Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

ОБУЧЕНИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
образование / задержка психического развития / коррекционная работа / логопедическая работа / недостаточность центральной нервной системы / функциональная незрелость. / education / mental retardation / correctional work / speech therapy work / insufficiency of the central nervous system / functional immaturity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фуреева Е. П.

В статье говорится о детях с задержкой психического развития, особенностях развития их речи, о проводимой коррекционной работе с этой группой детей, о совершенствовании системы образования с учётом особенностей детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фуреева Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENTAL DELAY IN THE SYSTEM OF CORRECTIVE LOGOPEDIC WORK

The article talks about children with mental retardation, the peculiarities of the development of their speech, about the ongoing correctional work with this group of children, about improving the education system, taking into account the characteristics of children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

ОБУЧЕНИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Фуреева Е.П.

кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия

TEACHING CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENTAL DELAY IN THE SYSTEM OF

CORRECTIVE - LOGOPEDIC WORK

Fureeva E.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация

В статье говорится о детях с задержкой психического развития, особенностях развития их речи, о проводимой коррекционной работе с этой группой детей, о совершенствовании системы образования с учётом особенностей детей с задержкой психического развития.

Abstract

The article talks about children with mental retardation, the peculiarities of the development of their speech, about the ongoing correctional work with this group of children, about improving the education system, taking into account the characteristics of children with mental retardation.

Ключевые слова: образование, задержка психического развития, коррекционная работа, логопедическая работа, недостаточность центральной нервной системы, функциональная незрелость.

Keywords: education, mental retardation, correctional work, speech therapy work, insufficiency of the central nervous system, functional immaturity.

В настоящее время в образовательной системе РФ активно внедряются различные модели обучения и воспитания детей с проблемами развития. Педагоги специального образования разрабатывают методики и приёмы коррекционной работы для более эффективной коррекционной работы с детьми с особыми потребностями, в частности для детей с задержкой психического развития.

Понятие «задержка психического развития» относится к детям, у которых наблюдаются признаки функциональной незрелости нервной системы или слабо выраженная ее недостаточность. При оказании своевременной коррекционной помощи дети этой группы имеют достаточно высокие потенциальные возможности.

Многие специалисты в области специальной педагогики отмечают, что коррекционно-педагоги-ческую работу с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить в дошкольный период, поскольку задержка психического развития носит временной и временный характер и своевременная коррекция поможет подготовить таких детей к овладению школьной программой (Власова Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В. и др.) [2].

Чаще всего общее развитие ребенка происходит в дошкольном возрасте, закладывается фундамент развития основ личности человека. Сфера деятельности детей значительно расширяется и происходит интенсивное развитие речи.

Кроме развития психических процессов уделяется внимание формированию речи детей с задержкой психического развития. Речь - психический процесс, который формируется во взаимосвязи с восприятием, вниманием, памятью, мышлением. Это требует специального внимания и педагогических подходов в системе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. От того, насколько сформирована речь у ребенка с задержкой психического развития, зависит успешность обучения в школе, дальнейшее образование и социализация в современном обществе [3].

Дошкольные учреждения и специальные группы для детей с задержкой психического развития являются первой ступенью образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Это - I этап непрерывного образования. На первом этапе необходимо провести коррекцию недостатков речевого и психического развития. Дети получают навыки, которые будут необходимые для обучения в школе. В связи с этим, решаются следующие задачи:

1. Формирование личности и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы.

2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

3. Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков.

4. Формирование ведущих видов деятельности: формирование предпосылок для овладения

учебной деятельностью, формирование основных компонентов готовности к школьному обучению [1].

Педагоги детского сада, решая эти задачи, ещё оказывают поддержку родителям, столкнувшимся с трудностями воспитания своих детей, и не имеющих специальных знаний в области специальной педагогики. Несмотря на поставленные задачи, возникают неблагоприятные факторы, которые тормозят процесс подготовки детей с задержкой психического развития к школе: не все дети посещают детские сады по разным причинам (нехватка мест в коррекционных группах, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, логопедические услуги переходят в разряд оплачиваемых, и не все родители имеют возможность оплачивать эти услуги). Этим объясняется разная степень готовности детей к обучению в школе и к дальнейшему их обучению.

Школа - это следующая ступень образования. Если до школы была проведена успешная коррекция, то далее ребенок с задержкой психического развития может не испытывать особых трудностей, ему возможно понадобится только психолого-педагогическое сопровождение. Если коррекции не было или она была недостаточная, то у школьного учителя возникают трудности в обучении таких детей. С чем сталкивается учитель, работая с детьми с задержкой психического развития? Клинико-пси-хологическая характеристика детей с задержкой психического развития отличается большим разнообразием, для детей этой группы характерна недостаточная сформированность эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Отмечается своеобразие речевых нарушений развития. Наблюдается вариативная структура речевого дефекта, обнаруживается ком-бинаторность различных симптомов речевой патологии [2]. У многих детей с задержкой психического развития выявляется недостаточность речевой моторики. Это проявляется в напряжении мышц языка, не удержании заданной артикуляционной позы языка, затруднения переключения с одной артикуляционной позы, на другую. При исследовании состояния фонематического восприятия наблюдаются дефектами произношения звуков и трудности их дифференциации. Словарный запас бедный и неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речевой практике. Например, раму называют окном, платье одеждой. Наблюдаются замены слов-наименований описанием ситуации или действия, с которыми связан обозначаемый объект. Уровень овладения предложением служит показателем формирования грамматического строя речи.

Конструирование предложений из опорных слов, по сюжетной картинке часто представляет трудность. Связная речь качественно неполноценная.

Особенности развития речи детей с задержкой психического развития, а точнее отставание в овладении речью отмечают в своих исследованиях В.И. Лубовский, Н. Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко и другие авторы.

Всё перечисленные трудности непосредственно влияет на успешность усвоения родного языка и других предметов в начальной школе. Следовательно, специфика коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, должна определяться особенностями нарушения речи и психических процессов.

В школах, где имеются классы для детей с особыми образовательными потребностями, обычно есть психолог и учитель - логопед, которые активно помогают детям и педагогам справиться с возникшими проблемами. Эти специалисты помогают и родителям, проводя с ними индивидуальные консультации, участвуя в родительских собраниях.

На результат коррекционной работы влияет психологически комфортная обстановка обучения. Благоприятная среда способствует развитию у детей учебно-познавательной самостоятельности. Ребенку должно быть комфортно во всех отношениях. Коррекционная работа в специальном (коррекцион-ном) детском саду или классе проводится с учетом особенностей детей с задержкой психического развития. Вся проводимая работа опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Коллектив педагогов решает не только коррек-ционные задачи, но и традиционные: развитие детей, их воспитание и образование. Поэтому требования к профессиональной компетентности специалистов возрастают постоянно. Педагог, работающий с детьми с задержкой психического развития, должен владеть основами соответствующей профессиональной деятельности, уметь оценивать свои возможности, работать над профессиональным развитием.

Список литературы

1. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррек-ционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). - М.: В. Секачев, ИОИ, 2004. -66с.

2. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. -М.: Школьная Пресса, 2005. - 96с.

3. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. педвузов /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Владос, 2003. - 680 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.