служебной деятельности на этапе обучения в вузе и в дальнейшей служебной деятельности.

Список источников

1. Приказ Министерства юстиции от 12 ноября 2001 г. № 301 «Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России».

2. Приказ Министерства юстиции от 26 февраля 2006 г. № 24 «Курс стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы».

3. Приказ Минюста России от 5 декабря 2014 г. № 233дсп «Об утверждении Инструкции по подготовки уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

References

1. Order of the Ministry of Justice of November 12, 2001. No. 301 "On approval of instruction on physical training of the staff of the penal system of the Ministry of Justice of Russia".

2. Order of the Ministry of Justice from 26.02.2006. No. 24 "Course of shooting with small arms for prison officers".

3. Order of the Ministry of Justice of Russia from 05.12.2014. No. 233dsp "On approval of the instruction on preparation of the penal correction system for emergency situations".

Информация об авторах

Д.А. Ширяев — преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки; Ю.А. Янченков — преподаватель кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

D.A. Shiryaev — lecturer of the Department of Combat and Tactical Special Training;

Yu-А. Yanchenkov — lecturer of the Department of Combat, Physical and Tactic-Special Training

of the Faculty of Law.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.10.2021; одобрена после рецензирования 14.11.2021; принята к публикации 23.11.2021.

The article was submitted 14.10.2021; approved after reviewing 14.11.2021; accepted for publication 23.11.2021.

Information about the authors

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

it

права

Общая теория государства

lut. Откипмй

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.