ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 81:372.8
Д. И. Баранова, И. А. Гребенникова
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматриваются особенности аудирования на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются различные аудитивные упражнения, направленные на повышение навыка аудирования у младших школьников. Целью данной статьи является выявление особенностей обучения аудированию на уроках английского языка в начальной школе. В работе авторы статьи подчёркивают важность обучения аудированию именно на начальном этапе занятий.
Ключевые слова: английский язык, виды речевой деятельности, аудирование, аудитивные упражнения.
DOI: 10.24412/2227-1384-2023-352-38-45
Аудирование — это одно из важных речевых умений, которые ученики формируют на уроках английского языка в начальной школе. Аудирование является одним из способов, которым ученики могут развить свои навыки понимания английской речи на слух. Это достаточно сложный, но необходимый для овладения вид речевой деятельности, поскольку без навыков аудирования невозможно выстроить продуктивную коммуникацию на иностранном языке. Использование аудирования в начальной школе подразумевает опору на простые тексты с уже изученной лексикой.
Проблемой обучения аудированию разрабатывали многие учёные в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков. М. А. Мирзоян в своей работе выделяет ряд особенностей обучения аудированию в начальной школе, указывая на продуктивность использования комбинированного подхода, который также основывается на ис-
Баранова Дарья Ивановна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected] .
Гребенникова Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой европейских и восточных языков (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Баранова Д. И., Гребенникова И. А., 2023
38
пользовании других видов речевой деятельности на уроках английского языка [7].
Работа Е. С. Моисеевой и А. В. Незамаевой посвящена организации процесса обучения аудированию как виду речевой деятельности в начальной школе. Авторы рассматривают специфичность обучения аудированию на уроках английского языка, принимая во внимание психологические особенности детей и организации необходимых условий для аудирования [8].
В нашей стране термин «аудирование» стал использоваться с 1964 г. С этого момента учёные интенсивно занимались исследованием проблем и трудностей, связанных с обучением аудированию. Такой интерес к данной проблематике вызван тем, что это вид речевой деятельности остаётся значимым и необходимым учебным умением в изучении иностранного языка.
З. А. Кочкина представила ключевые принципы обучения аудированию:
- интерес обучающихся к непереводимому пониманию слышимой речи;
- приближение темпа говорения на иностранном языке к темпу говорения на родном языке;
- использование разнонаправленных текстов для прослушивания с различными аутентичными дикторами [6].
Более подробная трактовка термина «аудирования» представлена в работе Г. В. Роговой и И. Н. Верещагиной, как декодирование звучащей речи, в том числе перцептивную, мыслительную и мнемоническую деятельность. Перцептивный уровень отражает восприятие звучащей речи. Умственная деятельность задействует основные мыслительные операции, включая анализ, синтез, индукцию, дедукцию, сравнение, абстрагирование, конкретизацию, а мнемоническая отражает выделение и усвоение информационных характеристик, формирование образа, узнавание, идентификацию в результате сравнения с хранимым эталоном [10].
Для того, чтобы намеренно обучать аудированию, необходимо понимать его характерные особенности как вида речевой деятельности. Более детально их обозначила И. А. Зимняя:
1) по своему характеру аудирование относится к непродуктивному виду речевой деятельности, на основе которого реализуется устное общение;
2) по своей роли аудирование считается перцептивным видом речевой деятельности аналогично чтению;
3) по форме понимания аудирование имеет внутреннюю, невыраженную форму, основанную на декодировании воспринимаемой речи;
4) внутренний механизм аудирования опирается на такие психологические процессы, как внимание, слушание, смешение языка и средств узнавания, идентификация, понимание, запоминание, группировка, обобщение, вывод [4].
39
Аудирование на уроках английского языка должно быть интересным и захватывающим. Ученики должны получать удовольствие от выполнения заданий по аудированию, и только в этом случае они могут достичь успеха и улучшить свои навыки понимания английской речи на слух. Для достижения поставленных целей педагогу необходимо соблюдать определённые требования.
Типичный урок в современных учебных условиях включает последовательность из трёх частей, состоящую из заданий на предварительное прослушивание, упражнений во время и после прослушивания, и содержит действия, которые связывают восходящее и нисходящее слушание.
