Научная статья на тему 'Особенности обучения детей, находящихся на длительном лечении в лечебно-профилактических учреждениях'

Особенности обучения детей, находящихся на длительном лечении в лечебно-профилактических учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3555
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СТАЦИОНАР МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Ольга Борисовна

В данной статье рассматривается проблема реализации права каждого ребенка на образование. Проанализирована сложившаяся на сегодняшний день ситуация, связанная с обучением детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. В результате анализа выявлены противоречия и недостатки осуществления процесса обучения больных детей, а также обоснована необходимость профессиональной подготовки педагогических кадров, способных к эффективной работе с детьми в специфических условиях лечебно-профилактических учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения детей, находящихся на длительном лечении в лечебно-профилактических учреждениях»

2. Подъем ног стоя - исходное положение принимается стоя у стены, нога с пораженным суставом выносится вперед примерно на 45 градусов и фиксируется на протяжении от 5 до 7 секунд;

3. Сокращение передних бедренных мышц - исходное положение принимается лежа на животе, под ступнями зафиксирован валик. При напряжении выпрямляется пораженная конечность и удерживается в данном положении от 5 до 7 секунд, после чего необходим отдых. Повторяется упражнение около 10 раз, что зависит от самочувствия больного;

4. Сокращение задних бедренных мышц - исходное положение принимается лежа на спине, обе ноги сгибаются в коленях до момента наступления болевых ощущений. Стопы следует основательно прижимать, пытаясь надавить одновременно с напряжением задней поверхности бедра. Удерживать напряжение следует максимально до 7 секунд, повторяя 10 раз.

5. Продолжить лежа на спине и выполнить упражнение вращения ногами - «велосипед». Необходимо поддерживать темп: от медленного к более быстрому.

Вывод

Данную программу тренировок по физические культуры мы рекомендуем студентам страдающим таким заболеванием для укрепления физического и морального состояния. Так же данная программа тренировок позволяет студентам заниматься физической культурой в коллективе, вместе со своими соратниками. Данную программу тренировок мы рекомендуем выполнять ежедневно.

© Букиров Р.Р., 2016

УДК 376.24

Винокурова Ольга Борисовна

Магистрант

Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема реализации права каждого ребенка на образование. Проанализирована сложившаяся на сегодняшний день ситуация, связанная с обучением детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. В результате анализа выявлены противоречия и недостатки осуществления процесса обучения больных детей, а также обоснована необходимость профессиональной подготовки педагогических кадров, способных к эффективной работе с детьми в специфических условиях лечебно-профилактических учреждений.

Ключевые слова

Право на образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся на длительном лечении, лечебно-профилактическое учреждение, стационар медицинского учреждения, обучение больных детей, специальные условия обучения.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Действительно, каждый ребенок независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального положения, места жительства,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеет право на доступное и качественное полноценное общее образование [3]. Здесь под "другими обстоятельствами" понимается в том числе и состояние здоровья ребенка.

По различным причинам количество детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается. Рассматривая актуальность темы в социальном плане можно сказать, что по данным статистики за год около 6 миллионов детей в России проходят лечение в стационарах медицинских учреждений, из них 120-130 тысяч детей находятся на длительном стационарном лечении [4]. Это дети с гематологическими и онкологическими патологиями, длительно текущими инфекционными процессами и заболеваниями, последствиями тяжелых травм, ожогов. Помимо стационаров больниц, существует множество различных учреждений санаторного типа, в которых дети ежегодно оздоравливаются, а также реабилитационных центров, помогающих маленьким пациентам в восстановлении здоровья. Естественно, что в данных условиях ребенок на определенное время выпадает из привычного ему учебного процесса. Соответственно возникают противоречия между требованиями принципов Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и их исполнением на практике. Один из числа вопросов, возникающих в ходе рассмотрения темы, заключается в следующем - как же обеспечить в каждом конкретном случае реализацию права ребенка, находящегося на длительном лечении, на образование с учетом его состояния здоровья, психофизических возможностей и условий для получения образования.

Необходимость наличия структурного образовательного подразделения в лечебно-профилактических учреждениях очевидна. Дети, которые в силу ряда профилей заболеваний месяцы и даже годы находятся на лечении не должны быть полностью оторваны от процесса образования. Педагоги при проведении учебных занятий должны помочь детям, пребывающим в стационаре, наверстать упущенное в период продолжительной болезни, устранить пробелы в знаниях и не отстать от программы. Следует отметить, что образовательный процесс выполняет не только обучающую функцию, но и способствует реабилитации, адаптации и социализации ребенка после перенесенного им заболевания или травмы, формирует стимулы к скорейшему выздоровлению.

