ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОСТИ МАЛАЙСКИХ И КАРИБСКИХ СТУДЕНТОВ1
Х. Томас, И. Ящук
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются различия показателей адаптивности и общительности у карибских и малазийских студентов, а также раскрывается собственно специфика в степени выраженности признаков адаптивности и общительности у исследуемых этнических групп.
Ключевые слова: общительность как системное качество личности, адаптивность как качество личности, специфика общительности и адаптивности карибских и малазийских студентов.
Изучение свойств личности является актуальным прежде всего с теоретической стороны, так как позволяет раскрыть научную основу свойств личности в целом. С практической стороны эти данные необходимы для разработки путей формирования свойств личности, в частности общительности, а также для составления конкретной программы их развития.
В исследовании общительность и адаптивность изучались как свойства личности, которые являются ведущими в профессиях типа «человек—человек», во многом обеспечивают успешность межличностного взаимодействия.
Общительность рассматривалась нами как системное свойство личности, включающее как мотивационно-смысловые, так и регуляторно-динамические переменные.
Адаптивность рассматривалась нами как системное свойство личности, позволяющее человеку познать отдельные аспекты взаимодействия социальных и природных систем с окружающей средой.
Целью исследования является изучение особенностей общительности и адаптивности Малайских и Карибских студентов.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что специфика общительности и адаптивности личности может выражаться как в качественных их особенностях, так и в специфике психологической структуры данных свойств.
Выборка данного исследования состояла из 60 человек (30 из Малайзии и 30 из стран карибского бассейна), из которых 36 девушек и 24 юноши. Средний возраст испытуемых 17—19 лет:
— малайцы: 18 девушек и 12 юношей из четырех провинций Малайзии. Все малайцы, участвующие в этом исследовании, учатся в Российском Государственном Университете, где все курсы читаются на английском языке;
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
— карибы: 18 девушек и 12 юношей из всех представленных стран Карибского бассейна. Они все являются студентами Российского университета дружбы народов.
Выбор данных групп обусловлен тем, что студенты ходят в одну церковь, говорят на родине на родном языке, имея второй как государственный. При этом группа карибских студентов изучает русский язык, обучается на русском языке и 70—75% общения в повседневной жизни происходит на русском языке, в то время как малайские студенты обучаются и общаются между собой на английском языке.
Для оценки общительности был использован бланковый тест общительности (Крупнов, 1998).
Бланковый тест общительности представляет собой восемь бланков, каждый из которых включает в себя полное описание одного из компонентов общительности по двум его переменным.
Для оценки адаптивности был использован бланковый тест адаптивности (Крупнов, 1998), представляющий собой шесть бланков, каждый из которых включает в себя полное описание одного из компонентов адаптивности по его переменным.
Для выявления различий показателей общительности и адаптивности между группами испытуемых полученные данные были обработаны с помощью t-критерия Стьюдента.
Полученные данные были обработаны также с помощью иерархического анализа.
По полученным результатам наблюдаются различия по агармоничным переменным, т.е. переменным, затрудняющим общение. Эти переменные гораздо больше выражены у карибов, чем малайцев. Мы предполагаем, что это связано с необходимостью вступать в межличностный контакт с представителями другой культуры, говорящими на другом языке, а также с тем, что обучение проходит на русском языке, что и вызывает дополнительные трудности, в то время как малайцы имеют возможность и учиться, и общаться друг с другом на английском языке.
Наблюдаются существенные различия между малайскими и карибскими студентами в каждом компоненте адаптивности. Малайцы испытывают больше трудностей в коммуникации, демонстрируют больше неуверенного поведения и эмоций, больше скучают по родному дому и часто чувствуют себя не на своем месте. Их адаптация будет менее успешна, чем у тех, кто в меньшей степени выражает эти трудности. В этом случае адаптивность у карибских студентов более успешна. Они испытывают меньше проблем в коммуникации, выражают меньше отрицательных эмоций и в меньшей степени ощущают чувство отчужденности.
Наблюдаются качественные особенности общительности и адаптивности малайских и карибских студентов. Адаптивность малайских студентов страдает из-за целого ряда факторов: языковых трудностей, связанных с недостаточностью количества часов для изучения русского языка, и, как следствие, проблемы в общении с русскоговорящими людьми наиболее ярко выражены. Карибы в отличие от малайцев демонстрируют более уверенное поведение. Их нелегко привести в состояние замешательства, они не считают себя неудачниками.
Особенности общительности карибских и малайских студентов проявляются, во-первых, в своеобразии набора, т.е. качественного состава различных переменных общительности; во-вторых, в степени предпочтения тех или иных признаков в реализации общительности. Наиболее ярко эти различия проявились в целевом, динамическом, эмоциональном, мотивационном, когнитивном регуляторном компонентах общительности малайских и карибских студентов. Общительность карибских студентов нацелена на получение знания в процессе обучения и стремление быть уважаемым или нужным в кругу своих однокурсников и земляков. Они вступают в контакт из-за необходимости совместного выполнения различных видов деятельности, в том числе учебной. Они также достаточно динамичны. Они первыми начинают разговор с другими людьми, легко входят в незнакомую компанию и чувствуют себя в ней непринужденно.
Общительность малайских и карибских студентов в первую очередь нацелена на получение нового знания, а также нацелена на обретение хороших и верных друзей, т.е. выстраивание отношения с малайскими студентами, которые уже не первый год учатся в России. Они вступают в контакт с другими людьми, чтобы глубже их узнать, и, как и карибские студенты, чтобы осуществить какую-то совместную деятельность.
Как и карибские студенты, они испытывают состояние беспокойства и раздражения в случае длительного и бесполезного общения, чувство досады, когда в общении не удается скрыть негативное отношение к другому человеку. С очень большим трудом малайские студенты говорят комплименты другим людям.
Проблема развития и реализации общительности и адаптивности личности в современных условиях становится актуальной научно-практической проблемой. Она выступает предметом пристального внимания во многих отраслях психологического знания, но, к сожалению, является малоизучаемым аспектом деятельности человека. Общительность в современном мире способствует обмену информацией между людьми и достижению взаимопонимания, что приносит в нашу жизнь яркие краски и вызывают радостные эмоции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бабаев Т.М. Соотношение различных переменных общительности с показателями успешности деятельности // Современное образование: актуальные вопросы. — М., 2002. — С. 17—20.
[2] Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1996.
[3] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. — М., 2002. — С. 3—6.
[4] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. — СПб.: Медицинская пресса, 2002.
[5] Berry J., Poortinga Y., Segal M., Deasen P. «Cross cultural psychology». Cambridge University Press, 2002. Перевод на русский язык; Гуманитарный Центр. — Харьков, 2007.
[6] Sprinthall N., Collins A. Adolescent Psychology: A Developmental View. — Addison-Wesley Publishing Company Inc. North Carolina State University, 2006.
[7] Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 19—34.
THE PECULARITIES OF COMMUNICABILITY AND ADAPTABILITY OF MALAYSIAN AND CARIBBEAN STUDENTS
H. Thomas, I.S. Yashchuk
The Department of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article analyses the diversity of indicators of adaptability and communicability among Caribbean and Malaysian students. It also explores the level of representation of indicators of adaptability and communicability of Caribbean and Malaysian students.
Key words: communicability as a systemic quality of personality, adaptability as a quality of personality, specifics of communicability and adaptability of Caribbean and Malaysian students.