Во время нисходящей обработки текста слушатель получает обзор прослушанного отрывка. Обычно это происходит во время первичного прослушивания текста.
В процессе восходящей обработки слушатель сосредотачивается на отдельных словах и фразах и достигает понимания, соединяя эти детализированные элементы, создавая, таким образом, единое целое. Целостная картина создаётся во время второго прослушивания.
Этап предварительного прослушивания готовит учащихся к нисходящему и восходящему обучению с помощью действий, которые включают в себя активацию ранее полученных знаний, прогнозирование и повторение основного словарного запаса. Фаза слушания направлена на понимание с помощью упражнений, которые требуют выборочного прослушивания, прослушивания с целью извлечения деталей, последовательности и т. д. Фаза после прослушивания обычно включает ответ на понимание и может потребовать от учащихся высказать своё мнение по определённой теме.
Система упражнений для улучшения навыка аудирования младших школьников является важной частью их обучения. Она должна включать как языковые, так и речевые упражнения, и направлена на развитие ау-дитивных навыков. Языковые упражнения помогут развить грамматические и лексические умения, а речевые упражнения будут направлены на развитие навыков говорения. Важно учитывать, какие умения и навыки каждое упражнение развивает, чтобы классифицировать их правильно. Разработка такой системы является одной из главных задач обучения аудированию в младших классах.
Э. К. Ибакаева выделяет подготовительные, речевые и контрольные упражнения при обучении аудированию школьников на начальном этапе. Подготовительные упражнения нацелены на обучение учащихся использованию лексических, грамматических и фонетических навыков и мыслительных механизмов, составляющих основу слуховой деятельности (вероятностное прогнозирование, виды памяти и др.). Речевые упражнения развивают способность воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к общению в естественной среде. Контрольные упраж-
40
нения способствуют развитию навыков контроля и самоконтроля и служат для проверки сформированности необходимых навыков [5].
О важности подготовительных упражнений в обучении аудированию в своей работе ведёт речь З. А. Кочкина. По её мнению, основная цель подготовительных упражнений заключается в развитии языковых навыков и управлении психическими механизмами аудирования, снятии затруднений, которые связаны с языковым оформлением аудиотекста, а также ознакомлении младших школьников с аудитивной деятельностью [6].
Однако, по мнению З. Н. Никитенко, особое внимание следует уделить упражнениям, направленным на развитие речевого слуха и внутреннего произношения. Эти навыки являются основой говорения на иностранном языке, поэтому необходимо уделять им особое внимание и тренировать их регулярно [9].
Один из способов развития речевого слуха — это многократное прослушивание и повторение слов. Обучающемуся требуется прослушать слово или фразу и повторить их с точностью и правильным произношением. Это поможет ему освоить звуки и варианты интонационного оформления речи на иностранном языке.
Другим важным упражнением является определение услышанных слов и их последовательности. Ученик должен разобрать слова в предложении и определить их значение. Это поможет ему лучше понимать смысл сказанного и улучшить свои навыки аудирования.
Также эффективными упражнениями считаются разучивание стихов, разучивание песен и скороговорок. Прослушивание и повторение ритмичных текстов помогает развить аудитивные навыки и улучшить произношение. Кроме того, такие упражнения способствуют запоминанию новых слов и выражений [2].
Ещё одним полезным упражнением является прослушивание предложений и определение значения новых слов по контексту. Требуется понять значение незнакомого слова, исходя из смысла целого предложения. Это помогает обучающемуся расширить свой словарный запас и лучше понимать тексты на иностранном языке [11].
Прослушивание предложений с синонимами, антонимами и омонимами также является эффективным способом развития лексических навыков аудирования. Ученик должен определить значение слова и уловить нюансы их использования в предложении, что достигается уже на среднем и старшем этапе изучения иностранного языка.
Не менее важным является упражнение на прослушивание предложений со словами, образованными приставкой и суффиксом. Учащиеся учатся определять значение слова, которое образовано с помощью приставки или суффикса. Это поможет им развить грамматические навыки и лучше понимать образование иностранных слов и словообразование [3].
Таким образом, задания, нацеленные на развитие аудитивных способностей и внутреннего произношения, а также на обогащение лексиче-
41
ского словаря и развитие навыков грамматики при обучении аудированию, являются эффективным и необходимым инструментом в процессе изучения иностранного языка. Правильное произношение и понимание речи — это важный фактор успешного общения на иностранном языке.