Подходы обучения детей в стационарах медицинских учреждений существуют с советских времен, но за эти годы они подверглись серьезной деструкции, менялась система образования, образовательные технологии и сами дети. В настоящее время в российском образовании существуют три модели организации обучения длительно болеющих детей: в образовательном учреждении, в том числе санаторном, на дому и в медицинских организациях. Однако недостаток состоит в том, что в нормативно-правовой базе и финансировании практически отсутствует система по созданию условий для обучения болеющих детей. Сложившая ситуация требует скорейшего законодательного урегулирования на федеральном уровне. А пока обеспечение государственных гарантий реализации права каждого человека на образование законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Таким образом, получается, что на практике каждое медицинское учреждение решает проблему обучения школьников самостоятельно в зависимости от финансирования, активности главных врачей, настойчивости родителей и желания детей.

Организация обучения в медицинском стационаре существенно отличается от простого образовательного процесса в школе. Разрешение на участие ребенка в образовательном процессе дают врачи и по условиям осуществления образовательной деятельности, и по объему учебной нагрузки. Если ничто не препятствует началу учебного процесса, ученик проходит диагностику, по необходимости для него подбирается и корректируется учебный материал.

Специфика педагогической деятельности в лечебных учреждениях предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки педагогов. Особую роль в таком образовательном процессе играет индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагоги должны учитывать психофизическое состояние детей и работать с ними по особым адаптированным программам. Учителям необходимо знать специфику работы с больными детьми, применять на практике здоровьесберегающие технологии. Эти знания позволяют эффективно организовать учебный процесс, подобрать правильные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения. Большое разнообразие социальных, возрастных и психологических характеристик детей, находящихся в одно и то же время, в

одном и том же месте, относится к отрицательным сторонам процесса обучения в условиях больницы. Различный уровень подготовленности и интеллекта детей (за партой могут оказаться вместе ученики лицея, гимназии, сельской школы) осложняет для учителя организацию учебно-воспитательного процесса. Работая в условиях больницы, учителю необходимо за короткий срок сформировать учебную группу, настроить ребят на конструктивную работу, организовать урок так, чтобы каждый был охвачен вниманием. Эффективно осуществлять интеграцию детей в образовательное пространство школы при ЛПУ помогают профессионализм учителя, его опыт, интерактивные методы обучения, творческий характер обучения и личностно-ориентированный подход.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время имеет место ряд противоречий между:

- объективной значимостью проблемы обучения больных детей, находящихся на длительном лечении в оздоровительных учреждениях и реальным вниманием органов государственной власти к ней и ее решению;

- наличием потребности в квалифицированных специалистах, способных к эффективной работе в сложных условиях ЛПУ и отсутствием возможности для их подготовки в ВУЗ (отсутствие программно-методического обеспечения студентов).

Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу о том, что актуальна потребность в педагогических кадрах, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности для работы с больными детьми. Сегодня основной недостаток заключается в отсутствии профессиональной подготовки будущих педагогов к образовательной деятельности в условиях лечебного учреждения, в отсутствии соответствующих дисциплин в учебном плане и дидактических средств. Многие молодые учителя отказываются работать в школах при больницах, ссылаясь на отсутствие подготовки в ВУЗ. Высшая школа должна удовлетворить существующие потребности современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, способных к эффективной работе по специальности в сложных и специфических условиях ЛПУ, реабилитационных центров, а также медицинских учреждений санаторного типа. Список использованной литературы:

1. Грядунова Г.М. Психолого-педагогические особенности обучения больных школьников, находящихся на лечении в многопрофильной больнице. - М.: ООО «МАКС Пресс», 2003. - 104 с.

2. Золотова Г.И. Формирование профессиональной культуры социального педагога детского оздоровительного учреждения в условиях вуза: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2005. - 166 с.

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 : офиц. текст [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL : http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения 26.09.2016).

4. Шариков С.В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО), 2015, 2(4), 65-73.

© Винокурова О.Б., 2016

УДК 372

Внуковская Оксана Алексеевна

магистр 2 курса КемГУ, г. Кемерово, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ОБОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Формирование обобщения основано на интегрированных заданиях и обобщающих задачах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.