дивергентной главной частью//национальная ассоциация ученых (НАУ), 2413-5291.2020.1.57, стр.56-59
8.Душабоев О., Турдибоев Д., Зокиров А. Improvement of teaching
geometry based on pedagogical synergetical principles// International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 08, 2020
ISSN: 1475-7192, Pages: 5268-5276 9.Д.Турдибоев, М.Файзуллаев Преимущества организации дифференцированного обучения в системе среднего общего образования// Среднее профессиональное образование, СПО 5(297^2020
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В _СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ_
РР1: 10.31618/ЕБи.2413-9335.2021.1.83.1251
Фуреева Е.П.
к.п.н., доцент кафедры специально педагогики и психологии ВГСПУ, г. Волгоград (Россия)
АННОТАЦИЯ
В статье говорится о детях с задержкой психического развития, особенностях развития их речи, о проводимой коррекционной работе с этой группой детей, о совершенствовании системы образования с учётом особенностей детей с задержкой психического развития.
ANNOTATION
The article talks about children with mental retardation, the peculiarities of the development of their speech, about the ongoing correctional work with this group of children, about improving the education system, taking into account the characteristics of children with mental retardation.
Ключевые слова: образование, задержка психического развития, коррекционная работа, логопедическая работа, недостаточность центральной нервной системы, функциональная незрелость.
Key words: education, mental retardation, correctional work, speech therapy work, insufficiency of the central nervous system, functional immaturity.
В последнее время в образовательной системе РФ активно внедряются различные модели обучения и воспитания детей с проблемами развития.
Педагоги специального образования разрабатывают современные методики и подходы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения психического, речевого развития и др. Ссовершенствование системы специального образования не обошло и направления работы с детьми с
задержкой психического развития, количество которых с каждым годом увеличивается по разным причинам. Понятие «задержка психического развития» относится к детям, у которых наблюдаются признаки функциональной незрелости нервной системы или слабо выраженная ее недостаточность. Необходимым дополнением к определению «задержка психического развития» является представление о достаточно высоких потенциальных возможностях детей с задержкой психического развития при оказании своевременной коррекционной помощи.
Многими специалистами в области специальной педагогики отмечается, что коррекционно-педагогическую работу с детьми с задержкой психического развития необходимо провести в дошкольный период, поскольку задержка психического развития носит временной и временный характер и своевременная коррекционная работа поможет подготовить таких детей к овладению школьной программой (Власова
Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В. и др.) [2].
Чаще всего общее развитие ребенка происходит в дошкольном возрасте, закладывается фундамент основного развития, формируются основы личности ребенка, его сфера деятельности значительно расширяется, происходит интенсивное развитие речи.
Кроме развития психических процессов необходимо уделять внимание развитию речи детей с задержкой психического развития. Речь - это психический процесс, который формируется во взаимосвязи с восприятием, вниманием, памятью, мышлением. Развитие правильной речи требует специального внимания и педагогических подходов в системе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. От того, насколько сформирована речь у ребенка с задержкой психического развития, будет зависеть успешность обучения в школе, дальнейшее образование и социализация в современном обществе.
Дошкольные учреждения и специальные группы для детей с задержкой психического развития являются первой ступенью образования и входят в
систему общественного дошкольного воспитания. Мы можем считать, что это - I этап непрерывного образования. На этом этапе необходимо провести коррекцию недостатков речевого и психического развития. Дети должны получить навыки, которые будут необходимые для обучения в школе. В связи с этим, в системе
коррекционно-логопедической работы в дошкольном учреждении появляются задачи:
1. Формирование личности, коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы.
2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
3. Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков.
4. Формирование ведущих видов деятельности: формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью, формирование основных компонентов готовности к школьному обучению [1].
Педагоги детского сада должны выполнить эти коррекционные задачи оказать поддержку родителям, столкнувшимся с трудностями воспитания данной группы детей. Создание фундамента школьной готовности детей с задержкой психического развития цель, которую нужно достигнуть педагогам специального образования в дошкольном учреждении.
Несмотря на поставленные задачи, не нужно забывать о трудностях, которые возникают на первой ступени образования. Это неблагоприятные факторы, которые тормозят этот процесс: не все дети посещают детские сады по разным причинам (нехватка мест в коррекционных группах, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, логопедические услуги переходят в разряд оплачиваемых, и не все родители имеют возможность оплачивать эти услуги). Этим объясняется разная степень готовности детей к обучению в школе и к дальнейшему их обучению.