Развитию грамматических навыков аудирования у детей младшего школьного возраста, как отмечает Е. К. Ибакаева, способствуют следующие упражнения [5]:
- прослушивание предложений, в которых редуцируются грамматические формы, восстановление их по контексту;
- определение разницы между предложениями, имеющими одинаковое лексическое оформление и различные грамматические конструкции;
- прослушивание несколько мини-текстов, содержащих незнакомое грамматическое явление, определение его значения и пр.
Обучению учащихся начальных классов аудированию на уроках английского языка, по мнению М. А. Арияна и А. Н. Шамова, способствует развитие памяти. Можно предложить задания, где требуется объединить в одно предложение несколько коротких фраз. Или прослушать текст, содержащий фактические данные (имена собственные, цифры, даты и т. д.), ответить на специальные вопросы, используя эту информацию [1]. На начальном этапе можно также предложить учащимся отметить нужную картинку или прослушать несколько раз инструкцию по выполнению необходимых действий и выполнить их, соблюдая при этом правильную последовательность и др.
Эффективному обучению аудированию младших школьников на занятиях по английскому языку, как пишет А. Е. Трикоз, способствуют упражнения на развитие языковой догадки и вероятностного прогнозирования. В арсенал педагога можно включить задания на прослушивание предложения и подбор подходящего по смыслу окончания. Хорошо зарекомендовавшим себя упражнением выступает задание на прослушивание ряда прилагательных, где требуется назвать наиболее часто употребимое существительное с ними. Для развития навыков аудирования можно также использовать задания на заполнение пропусков в предложении самостоятельно, а затем прослушать текст и проверить себя. На начальном этапе можно также прибегать к упражнениям на узнавание известных слов в звучащем тексте. А. Е. Трикоз также предлагает задания на прослушивание слов и словосочетаний, образованных от знакомых слов при помощи словообразования, где требуется определить их значение и т. д. [11].
Таким образом, рассматриваемая система упражнений направлена на формирование и развитие навыков аудирования, а также на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение необходимого уровня понимания иноязычного текста, воспринимаемого детьми младшего школьного возраста. Главной особенностью рассматриваемых упражнений является нацеленность на моделирование усло-
42
вий, которые максимальным образом приближены к условиям реального общения и взаимодействия.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что на текущий момент аудирование является важным рецептивным речевым умением, поскольку участвует в восприятии иноязычной речи на слух. Этому навыку необходимо начинать обучать на начальном этапе, поскольку младший возраст более восприимчив к обучению звуковому восприятию речи. Кроме этого, память 6 —10-летнего ребёнка способна демонстрировать различные способы запоминания изучаемого материала. Качественно формированные навыки аудирования у младших школьников являются залогом успешного восприятия иноязычной речи на старшем этапе изучения иностранного языка.
Список литературы
1. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты. М.: Флинта, 2019. 128 с.
2. Бирюкова Е. А. Обучение аудированию на уроках английского языка в начальной школе. URL: https://урок.рф/library/obuchenie_audirovaniyu_na_ urokah_anglijskogo_yazika_v_205820.html
3. Васильева О. А. Формирование навыков аудирования с использованием интерактивной доски на уроках английского языка / / Знание. 2019. № 4-1 (68). С. 65 — 69.
4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
5. Ибакаева Е. К. Особенности аудирования младших школьников / / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 180—183.
6. Кочкина З. А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи / / Иностранные языки в высшей школе. 1964. № 1. С. 18 — 28.
7. Мирзоян М. А. Особенности обучения аудированию на уроках английского языка в начальной школе / / Новые решения в образовании в эпоху перемен: материалы III научно-практической студенческой конференции, Москва, 25 ноября 2022 года. М.: МГПУ, 2022. С. 280—284.
8. Моисеева Е. С., Незамаева А. В. Специфика обучения аудированию в начальной школе / / Интеграция науки, общества, производства и промышленности: сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 17 мая 2019 года. Ч. 3. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2019. С. 98—102.
9. Никитенко З. Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика. М.: Флинта, 2020. 234 с.
10. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 2-изд., дораб. М.: Просвещение, 1998. 231 с.
11. Трикоз А. Е. Технология обучения аудированию на уроках английского языка / /
Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2017. № 1-1 (10). С. 51 —52.
* * *
43
Baranova Daria I., Grebennikova Irina A. FEATURES OF TEACHING LISTENING IN ENGLISH LESSONS IN PRIMARY SCHOOL
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
This article discusses the features of listening to younger schoolchildren in English lessons. Various auditory exercises aimed at improving the listening skills of younger schoolchildren are considered. The purpose of this study is to identify the features of teaching listening skills in English lessons in primary school. The authors of the article emphasize the importance of learning listening at the initial stage of mastering a language.
Keywords: English, types of speech activity, listening, listening exercises. DOI: 10.24412/2227-1384-2023-352-38-45
References
1. Ariyan M. A., Shamov A. N. Osnovy obshchey metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty (Fundamentals of general methods of teaching foreign languages: theoretical and practical aspects), Moscow, Flinta Publ., 2019. 128 p.
2. Biryukova E. A. Obucheniye audirovaniyu na urokakh angliyskogo yazyka v nachal'noy shkole (Teaching listening skills in English lessons in elementary school). Available at: https://ypoK.p^/library/obuchenie_audirovaniyu_na_urokah_anglijskogo_ yazika_v_205820. html
3. Vasilyeva O. A. Formation of auditing skills using interactive whiteboards in English lessons [Formirovaniye navykov audita s ispol'zovaniyem interaktivnykh doski na urokakh angliyskogo yazyka], Znaniye, 2019, no. 4-1 (68), pp. 65—69.
4. Zimnyaya I. A. Psikhologiya obucheniya inostrannomu yazyku v shkole (Psychology of teaching a foreign language at school), Moscow, Prosveshchenie, 1991. 222 p.
5. Ibakaeva E. K. Features of listening comprehension for younger schoolchildren [Osobennosti audirovaniya mladshikh shkol'nikov], Izvestiya Rossiyskogo gosudars-tvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2009, no. 102, pp. 180—183.
6. Kochkina Z. A. Listening as a process of perception and understanding of sounding speech [Audirovaniye kak protsess vospriyatiya i ponimaniya zvuchashchey rechi], Inostrannyye yazyki v vysshey shkole, 1964, no. 1, pp. 18—28.
7. Mirzoyan M. A. Features of teaching and listening in English lessons in primary school [Osobennosti obucheniya i audirovaniya na urokakh angliyskogo yazyka v nachal'noy shkole], Novyye resheniya v obrazovanii v epokhu peremen: materialy III nauchno-prakticheskoy studencheskoy konferentsii, Moskva, 25 noyabrya 2022 goda (New solutions in education in the era of change: materials of the III scientific and practical student conference, Moscow, November 25, 2022), Moscow, MGPU Publ., 2022, pp. 280—284.
8. Moiseeva E. S., Nezamaeva A. V. Specifics of teaching listening in elementary school [Spetsifika obucheniya audirovaniyu v nachal'noy shkole], Integratsiya nauki, obshchestva, proizvodstva i promyshlennosti: sborniki statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Tyumen', 17 maya 2019 goda ( Integration of science, society, production and industry: collections of articles of the International Scientific and Practical Conference, Tyumen, May 17, 2019), part 3, Ufa, OMEGA SCIENCE Publ., 2019, pp. 98—102.
44
9. Nikitenko Z. N. Inostrannyy yazyk v nachal'noy shkole: teoriya i praktika (Foreign language in elementary school: theory and practice), Moscow, Flinta Publ., 2020. 234 p.
10. Rogova G. V., Vereshchagina I. N. Metodika obucheniya angliyskomu yazyku na sovremennom etape v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh (Methods of teaching English at the present stage in educational institutions), a manual for teachers and students of pedagogical universities, 2nd ed., revised., Moscow, Prosveshchenie Publ., 1998. 231 p.
11. Trikoz A. E. Technology of teaching listening in English lessons [Tekhnologiya obucheniya audirovaniya na urokakh angliyskogo yazyka], Pedagogicheskiy opyt:
teoriya, metodika, praktika, 2017, no. 1-1 (10), pp. 51—52.
* * *
45