Школа - это следующая ступень образования. Если до школы была проведена успешная коррекция, то далее ребенок с задержкой психического развития может не испытывать особых трудностей, ему возможно понадобится только психолого-педагогическое сопровождение. Если коррекции не было или она была недостаточная, то у школьного учителя возникают трудности в обучении таких детей. С чем сталкивается учитель, работая с детьми с задержкой психического развития? Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой психического развития отличается большим разнообразием, для детей этой группы характерна недостаточная сформированность эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Отмечается своеобразие речевых нарушений развития. Наблюдается вариативная структура речевого дефекта, обнаруживается комбинаторность различных симптомов речевой патологии [2]. В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Так, Е.В.Мальцева выделяет 3 группы.
Первая группа - дети с изолированным дефектом речи, который проявляется в
неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
Вторая группа - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
Третья группа - дети с системным недоразвитием всех сторон речи [4]. Кроме фонетико-фонематических нарушений
наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
У многих детей с задержкой психического развития выявляется недостаточность речевой моторики. Это проявляется в напряжении мышц языка, дети не удерживают заданную позу языка, затрудняются переключиться с одной артикуляционной позы, на другую. При исследовании состояния фонематического восприятия наблюдаются дефектами
произношения звуков и трудности их дифференциации. У детей данной группы низкий уровень владения анализом звукового состава слова.
При выделении звуков из состава слова наблюдаются ошибки, обусловленные смешением звуков. Словарный запас отличается бедностью, неточностью. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речевой практике, недостаточно дифференцируют лексические единицы по их грамматическим признакам. Например, раму называют окном, платье - одеждой. Наблюдаются замены слов-наименований описанием ситуации или действия, с которыми связан обозначаемый объект. Уровень овладения предложением служит показателем формирования грамматического строя речи. Конструирование предложений из опорных слов, по сюжетной картинке часто представляет трудность. Связная речь качественно неполноценная.
Особенности развития речи детей с задержкой психического развития, а точнее отставание в овладении речью отмечают в своих исследованиях В.И. Лубовский, Н. Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко и другие авторы.
Всё перечисленные непосредственно влияет на успешность усвоения родного языка и других предметов в начальной школе. Следовательно, специфика коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, должна определяться особенностями нарушения речи и психических процессов.
Западная система инклюзии предполагает наличие в классе помощника учителя или консультанта. В России, как правило, учитель,
работающий в классе с детьми с задержкой психического развития, должен иметь основыдополнительного дефектологического образования. Многие учителя имеют такое образование или стремятся его получить. Также в школах, где имеются такие классы, обычно есть психолог и учитель - логопед, которые активно помогают детям с задержкой психического развития справиться с возникшими проблемами. Эти специалисты помогают и учителю, и родителям, проводя с ними индивидуальные консультации, участвуя в родительских собраниях. На результат коррекционной работы и успешности обучения такого ребенка влияет психологически комфортная обстановка обучения. Поэтому важно создать благоприятную среду. Она должна способствовать развитию у детей учебно-познавательной самостоятельности. Ребенку должно быть комфортно во всех отношениях. Коррекционная работа в специальном (коррекционном) детском саду или классе проводится с учетом особенностей детей с задержкой психического развития.
Вся проводимая работа должна опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Многое зависит от коллектива педагогов, так как приходится решать не только коррекционные задачи, но и традиционные: развитие детей, их воспитание и образование. Поэтому повышаются
требования к возрастанию профессиональной компетентности специалиста. Педагог,
работающий с детьми с задержкой психического развития, должен владеть основами соответствующей профессиональной деятельности, уметь оценивать свои возможности, работать над профессиональным развитием. Тогда прогноз коррекционной работы и решение традиционных задач будет вполне оптимистичным.
Список литературы:
1. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). - М.: В. Секачев, ИОИ, 2004. - 66с.
2. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. -М.: Школьная Пресса, 2005. - 96с.
3. Корепанова М. В. Подготовка специалистов для системы дошкольного образования в условиях введения государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения. /М. В. Корепанова //Актуальные проблемы подготовки специалистов для системы дошкольного образования. - М.: Баласс, 2011. -304с.
4. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. педвузов /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Владос, 2003. -680с.